Александр Куприн «Молох»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой | Для взрослых
Его мучает необходимость работать на заводе — там, где каждодневная тяжелая работа крадет месяцы и годы жизни у других людей. А еще инженер Бобров безнадежно и мучительно влюблен...
Первая публикация в декабре 1896 года в журнале «Русское богатство» (кн. XII), с посвящением В. Д. К-вой (В. Д. Карышевой).
Входит в:
— сборник «Рассказы. Том первый», 1903 г.
— сборник «Полное собрание сочинений. Том 1», 1912 г.
— антологию «Повести и рассказы», 1984 г.
- /языки:
- русский (84), английский (3)
- /тип:
- книги (80), аудиокниги (7)
- /перевод:
- С. Апресян (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Omnia est nihil, 4 июля 2022 г.
По прочтении повести понял, что можно найти из интересного у А.И. Куприна: это писатель, принадлежавшей эпохе царской России и вместе с этим уловивший смутные веяния нового времени. И это произведение – тому яркое подтверждение.
Здесь читатель найдёт и яркое, подробное описание аристократии, и не менее выразительное описание рабочего класса, сравнительно нового на тот момент. При этом писателю удалось отразить жалкий быт последних и, можно даже сказать, абсолютно иррациональное их бытие, в котором они жертвуют настоящим во благо эфемерного будущего. То есть, сегодня они жертвуют собственным благосостоянием, благополучием своих семей, гробят здоровье на производстве, зато завтра – ох вот только настанет это самое завтра!.. Тогда-то они заживут и вздохнут полной грудью!..
Но в том-то и беда, что завтра не наступает никогда: проснулся – и опять сегодня. Но во благо светлого будущего им готовы сулить золотые горы, да и работающие винтики сами рады обманываться, надо же как-то объяснить себе сегодняшнее приниженное и откровенно угнетённое положение. Вот и чрезмерно тучный Квашнин, олицетворяющий в этой повести Молоха, обещает им, голодным и нищим оборванцам, собравшимся вместе и выражающим откровенное недовольство, что осталось только чуть-чуть потерпеть и всё изменится к лучшему. Так он и учит директора завода: «Нужно уметь с ними объясняться. Вы можете обещать им что угодно – алюминиевые жилища, восьмичасовой рабочий день и бифштексы на завтрак, – но делайте это очень уверенно. Клянусь вам: я в четверть часа потушу одними обещаниями самую бурную народную сцену...». Одна эта фраза настолько всеобъемлюща, что комментарии далее считаю излишними.
Помимо вышеописанной сюжетной канвы, есть и любовная история, которая как-то натянуто развивается между Бобровым и Ниной Зиненко. И вроде бы всё складывается неплохо, но какой-то червь сомнения гложет душу героя. И вроде бы Нина тоже его любит, но сомнения есть у обоих. Сцена с пикником вносит окончательную ясность в эти несформированные отношения. Причины все стары как мир, но актуальны до сих пор: неприязнь потенциальной свекрови, денежные вопросы, непостоянство отношений самих героев...
А концовка, как по мне, немного смазана, хотя финал, конечно, ясен: все герои как были, так и остаются жертвой желаемого прогресса, сметающего всё на своём пути, ибо так завещал Молох.
И как пели Ляписы: «Вкалывай, парень, как заводной/ Молох подарит мир и покой!».
artem-sailer, 1 декабря 2021 г.
Как поразительно напоминает наше с вами сегодня: рудный завод, на котором в нечеловеческих условиях гробит себя тягловый чумазый народ. Редко кто доживает до 40 лет по причине отсутствия модернизаций и техники безопасности. Непосильный, сжирающий жизни труд.
И вот, приезжают на этот завод ведущие акционеры во главе с председателем правления — жирным противным олигархом. Приезжают и закатывают шикарный банкет по случаю запуска новой доменной печи — шампанское льётся рекой, дамы теряют головы от танцев и потраченных на вечеринку денег. Дамы здесь тоже товар, их можно купить, можно выдать замуж за денежный кошелёк.
Атлант расправил плечи? Нет, это Молох, требующий новых и новых жертв во имя ценнейшего, что есть в нашей жизни, — во имя наживы.
Особенно горько читать об этом после недавней трагедии на шахте. Выходит, что с момента написания повести прошло 120 лет, а мы вернулись туда, с чего начали: капиталисты выжимают всё до последней капли с одной лишь целью — обрести очередной миллиард.
Reystlen, 4 июля 2021 г.
Грустная история.
Как жить и видеть жестокую правду. Вот основная проблема произведения. Главный герой работает на систему в данном случае завод,которая создана для создания денег. Внешне у завода гуманистическая цель.Он дает работу,создает материальные ценности и т.д. Но с другой стороны завод это машина пожирающая жизни людей.Условия на заводе чудовищные,рабочие и их дети и жены не доживают до сорока лет,живут в сырых бараках,болеет ,умирают,каждый день могут погибнуть из-за отсутствия техники безопасности.А владельцы при этом наживаются на их труде.Данная картинка актуальна и сегодня,пусть не так это заметно.
Инженер завода Бобров, видя,что он является участником создания чудовища завода,ненавидит себя и продолжает в нем работать.Бросить работу он не может,протестовать не может-жизнь уныла и несчастна. Щупальца чудовища проникли в головы всего управления завода,интеллигенции и общества окружающего завод -семьи, дети управленцев. Поэтому Бобров одинок,никто не может его понять,не с кем даже обсудить свою печаль и гнев. Окружающие не готовы к такой правде-они пребывают в пустых разветвлениях,шутках,сплетнях и фантазиях о богатстве и чудесном успехе. Однако у Боброва есть знакомый доктор,который тоже видит чудовищные вещи на заводе,однако не печалится и считает гибель людей это вынужденной и естественной необходимостью.
Любовная история у Боброва не складывается не менее драматично,он влюблен в женщину неспособную его понять.Щупальца обогащения проникли и в её мозг.Отношения людей со столь противоположным мышлением обречены на трагедию,конфликты и страдание.
Произведение великолепно,очень рекомендую всем ценителям литературы о поиске себя.
KindLion, 2 августа 2020 г.
Возможно потому, что слово «молох» схоже по звучанию со словом «молоть», я с детства трактовал «молох» как старинное название мельницы, что-то связанное с жерновами и т.п. И лишь читая эту повесть, усомнился в этом кусочке своей картины мира, полез в словари и выяснил, что Молох – библейское божество, пожирающее своих детей. Ну, тут уж вспомнился и «Сатурн, пожирающий своих детей» Гойи, и Греческий Хронос, занимающийся подобным, отнюдь не богоугодным, делом.
Самое удивительное, что название «молох» в понятии «мельница» подходит повести даже больше. Ибо эта повесть – повесть о перемалывании. Повесть о перемалывании судеб. Перемалывании судьбы своей собственной (Андрей Ильич), перемалывании судеб других людей (Квашнин). И самая главная мельница, перемалывающая миллионы судеб – промышленная революция, и, как законный и полномочный ее представитель, ее часть – завод, на котором трудится Андрей Ильич Бобров.
Задачи, которые, как мне кажется, ставил Куприн перед собой, когда брался за эту повесть – поистине грандиозны. И, по-моему, тянут на целый роман. И, мне думается, с задачами своими автор справился не вполне. Возможно, такое впечатление создается от того, что Куприн повесть неоднократно переписывал – и по своим личным соображениям, и по требованиям цензуры. И, конечно, мне абсолютно не известно – какой из экземпляров попал мне в ридер – то ли тот, который больше всего нравился автору, то ли тот, который, скрепя сердце и брызгая пером, одобрил императорский цензор.
А еще я почувствовал какую-то неуверенность автора в определении своих симпатий и антипатий.
С одной стороны – Куприн восхищается мощью научно-технического прогресса, с любованием и восторгом описывает прелесть и красоту строящегося промышленного гиганта, с другой стороны понимает, что рабочие и их семьи – жалкие, нещадно эксплуатируемые, безжалостно выкидываемые при поломке, детальки.
С одной стороны – Андрей Ильич Бобров – умелый инженер, тонко чувствующий интеллигент с нежной и трепетной душой, с другой – пытающийся завязать морфинист и психопат, ненавидящий свою работу.
Нина – с одной стороны – чуть ли не нежнейший персонаж, напоминающий Наташу Ростову, с другой стороны… (не буду раскрывать интригу не читавшим).
Даже Квашниным, эдаким новым русским рубежа 19 – 20 веков, вроде бы резко отрицательным персонажем, порой замечаешь, что автор немного и любуется.
И еще одна мысль сверлила меня – русский капитализм за эти годы ни хрена не изменился. И читая повесть можно легко разглядеть в ней отблески дня нынешнего. Словно век нынешний смотрит в зеркало века прошлого…
vikusiana, 1 февраля 2010 г.
Написано отлично и с юмором, особенно в описании семьи девушек. На самом деле, это грустная история о провинциальном инженере, который потерял смысл в жизни, разочаровался в давней любви, в работе и в итоге слишком увлекся морфием.