Лариса Львова «Большая и маленькая»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Сплаттерпанк | Классический мистический хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Договор с нечистой силой | Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
С тех пор как в конюшне повесилась кухарка, ее призрак стал иногда появляться в хозяйском доме, пугая и челядь, и хозяев. Но призрак кухарки — ерунда, не его надо боятся, а Большую Зою и Маленькую Зойку!
Входит в:
— антологию «Самая страшная книга 2018», 2017 г.
— антологию «Лучшее. Страшное. Дрожь», 2021 г.
Награды и премии:
лауреат |
Чёртова дюжина, 2016 // (3 место) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
applemice, 21 ноября 2017 г.
Не люблю подобные стилизации. Точнее, стилизации такого уровня. Чаще всего ими грешат дамы. Возможно, кто-то проникнется, но меня словесные обороты вроде «она же подлюка и гада» вгоняют в нервное хихиканье. Что касается сюжета — он довольно прозаичен для жанра ужасов, ничего нового, либо просто увлекательного я не увидела. Правда, стоит отметить финальный финт маленькой Зойки, ввинчивание, так сказать, в недра одной из героинь — это было мерзко, но опять же вызвало вопрос «А она-то тут причем?». Также жутковатым моментом было
sergej210477, 13 февраля 2018 г.
Отличный рассказ. Сплаттерпанк плюс исторический хоррор. История, конечно женская и написана женщиной. Так сказать, узкоспециализированная. Все эти роды, аборты и т. д. и т.п. Написано больше мерзко, чем страшно.
Но, что меня зацепило в этом произведении, хотя я, в принципе, не очень люблю этот жанр хоррора, так это атмосферность. И великолепная стилизация под старину. Получилось очень мрачно, но вместе с тем реалистично. Читая описания старинного дома, я вспомнил русскую классику. Очень похоже. И вместе с тем, достаточно ново и оригинально.
senoid, 20 октября 2017 г.
Это классический мистический хоррор, стилизованный под старину и удерживающийся в выбранных рамках. В текст буквально проваливаешься, пропадаешь там, забывая обо всем на свете. По языку, на мой взгляд, — одна из сильнейших работ антологии. Знаете, я не то чтобы люблю «произведения давно минувших лет», по большей части они вгоняют меня в сон. Часто веет от них наивностью, архаичностью, примитивностью даже — что в сюжетах, что в стилистике. Плюс нотки иронии, которые для хоррора не всегда помощники. Здесь же все как надо, хотя поначалу казалось, что в такой форме страшную историю рассказать будет сложно. Тургенев, Сологуб, Брюсов, Андреев — в их «тёмных» работах практически нет «олдскульных» недостатков, их можно читать как современные ужасы. В «БиМ» ситуация похожая, несмотря на очень «бабский» текст. Это не ругательство, если кто не понял. Душечки и мамоньки, которые кому-то напомнят о клюкве, для меня сделали историю более живой. Мы попадаем в дом, который полон женщин — живых и мертвых. Мы смотрим на мир их глазами, мы прикасаемся к их судьбам, мы живем в их время и по их законам. Мужики бродят где-то за кадром, а про то, кому и где они мнут бока, узнаем, опять же, от женщин. Мы будто погружаемся в клубок сплетней, последних новостей, воспоминаний, тем самым формируя для себя сюжет. И выбранный автором стиль к истории подошел как влитой. Здесь же играет еще один вроде-бы-минус — избыточность персонажей. Да, кого-то можно безболезненно вырезать, но в моей дырявой голове количество прислуги сыграло на пользу, подарило ощущение суеты. Хозяйка рожает, все на нервах, все при деле, а тут еще и нечисть шастает…
К исполнению претензий нет. Историческую достоверность деталей разбирать не могу и не хочу в силу недостаточной квалификации. Что касается непосредственно сюжета, то он довольно прост и ничего особенно нового не предлагает. Но зато крепко держит за ворот рубахи и не отпускает до финальных строчек. Хоррорные элементы внедрены с переменным успехом. Вроде бы по ощущениям есть некий перебор — и Зойки, и рогатый, и договор с нечистой силой, и удавленница фантомная. Но всё вместе это создает ощущение какой-то тёмной сказки, рассказанной у камина морозной ночью. И мне такая сказка по душе. Ну и нельзя не отметить по-настоящему страшную сцену
В общем, спасибо за отличный рассказ, автор.
Heckel, 13 ноября 2017 г.
Эх, развесёлую жизнь устраивали себе некоторые баре в (условно) царской России. Стоило такой мирок, так сказать, «до основанья»... без всяких «затем». Просто, что бы не было.
Хотя, формально рассказ нельзя считать историческим хоррором, поскольку за исключением стилизации и деталей барско-рабского уклада жизни, история существует в отрыве от реальности, частицей которой пытается притвориться. Контакта с внешним нет. А те, которые есть, имеют только те последствия, которые укладываются автором в сюжет — этакое своеобразное падения дома Ашеров под тяжестью собственных грехов. Здравый же смысл подсказывает, что вся эта «пастораль» могла куда скорее рухнуть не из-за вмешательства потусторонних сил, а как раз из-за вторжения той самой обыденной реальности, старательно автором игнорируемой.
Апрелька, 10 декабря 2017 г.
Жуткий мир, страшные герои. Попадаешь будто на изнанку знакомой тебе действительности. Действо завораживает странной, нереальной логикой событий. Героям веришь, хотя они порой и вызывают отвращение до озноба.
Язык повествования сочный, колоритный. Чувствуется полное погружение автора в тему.
Спасибо! Приду ещё почитать что-нибудь из вашего.
Люсяня, 2 октября 2017 г.
Читала рассказы Ларисы Львовой на разных сайтах и здесь не пропустила. Рассказ «Большая и маленькая» такой яркий и атмосферный, что кажется, словно кино смотришь. Правда, кино жуткое и очень уж правдоподобное, а от того ещё более жуткое, почти до тошноты. Мне нравится стиль автора, богатый язык и просто издевательская натуралистичность. Остался только один вопрос:[/spoiler] убила ли Аниска Зоиньку маленькую или нет, можно ли убить того, кто по сути никогда не рождался и человеком не является? Возможно, стоило окропить святой водой, но это было бы не так страшно и не факт, что результативнее, чем проломленная голова.