fantlab ru

Александр Куприн «Молох»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.80
Оценок:
235
Моя оценка:
-

подробнее

Молох

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 35
Аннотация:

Его мучает необходимость работать на заводе — там, где каждодневная тяжелая работа крадет месяцы и годы жизни у других людей. А еще инженер Бобров безнадежно и мучительно влюблен...

Примечание:

Первая публикация в декабре 1896 года в журнале «Русское богатство» (кн. XII), с посвящением В. Д. К-вой (В. Д. Карышевой).


Входит в:

— сборник «Рассказы. Том первый», 1903 г.

— сборник «Полное собрание сочинений. Том 1», 1912 г.

— антологию «Повести и рассказы», 1984 г.


Похожие произведения:

 

 


Полное собрание сочинений. Том первый
1912 г.
А. И. Куприн. Избранные произведения
1947 г.
Избранные сочинения
1947 г.
Молох
1949 г.
Повести
1949 г.
А. И. Куприн. Избранные произведения
1951 г.
Повести и рассказы
1954 г.
Том первый
1954 г.
А. И. Куприн. Избранное
1956 г.
А. И. Куприн. Избранное
1956 г.
Том 2
1957 г.
А. И. Куприн. Повести и рассказы
1958 г.
А. И. Куприн. Повести и рассказы
1958 г.
Избранное
1958 г.
А. И. Куприн. Повести и рассказы в двух томах. Том 1
1961 г.
Том 2
1964 г.
Гранатовый браслет
1966 г.
Открытие страны огня
1967 г.
Избранные произведения
1969 г.
Избранное
1971 г.
Повести
1973 г.
Повести
1973 г.
Александр Куприн. Избранное
1974 г.
Избранное
1975 г.
Повести и рассказы
1976 г.
А. И. Куприн. Избранное
1977 г.
Молох
1978 г.
А. И. Куприн. Рассказы
1979 г.
Гранатовый браслет
1979 г.
А. И. Куприн. Повести и рассказы
1980 г.
Избранное
1980 г.
А. И. Куприн. Избранное
1982 г.
Молох
1982 г.
Том 1
1982 г.
Повести и рассказы
1984 г.
А. Куприн. Избранное
1984 г.
Гранатовый браслет. Повести и рассказы
1984 г.
Повести и рассказы
1984 г.
Избранное
1985 г.
Молох. Поединок. Рассказы
1985 г.
Повести и рассказы
1986 г.
Поединок
1986 г.
А. И. Куприн. Повести и рассказы
1987 г.
А. И. Куприн. Рассказы. Повести
1987 г.
Повести и рассказы
1987 г.
Рассказы. Повести
1987 г.
Избранное
1988 г.
Повести и рассказы
1988 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 1
1991 г.
А. И. Куприн. Повести и рассказы
1992 г.
Избранное
1992 г.
Избранное
1994 г.
Повести. Рассказы
1997 г.
Том 2
1997 г.
Яма
1998 г.
А. И. Куприн. Избранное
2000 г.
Сочинения
2000 г.
Избранные сочинения в 3 томах. Том 1.
2001 г.
Повести и рассказы
2002 г.
Александр Куприн. Повести и рассказы
2004 г.
Том 1
2006 г.
Избранное
2007 г.
Гранатовый браслет
2008 г.
Гранатовый браслет
2008 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 1. Рассказы и повести 1894 - 1900 гг.
2008 г.
Полное собрание романов и повестей в одном томе
2009 г.
Гранатовый браслет. Юнкера. Молох
2010 г.
Гранатовый браслет (подарочное издание)
2011 г.
Гранатовый браслет
2013 г.
Полное собрание повестей и романов в одном томе
2013 г.
Поединок. Олеся. Гранатовый браслет. Романы, повести, рассказы
2014 г.
Романы. Повести. Рассказы (подарочное издание)
2014 г.
Святая любовь
2015 г.
Чары
2018 г.
Избранные произведения
2018 г.
Молох
2019 г.
Гранатовый браслет
2020 г.

Аудиокниги:

Allez! Лолли. Молох
2007 г.
Повести и рассказы
2007 г.
Молох
2008 г.
Allez! Лолли. Молох
2009 г.
Лучшие аудиокниги в дорогу №7
2010 г.
Молох. Гамбринус
2011 г.
Русская классика. Лучшее
2011 г.

Издания на иностранных языках:

The Garnet Bracelet and other stories
1957 г.
(английский)
The Garnet Bracelet
1981 г.
(английский)
The Garnet Bracelet
2001 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

По прочтении повести понял, что можно найти из интересного у А.И. Куприна: это писатель, принадлежавшей эпохе царской России и вместе с этим уловивший смутные веяния нового времени. И это произведение – тому яркое подтверждение.

Здесь читатель найдёт и яркое, подробное описание аристократии, и не менее выразительное описание рабочего класса, сравнительно нового на тот момент. При этом писателю удалось отразить жалкий быт последних и, можно даже сказать, абсолютно иррациональное их бытие, в котором они жертвуют настоящим во благо эфемерного будущего. То есть, сегодня они жертвуют собственным благосостоянием, благополучием своих семей, гробят здоровье на производстве, зато завтра – ох вот только настанет это самое завтра!.. Тогда-то они заживут и вздохнут полной грудью!..

Но в том-то и беда, что завтра не наступает никогда: проснулся – и опять сегодня. Но во благо светлого будущего им готовы сулить золотые горы, да и работающие винтики сами рады обманываться, надо же как-то объяснить себе сегодняшнее приниженное и откровенно угнетённое положение. Вот и чрезмерно тучный Квашнин, олицетворяющий в этой повести Молоха, обещает им, голодным и нищим оборванцам, собравшимся вместе и выражающим откровенное недовольство, что осталось только чуть-чуть потерпеть и всё изменится к лучшему. Так он и учит директора завода: «Нужно уметь с ними объясняться. Вы можете обещать им что угодно – алюминиевые жилища, восьмичасовой рабочий день и бифштексы на завтрак, – но делайте это очень уверенно. Клянусь вам: я в четверть часа потушу одними обещаниями самую бурную народную сцену...». Одна эта фраза настолько всеобъемлюща, что комментарии далее считаю излишними.

Помимо вышеописанной сюжетной канвы, есть и любовная история, которая как-то натянуто развивается между Бобровым и Ниной Зиненко. И вроде бы всё складывается неплохо, но какой-то червь сомнения гложет душу героя. И вроде бы Нина тоже его любит, но сомнения есть у обоих. Сцена с пикником вносит окончательную ясность в эти несформированные отношения. Причины все стары как мир, но актуальны до сих пор: неприязнь потенциальной свекрови, денежные вопросы, непостоянство отношений самих героев...

А концовка, как по мне, немного смазана, хотя финал, конечно, ясен: все герои как были, так и остаются жертвой желаемого прогресса, сметающего всё на своём пути, ибо так завещал Молох.

И как пели Ляписы: «Вкалывай, парень, как заводной/ Молох подарит мир и покой!».

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как поразительно напоминает наше с вами сегодня: рудный завод, на котором в нечеловеческих условиях гробит себя тягловый чумазый народ. Редко кто доживает до 40 лет по причине отсутствия модернизаций и техники безопасности. Непосильный, сжирающий жизни труд.

И вот, приезжают на этот завод ведущие акционеры во главе с председателем правления — жирным противным олигархом. Приезжают и закатывают шикарный банкет по случаю запуска новой доменной печи — шампанское льётся рекой, дамы теряют головы от танцев и потраченных на вечеринку денег. Дамы здесь тоже товар, их можно купить, можно выдать замуж за денежный кошелёк.

Атлант расправил плечи? Нет, это Молох, требующий новых и новых жертв во имя ценнейшего, что есть в нашей жизни, — во имя наживы.

Особенно горько читать об этом после недавней трагедии на шахте. Выходит, что с момента написания повести прошло 120 лет, а мы вернулись туда, с чего начали: капиталисты выжимают всё до последней капли с одной лишь целью — обрести очередной миллиард.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Грустная история.

Как жить и видеть жестокую правду. Вот основная проблема произведения. Главный герой работает на систему в данном случае завод,которая создана для создания денег. Внешне у завода гуманистическая цель.Он дает работу,создает материальные ценности и т.д. Но с другой стороны завод это машина пожирающая жизни людей.Условия на заводе чудовищные,рабочие и их дети и жены не доживают до сорока лет,живут в сырых бараках,болеет ,умирают,каждый день могут погибнуть из-за отсутствия техники безопасности.А владельцы при этом наживаются на их труде.Данная картинка актуальна и сегодня,пусть не так это заметно.

Инженер завода Бобров, видя,что он является участником создания чудовища завода,ненавидит себя и продолжает в нем работать.Бросить работу он не может,протестовать не может-жизнь уныла и несчастна. Щупальца чудовища проникли в головы всего управления завода,интеллигенции и общества окружающего завод -семьи, дети управленцев. Поэтому Бобров одинок,никто не может его понять,не с кем даже обсудить свою печаль и гнев. Окружающие не готовы к такой правде-они пребывают в пустых разветвлениях,шутках,сплетнях и фантазиях о богатстве и чудесном успехе. Однако у Боброва есть знакомый доктор,который тоже видит чудовищные вещи на заводе,однако не печалится и считает гибель людей это вынужденной и естественной необходимостью.

Любовная история у Боброва не складывается не менее драматично,он влюблен в женщину неспособную его понять.Щупальца обогащения проникли и в её мозг.Отношения людей со столь противоположным мышлением обречены на трагедию,конфликты и страдание.

Произведение великолепно,очень рекомендую всем ценителям литературы о поиске себя.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Возможно потому, что слово «молох» схоже по звучанию со словом «молоть», я с детства трактовал «молох» как старинное название мельницы, что-то связанное с жерновами и т.п. И лишь читая эту повесть, усомнился в этом кусочке своей картины мира, полез в словари и выяснил, что Молох – библейское божество, пожирающее своих детей. Ну, тут уж вспомнился и «Сатурн, пожирающий своих детей» Гойи, и Греческий Хронос, занимающийся подобным, отнюдь не богоугодным, делом.

Самое удивительное, что название «молох» в понятии «мельница» подходит повести даже больше. Ибо эта повесть – повесть о перемалывании. Повесть о перемалывании судеб. Перемалывании судьбы своей собственной (Андрей Ильич), перемалывании судеб других людей (Квашнин). И самая главная мельница, перемалывающая миллионы судеб – промышленная революция, и, как законный и полномочный ее представитель, ее часть – завод, на котором трудится Андрей Ильич Бобров.

Задачи, которые, как мне кажется, ставил Куприн перед собой, когда брался за эту повесть – поистине грандиозны. И, по-моему, тянут на целый роман. И, мне думается, с задачами своими автор справился не вполне. Возможно, такое впечатление создается от того, что Куприн повесть неоднократно переписывал – и по своим личным соображениям, и по требованиям цензуры. И, конечно, мне абсолютно не известно – какой из экземпляров попал мне в ридер – то ли тот, который больше всего нравился автору, то ли тот, который, скрепя сердце и брызгая пером, одобрил императорский цензор.

А еще я почувствовал какую-то неуверенность автора в определении своих симпатий и антипатий.

С одной стороны – Куприн восхищается мощью научно-технического прогресса, с любованием и восторгом описывает прелесть и красоту строящегося промышленного гиганта, с другой стороны понимает, что рабочие и их семьи – жалкие, нещадно эксплуатируемые, безжалостно выкидываемые при поломке, детальки.

С одной стороны – Андрей Ильич Бобров – умелый инженер, тонко чувствующий интеллигент с нежной и трепетной душой, с другой – пытающийся завязать морфинист и психопат, ненавидящий свою работу.

Нина – с одной стороны – чуть ли не нежнейший персонаж, напоминающий Наташу Ростову, с другой стороны… (не буду раскрывать интригу не читавшим).

Даже Квашниным, эдаким новым русским рубежа 19 – 20 веков, вроде бы резко отрицательным персонажем, порой замечаешь, что автор немного и любуется.

И еще одна мысль сверлила меня – русский капитализм за эти годы ни хрена не изменился. И читая повесть можно легко разглядеть в ней отблески дня нынешнего. Словно век нынешний смотрит в зеркало века прошлого…

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Написано отлично и с юмором, особенно в описании семьи девушек. На самом деле, это грустная история о провинциальном инженере, который потерял смысл в жизни, разочаровался в давней любви, в работе и в итоге слишком увлекся морфием.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх