Вадим Панов «Круг любителей покушать»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Он не кормит, он скорее лечит. Ведь от того, что мы едим, зависит очень и очень много. Но если ты умеешь лечить, то умеешь и убивать. Елакс хотел влияния и власти. Но Шеф — повар гений и колдун, да при том живет уже около двухсот лет в Москве. Что ему проще — избавиться от какого-то Елакса или переехать в другой город?
Входит в:
— антологию «Русская фантастика 2006», 2006 г.
— сборник «Таганский перекрёсток», 2006 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sawwin, 23 сентября 2008 г.
Поздравьте меня, господа! Я, наконец, сумел дочитать до конца хотя бы одно произведение Вадима Панова и могу сделать обещанный разбор. Я неоднократно пытался прочесть хоть что-то, написанное этим автором, но дальше третьей страницы так и не смог продвинуться. Но тут узнал, что у Панова есть рассказы, а среди них этот, посвящённый моей любимейшей теме – теме еды. Разумеется, отыскал текст, прочёл и могу высказаться. Итак, приступим.
Прежде всего, насколько автор владеет темой.
Ресторан, как и театр, начинается с вешалки. Богатые посетители впервые являются в модное заведение, где их для начала обхамили, затем отфутболили в кабинет владельца, который встретил их в белом халате, респираторе и резиновых перчатках. Этого достаточно, чтобы любой, сколько-нибудь уважающий себя человек, развернулся и ушёл. Никакое блюдо не покажется вкусным, после такого приёма. Еда становится едой, только после того, как её касались живые руки мастера, а запах хирургической резины не отбить никакими отдушками. Впрочем, в ресторане и не подают еды: «Еда. Нет -- пища! Пища богов!». Нетрудно понять, на что намекает автор, Уэллса все читали. Но великий англичанин и не пытается утверждать, что его биологические добавки вкусны, это нечто в банках, фастфуд, который с одинаковым безразличием уплетают взрослые, младенцы и уховёртки. Еда – слово сакральное, недаром глагол «есть» в некоторых грамматических формах совпадает с глаголом «иметь». А пища – это то, что пихают в утробу, не задумываясь о вкусе и пользе. Боюсь, однако, что до такого понимания слов Панову далеко, а существительные «кушанье», «деликатес», «блюдо» в его активном словарном запасе, видимо вовсе отсутствуют.
Могут возразить, что высокопоставленный генерал в изысканной кухне не разбирается и жрёт, что дают. Но вот рассказ начинается от имени профессионального повара, человека, который готовит одному из олигархов, и этот, с позволения сказать, «профессионал» путает седло и окорок! Но, помилуйте, седло у барашка, козы, косули, а окорок у свиньи, кабана, капибары, медведя, наконец! Спутать свинину с ягнятиной простительно случайному посетителю, ничего не смыслящему в кухне, но не тонкому ценителю, и, тем более, не повару. А вот другой перл, ещё более чудовищный: «восхитительный суп – нежнейшее сочетание грибов, овощей и аромата». В лексиконе повара нет такого слова: «грибы», как в языке эскимоса нет слова «снег». Что значит – грибы? Паршивые, выращенные в теплице, вешенки, шампиньоны и чёрные китайские опята? Или лисички, не узнать которые простительно разве что детсадовцу? Или молоденькие боровые маслята? Или рыжики, за которыми специально посылалось в Смоленские леса? Или, ставший почти эндемиком гигантский дождевик, чья нежная консистенция и удивительный аромат способны поставить в тупик даже опытного гурмана? Ответа нет, «грыбы» -- и всё. Как говорилось в старом анекдоте: «Берите, пока это сыр, а не продукт питания». Под конец рассказа, на свет появляется некий салат: «Запах пряностей, изящно порезанные овощи, капелька соуса». Запах чего? Хрен это пряность, мускатный цвет – тоже пряность. Ваниль, кокос, черемша, чесночный гриб, кардамон – чем пахло от салата? Не различить эти вещи невозможно. Репа это овощ, шпинат – тоже овощ. Как их нарезать изящно? Капелька соуса… какого? Белый мучной соус, прославивший советский общепит или тайский рыбный? Или это классический французский жюс, который в принципе не кладётся в овощные салаты? А цветы красоднева, способные превратить ординарный салат из пекинской капусты в уникальный деликатес – это овощ или пряность? Нет, если красоднев сушёный, то это пряность, причём не особо выразительная, но мы-то берём свежие цветы! И, кстати, как их порезать изящно? Режем как обычно, поперёк цветка, так, чтобы тычинки не были обрезаны, а оставались на одном кусочке, что весьма украшает блюдо (Панов написал бы – пищу!). Это и называется изяществом? Нет, это обычный профессионализм, которого начисто лишён модный автор.
За знание предмета можно смело ставить единицу.
Идея рассказа. Известно, что существует лечебное питание. Так давайте представим повара, который может лечить пищей, что угодно, и задумаемся, а вдруг он может не только лечить, но и вредить? Концовка рассказа: Вы только подумайте, он действительно может вредить! Вплоть до летального исхода!
Могучая идея, вполне достойная единицы. А ведь можно было бы описать, как с помощью вкусной еды и приятного обслуживания повар не диктует свою волю, а ненавязчиво управляет клиентами. Впрочем, не будем переписывать графоманский опус. Иже писах, писах.
Персонажи. Все до одного взяты из фельетонов. Ходячие маски: олигарх, олигарх рангом помельче, капризная мадам, балованный сынок и, разумеется, безумный учёный. Не повар, а именно безумный учёный, ходульный штамп, недаром автор вырядил его в лабораторный халат и респиратор. Имеется ещё повар олигарха, но это лицо страдательное, ничего, кроме серии бессвязных выкриков мы от него не дождались.
О психологии всех этих граждан говорить не приходится; дурилки картонные. И хотелось бы отругать или похвалить, но просто не за что зацепиться. Единица.
Сюжет рассказа. У некоего господина имеется книга рецептов, позволяющая творить из пищи, что угодно (Автору невдомёк, что настоящий повар никогда не пользуется книгами рецептов). Сотни лет господин Ра сидел тише воды, ниже травы, а потом вдруг вздумал отрыть волшебный ресторан в самом центре Москвы. Разумеется, он тут же попал в зону внимания криминального олигарха, но тот оказался дурным как табурет, попёр на волшебника буром и был изничтожен. Хэппи энд, все пляшут и поют. Оценка… ну что я всё единицы ставлю? Пусть будет двойка.
Литературные приёмы. Поначалу чуть было не написал, что таковых не обнаружено, но потом понял, что неправ. Главного негодяя зовут Елаксом. При прочтении немедленно возникает аллюзия с фамилией Ельцын. Лет пятьдесят назад подобный приём активно использовали газетные фельетонисты. Потом и они начали им брезговать. А ныне этот приём успешно освоен Вадимом Пановым. Два балла!
Стиль. Как обычно, в такого рода произведениях видим смесь штампов («подобное определение не отражает реальное положение дел») с красивостями («худой оратор с горящими глазами»). Ляпчики тоже имеются («доволен жизнью: пройти путь…»). Причём, заметьте, все три примера взяты из одного, наугад выбранного абзаца. Эмоции автор и его герои выражают исключительно с помощью восклицательных знаков, которых в тексте непредставимо много. Тем не менее, должен отметить, что запятые в тексте расставлены в соответствии с правилами грамматики, подлежащие со сказуемыми согласованы. Добрейшая Марь-Иванна поставила бы за такое сочинение десятилетнему Вадику Панову крепкую четвёрку. Также поступим и мы.
Итак, три единицы, две двойки и одна четвёрка. В среднем – за рассказ автор получает два балла с минусом.
Заранее представляю, что кто-то из читателей объявит с обескураживающей простотой: «А мне понравилось». Возвращаясь к кухонной тематике, можно сказать: Что же, на вкус и на цвет товарищей нет. Некоторым нравится ходить в Макдональдс, и они искренне считают, что там готовят вкусно. Иные и вовсе с восторгом хлебают супчик «Магги». Остаётся пожелать им приятного аппетита. Вот только очень не хотелось бы, чтобы они свои пищевые предпочтения выдавали за вершину кулинарной мысли. А заодно, чтобы не путали опусы Вадима Панова и ему подобных с литературой.
Darth_Veter, 20 июля 2021 г.
Ну что ж, наконец-то достойное произведение Вадима Панова с неплохой идеей и даже моралью в самом финале.
СЮЖЕТ
Элитный ресторан под странным названием «Круг любителей покушать» известен тем, что его шеф-повар творит настоящие чудеса в области еды: лечит болезни, избавляет от дурных привычек и даже продлевает людям жизнь. Но, как говорит известная поговорка, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. И кое-кто уже начинает подозревать, что цели «Круга» — вовсе не в том, чтобы просто накормить своих клиентов...
Да, весьма необычный взгляд на искусство кулинарии! Это, пожалуй, единственная черта нашей жизни, в которой мы все едины — хорошо покушать не откажется никто. Но автор находит здесь «второе дно», которое позволяет ему по-иному взглянуть на российскую историю. В частности, ответить на вопрос: кто правит страной — царь или его прислуга? И хоть подобные варианты мы уже встречали у других писателей, данная форма изложения проблемы выглядит новой и необычной. Впрочем, китайцы по этому поводу говорили так: ты — это то, что ты ешь. Автор, конечно, явно преувеличивает влияние еды на человека, но только в пределах той идеи, которую он высказывает в рассказе. Чтобы, так сказать, подчеркнуть ее. Этот прием носит в литературе название «гиперболизация». В фантастике обычно ее используют в иронично-юмористичном плане, но в данном произведении всё по-серьезному. Я бы даже сказал — абсолютно несмешно. Последняя фраза «господина Ра» проясняет многое: и причину его широкой известности, и социальную ограниченность организованного им «Круга» и самую главную его цель.
ПЕРСОНАЖИ
Их в рассказе ровно три: сам шеф-повар, уверенный в себе, непреклонный, скрытный и загадочный; господин Николаев — высокомерный, но рассчетливый делец; и политик Елакс — нетерпеливый, подозревающий всех и вся и не желающий делить с кем-то свою власть. В нашей реальности им можно подобрать точное соответствие (вполне вероятно, что автор брал для своих персонажей вполне реальные прототипы). Более того: они будут узнаваемы в любое столетие, ибо психология человека мало изменилась за последнее тясячелетие. Всегда будут нужны как кукольники, так и их марионетки. Возможен, кстати, и второй уровень — повелители кукольников. Кто знает, сколько уровней в подобной иерархии...
НАУКА
Еда — это не волшебство какое-то, а просто насущная потребность человека возобновлять растраченную им энергию. Еда важна, полезна и необходима. Но только до определенного предела. Превышение его превращает пользу от еды в полную свою противоположность. Это знали еще и древние греки с римлянами (об этом говорит известная римская поговорка De gustibus non est disputandum — о вкусах не спорят). Едой можно смягчить человеческие недостатки, но полностью устранить их с ее помощью всё же нельзя. Так что влияние кулинаров на нашу жизнь не такое уж решающее, как утверждает автор. Правда, он берет в расчет более ТОНКИЕ ингредиенты. А вот что под этим понимается, каждый из читателей решает сам.
------------------
РЕЗЮМЕ: интересный взгляд на кулинарные проблемы с точки зрения российской истории. Особых рецептов не ждите — это государственный секрет!
Сказочник, 2 октября 2017 г.
Да неплохой рассказ. Выше среднего, по крайней мере. Да, сфера еды своеобразна, а подавать всё в мистическо-фэнтезийном антураже могут далеко не все, да, герои шаблонны, но читается с интересом. Правда, ждешь развязки, чего-то неожиданного и острого, а получаешь не совсем это. Но поэтому и оценку поставил не самую высокую.
AlisterOrm, 14 апреля 2015 г.
Что тут можно сказать? Есть спец. Спец с большой буквы. И — неожиданно — это повар. Он способен своими творениями человека вылечить от любой болезни, способен продлить жизнь на несколько десятилетий... а способен и убить. Всё просто. Могущество его — в знаниях, в профессионализме. И как ему выжить?
Да, господин Елакс совершил изрядную ошибку... Никогда не дави на профессионала. С ним надо дружить. И давить нельзя. Угрожать — тем паче. Могущественные люди — тоже очень уязвимы, никто не знает, откуда придёт большой полярный лис...
В результате не идеальный, но хороший рассказ о человеке, являющимся по настоящему великим профессионалом. И о том, что подобных людей нужно ценить и уважать — они способны на очень многое...
Reynar9, 21 марта 2016 г.
Минимум фантастики, максимум детектива. В целом читается легко. Тема кулинарии раскрыта довольно живописно. Назидание сильным мира сего — знай меру.
мартовский_жук, 23 января 2012 г.
Присоединяюсь к kraamis и хочу написать несколько хороших слов в пользу Вадима Панова. «Круг любителей покушать» — это 4-ый рассказ сборника, и четвёртый раз очень интересно читается. В каждом рассказе затрагивается непростая тема. В первом (ПРАВИЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ) — выбор: (по)иметь вещь, либо любить и отпустить. Во втором (ВЕДЬМА) — главному герой даётся дар по ошибке, и невольно думаешь, как сам бы себя повёл в этой ситуации. В третьем (ПОЛОВИНКИ) — автор описывает Любовь, в Любви не нужны слова, объяснения; это же образ, состояние ... И наконец, в четвёртом рассказе, нам предлагают задуматься о еде, о том, что мы кушаем ... каждый день. Есть афоризм, которой дополняет этот рассказ: «Мы то, что мы едим».
Если анализировать каждое слово автора, увидишь то, что хочется увидеть. Если отступить один шаг, перспектива меняется, и уже можно разглядеть, что хотел сказать писатель.
Yazewa, 5 декабря 2010 г.
Осталось такое ощущение, что недоиспользован потенциал идеи. Что-то должно быть интереснее, чем возможность убрать конкурента руками чудо-повара. Ну, или его, назовем так, фанатичного ученика. Ведь нам сказали о поразительной диагностике и невероятных исцелениях. О том, что люди полностью выполняют указания Ра, поступаясь ради этого своими интересами. Все это дает ему фактически возможность властвовать, решать любые проблемы, диктовать любые условия...
Но ничего не случилось. Легкий налет мистической неопределенности и изящное создание ресторанной атмосферы — практически все, чем нас побаловали.
Ньюансы поварской технологии... мне они безразличны, поэтому уличать автора в недостатке профессиональных знаний мне неинтересно. А читалось легко и с удовольствием. Герои — пусть и излишне типажные — показались достаточно живыми.
Общее впечатление — очень неплохое. Такова и оценка.
kraamis, 22 февраля 2011 г.
После нескольких подробных ругательных отзывов хвалить как-то трудно, но я попробую. Я глубоко убежден, что автор не должен быть мегаспецом в описываемой теме. Панов разбирается в кулинарии на среднем уровне,как и все мы. Безусловно повар-профи найдет кучу ляпов и несостыковок, но суть-то не в них. Штампованность языка и сюжета наличествует, но панов умеет работать с языком и читается очень гладко и интересно. Про отсылку к Ельцину, замеченную Sawwin, могу лишь процитировать Лукьяненко «Когда автор пишет про оранжевых мохнатых разумных тараканов, он имеет в виду лишь оранжевых мохнатых разумных тараканов».
Kriptozoy, 23 апреля 2009 г.
Не знаю почему, но при чтении этого рассказа воображение само заменяет героев коренных москвичей на итальянцев, олигархов на глав мафиозных кланов, этаких донов, а ресторан «Круг любителей покушать» представляется в темной атмосфере, приглушенном свете, с прочными дубовыми столами и наполненным дымом сигар. Не знаю почему, но вот такая стойкая ассоциация возникает. Это совсем даже не означает, что где-то всё это уже было и я нечто подобное уже читал или видел в каком-то фильме. Наоборот, такое впечатление создает стилизация рассказа. Панов в своих книгах часто описывает рестораны и происходящие в них действия и действа и создать необходимую атмосферу обстановки у него прекрасно получается. Как и в этом случае.
Рассказ получился очень интересным. По оригинальности и новизне одним из лучших в сборнике. Но немного портит впечатление количество «развешанных ружей» и возникших, но не получивших ответа вопросов. А вот когда упала завеса таинственности с загадочного владельца ресторана «Круг любителей покушать» эффект получился не тем, которого хотелось. Никакой мистики и загадки. Человек, профессионал высочайшей категории.
Как здесь уже было замечено, персонажи получились несколько шаблонными и кроме внешности и присущей данной внешности манеры поведения ничего больше не имеют. Но это не суть важно, потому что хотя и является существенным недостатком, но тема в рассказе всё же раскрыта полностью. Ещё пара фраз показались весьма корявыми и нелогичными, но упоминать я их не буду, они и так бросаются в глаза. А вот к редактуре это серьезная претензия. Обычно такое привычнее увидеть в книгах издательства АСТ, нежели в ЭКСМО.
Кстати, рассказ этот я впервые прочитал в антологии «Фантастика-2006». И ещё тогда, будучи почти не знакомым с творчеством Панова, за исключением первых двух книг из его знаменитого сериала, выделил его для себя, как один из самых качественных в составе. Да и в сборнике «Таганский перекресток» он пожалуй входит в тройку лидеров.
sham, 28 августа 2010 г.
Рассказ любопытный, но осталось впечатление какой-то незавершенности и неясности, хоть после этого и перечитал его еще раз. Как-то сильно большое обилие мафиков оттянуло на себя внимание от кулинара, и все эти интриги кто чьё место займет получились немного надуманными. В общем, кулинарная идея рассказа понравилась, а вот реализация как-то не очень...
квинлин, 27 августа 2008 г.
А мне, честно говоря, не приглянулся этот рассказ. Да, сильна еда, особенно если применяется правильно. Опасна, если находится в руках специалиста. И маняща, когда лежит у самых лап сильных мира сего.
kkk72, 4 декабря 2007 г.
Неожиданный рассказ. Интересная идея и вполне логичное развитие сюжета. Необычные возможности всегда могут быть использованы как оружие. Интересно, смог бы скрыться от власть имущих такой человек?
Тимон, 31 августа 2006 г.
Славный рассказ, мне понравился. Недоговорки конечно есть, но кто сказал — что они зло?!.. А вообще люблю почитать про хорошую пищу :smile:
elent, 18 октября 2006 г.
Да, еда лечит, еда и калечит. Интересно, насколько такой прием возможен в жизни? Ну, конечно едой вылечится можно, но что бы при этом еще и балдеть от нее.. Врядли. Что полезно — то обычно и невкусно.
Санёк Гончаров, 4 мая 2008 г.
Господин Ра очень напомнил Феликса из «Черновика» Лукьяненко...