Джонатан Страуд «Глаз голема»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези | Городское фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | С использованием мифологии
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Четырнадцатилетнему волшебнику Натаниэлю поручено ликвидировать Сопротивление, которое устраивает в Лондоне беспорядки и подрывает власть магов. Поэтому ему приходится вновь прибегнуть к помощи джинна Бартимеуса.
Входит в:
— цикл «Трилогия Бартимеуса»
Номинации на премии:
номинант |
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2006 // Роман для подростков |
- /языки:
- русский (2), английский (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (4)
- /перевод:
- В. Панченко (1), А. Хромова (2)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
scafandr, 12 июля 2022 г.
«Между первой и второй перерывчик небольшой», — подумал я и взялся спустя пару недель за вторую книгу трилогии Бартимеуса.
Опытные друзья мне говорили, что вся трилогия имеет один сюжет, но по факту оказалось не так. «Глаз голема» — это новая история, случившаяся со старыми героями. Прошло два года после «Амулета Самарканда». Бартимеус пребывает где-то в своем потустороннем мире, Натаниель теперь работает в Министерстве и у него новый опекун (тоже волшебник, но на этот раз женщина). Завязка романа происходит в тот момент, когда кто-то устраивает погромы в Лондоне. Последней каплей стали разрушения в волшебной лавке Пенна. Тот, кто громит, вряд ли использует магию, но силой он обладает недюжинной. Мы, читатели, косимся на название книги и, кажется, все сами понимаем.
Подозрение падает на некое Сопротивление, которое давно замечено во вредительстве волшебникам. Оказывается, мы сами уже сталкивались с этим самым Сопротивлением в «Амулете Самарканда». Это те самые детишки, которые хотели отобрать амулет у Бартимеуса и облапошили Натаниеля с его самодельным диском с бесом. Одним из ярких членов Сопротивления является 15-летняя (или на год старше?) девочка Китти, которой посвящена треть романа. Если в первой книге было 2 героя, то теперь их стало 3.
Почти половина романа посвящена истории Китти. Почему она ненавидит волшебников, как она попала в Сопротивление, какие цели преследует Сопротивление. Из-за этого развитие сюжета немножечко часто тормозит. Но самое обидное для меня — все это получилось благодаря усечению страниц Бартимеуса. Джинна, который меня радовал в первой книге, во второй книге гораздо меньше. Соответственно, меньше смешных сносок, меньше подколок и сатиры (хотя 3 раза я все-таки в голос смеялся). «Глаз голема» — более серьезная книга. Натаниель чуть повзрослел и стал еще более пижонистым. Бартимеусу все эти вызовы на помощь в тягость. Китти слишком «мэрисьюшная», слишком трагическая у нее судьба и огромный крен в «правильность».
Голем появляется только в начале и в конце. В середине книги я удивлялся, почему вообще в названии фигурирует голем, если про него все забыли.
Но забавных сюжетных поворотов тоже хватает. Командировка в Прагу, посещение гробницы волшебников в Лондоне. Немало радости доставит противный оживший скелет.
Книга получилась не идеальной. Если первой книге цикла я поставил 8, то этой хочется поставил если е 7+, то уж точно 8-. Наверное, небольшую горечь придало мне то, что книга все-таки подростковая, а мышление у меня взрослое. Местами так и хотелось сказать автору — ну так же не может быть, ну это же как-то глупо! Например, Натаниель, великий быстро развивающийся волшебник во время сражения ни разу не применил знания в магии. Он, понимаете ли, был придавлен диваном. «Бартимеус, помоги!». Но и Бартимеус вдруг стал серой мышкой, который ни телекинезом не умеет пользоваться, ни фаерболом бросаться. Ну как так??? Зато спустя совсем немного времени, когда опасность миновала, Бартимеус спокойно превратился в жука, сделал маленькое отверстие в стекле и спокойно вылетел. Тут магия почему-то работала отлично.
И да, Китти многовато, она не самый интересный, но все-таки и не самый скучный персонаж.
Ай, в общем, надо прекратить цепляться, а читать все это надо было в 15 лет=)
Во всем остальном — хорошее продолжение, читается по-прежнему быстро. Но Бартимеуса мало, и это печально.
Esperus, 27 марта 2023 г.
Первая половина книги:Флешбэки. Они очень долгие, и предсказуемые. Новый взгляд на уже известные нам события может быть интересен, но это не тот случай. То, что с Китти
Вторая часть уже более динамичная. Мир раскрывается глубже. Персонажи раскрываются, очень неплохо показано развитие Китти, Ната и Бартемиуса. Но
lammik, 30 августа 2022 г.
Прошло два года со времён событий первой книги. Благодаря успешному участию в разоблачении заговора Лавлейса Джон Мэндрейк резво продвинулся по служебной лестнице. И пусть в нём ещё что-то сохранилось от славного мальчугана Натаниэля, но это что-то всё глубже и глубже тонет под давлением среды. В лесу будь зверем, в море — рыбой, а среди волшебников — ...волшебником.
С одной стороны книга про предопределённость. Про устав и монастырь. С другой же — автор даёт надежду. Пример Птолемея Александрийского показывает, что будучи волшебником, можно остаться человеком. У автора есть и контрпример, доказывающий, что вполне можно оказаться алчным беспринципным мерзавцем не только не будучи волшебником, а ежедневно бросая им вызов.
Ну и нельзя не отметить насыщенность жизни магической Британии различными заговорами. Жизнь так и искрит. Впрочем, есть намёки, что за всеми ими стоит некто один, весьма и весьма амбициозный. И я даже, кажется догадываюсь, кто это. В общем, без перерыва приходится приступать к третьей книге трилогии.
lozanna, 11 октября 2021 г.
«Глаз Голема» — вторая книга о приключениях юного волшебника Натаниэля и джинна Бартимеуса. Опять же, не буду вдаваться в подробности сюжета, а напишу общие впечатления о книге. А это пожалуй самая мрачная часть трилогии (несмотря на весь драматизм третьей). Почему мрачная? Именно сейчас, спустя два года, после событий первой части, начинается моральное падение главного героя. Смелый ход, скажу я вам! Не всякий автор решится морально опустить в самые низы одного из ключевых персонажей. И вся «соль» в том, что в жизни так и есть, не бывает абсолютно положительных героев, теперь это далеко не детская сказка. И кто в итоге победит? Добро или Зло? Честь, отвага или трусость и низость? Что ж, посмотрим, тем интереснее читать.
Появляется ещё один ГГ, это простолюдинка Китти из Сопротивления, ведущего свою борьбу с нынешней властью. Сначала она как-то не особо вызывает какие-либо чувства (сугубо по-моему мнению). А вот к концу книги начинаешь проникаться и сопереживать этой девушке.
И между ними мечется в извечной агонии джинн Бартимеус. Вот кого действительно жаль, так это его. Выполняет все прихоти своих хозяев, и не просто так, на отмашку, а по-настоящему желает помочь. В нём человечности больше, чем у всех вместе взятых волшебников и простолюдинов! Ну и куда же без его искромётных шуточек, они никуда не делись. Самый положительный из положительнейших персов, это однозначно!!)
Ещё что порадовало, так это смена антуража. К привычным лондонским пейзажам добавилась мрачноватая и готическая Прага. Но тем не менее приключения Натаниэля и Бартимеуса в Праге выдались весёленькими))
Концовка заставляет задуматься. Развязка обещает быть интересной и неожиданной. И драматичной. Продолжение следует...
tolstyi1010, 21 октября 2020 г.
Вторая книга цикла «Трилогия Бартимеуса». Проходит два года после событий книги «Амулет Самарканда». Натаниэлю четырнадцать лет, он работает в Министерстве и ему благоволит сам премьер-министр. Однажды ему поручают ликвидировать Сопротивление, которое устраивает в Лондоне беспорядки и подрывает власть магов. Поэтому ему приходится вновь прибегнуть к помощи джинна Бартимеуса.
По прошествии определенного времени мы вновь возвращаемся в Британию, где правят маги, а простолюдинов как будто никто не замечает. И снова мы встретимся с Натаниэлем и Бартимеусом, а также нас познакомят с девочкой Китти, глазами который мы будем путешествовать по сюжету одной трети книги. Натаниэль по сравнению с первой книгой подрос. Он уже не доверчивый мальчик, который жаждет отомстить своему обидчику. Он уже полноценный маг, который жаждет власти и не замечает простолюдинов вокруг себя. И назвать его положительным героем не поворачивается язык. Но в тоже время ему сопереживаешь куда больше прочих волшебников. Он еще не до конца утратил совесть и есть шанс на его исправление. Что же касается Бартимеуса, то он не изменен. Все также веселый и остроумный джинн, который за словом в карман не полезет. Именно на нем строится практически весь юмор произведения. Однако, развитие персонажа мы все же увидим. Под конец книги его слова и действия уже не будут бесшабашными, мы увидим довольно серьезного джинна, и почувствуем что ему несколько тысяч лет. Что же касается Китти, то она очень правильная, у нее есть четкая цель в жизни, и она к ней идет. Кроме того именно ее глазами мы увидим жизнь простолюдинов как бы изнутри.
Отличная книга с крепким сюжетом, продуманным миром и прописанными персонажами. Читать интересно в любом возрасте.
zazai, 17 апреля 2021 г.
По этому тому серии уже однозначно можно сказать, что основная аудитория книг это подростки. Все довольно четко и понятно — никаких воззваний к возвышенному, вызовов для эрудиции или обращений к разуму. Работаем только глазами, челюстями и воображением. Мир и интриги, герои и их мотивации-эмоции, слог и повороты сюжета, даже юмор и нотации — все элементы упрощены до удобоваримого уровня. Абсолютно все персонажи плосковаты и ведут себя глупо.
Однако не всегда стоит воспринимать текст столь критично. И тогда на первый план выходит оригинальный и захватывающий мир созданный автором. И, вообще, его мастерская работа, как писателя — Страуд сумел даже «рояли» филигранно обработать под «неожиданные сюжетные повороты», читается легко, а за сюжетом следить интересно. Переводчик поработал на отлично.
Рекомендую для незатейливого и приятного чтения всем, а подросткам еще и для воспитания тяги к лучшему.
Предыдущий том читать не обязательно.
tapok, 14 октября 2018 г.
Когда джинн становится человечнее одного волшебника
***
«Амулет Самарканда» — книга интересная, но оставляющая вопросы без ответов. Это вполне можно было списать как на дебютный том цикла, так и на одну из первых работ автора. Поэтому «Глаз голема» вызывал чуть большие ожидания, чем первая книга. К счастью, ожидания оправдались, возможно не все, возможно, не в том направлении, но Страуд всё-таки смог удивить.
Итак, Натаниэль повзрослел, ему 14 лет, он работает в министерстве. Конечно, не на первых ролях, но для его возраста это достаточно хорошее место. У него есть новая наставница, куда более требовательная, но и более компетентная, нежели мистер Андервуд. И, безусловно, Натаниэль так же работает с Бартимеусом – джинном, который уже доказал свою проф пригодность ранее. Зачином для «Глаза голема» становится обострившееся противостояние Сопротивления (преступная организация, действующая против волшебников) и министерства волшебников. Если говорить более конкретно, то по одной из улиц проходит таинственной существо, отнюдь не магическое, верша погром и вакханалию. Вот это событие и становится пусковым механизмом для сюжета.
Однако я бы назвал не сюжет главным в данной книге. Он, в принципе, сам по себе интересен, хоть и не нов. Это политический триллер, приключенческий и где-то авантюрно-плутовской. Самым же интересным для меня стало развитие тандема Натаниэль – Бартимеус. Причем как развитие их отношений, так и развитие каждого персонажа в отдельности. В первой книге мы видим Натаниэля-ребенка, который в погоне за местью наворотил таких дел, что дух захватывает. И при этом Натаниэль вызывал симпатию. Он стремился к справедливости, он испытывал чувства к людям, он уважал Бартимеуса. Во второй же книге ситуация резко меняется. Здесь Натаниэль – сноб, он очень жесткий, ни разу не благородный. Бартимеус для него – инструмент, не более. Так же он относится и к простолюдинам. Такой Натаниэль уже не вызывает особого пиетета… С Бартимеусом ситуацию диаметрально противоположная. Сперва он выглядит эдаким пустомелей-джинном, который обманет любого и каждого, лишь бы выгадать что-то себе. Он много шутит и ёрничает, он мало думает о последствиях своих дел. Во второй книге, особенно ближе к финалу, Бартимеус – куда более вдумчивый, более серьезный, он меньше шутит. Он так же видит, куда скатывается его хозяин и чем это грозит ему. А встреча Китти и Бартимеуса и вовсе становится судьбоносной (забегаю уже в действие третьей книги). Иными словами, тандем из прохладного уважения плавно переходит в ледяную работу, где цель – это всё. И, на мой взгляд, изменения, которые произошли с этими героями, очень любопытны и заслуживают внимания. Мало кто из авторов столь заморачивается по поводу своих персонажей. Я говорю конкретно про янг эдалт (подростковую литературу).
Так же хочется сказать, что книга стала более мрачной по сравнению с первой. В неё добавились интриги, политические подтексты. Сносок здесь меньше ровно на треть. Еще одно нововведение – это новый ПОВ – Китти. Её персонаж добавляет иной взгляд на происходящее – взгляд простолюдина. Страуд рисует более выпуклую картину, что не может не радовать. Еще один плюс – это выстрелы прошлых ружей, которые автор повесил на страницах «Амулета Самарканда».
Заключение: «Глаз голема» — более интересная, более серьезная книга, нежели «Амулет Самарканда». Персонажи меняются, меняется и контекст повествования. При этом роман читает чуть сложнее. Автор дает ответы на некоторые прошлые вопросы, но так же ставит и новые. Вперед за «Вратами Птолемея»!
Orion-Seregil, 9 июля 2018 г.
Как мужает на наших глазах Натаниэль, так и вторая книга трилогии демонстрирует нам «повзрослевший» образчик подросткового фэнтези, которое к моему несомненному удивлению будет интересно читателю любого возраста. Нат, переживший тяжелые испытания, разочаровавшийся в прежнем наставнике, на этот раз стремится к одному — к власти. А в качестве образчика для подражания он избирает новую наставницу Уайтвэл, чьи методы упрочения позиций в кругу сильных мира сего не оставляют сомнения в честолюбивых замыслах.
В этом свете очень интересна позиция Бартимеуса, эдакого «голоса совести» юного волшебника. Джинн на протяжении всей книги пытается достучаться до где-то глубоко погребенной совести и чувству справедливости Ната. Бартимеус даже пытается спасти своего хозяина, пусть и подтолкнув руку Китти.
Наконец-то появляется и третье действующее лицо трилогии — Китти — третья сторона в извечной борьбе волшебников, простолюдинов и духов. Очень яркий и сильный персонаж, чья история наглядно демонстрирует антагонизм магии и «обычности».
В целом очень необычное произведение!
Crabar, 12 июля 2018 г.
Прошлая книга меня во многом меня зацепила именно элементами антиутопии: страны, где царит олигархия в виде магов. Поэтому, меня сильно порадовало, что этот том куда глубже развивает эту тему, концентрируясь в основном на противостоянии верхушки магов и повстанческой организации. В целом, книга стала взрослее и глубже, как бы развиваясь вместе с главными героями.
И да, в «Глазе голема» теперь на одного главного героя больше — мы смотрим на мир под совершенно другим углом из глаз девочки-простолюдинки.
Все же некая «подростковость» в романе есть. Она в первую очередь отображается в проработке второстепенных персонажей: местами они чересчур примитивны, наивны и глупы.
drenay, 22 мая 2013 г.
Не раз повторял, что являюсь большим поклонником цикла Роуллинг «Гарри Поттер». Познакомившись с этим циклом в 2005 году (на тот момент на русском языке были изданы пять книг цикла) помню как с большим нетерпением ждал «Гарри Поттер и Принц-Полукровка» и «Гарри Поттер и Дары Смерти». Прочитав последнюю книгу цикла я был восторге. Кроме захватывающего сюжета автор смогла преподнести несколько новшеств в последней книге. Вот Роуллинг, вот Гений думал я! Джоанн Роуллинг конечно гений, но это касается только цикла и мира который она придумала. Но...никак не касается последней книги цикла. Почему? Да потому что новшества которые она применила в романе «Гарри Поттер и Дары Смерти» были придуманы и воплощены в жизнь другим автором-Джонатаном Страудом в романе «Глаз Голема».Хотите доказательств? Пожалуйста!
1) роман «ГПиДС». Для обладания бузиновой палочкой (самый мощный артефакт) Волан-Де-Морт» забирается в склеп где похоронен лучший волшебник всех времен Дамблдор и крадет ее.
роман «Глаз Голема». Организация «Сопротивление» забирается в склеп лучшего волшебника всех времен Глэдстоуна и похищает самый мощный артефакт- посох Гледстоуна
2)роман «ГПиДС». Гриндевальд отправляется на поиски бузиновой палочки, о которой ходят легенды. Для этого он и Волан-Де-Морт поочередно отправятся к изготовителю волшебных палочек и узнают ее тайну.
роман «Глаз Голема». Для того, чтобы узнать тайну происхождения страшного чудовища Голема, Натаниэль и Бартимеус отправляются в Прагу где остался последний изготовитель манускриптов для повелевания Големами. Это чешский мастер Кавка.
3) роман «ГПиДС». Загадки, которые оставил перед смертью Альбус Дамблдор.
роман «Глаз Голема». Загадки, которые оставил великий Гледстоун.
Так, что Джоан Роуллинг не сильно «замарачивалась» над созданием оригинальных идей. Весь материал (книга Страуда) уже был готов и популярен во всем мире. Оставалось только мастерски воспользоваться этим.
Роман «Глаз Голема» расскажет нам историю, которая произошла через два года после событий «Амулета Самарканда». Наш герой Натаниэль подрос, возмужал. Теперь он занимает высокую должность в волшебном отделе расследований. Ему благоволит премьер-министр Деверост, которого он спас в первой книге. У него есть прекрасный учитель и покровитель Джессика Уайтвелл. Вроде все хорошо. Но...это мир волшебников. Жестокий и эгоистичный мир, в котором сегодня ты можешь быть в фаворе и всеми любимым, а завтра на тебя свалят всех собак. Так происходит и в этот раз. В мир волшебников приходит беда. Активизировалось «Сопротивление»,продолжающее бесчинствовать в городе, а тут еще появляется Голем (мистическое существо, которого не берет никакая магия и который грозит уничтожением миру волшебников). Кто его вызвал, для каких целей? Неизвестно. Но все ниточки ведут на верхушку политической элиты. Сам Натаниэль понимает, что не справится с этим заданием в одиночку и на помощь вызывает могущественного джина Бартимеуса.
Персонажи как всегда получились у Страуда отличными и хорошо прописанными. Больше всех меня в этой книге «зацепил» персонаж Китти (Кэтлин Джонс).Эта девушка входит в организацию «Сопротивление»,которое организовал загадочный старичок Пенифезер. Китти никогда бы не вступила в эту организацию, если бы не давняя обида на волшебника Тэллоу, который когда-то унизил Китти и покалечил ее лучшего друга. Только организация «Сопротивление» сможет помочь ей в отмщении. Но как же добраться до Тэллоу если в Лондоне началась большая заваруха и вот-вот начнется волшебная война?
Очень хочется, чтобы это произведение прочитало как можно больше читателей. Такие высококачественные произведения пишутся не часто.
Рекомендация: Шедевр! Во всяком случае в подростковой фэнтези!
Изенгрим, 2 мая 2012 г.
Надо отдать должное автору, не побоявшемуся написать книгу с совершенно отвратительным героем, не вызывающим ни капельки симпатии — искренне надеялся, что Натаниэль все-таки сдохнет в конце, хотя и знал, что этого не произойдет, это трилогия в конце концов — и уникально воплощающем в себе все отрицательные черты не только подростков, но и взрослых. В течение всей книги я держал кулаки за Китти и ее соратников по Сопротивлению, хоть они и безмозглые идиоты, но все-таки отличаются от одноклеточного Мэндрейка. Вообще стоит заметить — складывается ощущение, что книга написана человеком, никогда в Британии не бывшим и судящим о ней по книжкам и фильмам — ну никакой убедительности в описании города. Лондон? Манчестер? Ньюкастл? Да все, что угодно. Когда Нил Стивенсон описывает Лондон, я ему верю, а Страуду — нет. Кроме этого, в книге полно лакун — например, странное несоответствие магии и уровня техники: в сцене с судом упомянуты компьютеры, но при этом они словно выдраны из другой реальности, кажется, даже их операторы не знают, что с ними делать. Политическая система описана в духе «здесь помню, здесь не помню»: есть премьер-министр, нет короля, есть парламент, нет выборов. Как вообще функционирует эта система? Типа «царь горы» — кто первый встал, того и тапки? Почему все волшебники такие архигады? Так ведь не бывает! А эти переборы в описаниях персонажей — у каждого есть какая-нибудь ярко выраженная деталь, превращающая его в какое-то подобие клоуна: кто-то жрет много, кто-то худой как скелет, у кого-то помада на все лицо... Нормальных типа не осталось? А эти чудесные сценки, когда группа крутых магов просит совета у 14-летнего пацана, у которого ни опыта, ни знаний! Это же бред! Даже с Гарри нашим Поттером так не носились, как с этим писаным яйцом Натаниэлем. И это я даже не буду особо про переводчиков говорить, хотя их перлы вроде «щербатого канделябра» и «полицейских в серых формах» немало меня повеселили... Бартимеус? Ну разве что Бартимеус. Все-таки это его трилогия.
serfeik, 31 августа 2017 г.
Может конечно поторопился с отзывом, т.к. прочитал чуть больше половины книги. Но, уже отметил для себя, как бы мне ни показалась очень привлекательной первая часть трилогии и как бы легко она ни читалась, здесь книга раскачивается в разы медленнее. Автор не спешит раскрывать все козыри, добавляя сбивающую с толку по-началу версию событий глазами Китти. Но потом ничего, втягиваешься, но к сожалению только к середине книги. Я бы не сказал, что написано хуже, или не так интересно, нет. Просто сбило с толку (а я сразу накинулся на 2ю часть после 1й) то, что не так много может быть стало Бартимеуса, а Натаниэль совсем перестал вызывать сочувствия и той малой толики симпатии, что присутствовала в 1й книге. А вот юмор тут мне больше понравился, очень вкусно я бы сказал, улыбку вызывает. В общем-то надо дочитать, надо и так и поступим, и даже не без удовольствия. А отзыв лишь для тех, кто сломя голову понесётся читать 2ю часть, думая, что как на духу тут будет всё тоже самое. Лично я потом возьму перерыв другой книжкой и дам себе соскучиться ;)
Karnosaur123, 11 мая 2011 г.
Если первая часть трилогии была просто добротным подростковым фэнтези, хорошо написанным, и с яркими персонажами, то со второй произведение вышло на качественно новый уровень, превратившись в жестокую историю о разлагающем душу стремлении к Власти, и все герои раскрылись с другой стороны. Так, Бартимеус оказался не веселым и обаятельным эгоистом, а персонажем поистине трагическим, спасающимся за щитом остроумия от бесчеловечности хозяев, часто навязывающих ему свою жестокую волю. И, что самое главное, юмористическое отношение к несправедливости помогает ему защитить душу от озлобления. Зато Натаниэль, чувства юмора лишенный, оказывается беззащитен перед подлостью и лицемерием и находит спасение в том, что сам обзаводится теми же милыми качествами, неумолимо превращаясь в винтик жестокой государственной машины.
Страуд описывает общество, построенное на волшебстве, куда пессимистичнее (увы, и правдивее) чем Роулинг. Вы правда верили, что общество, веками развивавшееся с осознанием своей безграничной власти, может быть демократичным? Обычные люди ведут жизнь покорных овец, и что самое страшное, большинство этим вполне довольно. Всякий бунт становится уделом одиночек, пострадавших от системы, и положения вещей изменить не может... Самое страшное, что все, описанное Страудом, имеет место и в нашей жизни: безнаказанность власть имущих, дискриминация, лживая пропаганда, ''квасной'' патриотизм, подмена идеалов. Нашим миром тоже правит магия — магия денег и блата. Волшебники живут среди нас... И с этим нельзя мириться.
Ламинарский, 6 сентября 2017 г.
За одну-единственную сцену в гробнице Глэдстоуна я бы поставил твердую десятку, в одной этой сцене столько неожиданных поворотов! В целом произведение неровное, в этом плане, как мне кажется, несравнимо с первой частью трилогии, от которой невозможно было оторваться. Больше, конечно, привлекает как персонаж Бартимеус, хотя та ещё язва! Китти Джонс необыкновенно хороша, а вот Натаниэль — нет, не вызывает симпатий... Вообще идёт намного медленнее, чем первая часть.
visionshock, 27 апреля 2013 г.
И снова здравствуй странник, ты снова пришел в эту безжалостную и грязную Британию. Каждый путник на распутье выбирает свой путь, и я думаю не каждый возьмет продолжение, если первая книга ему не понравилась. Я сомневаюсь что в этот раз ты забрел сюда случайно, значит ты обоснованно возжелал вернуться в мир чудес и волшебства, той, великолепной, громоздкой, метафоричной и величественной Британии где ждет своих безумных приключений мальчик волшебник Натаниэль и его верный джинн — Бартимеус!
Снова и снова руки тянутся ко второй книге которая значительно потолстела со времен «Амулета Самарканда». Действие происходит спустя пару лет, Натаниэль в полной мере превратился в Джона Мэндрейка и всеми доступными средствами старается пробраться намного выше чем он находится на этот момент и даже берется за зловещее и сложное задание чтобы выслужиться перед премьер-министром. Все надежды Бартимеуса что Натаниэль не как все волшебники в прошлом томе смотрятся уже к этому некой аляповатостью. Натаниэль жадно пробирается к сути вещей старается пробраться вверх. Бартимеус сам снова на высоте — едкий, наглый и совершенно издевается над всем и вся высмеивая даже африта в костях одного из знаменитейших волшебников прошлого. Новым дополнением Страуда среди главных героев стала девочка с врожденной сопротивляемость магии Китти Джонс, пришедшая кстати прямиком с первого тома. Сначала правда не очень привычно читать главы за нее, но вскоре вливаешься и читаешь ее историю потерь, страха и бесстрашия с упоением.
Что действительно хорошо, это живой, действительно продуманный и проработанный мир той, альтернативной Британии. В него начинаешь верить, практически во все, от напыщенных и самодовольных магов, до джиннов тяготивших поднять бунт, от каждого магического всплеска и до действия простолюдина. Герои хороши, юмор Бартимеуса всегда вовремя и интересен, за семьсот с лишкой страниц он не успевает и надоесть. Все сделано живо и благодаря слогу, практически читается влет.
Если ты странник отворил эти врата, не бойся погрузиться в этот мир, нас ждет масса приключений. Не стоит сравнивать произведения Страуда с остальными детско-юношескими произведениями. Страуд не пишет для детей, он пишет для всех, поэтому его миры не черно-белые, цветные. Он более реалистичен и дает Натаниэлю немало качеств и отрицательных, больше создавая его фигуру и образ, придавая объем.
Вот и все благородный читатель, если ты прочел «Глаз Голема», то смахни очередную слезу расставания, по беспокойся о чудесах в жизни и запомни крепко-накрепко что книги впадающие в души, самые искренние, честные и смелые. За сим раскланиваюсь и приступаю к «Вратам Птолемея».