Роберт И. Говард «Хозяин судьбы»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Классический мистический хоррор )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Бессмертие | Тёмный властелин
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Моряк Стив Костиган пристрастился к наркотикам в Лондоне. Чтобы получить эликсир, избавляющий от этой вредной привычки, он соглашается оказать услугу таинственному незнакомцу. Скоро Стив понимает, что его спаситель пытается его убить. Моряк ищет незнакомца, давшего ему эликсир, чтобы поквитаться с ним...
В англоязычных библиографиях произведение позиционируется как «short novel» («короткий роман»).
Входит в:
— условный цикл «Катулос / Эрлик Хан»
— журнал «Weird Tales, December 1929», 1929 г.
— журнал «Weird Tales, November 1929», 1929 г.
— журнал «Weird Tales, October 1929», 1929 г.
— сборник «Skull-Face and Others», 1946 г.
— журнал «Famous Fantastic Mysteries Combined with Fantastic Novels Magazine December 1952», 1952 г.
— сборник «Nameless Cults: The Cthulhu Mythos Fiction of Robert E. Howard», 2001 г.
— сборник «Tales of Weird Menace», 2011 г.
- /языки:
- русский (7), английский (8), французский (1)
- /тип:
- книги (11), периодика (4), самиздат (1)
- /перевод:
- А. Агеев (1), П. Луине (1), Г. Усова (3)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Aclo Aigiz, 9 мая 2023 г.
Знаете, мне нравиться Роберт Говард, но ценю я его не за Конана и вообще не за истории Хайборийского цикла, а за другие его рассказы и романы. Например, за цикл «Конрад-Кирован-О'Доннелл, или за детектив «Голуби из ада», или за цикл про Соломона Кейна.
«Хозяин судьбы» получился у него просто великолепно. Роман, начинавшийся как простая история о наркомане и его противостоянии, превращается в повествование всемирного масштаба. И если одну половину произведения не ощущалось никаких сверхъестественных элементов, то во вторую они гармонично превносятся в сюжет. Конечно, во всем этом явно ощущаются расистские взгляды, явно преобладавшие в европейском и американском обществах, но, как мне известно, сам старина Говард расистом не был, в отличии от того же Лавкрафта.
Сейчас историей о глобальном заговоре с целью захвата власти никого не удивишь. В конце концов, есть люди, кто и сейчас серьезно верят в конспирологические «теории' о масонах, иллюминатах, Ватикане и рептилоидах. Но вот читая текст «техасского джентльмена», поневоле приходит ощущение веры в правдоподобность описанного.
Да, в чём-то автор наивен и даже, можно сказать, глуп; а в финале главгерой и вовсе как будто слетает с катушек, и идет в «самое логово льва», не взяв даже ножа, что там говорить об огнестрельном оружии. Да и настораживает присутствие в окружении главзлодея такого слабого звена, как Зулейко — как Катулос (кстати, куда падает ударение?), «гигантский интеллект, чудовищный гений» не догадался в ненадежности это девушки и не отстранил ее от событий? Ведь только благодаря ей план Катулоса провалился.
Но, в целом, вещь достойная.
Ramonak, 13 июля 2023 г.
Думал, растяну прослушивание на 2-3 дня, однако пошел гулять, и залпом проглотил все три части. Еще бы не проглотить. Великолепная озвучка Старика Ноденса, супер-подходящая к атмосфере музыка, и традиционно огненное чтиво от техасского мастера — время идет незаметно, и вот уже конец. Думаю, эта озвучка Ноденса будет еще много лет единственной ультимативной аудиоверсией этого романа Говарда. Так что надо рекомендовать её во всех кругах поклонников Говарда, так и палп-фикшена времен Weird Tales.
Касаемо романа. В оригинале роман называется «Skull-Face». У нас существует два перевода — один под названием «Хозяин судьбы», а второй — «Костяное лицо.» Да, это первая проба пера Говарда написать творение большого формата. Хотя литературоведы сходятся, что это так сказать «малый роман». По хронометражу получается что-то около 4 часов, а романы по большей части начинаются от 6 часов. Насколько помню, был напечатан в Weird Tales в трех номерах. Так что аудиоверсия, разбитая на 3 части вполне канонично этому следует.
И как же получился у Говарда первый широкий формат? Конечно же, отлично. Всё как и принято ожидать от писателя — очень динамично, атмосферно, кинематографично. Не знаю авторов, которые короткими, не затянутыми описаниями в пару слов или предложений, рисуют локации так, что они сразу возникают перед глазами. И сразу наполняются атмосферой. Почти все рассказы Говарда, как и этот роман, можно почти без правок перепечатывать в сценарий фильма — и получится убойный блокбастер. Вместо того, чтобы тянуть 81-летнего Харрисона Форда в пятого Индиану Джонса, можно было бы экранизировать этот роман. И для этого бы не понадобилось 300 млн. бюджета. Но как же, там ведь «черные, коричневые и желтые против белых». Какой ужас! Хотя ничего такого крамольного там нет — всё обосновано и логично расписано, всё в духе времени и сеттинга. Не буду спойлерить, кто там виновник замеса, скажу лишь, что всё укладывается в мифологию как Говарда, так и в целом палп-фикшена начала 20 века, когда писатели были поглощены историями и мыслями о древних цивилизациях и континентах. Еще очень интересно сквозь роман проходит тема наркотической зависимости. Первые главы вообще похожи на какой-то нуар про опустившегося на самое дно наркомана, ветерана войны. А если учесть, что подобные нуарные истории, насколько я помню, получили распространение уже в 40-х годах, то получается, снова Говард впереди планеты всей.
В общем, всем рекомендуется прочитать или прослушать, и советовать друзьям. Очень интересная история.
zarDOS, 25 ноября 2019 г.
Необычная вещь. Роман от автора самых крутых рассказов пульп эпохи. Дайте два! В итоге, что мы имеем. 1. Бодрую и насыщенную событиями историю. 2. Огрехи и мелкие сюжетные путаницы. 3. Расизм высшего уровня. Я кстати не удивился бы если этот роман запретили бы в нынешней Америке. Особенно впечатлили моменты с неграми. Но как ни странно понятно, что романов о «желтой угрозе» в те годы было великое множество. Так что удивляться особо не стоит!
Поклонникам Говоарда читать обязательно!
LinaSaks, 14 июня 2021 г.
Читала большой сборник с таким названием, поэтому все мнение одной большой рецензией на сборник сюда брошу.
В своих рецензиях, я уже не раз писала о том, что есть устаревшее кино и устаревшие книги. В данном случае, я думаю уже устаревший перевод. То есть оригинал мы уже никак не поправил, в стилистическом плане он стар, но в сами истории мы можем вдохнуть жизнь именно обновленным переводом, то есть увы, придется заново переписать Роберта Говарда и все что он сочинил. Это как предупреждение — перевод может быть лучше оригинала, ну так случается...
А теперь о том, что есть на данный момент.
1. Хозяин Судьбы — теперь я точно знаю что такое жанр нуар. Это все было в этой истории. И герой прекрасный и сильный, не полуголый, не вонючий, не волосатый, позволяющий себе быть немного растерзанным, чтобы чуть показать мышцы пресса или игру мышц на руках, ну или в конце концов, рубашку рвут на груди и мы видим как она могуча — и НЕ ВОЛОСАТА. Это я к тому, что герой очень похож на героя романа, но все же отличается, умом, сообразительностью, игрой мышц и разочарованностью в жизни. Разочарованность в жизни особенно важна! А еще никаких графский регалий у него нет. Вот такой простой парень.
С девушками все просто. Как всегда дивно красива, как всегда она в беде и как всегда она выбирает хорошего парня и помогает ему, но по началу с помощью не очень понятно, потому что она ведь в беде!
Ну, а злодей коварен, силен и неожидан. А еще безобразен, потому что красавец тут может быть один, от силы два, но второй — это друг главного героя или просто еще один герой как помощник, но не для сердца красавицы.
На этот раз злодей был с самой Атлантиды, но высохший как скелет, хоть и умен как несколько богов сразу и естественно он хотел захватить весь мир и им править. Я вообще считаю, что плох тот злодей, который не хочет захватить весь мир и править им, цель должна быть глобальной!
Естественно наши победили благодаря тому, что злодей был один, рабов одурманенных религией мы не считаем, да кто их считает вообще? А на стороне добра была сплоченная команда силачей и прекрасная дама ловко умеющая увести из под носа злодея бутылку с нужным герою снадобьем. Со сплоченной командой — это я конечно, сильно маханула, но, если люди не задают лишних вопросов, а сразу бегут на зов, а потом уже задают вопросы — это уже сплоченная команда и не важно, что мотивации у всех разные.
Читать было забавно, потому что были сцены с драками, мол он ударил правой рукой, со сжатым кулаком прямо в челюсть, но тот успел увернуться и кулак проскользил по скуле оцарав кожу углом камня в кольце. Ну и про синяки и кровоподтеки было много. Этакий герой с ранами, показательно пострадавший. Хорошо, реалистично, хотя как может быть реалистично что либо связанное с мистикой и фантазией об идеальном мужчине даже глазами мужчины, я не знаю, но вот Говарда, могу посоветовать. Он старался как мог)
2. Повелитель мертвых и Черная книга. Как расстаться с героями первой книги? Даже, если ты проломил голову главному злодею на глазах у честной компании? Да никак! В смысле, а зачем? Ты автор, ты всемогущ!) И я тут совсем не смеюсь, потому что все так и было. И мы снова встретились со злодеем из первой книги, который решил мстить герою все той же первой книги, ну и заодно его бабу грохнуть, потому что предательница. И опять были красивые мужчины и женщина в беде, и опять у злодея ничего не получилось, потому что нужно учитывать, что у героя может появится новый друг лучше прежнего и он обязательно ему поможет.
Читаешь такое и понимаешь, что могут быть прекрасные мужчины не полуголые и не на конях, хотя и их принудительно автор раздевает, но на коня не сажает. А сажает в лодку например. Такое интеллектуальное чтиво для дам, которые не читают любовных романов. А тут все как надо, даже немного сексуальной сцены будет, ровно столько, чтобы не опошлить главную идею — борьбу за свободу всего мира от порабощения мумией из Атлантиды.
3. Черный Канаан. А это уже новая история с новыми героями и она должна быть поперек горла всем кто борется за права негров. Потому что тут негров называют неграми и даже хуже. И вообще очень плохо с ними обращаются. Предлагаю тем кто борется ополчится на книгу и... сжечь ее! Или Говарда заставить извиниться и все переписать как полагается без расистских замашек! И не важно, что автор больше полувека как богу душу отдал, такое не должно никакого останавливать, борьба должна продолжаться и оставаться такой же бессмысленной как и сейчас, особенно у феминисток, которые желают чтобы их называли авторками! Я не с ними, если что, я вот с Розой Люксембург, но это я отвлеклась. Сильно очень.
Книга про мощь черного континента откуда пришло ЗЛО! Вот что интересно у Говарда всегда ЗЛО! Оно такое злое-злое и с кучей подданных, которые всегда знали о нем и боялись. Такое большое зло, могучее, тягучее, необъяснимое зло. Эта история не исключение. Тут просто меняется откуда оно пришло, но несет в себе все тоже устрашение с покорением. И герой могучий, прекрасный и на коне между прочим, но одетый! И друг у него был. И девушка в беде тоже была. Только с девушкой оказалось все не так хорошо, как в первых книгах, а друг все же спас товарища, хоть и остался среди болот, тины и всего того, что сопровождает такие рассказы. Но я хоть и пресыщенная барышня, но должна сказать, что автор хорош в том, чтобы страху нагнать. Читая понимаешь почему он классик жанра и почему пользовался успехом. Он создавал — зло)
4. Луна Замбибве. Рассказывать о том какой был герой не буду. То что девушка была в беде — это понятно. Тут она хоть в пещере сидела, ну как бы совсем-совсем вроде бы в беде, да только на ней жениться похититель хотел, а не обесчестить и бросить. И знаете он там чуть ли не годами ее держал, хотел чтобы она сама ему в руки упала с признаниями в любви, но она была в другого влюблена! Да ни один женский роман не способен на такую глубину чувств и интригу!) В смысле, сколько на основе такого расклада можно было бы всего придумать. А если это вампир и оборотень?! Да можно же книг десять наклепать и прославиться! Вот! Читайте классику, развивайтесь, зарабатывайте денег)
Злодей тут оказался хитрецом. Он был зло, как это и принято. Только он был продуманное зло и втерся в доверие к герою, но не уследил за своими поклонниками. Понятно, что появился друг и герою помог победить всех, но кто же смотрит на повторение, если все было по новому? И зло новое и друг новый и герой не те что прежде) А уж дева и подавно совсем другая, совсем ведь нежная)
Читать забавно, но интересно, потому что столько разнообразия зла и вариаций его коварства и победы героев я вот лично давно не встречала)
5. Погибель Дэймода. Небольшой рассказ о призраках.
6. Кобра из сна. А вот этот рассказ опять напомнил мне про то, что я читала и никак не могу найти. Это когда сон становится явью. Прочитать советую, но все же я бы хотела найти другую вариацию на эту тему, когда мужчина видел не кобру во сне, а летящих на него людей с ятаганами, которые с каждым сном приближались и в конце концов растерзали мужика. Вот этот был рассказ страшнее, но не удивлюсь, если по мотивам именно рассказа Говарда он был написан. Но я не могу узнать истории, потому что не могу найти самого рассказа!
7. Пришелец из тьмы. Здесь немного мумий, немного йоги, много загадок и обвинений. Но ответ уже понятен потому что все что раньше было прочтено как бы намекает на ответ. Так что не поразительный рассказ, но все же не бесполезный.
8. Дом, окруженный дубами. Тут все нам опять уже понятно, потому что смотрели, знали, видели. Ну, я как зануда просто не могу найти ничего такого поразительного про что стоило бы рассказать.
9. Долина Сгинувших. А здесь автор почти к научной фантастике прикоснулся! Сейчас рассказ точно внесли бы в эту категорию, потому что про пришельцев!))) Кстати, если судить, что сериал «Дикий запад» сейчас пользуется успехом, то и история про пришельцев и ковбоев может пользоваться успехом. Тут главное с какой стороны зайти и что напридумывать нового. Говард придумал только как спастись от этих кровожадных тварей.
10. Грохот труб. Это очень красивый рассказ! И не важно, что и тут была девушка в беде и вроде как спас ее прекрасный герой. Тут не было зла. Тут было осознание! Тут было про страх. Я не знаю как объяснить, но этот рассказ страшен тем, что мы имея выбор — выбираем худшее. И не важна причина, потому что боимся, потому что ограждаем кого-то от себя или еще что-то, важно, что мы не стремимся стать лучше, важно, что обладая знаниями, мы отказываемся от них. Это очень красивый, страшный, болезненный рассказ. Его как-то хочется вырвать из этой книжки потому что такое чувство, что он откровенный. Он не про показное геройство или выдуманное геройство, что было до этого, он про действительность человеческих решений. Не знаю, зайдет ли он другим так как мне, но для меня это удивительное открытие. Ранимое.
11. Куда ушел седой бог. А тут опять про героев, мистицизм, веру. Про первых богов и последних.
12. Копье и клык. Тут опять возвращение к героям и деве в беде. Только немного иное возвращение. Тут про любовь, про силу без мистики.
Два последних рассказа читала уже под настроением от Грохота труб и было сложно опять перейти на более легкое повествование что ли. Хоть там и были задеты неплохие темы, но для меня они терялись, потому что Грохот труб очень уж мой рассказ, личный, попадающий на мои думы.
Что можно сказать о книги в целом — надо переводить на более современный язык. Читать можно и сейчас. Понимать что привлекало людей можно и сейчас. Удовлетвориться мистицизмом нельзя, слишком много того, что выглядит наивно.
alex1970, 6 июня 2015 г.
Это яростный палп на тему желтой (черной) опасности, похожий на серию о китайском злодее Фу-Манчи Сакса Ромера (только Катулос еще и сверхъестественными способностями наделен).
Герой Стив Костиган (но не тот – из серии боксерских рассказов) наркоман, которому таинственный покровитель предлагает избавление от зависимости. Но вот цену он хочет получить излишне большую.
Все приемы палпа 20-30-х автор использует. Произведение получается типичным, но интересным. Действие несется, герои романтичны и наивны, но непоколебимы в сражениях за справедливость.
Для всех любителей старых наивных приключений – просто подарок.
narsyy, 4 января 2018 г.
Многообещающее и таинственное начало и логический катаклизм в середине и концовке, что разрушает все что было создано. Интерес к роману падал в зависимости от повышения тупости главного антагониста, гений которого предвидит все и заранее обдумывает любой хитрый ход противника, но только пока это надо автору.
К сожалению, серьезно относиться к событиям, описанным в рассказе, не получается совсем.
ЛитАлхимик, 2 сентября 2017 г.
Не лучшее из творений Говарда. Не идет ни в какое сравнение с сагой о Конане, НО у Мастера и не очень удачные вещи на голову выше, чем лучшие достижения посредственных литераторов. «Хозяин судьбы» обеспечил мне очень приятный вечер после рабочего дня. Спасибо Роберту Говарду!
Кел-кор, 21 октября 2007 г.
Уже одно то, что это был первый роман Говарда, заслуживает внимания. До этого публиковались только его не очень большие рассказы — и тут вдруг роман на сотню с лишним страниц. И притом это одно из лучших творений Говарда. Среди романов «Хозяин судьбы» занимает особое положение.
Говард всегда тяготел к литературе ужасов, и в романе это отчетливо видно. Герой, который воплощает собой ужас, — Skull-Face, то есть Череп-Лицо. Сразиться с ним предстоит Стиву Костигану, обессиленному и к тому же зависящему от Черепа. Но, несмотря ни на что, он, конечно, выйдет победителем из очередной битвы Добра со Злом. Разве у Говарда может быть иначе?
На первый взгляд, ничего такого выдающегося в романе и не заметишь. Но, во-первых, этот роман — целостное повествование, а не цепь приключений, слабо связанных между собой и объединенных в единое произведение (как это было в «Альмарике» и, отчасти, «Часе дракона»); во-вторых, в романе перемешалось настоящее и прошлое — черта, свойственная многим произведениям Говарда, — что только привлекает меня.
По-моему, этот роман хорош втройне: во-первых, лучший из числа романов Говарда, во-вторых, лучшее произведение из цикла о Стиве Костигане (истории о боксерских поединках мне все же как-то не очень) *, в-третьих, лучшее произведение о Черепе. Заслуженная десятка!
__________________________________________________
* Позднейшее добавление.
Нельзя с уверенностью сказать, тот ли самый это Стив Костиган. Говард известен ограниченным набором имен, кочующих из произведения в произведение (Гордоны, Кированы, Костиганы, О'Доннелы). Так как явных моментов, с помощью которых можно было бы идентифицировать двух моряков по имени Стив Костиган, нет, то и роман «Skull-Face» обычно не относят к циклу боксерских рассказов.
В то время, когда создавался данный отзыв, я предполагал, что главный герой — тот же самый боксер; позднее, когда стал придерживаться другого взгляда, не стал менять в тексте ничего. Пусть остается так, этой приписки достаточно.
Oswald, 9 июля 2010 г.
В героях Роберта Говарда есть одна подкупающая черта — их наивная, романтическая простота и искренность. Будь-то Конан, Соломон Кейн, Турлох Дубх или Стив Костиган — каждый из воплощает идеальный прообраз настоящего героя. Такой герой готов погибнуть ради торжества справедливости и презирает опасность. Из любых схваток он выходит победителем, иногда правда, получая на память живописный шрам.
Стив Костиган конечно, отличается от трёх пресонажей, созданных Говардом. Он не столь отважен и силён, как Конан или Дубх, и не так благочестив как Соломон Кейн. Но зато он с не меньшей отвагой вступает в борьбу со злом, даже заранее зная, что его шансы на победу мизерны и всё равно побеждает. На мой взгляд, самая главная удача и заслуга Роберта Говарда заключается как раз таки в создании образа такого героя-бессеребреника. Героя, который просто обречён на победу, который не может проиграть. Конечно же такой образ очень далёк от реальности, но в том и секрет его популярности и бессмертия.
Потрясающий всё-таки автор Роберт Говард. Читая его рассказы не устаёшь удивляться жизненной силе и невероятному обаянию его таких простых и оттого ещё более близких и человечных героев!
Игорь Екимов, 5 августа 2013 г.
К сожалению, я раньше не слыхал про это произведение Роберта Говарда. Прочитал его только что. Шедевр, десять баллов из десяти.
И, кстати, нужно отметить, что это какой-то... совершенно нетипичный Говард. Здесь он похож на сильно улучшенного Баяна Ширянова. А «Хозяина судьбы» я бы в шутку назвал остросоциальным произведением о борьбе с наркомафией. В чём шутка — поймёте, когда прочитаете...:)))