Александр Куприн «Гамбринус»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Эту пивную, названую в честь легендарного изобретателя хмельного напитка, не так уж просто найти на людной улице портового города. Вывески нет совсем, но две комнаты заведения обычно никогда не пустуют.
Каждый вечер здесь играет на скрипке музыкант Сашка — еврей. На коленях у него неизменно сидит маленькая беленькая собачка. Играет он здесь уже много лет, и давно стал местной достопримечательностью и знаменитостью.
Первая публикация в феврале 1907 года в журнале «Современный мир» (№ 2).
Входит в:
— сборник «Рассказы. Том четвёртый», 1908 г.
— сборник «Полное собрание сочинений. Том 3», 1912 г.
— сборник «Гамбринус», 1921 г.
— антологию «Происхождение мастера», 1985 г.
— антологию «Золотая русская классика», 2009 г.
— антологию «50 writers: an anthology of 20th century Russian short stories», 2011 г.
— антологию «Одесса—Москва—Одесса. Юго-западный ветер в русской литературе», 2014 г.
Экранизации:
— «Гамбринус» 1990, СССР, реж. Дмитрий Месхиев
- /языки:
- русский (108), английский (4)
- /тип:
- книги (102), аудиокниги (10)
- /перевод:
- С. Апресян (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
РоманМА, 6 февраля 2024 г.
Отличный рассказ, показывающий что в любом месте, в любой ситуации можно оставаться человеком, сохранять доброту и душевную чистоту. Даже если это всего лишь портовый кабак.
Ну и конечно великолепный слог писателя, мастерское описание людей и событий.
artem-sailer, 7 июля 2022 г.
Как говорится, в дни сомнений и во времена тягостных раздумий, при тяжёлых утратах и когда тебе грустно — лучше всего обратить свой взор к классике. Особенно — если обратить своё внимание на такого мастера слова, как Александр Иванович Куприн. Погружение гарантировано, полный уход от реальности. Пусть даже и вовсе не в радостный, розовый мир, а в такую пропотевшую и замызганную пивную, которая описана в этом рассказе. Зато там есть настоящие люди — живые, открытые, искренние. Попадаются там и отъявленные мерзавцы, и очень, до боли в сердце, жаль маленькую белую собачку, но всё же есть у рассказа светлый, жизнеутверждающий финал: пока жив человек, живо и искусство, а искусство — это то светлое, что в нас есть, то, ради чего стоит жить.
KindLion, 2 августа 2020 г.
В поисках очередной книжки пересыпая сквозь пальцы байты памяти своего ридера, я наткнулся на папку, озаглавленную «А. Куприн». – Классика? Почему бы и нет? – подумал я и открыл ее.
Первым в списке был этот, довольно крупный – 43 стр. – рассказ. Рассказ, фабулу которого можно пересказать буквально за пару минут; рассказ, потрясший меня, напомнивший мне – что такое русская классика. Русская классика, которую я люблю с детства.
Гамбринус – так звали короля, который считается изобретателем способа варки пива. «Гамбринус» — так называется в рассказе Куприна пивная в одном большом портовом городе на юге России. Городе, название которого Куприн не раскрывает, но в котором без труда угадывается Одесса.
Куприн настолько мастерски владеет словом, что, читая об обстановке этого полуподвального помещения, будто сам переходишь из зала в зал, разглядывая намалеванные на стенах рисунки, ежась от падающих за шиворот тепловатых капель, морщась от громких криков завсегдатаев – рыбаков, портовых рабочих, списанных на берег матросов.
Пробираясь сквозь гул и смрад к стойке, за которой стоит бледная, с папиросой, зажатой в правом углу рта, барменша, ты вдруг замираешь, будто натолкнувшись на стену – настолько разителен контраст между реалиями грубой жизни, окружающей тебя в этом заведении, и божественными звуками скрипки, вдруг раздавшимися под этими сводами. Впрочем, — нет. Диссонанс – только кажущийся. Эта музыка здесь так же органична, как органичен скрипач – вечно пьяный, плешивый еврей Сашка. Сашка, на коленях которого судорожно зевает небольшая белая собачка.
Рассказ написан в 1907 году. Время действия – новейшее – Одесса накануне и во время первой русской революции. Что называется – свидетельство эпохи от талантливейшего писателя.
Zlata.24, 7 ноября 2020 г.
Великолепный слог, образные описания, оживающие на страницах рассказа герои... Классика, одним словом. Здесь тебе и правдивые картины, и невольное погружение в историю, и мурашки по коже от захватившего азарта, словно это я в том же кабачке сидела и ногой притопывала.
Две мысли неустанно крутились, спеша выразить смысл одной фразой: «не место красит человека, а человек место» — ведь это про него, про Сашку. Без которого и веселья не стало, и народное «единство» скукожилось, оказалось невостребованным...
А вторую мысль автор сам и озвучил в финале: «талант не пропьешь и не потеряешь», правда иными словами:
adjort, 18 октября 2012 г.
Пожалуй, это единственная книга в мире, которая вызвала у меня слезы — что в тот момент, когда нам ее задали в школе читать летом, что сейчас, когда я уже довольно взрослая.
Сложно рассуждать о классике, когда мнение о ней вбивается в тебя учителями.
Первое впечатление — именно из детства, непонимание того, почему между людьми такое неравноправие и радость — оттого, что люди все-таки не сдаются.
Спасибо, спасибо большое за такой рассказ.