Брайан Макклеллан «В тени молнии»
«В Тени Молнии» — эпическое фэнтези, где магия представляет собой ограниченный в своих возможностях ресурс, да и тот находящийся на исходе.
Демир Граппо — изгнанник, бежавший от жизни в богатстве и власти, отказавшийся от своих обязанностей генерала, наместника и сына. Отныне он доживает свои дни в полном одиночестве, как бродяга, лишённый всяческих жизненных корней. Но после зверского убийства его матери Демир вынужден вернуться из изгнания, чтобы занять подобающее ему место во главе семьи и раскрыть настоящую причину её гибели: источник силы, благодаря которому цивилизация развивается — божественное стекло — иссякает. Демиру предстоит найти союзников, как старых друзей, так и соперников, столкнуться с могущественными семейными гильдиями, заинтересованными лишь в том, чтобы максимально использовать оставшиеся за столом объедки, а также раскрыть секрет невидимой длани, угрожающей Империи. Грядет война, не похожая ни на какую другую. И Демир со своим отрядом отверженных — единственное, что стоит на пути к концу той жизни, которую знает весь остальной мир.
Входит в:
— цикл «Glass Immortals»
— журнал «Lightspeed. Issue 145, June 2022», 2022 г.
Номинации на премии:
номинант |
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2023 // Фэнтези |
- /языки:
- русский (1), английский (2)
- /тип:
- книги (2), цифровое (1)
- /перевод:
- Н. Маслова (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Luсifer, 27 ноября 2024 г.
Достоинство книги в том, что она хорошо сбалансирована: филигранно выдержаны пропорции между динамичными экшен-моментами и эпизодами затишья, которые расширяют экспозицию, раскрывают персонажей и углубляют лор. В меру увлекательно, в меру зрелищно, в меру интригующе. В принципе, сюжет нигде не провисает: только-только ты расслабился, как начинается закрученная интрига или зрелищная схватка; только-только ты готовишься поймать себя на мысли о перенасыщении батальной сценой, как повествование переключается на неспешную главу другого персонажа. Язык повествования, опять же неплохой — кинематографичный.
Существенная проблема книги в том, что автор не предлагает ничего нового. Более того, то тут, то там «торчат уши» Сандерсона. С одной стороны, это неудивительно: Брайан Макклеллан — фанат и ученик Брэндона. С другой стороны, хочется большей самобытности, а не экранизации мема «Дашь домашку списать? Хорошо, только не списывай точь-в-точь».
Главного героя зовут [s]Вакс[/s] Демир, он незаурядных способностей молодой человек, к тому же местный чародей [s]алломант[/s] гласдансер, переживший в прошлом большую трагедию из-за чего сбежал в глушь на долгие [s]двадцать[/s] девять лет, но, из-за семейной трагедии вынужден вернуться в столицу [s]Элендела[/s] Оссы, чтобы принять на себя обязанности [s]главы благородного Дома[/s] патриарха гильдии своей семьи.
Приведу еще несколько аналогий:
У местных элитных рыцарей (пробивников) есть доспехи, усиленные магическим стеклом, и смертоносные стеклянные мечи; довольно сильно напоминает осколочные доспехи и клинки из Архива Буресвета.
Местная манна способна заражаться/разряжаться в магическое стекло, что напоминает принцип работы буресвета в светсердцах.
Местные маги зовутся glassdancer, что явно навеяно сандерновскими edgedancer, и тд.
И хотя все эти параллели не портят впечатление от книги, ощущение дежавю возникает регулярно.
Общий сюжет разделён на четыре линии, что добавляет произведению масштабности и разнообразия:
1) Демир Граппо. Главный герой вызывает симпатию, но при этом чересчур идеализирован. Посудите сами, в свои тридцать с хвостиком он хорош буквально во всём: и как воин-маг, и как стратег-генерал, и как доброй души человек, а еще он красавчик, политик, глава знатного рода, гений, миллиардер, плейбой, филантроп... у него получается буквально всё за что бы он ни взялся, в какой-то момент от всей этой «матрисьюшности» сильно начинаешь уставать. Да, персонаж довольно симпатичный, но одновременно с тем до безобразия скучный. Ему просто некуда расти и развиваться. Да, большую часть книги он терзаем «грехом из прошлого», но уже из самого пролога очевидно, что произошедшая трагедия — вовсе не его вина, соответственно, все дальнейшие угрызения совести выглядят просто надуманно, из разряда «страдаю потому, что сам так захотел». Тем не менее его сюжетная линия довольно увлекательна: есть ряд очень забавных ситуаций, заставляющих невольно ухмыляться; есть взаимодействие с сильными мира сего, детальнее раскрывающее политическое устройство Оссы; ряд зрелищных сцен так же связан с Демиром.
2) Идриан Сепулки. Воин-пробивник изображенный на обложке (кстати, на ней он почему-то белый, а по тексту должен быть «черным как уголь», ну да ладно). Данный персонаж получился более-менее интересным. С одной стороны, имеем закаленного в боях сурового солдата, с другой стороны — у него есть свои слабости и психотравмы из прошлого, которые, в отличии от проблем Демира, выглядят более реалистичными и убедительными, хотя и проведены лишь пунктиром. Еще его сюжетная линия радует особым «компанейским вайбом». Батальон Железнорогих, в котором служит Идриан, наполнен колоритными второстепенными персонажами; хотя они эпизодические, но запоминающиеся, а во взаимоотношениях чувствуется химия. В целом, главы Идриана/Железнорогих заставляют пустить ностальгическую слезу о Черном Отряде Глена Кука и Мостожогах Стивена Эриксона.
3) Киззи Ворсьен. Незаконнорожденная дочь главы самого влиятельного семейства Оссы, непризнанная (из-за чего сильно комплексует) и работающая эдаким решалой на побегушках. Её линия — одна из самых интригующих, написана на стыке детектива и городского фэнтези. Киззи постепенно распутывает клубок политического заговора, который оборачивается глобальной угрозой. Персонаж неоднозначный: она способна на эгоизм и подлость ради своих целей, что оставляет простор для развития в следующих книгах.
4) Тесса Фолир. Одаренная мастерица и инженер стекольных наук. Через неё читатель узнаёт о процессе производства магического стекла, да и в целом о базовом ресурсе этого мира. Однако её главы показались мне наименее интересными, а сама Тесса — плоским персонажем, словно сделанным под запрос современной повестки: сильная, независимая женщина, не обделенная умом, сообразительностью, да еще и с акцентом на бисексуальность.
Есть ещё второстепенный персонаж Монтего, сводный брат главного героя, совмещающий в себе роли Марти Сью (видимо, это у них семейное) и терминатора. Непобедимый боец, чемпион мира в боях на посохах, способный в одиночку забороть хоть целую пачку врагов. Чтобы читатель хоть как-то мог отличить Демира от Монтего, последний не умеет колдовать стеклом, а еще высок и тучен. В принципе, о нем больше нечего сказать. Каждому главному герою положен напарник и точка.
Есть вопросы к логике мира. Самое очевидное — зачем эгоистичным, заносчивым, при том очень сильным чародеям-гласдансерам довольствоваться ролью бойцов (хоть и элитных) и работать на правительство, если при всех своих способностях и амбициях они запросто могли бы править сами? Тем более, из книги следует, что их крайне сложно убить, это можно сделать либо с помощью какой-то хитрости-подлости, либо артиллерийским обстрелом.
Ну, спишем на художественное допущение.
Гораздо хуже дела обстоят с литературными ружьями. Макклеллан пытается закидывать крючки, но делает это довольно топорно.
Например,
Спустя десяток глав Тесса озабочена тем, что столь необходимая молния никак не бьет в громоотвод. Как быть? Но... еще с начала книги автор несколько раз упоминает Кузню — необычное место в горах, где постоянно грохочет гром и бьют молнии. (К чему вдобавок отсылает и название книги.) И вот, Тесса уже которую страницу размышляет, где же поймать молнию... а на фоне грохочет гром из Кузни. Читателю очевиден дальнейший сюжетный ход, но автор тянет резину, надеясь чуть позже выдать очевидное за «вот это поворот».
И последнее, не знаю к автору это относится или к переводчику, но время от времени в тексте попадаются словечки невпопад: жара в помещении сравнивается с сауной, чудовище мимоходом именуется инопланетянином. При чем это единичные случаи, нигде в тексте больше не встретятся слова ни про сауну, ни про иные планеты. В контексте повествования это выглядит довольно странно.
Итак, что имеем в итоге? Довольно неплохая, зрелищная книга, которая наверняка скрасит вам несколько вечеров, главное не строить больших ожиданий. (А еще имейте в виду, что «В тени молнии» — это начало истории и ее финал можно считать промежуточным лишь с большой натяжкой, так как сюжетные линии откровенно повисают в воздухе с заделом на книгу-продолжение.)
Pavll, 10 декабря 2024 г.
Поставлю «4», хотя сразу скажу — бросил данную книгу на 1/3. Закончились силы продираться через ванильный текст с совершенно картонными персонажами и скучный сюжетец.
Вообще, взялся за это творение после вполне себе читабельных у автора книг из Вселенной Порохового мага. Там, конечно же, не все книги прочёл, но некоторые вполне себе были. На 5,6 или 7 даже.
Ну, что: Автор себе не изменил, выше головы не прыгнул и данной книгой выдал средненький продукт из не цепляющего мира с не интересными персонажами и не захватывающим сюжетом.
Итак, юный супермаг-аристократ, красивый, удачливый и умный, разочаровавшись в смысле жизни после своей великой победы, слонялся по провинциям Империи, убивая свою молодость, но, одновременно, и зарабатывая состояние в азартных играх.
Но. Вот и пришлось ему вернуться в столицу, получив страшную весть. И погрузиться в семейный бизнес. И узнать страшную тайну о скором конце своего мира. И встретить старых и верных друзей-суперменов рангом поменьше. И узнать о кознях против своей семьи других великих дайме.
При этом всё густо посыпано ванильным сахаром авторского замысла: мысли и действия героев чрезвычайно понятны, интриги противников указаны, но они не интересны, сами герои — это просто пыльный картон. Есть (и даже много) сражения, битвы и всякие поединки — но! как же все описано безыскусно!!! По нашим доблестным войскам стреляют враги, но мы их победим своими мечами. Если вражеский маг очень уж силен, то надо залезть на крышу и прыгнуть ему на голову. Кто там захотел бросить вызов на арене чемпиону из прошлого? Вот тебе позорное поражение от хитрого умелого ветерана.
«Новационная» стеклянная система магии откровенна глупа и в то же время непонятно усложнена разнообразием магического стекла — попробуй запомни какое стекло что может и зачем оно вообще. Можно и не запоминать — одно лечит, другое усиливает защиту, третье не даёт уставать. Мест для применения, как мы понимаем, в человеческом теле и всяких предметах, достаточно.
При этом еще есть индивидуальные предрасположенности к определенным типам стекол у разных героев. И всякие резистентности к оным. Сложный и тупой мир стеклянной магии во всей авторской красе изложения.
В общем, всего в этой книге много, но плоско, неинтересно и выглядит аляповатым нагромождением.
Ну и все. Пусть дальше смысл и события книги узнают люди с более развитым воображением, чем у меня.