fantlab ru

М. С. Парфёнов «Лучшее. Страшное. Дрожь»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.21
Оценок:
29
Моя оценка:
-

подробнее

Лучшее. Страшное. Дрожь

Антология, год

Аннотация:

Перед вами — новая «антология антологий», второе собрание лучших рассказов из ставших бестселлерами антологий серии «Самая страшная книга». На этот раз в него попали незабываемые истории из сборников 2018, 2019, 2020 и 2021 годов. Каждая из них хороша по-своему — и каждая по-своему пугает. Такие авторы, как Максим Кабир, Парфенов М. С., Дмитрий Тихонов, Елена Щетинина, уже не нуждаются в представлении, но в книгу также вошли рассказы от восходящих звезд жанра ужасов и мистики (Богдан Гонтарь, Оксана Ветловская, Герман Шендеров и другие).

«Самая страшная книга. Новое лучшее» не только отлично подойдет для читателей, желающих познакомиться с современным русским хоррором, но и станет прекрасным подарком для уже опытных ценителей жанра.


В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


6.84 (19)
-
7.16 (170)
-
7 отз.
7.36 (197)
-
7 отз.
7.12 (190)
-
10 отз.
6.76 (135)
-
5 отз.
6.56 (136)
-
7 отз.
7.52 (174)
-
8 отз.
7.72 (174)
-
12 отз.
7.68 (182)
-
7 отз.
6.03 (143)
-
8 отз.
  • Дрожь (2017) // Автор: Дмитрий Костюкевич  
6.38 (165)
-
8 отз.
  • Вешки (2020), написано в 2019 // Автор: Юрий Погуляй  
7.39 (184)
-
8 отз.
7.69 (321)
-
9 отз.
6.19 (189)
-
12 отз.
6.77 (146)
-
8 отз.
  • Ползущий (2018), написано в 2017 // Автор: Максим Кабир  
7.29 (155)
-
5 отз.
5.99 (154)
-
6 отз.
  • Вызов (2019) // Автор: Дмитрий Козлов  
6.88 (143)
-
6 отз.
7.68 (150)
-
6 отз.
  • Пустоты (2018), написано в 2017 // Авторы: Александр Матюхин, Александр Подольский  
7.05 (139)
-
2 отз.
7.82 (178)
-
12 отз.

Входит в:

— серию антологий «Самая страшная книга», 2014 г.


Номинации на премии:


номинант
Мастера Ужасов, 2022 // Лучшее арт-издание (комикс/серия комиксов/графический роман/артбук/календарь/блокнот/иллюстрированное подарочное издание)


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Лучшее. Страшное. Дрожь
2021 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Лучшее. Страшное. Дрожь.» — второй сборник лучших произведений из ежегодников «ССК». Книга хороша в качестве подарка и отлично смотрится на полке. Что до рассказов, то их двадцать, и большинство из них действительно хороши. Некоторые мне даже не потребовалось перечитывать, чтобы вспомнить сюжет, настолько он врезался в память.

Но начну я с рассказов, которым поставил по шесть баллов:

• «Корабль живых», Д. Тихонов. Исторический хоррор с религиозными мотивами. Главный герой отправляется вызволять супругу из некоего сектантского поселения. Лиха там он хлебнёт немало. Колорит российской глубинки рубежа XIX-XX веков передан хорошо, но больше ничего интересного для себя я в рассказе не нашел.

• «Хулиганка», С. Минин. Не очень люблю тему безумия, этот же рассказ пропитан ею насквозь. Более того, градус безумия еще и повышается. Сюжет строится вокруг странных звонков по телефону пожилой женщине, которые становятся все навязчивее и навязчивее. Неплохо, но затянуто.

• «Большая и Маленькая», Л. Львова. Мистика, написанная в классических традициях. Был когда-то большой дом, в котором помимо хозяев обитала ещё и всякая прислуга. Жизнь в этом доме была довольно нервной. И не из-за хозяйки. И даже не из-за призраков. А из-за двух Зоек: Большой и Маленькой. Подобные, стилизованные под старину, истории не вызывают во мне особого интереса, но думаю, что поклонники жанра оценят.

Переходим к «семёркам»:

• «Папа придет», А. Матюхин. Страшилка в духе «Баек из склепа». Пашка – выходец из детдома, которому государство выделило двухкомнатную квартиру. И этой квартирой пожелали завладеть нехорошие люди, решившие под Новый Год заставить Пашку подписать дарственную. Вот только не знали они, что ежегодно в ночь с 31-го на 1-е бывшего детдомовца навещает особый Дед Мороз… История тривиальная, но ладно скроенная и запоминающаяся.

• «Виртуальная машина», Г. Шендеров. Хоррорный киберпанк. Начинается с отсылок на крипипасту про Тихий Дом, а продолжается полноценным погружением в жесткий нетсталкинг. Читается бодро, есть жуткие моменты, но от финала ожидал чего-то большего.

• «Зов высокой травы», А. Кранк. Рассказ – больше научная фантастика, нежели хоррор. Трое учёные вплотную подходят к разгадке некой тайны, которая должна перевернуть все человеческие представления о мире. Вот только не слишком ли высока цена у этой разгадки? Написано неплохо, но сам сюжет меня не впечатлил.

• «Домофон», С. Цветков. Неплохой мистический детектив. Следователь ведет дело нескольких особо жестоких самоубийц, и, конечно, ни к чему хорошему это не приводит. Читается интересно, но довольно предсказуемо.

• «Ванькина любовь», И. Белов. Рассказ ближе к фэнтези, нежели к ужасам. Прямолинейный квест в антураже сказочной Руси с привлечением всякой нечисти. Персонажи простые, атмосфера хорошо прописана. Читать было интересно, после повторного прочтения подумываю продолжить знакомство с циклом. Благо большую его часть не так давно издали в одной книге.

• «Сюрприз», М. С. Парфёнов. Хороший маньячный триллер. Главная героиня возвращается в маленький провинциальный городок к родственникам и друзьям. Вот только не со всеми друзьями ей стоит встречаться. Достаточно драйвовый рассказ, который немного портит предсказуемый финал.

• «Мать сырой земли», Е. Щетинина. Исторический хоррор о войне с небольшим фантастическим допущением и моралью в конце. Писать о чём эта история не хочется, скажу только, что фанатам поджанра понравится обязательно благодаря большому вниманию к деталям и отличному авторскому слогу.

• «Ползущий», М. Кабир. Отличный ужастик, с неожиданным финалом. Супружеская пара приезжает в пустыню Гоби на раскопки. Там им рассказывают о местных фольклорных червеобразных монстрах, и кажется, что история будет именно о столкновении с этими самыми монстрами, но не спешите с выводами, Кабиру есть чем вас удивить. Лично мне созданная автором атмосфера пришлась не по вкусу, однако не признать качество рассказа я не могу.

• «Пустоты», А. Матюхин, А. Подольский. Неплохой ужастик про секты и всё, что с ними связано. Главная героиня сняла квартиру недалеко от странной церкви. Примерно с этого и начинаются неприятности. Все персонажи живые, даже собака запоминается, сюжет напряженный, атмосфера на месте, но чего-то мне тут не хватило.

Пара слов про истории, которые я оценил на восемь баллов:

• «Висельник и ведьма», Б. Гонтарь. Тёмное фэнтези с хоррорной составляющей. Про сюжет особо много не скажешь: вот ведьма, вот главный герой, который хочет с ней разобраться, вот их столкновение. Но сюжет тут, в общем-то, и не главное. Соль рассказа в его мрачности и отличных боевых сценах. Да и персонажи неплохие.

• «Земля медузы», О. Ветловская. Поначалу кажется, что у истории отчетливый лавкрафтианский привкус, однако на деле использована иная мифология. Главный герой возвращается в Богом забытый городок своего детства и обнаруживает, что хоть эти места Бог и забыл, но что-то сверхъестественное о них помнит. Отличная тягучая атмосфера, отлично прописанный главный герой, отличное необычное место действие. Жаль только, что сюжет предсказуем.

• «Гран-Гиньоль», А. Уманский. Странный театр приехал в провинцию. Его представления отличаются жестокостью: зрителям показывают впечатляющие своей достоверностью сцены насилия, в том числе сексуального. В чем же секрет таинственной труппы? Рассказ очень атмосферный, а особый интерес вызывает местная нечисть.

• «Дрожь», Д. Костюкевич. По концепции рассказ сильно напомнил «Оно» Стивена Кинга с поправкой на место действия. Ташкент шестидесятых, группа молодежи, монстр под городом. Хорошо передан дух времени. Переживаниям персонажей веришь. Все описано очень здорово, вот только концовка кажется скомканной. Хотя это даже придает рассказу своеобразной изюминки.

• «Вызов», Д. Козлов. Мистика, и при этом достаточно необычная. В больницу провинциального городка поступает паренек, под кожей которого словно что-то ползает. Описано всё это жутко и неприятно, некоторые моменты остаются не до конца понятными, но в целом история довольно интересная.

• «Идущие в Рай», К. Малеев, И. Белов. Исторический рассказ, в котором нет ничего сверхъестественного, только реализм. Описываемые события при этом оказываются страшнее, чем происки демонов и козни маньяков. Главный герой выживает после татарского набега и, волей случая, отправляется в погоню. Рассказ совершенно непредсказуемый и очень напряжённый.

• «Боженька», М. Гелприн. По форме история напоминает «Цветы для Элджернона» Д. Киза: в обоих случаях читателям хорошо видно развитие персонажа через изменения в его грамотности и манере письма. Только у Киза повествование подаётся через дневниковые записи, а у Гелприна – через письма. По содержанию же перед нами непростая история жизни и взросления. Главная героиня видела очень мало хорошего в жизни. Однако ей удалось нащупать связь с некой мистической силой, и разрывать эту связь она явно не собиралась. Рассказ не пугает, но оставляет под впечатлением.

И единственная «девятка»:

• «Вешки», Ю. Погуляй. Хоррор, напомнивший мне сразу и «Ритуал» А. Нэвилла, и «Лягушку, Прожорливое Брюшко» Е. Щетининой, и «Ключик» В. Женёвского. Завязка проста: компания друзей отправляется в поход, но радости от единения с природой они особо не испытывают. Сначала погода сильно портится, затем вокруг стоянки начинает бродить какое-то пугающее создание… История зацепила своей концовкой, да и образ неведомого существа оказался очень удачным.

Понятно, что у каждого читателя собственный список лучших рассказов. Мне немного жаль, что в «Лучшее. Страшное. Дрожь.» не попали «Кровавые мальчики» А. Уманского, «Голос труб» А. Матюхина и А. Подольского, «Ю» О. Рэйн и ряд других работ, запомнившихся в предыдущих сборниках ССК. Но это вкусовщина. Книга то всё равно получилась хорошей. Ждём третий срез лучшего.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх