Рэндалл Гаррет «Предательство высшей пробы»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Военное | Социальное | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос ) | Наш мир (Земля)
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих»
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Шел XXII век. Война Земли и Керота входила в решающую фазу. Керот захватывал всё новые планеты, а земляне безвольно проигрывали большинство космических битв. Полковник Себастиан Макмейн не мог терпеть слабость и глупость деградирующего «общества равенства» людей, где заслуги измерялись лишь стажем работы, а умственные способности человека игнорировались и угнетались, где свободная мысль была под запретом. Себастиан взялся действовать решительно.
Каково должно быть предательство, чтобы можно было поставить на него клеймо «Высшая проба»? Предательство своей страны, своего этноса, предательство целой планеты? Предательство всего своего вида — вот это предательство высшей пробы. Бывает ли предательство более высшего толка?
Себастиан Макмейн знал, какого толка его предательство, знал и действовал не ради своих личных целей. После долгих бесед с захваченным в плен вражеским генералом Поланом Таллисом, он, тщательно спланировав побег заключенного генерала, отдался в руки керотийцев, предоставив им свои знания о землянах и свой талант космического полководца.
Входит в:
— антологию «Guns of Darkness», 1987 г.
— антологию «Space Wars», 1988 г.
— антологию «Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 23 (1961)», 1991 г.
— антологию «The Mammoth Book of New World Science Fiction: Short Novels of the 1960s», 1991 г.
— антологию «Авантюрная фантастика. Выпуск 2», 1994 г.
— сборник «A Collection of Short Stories», 2011 г.
- /языки:
- русский (1), английский (6), итальянский (1)
- /тип:
- книги (8)
- /перевод:
- К. Августони (1), Е. Коваленко (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Incnis Mrsi, 2 мая 2023 г.
Пронзительная, недооценённая, морально неоднозначная повесть, написанная несравненно лучше «Марширующих идиотов» Корнблата и вполне на уровне (перекликающегося по многим темам и написанного на тридцать лет позже) «Повелителя марионеток» Казменко. И, внезапно, злободневная даже спустя 61 год. Завершу рецензию сокращённой цитатой из самой повести:
❝
Но гибель Мира Хьюстона заставила их содрогнуться. «Ад делает больше, чем Небо, чтобы пробудить в человеке страх Господа». Они не знали, что такое красота, но я показал им уродство; они не знали любви и дружбы, но я дал им ненависть и страх.
История Земли учит, что агрессоры, совершая чудовищные преступления, допускали большую ошибку. Военный клич бесчисленных войн заставил людей помнить преступления. Ничто так не поражает землянина, как жестокость, насилие, бессмысленные убийства.
god54, 6 апреля 2024 г.
Очень интересная, но, мало реальная идея рассказа. Как показывает жизнь, и сегодняшний день, память у людей очень короткая. Сдвинуть бюрократический механизм, особенно военный бюрократический механизм, практически невозможно. Он должен погибнуть и только тогда, именно тогда на новом месте, новыми людьми будет изменен порядок перекладывания бумажек. Уже не помню фамилию генерала, который проиграл три битвы, но в итоге стал маршалом. А военные преступления так и останутся безнаказанными военными преступлениями, которые просто забудут, посмотрите на портреты победителей...
osipdark, 5 января 2022 г.
«Предательство высшей пробы» Рэндалла Гаррета — сильная повесть. Притом ценностный посыл, трубящий с начала до самого финала повести, несколько сложнее, чем кажется на первый взгляд. И что самое интересное, этот посыл, заложенный в весьма очевидный идеологический контекст (если вспомнить год написания произведения), весьма ирочни и совершенно иными средставми воплощается в нашу жизнь сейчас... Но обо всем по порядку.
«Предательство высшей пробы» очень напоминает «Благое намерение» Айзека Азимова, только здесь главный герой действует еще более самопожертвенно и рискованно. И героизм вопреки всему — собственной жизни, комфорту, благополучному будущему и светлой памяти в истории — на самом деле весьма второстепенный момент. Кумулятивный заряд для придания движения фабуле повести, (относительно) неожиданного поворота в конце и сочувствия Себастиану Макмейну. Самый важный герой — это фон, на котором разворачиваются действия «Предательства...». А фон этот — само человечество. Как и в рассказе Фредерика Пола «Письмо Фенику». Или, с примерно тем же сюжетным ходом человеческой расы от угрозы вымирания или чего-то похожего к радикально новому, в рассках Артура Кларка «Лазейка» или «Спасательный отряд». Человеческое общество в кризисной, на описанный в работе исторический момент и взгляд автора, ситуации. Именно оно в центре повествования, хоть автор и искусствено смещает оптику, для создания необходимой драматургии и должной литературности текста. Но лично мне (а я склонен ошибаться) видется в этой искусственном смещении оптики попытка отвести слишком уж идеологический посыл. Слишком реакционный для начинающихся 60-ых.
Ведь год в год (в 1961) какой роман вышел? Хайнлайновский «Чужак в стране чужой», который, как ни крути, стал важным феноменом в мире «новых левых» и молодежи в принципе (несмотря на сложность ценностных и идеологических установок Роберта Хайнлайна, которого и о котором я читал меньше всего из «большой тройки», в этой его книге явно есть удар по устоявшимся, если не застоявшимся, ценностям). Социальное экспериментирование на практике и в теории, в литературе, большие события во внешней и внутренней политике делают борьбу старых и новых ценностей, условно индивидуализма и коллективизма в разы острее. И равзе в «Предательстве...» нельзя разглядеть именно эту линию борьбы идей и политических спектров? Не критикует ли почти прямым текстом в самом начале и в самом конце повести Гаррет устами Макмейна победившее во всем мире коллективистское общество? Ну или набитое штампами о коммунизме чучело? Разложение брака в практику теории «стакана воды», исчезновение и нивелирование различий, уравниловка, тотальная бюрократизация и дефектный искусственный отбор, интеллектуальное и креативное вырождение — речь понятно о ком, чем, когда и где. Правда, еще всеобщая доступность всех базовых ресурсов бесплатно упоминается — но тоже ведь зло!
Но как изящно Рэндалл критикует пойманный медиа «призрак коммунизма«! Как воспевает диссидентство, которое ради свободы мысли готово испепелить десятки миллионов людей. Нет, правда, красиво, и это вовсе не скрытый сарказм и «идеологическая контр-пощечина» от меня автору. Повесть правда хороша, особенно в виде аудиокниги от Paffin Cafe (всем советую найти на ютубе каналы этого профессионала своего дела). Но я вот что хочу сказать несколько впротивовес Гаррету. Доступность базовых благ по Марксу, а не по дурным советским учебникам — это путь не к колллективизму, а к наиболее полноценному варианту индивидуализма. Полное освобождение индивида от оков национальной ограниченности, обременительного труда и давление отчуждения в лице религии, государства и прочего. Тут же и государство есть, вообще-то. Да и против искренней любви двух разнополых людей без промискуитета (если вспомнить и известную цитату «непосредственным, естественным, необходимым отношением человека к человеку является отношение мужчины к женщине», и милые речи Маркса к жене, дочерям и в принципе о любви). Зато сегодня вполне явно видно, как и без официальной цензуры и при полной свободе конкуренции не все большие умы достигают больших высот, а общество в изобилии коммерческих информационных потоков из обыдляющих картинок вполне скатывается в состояние еще более ужасное, чем описываемое Гарретом.
Чувство будущего, таким образом, преодолевает не только нашу конечность во времени, но даже чугунные розовые очки наших же идеологических установок.
FinFan, 19 июня 2014 г.
Не сказать, что я знаком с творчеством этого автора, даже наоборот, но один из прочитанных рассказов и эта повесть оставили приятное впечатление.
Весьма добротное, как по содержанию, так и по повествованию, произведение Р. Гаррета. Описание происходящих событий динамичны; мысли и действия ГГ мне видятся правдоподобными в складывающихся для него обстоятельствах. Просыпается сопереживание и одобрение действий героя, даже когда он поступает неоднозначно на первый взгляд. Сама суть повести достаточно оригинальна на мой взгляд: не в плане декадентского общества землян и не в плане пришельцев-захватчиков — это лишь обрамление повести, и такое описывалось не раз различными авторами-фантастами и в более развернутом варианте, но в плане жизни и поступков Макмейна (ГГ). Не менее интересны и отношения складывающиеся между Макмейном и киротийцем Таллисом, с которым они становятся побратимами. Рассказ о том, насколько велико понимание ими друг друга, насколько сильно их сходство, длится до самого финала и, для меня, становится венцом произведения в той же степени, что и основной идейный посыл этой повести. А идейный посыл автор заложил быть может и не новый, но весомый и актуальный:
Bigzeliboba, 12 января 2012 г.
Цитата из произведения «Сделайте общественным позором старание выделиться из общего уровня, из посредственности. Будьте добры к ближнему своему; не показывайте ему, как он глуп, каким бы болваном он ни оказался. Все люди созданы равными, и давайте удостоверимся, что они такими и останутся.»
Вечные вопросы. Интересно кто может какую цену заплатить за ответы на эти вопросы. Главный герой с одной стороны кровавый безумец – непризнанный гений-Сталин, сумевший добиться поставленной цели. С другой стороны, непонятый, мужественный человек, идущий против системы, против социальных стандартов ради самой системы и человеческих ценностей. Запомнятся его поступки землянам. Да. Стал он Гитлером в истории. Да. Но ради чего он это делал? Что такое было в нем, что заставило его пожертвовать своим счастьем, уничтожить себя и спасти цивилизацию землян от самих землян и пришельцев? Наверное,ответы в нас, но эта повесть заставляет ответить самому себе на них. 10 баллов.