Харлан Эллисон «Последний штик»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
«Rogue»,август 1960
Входит в:
— сборник «Gentleman Junkie and Other Stories of the Hung-Up Generation», 1961 г.
— сборник «Love Ain't Nothing But Sex Misspelled», 1968 г.
— сборник «The Essential Ellison», 1987 г.
— сборник «Эликсиры Эллисона», 2001 г.
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
romanpetr, 20 февраля 2025 г.
Еще одно произведение Харлана Эллисона посвященное воспоминаниям и детству. Этот реалистичный рассказ , на мой взгляд, даже больше ближе к Эллисону, чем какой-либо другой, ибо много общего здесь есть и из авторской биографии. «Последний штик» переводится с идиш не иначе как «Последняя шутка», которую вворачивает комик на последок, и таким образом, последнее слово остается за ним.
Марти Филд — «король кретинских комиков» — возвращается спустя 13 лет в Лейнсвилл, штат Огайо. Возвращается в свой родной город на самолете, а между тем покидал его в грузовике с фруктами. И вот он — человек , добившийся успехов и славы, едет на встречу со своим минувшим детством. И постепенно, все позабытые ужасы и переживания настигают его и заставляют вспомнить его, кто он есть на самом деле. Его настоящее имя Морри Фельдман и он еврей, который пережил не самые лучшие времена своего детства в этом городе. Много унижений, много обид. Но вот он на пике славы прибывает в свой родной город, дабы принять поздравления и хвалебности от сброда мерзких лицемеров, которые окружали в те ранние школьные годы. Сможет ли он наказать «гостеприимных горожан» и мокнуть их моськами в свои слабости и ложь? Хватит ли у Марти сил и мужества сделать это? Или он так и останется в душе безобидным, затюканным еврейским мальчиком с комплексами и вечным чувством вины?
Концовка несколько философская, но жизненная и вполне предсказуемая. О чем же хотел сказать автор этим произведением. Во-первых, Харлан в очередной раз прошелся по теме расовой нетерпимости и антисемитизму в частности ( в Америке 20-го столетия ), наверно, после негров больше доставалось евреям, чем кому-либо еще ( индейцы не в счет). Эллисон очень чутко и нервно переживал подобные отношения к людям, и всегда был против подобного. Во-вторых, автор объясняет — нужна ли кровавая месть к подобному вымирающему обществу, ибо собственный успех, другой раз, гораздо выше всех интриг и чувства ненависти — пусть умрут от зависти!
Неплохой рассказ, но меня, если честно, концовка немного разочаровала — Эллисон упростил произведение, ибо не хотел , чтобы у него вышла длинная утомительная история.
Кроме того этот сюжетно рассказ перекликается, и несколько пересекается с похожим своим произведением «Одна жизнь, начинавшаяся в бедности», ибо некоторые второстепенные герои присутствуют в обоих рассказах. Конечно разница в историях есть, но стержневой шаблон сохраняется в обоих случаях. В целом, этот рассказ тоже весьма поучительный.