Александр Пушкин «Скупой рыцарь»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Эпоха географических открытий (15-16 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Жестокая скупость позволила старому барону заполнить золотом свои сундуки. Но теперь ему невыносима мысль о том, что после его смерти сокровища растекутся из этих сундуков по миру. А тем временем сын барона, измученный нуждой, решается просить помощи у герцога. Герцог обещает ему усовестить старика.
Первое издание: „Современник“, 1836 г., т. I, стр. 111—120. Подпись: „Р.“
Входит в:
— цикл «Маленькие трагедии»
— антологию «Современник, литературный журнал А.С. Пушкина. 1836-1837: Избранные страницы», 1988 г.
- /языки:
- русский (131), английский (1), не указан (1)
- /тип:
- книги (127), аудиокниги (6)
- /перевод:
- И. Железнова (1), Дж. Лоуэнфельд (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zotovvg75, 22 декабря 2022 г.
Все старо как мир, во все времена люди совершают преступления, идут на предательство, гибнут за желтые кружочки редкого металла наделенного всесильным могуществом. Это могущество имеет дьявольскую природу, оно выворачивает человеческую душу наизнанку, извлекая самые черные страсти и желания. Пушкин как классик не мог обойти данную тему, так как кому как не классикам необходимо выставлять напоказ эту всепоглощающую силу, равную по величине лишь жажде власти. Эти две порочные страсти всегда идут бок о бок, однако здесь автор оставил властолюбие несколько в стороне, вернее превратил его в скрытое внутреннее наслаждение старого рыцаря от осознания зависимости унижающихся людей, молящих отсрочить долг. И нет никому пощады и жалости, полдня стоящая на коленях вдова с тремя детьми по мнению скряги лишь притворщица не заслуживающая снисхождения.
Скупец не желает заставить служить себе золото, он сам служит своим сокровищам. Такой чахнущий над златом царь Кощей из другого произведения автора. Это сильно напоминает Горлума, сидящего глубоко под землей и порабощенного своей Прелестью. Те же разговоры с самим собой, та же сжигающая душу страсть, то же стремление покарать любого посягнувшего на объект вожделения. Поэтому барон бросает перчатку собственному сыну, ибо то, на что тот хочет посягнуть-МОЁ! Пушкинские строки гениальны, метафора впитавшихся в деньги слез, крови и пота прекрасна. «Ужасный век, ужасные сердца!»-эти строки стали крылатыми, старый век переходит в новый, рождаются новые сердца и... все повторяется снова.
mputnik, 4 июня 2019 г.
Только что оторвался от телевизора. Канал «Культура» крутил «Маленькие трагедии». Увидел первые кадры «Скупого рыцаря», и — как заколдовали. Какая постановка, какие актеры, какая режиссура, какая ЛИТЕРАТУРА!
Весьма рекомендую, уважаемый потенциальный читатель, временно переквалифицироваться, и — посмотреть этот фильм 1979-го года. Это НЕЧТО
KOLe, 12 июня 2012 г.
Жажда денег погубила обоих героев, оба они в конце трагедии обнажили свою низость. Один желал денег, чтобы с их помощью достичь феодальных привелегий. И, если открытое отцебуйство, еще претит его рыцарским принципам, то открытое отцеубийство помогает сохранить видимость рыцарской доблести. В сущности же Альберт — низкий человек, готовый на все ради денег, ради положения в обществе, которое давали ему деньги.
Барон бесчеловечен. Зладо подавило, изуродавало его человеческую природу. Деньги превращаются для него в самоцель, стасть к обогащению становится скупостью. Деньги для него мифический источник тайной власти над миром.
Сюжет сталкивает две неправды, у каждого из героев идея0фикс поглащает человеческую правду. Никто из героев так и не смог понять, что есть такие человеческие ценности, которые не продаются и не покупаются.