Роджер Желязны «Крестник»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Бессмертие
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
На дни рождения крестник Моррис Литем всегда дарит Дэвиду необычные подарки: волшебный набор с мотком альпинистской веревки, пятиминутный деформатор времени, говорящий велосипед… но все это ничто по сравнению с чрезвычайно редким цветком блифеджем, способным сохранять людям жизнь и здоровье. Но все далеко не так просто, ведь рядом с жизнью всегда таится смерть и здесь у крестника есть свои интересы, отказываться от которых он не намерен.
На основе рассказа Желязны написал либретто мюзикла.
Входит в:
— антологию «Black Thorn, White Rose», 1994 г.
— сборник «The Road to Amber», 2009 г.
— антологию «Глубина. Погружение 42-е», 2022 г.
- /языки:
- русский (6), английский (5)
- /тип:
- книги (9), самиздат (1), цифровое (1)
- /перевод:
- В. Гольдич (6), И. Оганесова (6)
Самиздат и фэнзины:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
AlisterOrm, 15 января 2025 г.
Добрый рассказ про смерть.
Роджер Желязны понимал, что умирает, и думал, кто предстанет перед ним в последний миг. Многие писатели размышляли об этом, и наделяли духа Смерти мягкими и человечными чертами — тот же Терри Пратчетт, образ из его романов незабываем. Вот и у нашего автора Морри — самый человечный ангел смерти на моей памяти. У него есть даже человеческие слабости — он использует своё «должностное положение» в личных целях, и довольно часто, из-за своей страсти к футболу Смерть может даже пощадить игрока любимой команды, вопреки всему — но ему свойственны и человеческие достоинства. Снова ожидания читателя не оправдываются: крестник Морри может ослушаться его, и мы ждём за это соответствующего наказания... которое не приходит — ну жалко нашему духу своего воспитанника!
Смерть добра в этой истории. И человечна. Надеюсь ваши ожидания, мэтр, оправдались.
Тимолеонт, 5 сентября 2024 г.
Произведение замечательное в своей человечой философии. Навевает сразу и мифы о Прометее, который хотел раскрыть людям страшную важную тайну, и об Асклепии, который раскрывал для всех змеиные секреты. Любовь, интриги, гуманнизм и врачебный долг, плюс львиная доля мистики — всему здесь нашлось место. Удивляет только Мори — на удивление человечный Смерть, резко контрастрирующий даже со СМЕРТЬ Пратчетта. К нему скорее ближе мрачные жнецы из «Мертвые, как я». В любом случае, рассказ чувствуется как очень добрая и душевная история.
vanishrap, 5 августа 2024 г.
Главному персонажу не нравится такое поведение. Смерть хочет убить его, но не получается, так как у него есть тайный козырь в рукаве. В итоге главный персонаж и его близкие выживают. История заканчивается тем, что у персонажа рождается ребёнок, и он предлагает смерти стать крестным отцом.
Рассказ необычный, интересный. Понравилось, как смерть преподносится не как высшее божество, а как инфантильное и корыстное существо с земными интересами.
Весь рассказ мне понравился за свою необычность к вопросам смерти и жизни.
vam-1970, 27 ноября 2017 г.
Замечательный рассказ о жизни и смерти -как они соседствуют друг с другом. Роберт Желязны написал рассказ менее чем за год до своей смерти и тем более он выразителен. Чувствуется желание писателя жить долго и может быть вечно. И приносить пользу людям. Поэтому здесь и аллегории : свечи, поддерживающие жизнь людей и главный герой — врач по профессии, терапевт. Именно, терапевт, а не дерматолог, как он ранее хотел, терапевт, чтобы мог спасать людей.
Мастерство писателя в рассказе — не многие могут так написать! И сюжет, и тонкий юмор, и хэппи -энд, и оптимизм, и любовь с первого взгляда.
Сказочник, 5 августа 2017 г.
Один из лучших коротких рассказов Мастера. Да, вполне интересно, что написан незадолго до смерти, уже болея. Но главное в том, что даже такому холодному и бездушному явлению, как смерть, Мастер дал вполне человеческие черты. В этом рассказе прекрасно все с первой и до последней буквы.
Тиань, 1 июня 2016 г.
В рассказе этом в полной мере раскрылся своеобразный юмор Желязны: пьяница жаждет равенства и восстает против Бога, смерть увлекается футболом и всеми силами стремится поддержать «свою» команду, молодой человек восстает против диктата во имя любви, а древний врач хитростью продлевает жизнь своего современного коллеги, давая ему возможность исследовать новое лечебное вещество. Взаимоотношения героев непросты, но и люди и нелюди согласны продолжить их на новом витке, потому что невозможно разорвать связь жизни и смерти, а, значит, лучше держать ее на глазах, хотя бы в виде крестного.
Смерть у Желязны предстает повелителем жизни, ибо в ее власти эту жизнь прекратить. А вот сохранить в живых обреченного на смерть может только человек. И хитрит смерть, интригует, шантажирует, чтобы не только забирать, но и оставлять по своему усмотрению. Усмотрение, конечно, ограниченное, свечки в подземелье горят, но и здесь смухлевать можно, и здесь всё, как у людей.
Вывод же из рассказанной истории следует такой: во власти смерти только момент окончания жизни, а поступки свои до этого момента человек определяет сам, и ни бог, ни дьявол, ни уравнивающий всех мистер Морри не могут заставить человека сделать что-либо против его воли.
А еще стоит помнить о том, что там футбола нет. Скучно там, даже самой смерти скучно целую вечность за свечками наблюдать. Интересные вещи происходят только среди живых. Поэтому и лезут к нам всякие боги, демоны, ангелы и прочие сущности. Несмотря на всё свой могущество, жить они не умеют, нет у них такой функции, вот и пытаются как-то пристроиться к живым, чтобы совсем не зачахнуть.
Ну и главное: играйте в футбол, дамы и господа. У футбольного игрока гораздо больше шансов на жизнь, чем у обычного человека.
Deliann, 15 июля 2015 г.
Смерть. То, что случается с каждым. Всю жизнь, долгие годы мы доказываем свою уникальность и индивидуальность, проживаем время так, как нам заблагорассудится, каждую секунду делая свой выбор. Но финал у всех одинаков: мы все умрем. Разными способами, в разное время, но у каждого сердце перестанет биться, а мозг перестанет осознавать наше «Я». Смерть ждет всех. Неудивительно, что мы этого боимся больше всего на свете.
Со страхами принято бороться. Лучший способ победить свой страх – встретить его лицом к лицу, а в данном случае – изучить. Никто не знает, что будет после смерти, но момент смерти изучен очень подробно с самых разнообразных точек зрения: от физиологической и биологической, до психологической и философской. Однако смерть как явление мало интересует человеческое творчество. А вот олицетворение смерти, представление в виде образа, максимально приближенного к человеческому, – уже гораздо интереснее.
Боги подземного мира, выполняющие функции смерти (Анубис, Танатос), Ангелы смерти, Старуха с косой, Смерть Пратчетта, 17-летняя готка Геймана, Синигами из современных манг и аниме (Рюук и жители Общества душ) – воплощений довольно много. И одно из них – Моррис, персонаж Р. Желязны из рассказа «Крестник».
Судьба Дэйва сильно отличается от судеб большинства людей. Конечно, все мы уникальны, но только Дэйв может похвастаться, что его крестный отец, дядя Моррис, – сам Смерть. Для чего же существу, прекращающему человеческие жизни, такие семейные узы и к чему это все приведет?
У рассказа всего два плюса, но эти плюсы делают его прочтение оправданным и очень приятным. Первый плюс – политональность жанров. Сказка, мистика, триллер, философская притча – всему нашлось место. И связано все очень удачно, стиль и атмосфера выше всяких похвал, несмотря на отсутствие единой жанровой принадлежности. Второй плюс – персонажи. Значимых героев всего двое: Дэйв и Моррис, крестник и крестный, человек и Смерть. Первый получился обычным парнем, каких много, очень живым и интересным, за него переживаешь и волнуешься. Второй… В общем, Морриса можно поставить примерно в один ряд со Смертью Пратчетта. Он понимает людей, он любит футбол и шахматы, с ним даже можно договориться. Он не идеален, не холодно равнодушен, но очень интересен как личность.
Рассказ не велик по объему, и я рекомендую его всем любителям мистических историй, дающих хороший повод поразмыслить над прочитанным.
Нортон Коммандер, 13 октября 2012 г.
Один из моих любимых рассказов Желязны. Здесь и сказка, и фэнтези, и хоррор, и драма, и притча. Несмотря на то, что рассказ о смерти, написан он в позитивном ключе; после прочтения возникают светлые чувства. Вот бы его экранизировать.
god54, 18 июля 2011 г.
Одним из символов медицины, который к сожалению так и не стал распространенным, является свеча, как символ жизни. Очень часто её изображение сопровождалось надписями: «Светя другим — сгораю сам», «Исполняя свой долг, я забываю о себе». Автор очень красиво обыграл эту аллегорию в своем рассказе — смысл медицины — жизнь и смерть... Они всегда идут рядом. Красивый и увлекательный сюжет, красивые слова и фразы, минимум сложностей и философствований, а в итоге приятное чтение и удовольствие от прочитанного.
alex1970, 22 июня 2011 г.
Отличный рассказ, сочетающий и детскую страшилку в стиле Кинга, и мрачную сказку и философское повествование.
Папа мальчика отказался взять в крестные и Бога, и Дьявола, но согласился пригласить истинного демократа Морри, который рано или поздно посещает каждого.
Это решение оказало существенное влияние на жизнь ребенка.
Хороший язык, интересный сюжет и замечательный финал.
sanchezzzz, 1 августа 2009 г.
Необычный, чудной такой рассказ, несмотря на небольшой объём, разный по стилю и восприятию на каждой странице. Начавшаяся как загадочная детская история, подобные которой рассказывают летней ночью у костра, ближе к середине она превратилась в нечто психоделическое, тёмное, загадочное, запретное, — в то, о чём мало кому дано не только знать, но и говорить. Побывав затем и в роли сказки (велосипед, не только понимающий человеческую речь, но и свободно на ней изъясняющийся, даром что заколдованный вроде как «злым волшебником», да блифедж-«волшебный эликсир», живая вода – это ли не сказка?), и в романтическо-клюквенной роли с хэппи-эндом, этот рассказ всё же не скрыл того смысла, что в нём был заложен автором.
Memento mori – помни о смерти, но и не забывай о том, что она (в данном случае – Он, Морри; Морри, хм, как символично…) лишь над угасанием жизни властна, и о том, что ты, человек, властен над гораздо большим и важным – над жизнью, которую ты даришь свету, производя на свет ребёнка, или воскрешая кого-то в реанимационной, и забирая тело и душу у самой Смерти.
Забавно показано, что ничто человеческое не чуждо Морри-Смерти: тут и страсть к футболу, и к шахматам (это, пожалуй, страсть самого Желязны, как я понимаю), и к чаепитию, да и вообще, она оказалась не той старухой с косой, а вполне себе особой, способной к пониманию, сочувствию, прощению и компромиссу.
Keykeeper, 14 июля 2009 г.
Очень интересная, с постепенным раскрытием образов и ощутимой глубиной, неожиданно светлая переработка старого сюжета. :appl:
sashsash, 13 мая 2009 г.
Интересно то, что сюжет этого рассказа стар и частенько встречается в сказках разных народов мира, и автор, практически, не меняет сюжета сказки, вплоть до описания «офиса» Смерти или способа, определяющего жить человеку или умереть, добавляет немного своего фирменного стиля и получается интересное и философское произведение.
Читать всенепременно!
Skiv, 12 июля 2008 г.
В этом рассказе восторжествовала справедливость!:smile:
Не часто у рассказов встречаешь хэпи энд).
квинлин, 15 сентября 2007 г.
Похоже, Желязны чувствовал приближение своей смерти. Именно поэтому у него так великолепно получился образ властвующего над жизнью...
Обязательно советую прочесть тем, кто считает, будто ни один автор не смог лучше Пратчетта прописать образ Смерти...