Роберт Чамберс «Реставратор репутаций»
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Мистер Кастайн, некоторое время назад упавший с лошади, результатом чего стало повреждение мозга, полностью излечился. Теперь он готовится к очень ответственному событию в его жизни, к которому будет причастен не только его ближайший друг мистер Уальд — восстановитель репутаций, — но и его двоюродный брат Луис и оружейник мистер Хоуберк с дочерью. Время уже близко, и скоро, совсем скоро мистер Кастайн дождется осуществления своей мечты...
Существует как минимум два сетевых перевода данного рассказа:
Входит в:
— цикл «Король в Жёлтом»
— цикл «Король в Жёлтом» > Произведения, созданные другими авторами: > Антологии > антологию «The Hastur Cycle», 1993 г.
— сборник «Король в жёлтом», 1895 г.
— антологию «Great Short Novels of Adult Fantasy II», 1973 г.
— антологию «The Battle of the Monsters and Other Stories», 1976 г.
— антологию «Родословная тьмы», 1987 г.
— антологию «The Colour Out of Space», 2002 г.
— антологию «American Fantastic Tales: Terror and the Uncanny», 2009 г.
- /языки:
- русский (8), английский (16), испанский (1), украинский (1)
- /тип:
- в планах (1), книги (24), самиздат (1)
- /перевод:
- К. Воронцова (3), Є. Лир (1), А. Миронова (1), Г. Эрли (3)
В планах издательств:
Издания:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Вертер де Гёте, 1 мая 2021 г.
«Сегодняшний день — есть день величайшего торжества! В Испании есть король. Он отыскался. Этот король я» («Записки сумасшедшего», Гоголь)
Первый рассказ сборника «Король в жёлтом», но не первый по хронологии: вскользь упоминается смерть одного из героев другого рассказа. Действие происходит в антиутопической Америке близкого будущего (относительно времени написания произведения) — в 20-х годах 20-го века: внешнее благополучие, богатство, государственная поддержка театра и оперы соседствуют с ужесточением иммиграционных законов, высылкой евреев иностранного происхождения, переселением негритянского населения в новый штат. В городах появляются правительственные Дворцы Смерти. Но довольно быстро читатель понимает, что нарратор Хильдред Кастейн — «ненадёжный рассказчик», проще говоря — псих, параноик, страдающий манией величия и считающий себя наследником императорской династии Америки. Предъявить свои права на престол Кастейну должен помочь ещё более безумный и совершенно инфернальный, напомнивший мне Огисфера Муллера из «Дома в 1000 этажей», злобный человечек — мистер Уальд, работающий «реставратором репутаций» и являющийся, с его слов, предводителем огромной тайной организации. Параллели с Аксентием Поприщиным из гоголевских «Записок сумасшедшего» напрашиваются сами собой. Но Кастейн ради своей цели готов на любое преступление.
Именно в этой истории впервые у Чембераса появляются Жёлтый Знак, озеро Хали, Бледная Маска, позаимствованные у Бирса Каркоза и Хастур, Гиады, запрещённая пьеса «Король в жёлтом, которая сводит с ума тех, кто её прочитал; продолжатели Чемберса сделали эти термины важнейшими элементами лавкрафтианского хоррора.
Но не надо ожидать атмосферы классического лавкрафтианского хоррора от «Реставратора репутаций» — это фантасмагория, мрачноватый гротеск, аллегория творческой одержимости. Притягательная, но опасная пьеса сводит с ума, потому что его автор «достиг наивысшей вершины искусства» и «природа человеческая не в силах выдержать эту ношу». Безумный король Кастейн, исполняющий роль короля и шута, воплощает два лика творчества. «Реставратор» задаёт настроение для других рассказов сборника, сразу ясно, что истории будут о «любви, безумии и смерти».
***
Очернили рядом провокаций,
Оболгали голосом елейным.
Даже реставратор репутаций
От дурдома не спасёт Кастейна.
Он сидит у зеркала. Корона,
Мантия... не всё пропало втуне.
Старый стул ничуть не хуже трона
И пускай корона из латуни.
©Вертер де Гёте
Isha Bhikshu, 27 декабря 2020 г.
Психологически тяжёлый рассказ, изобилующий, на мой взгляд, лишними элементами (названиями разных улиц, кораблей в заливе, имён). Я даже не уверен, что правильно понял замысел автора. Некий человек, рассказчик, прочитал книгу «Король в жёлтом» и стал сходить с ума. (Кстати в отличие от «Некрономикона» Г.Ф. Лавкрафта, очень редкой книги, хранящейся в закрытых библиотеках, «Короля в жёлтом», как пишет Чемберс, читали тысячи людей). И этот рассказчик общается со странным безухим человечком, который занимается странным делом — восстановлением репутаций (что это такое — не объясняется), и человечек этот, тоже сумасшедший (предположительно он и есть автор сей книги), видимо убеждает рассказчика, что тот является наследником Короля в жёлтом. В общем всё это очень сложно и непонятно, но меня порадовала концовка — хорошие люди не погибли.
Rovdyr, 14 ноября 2016 г.
Этот рассказ может быть интересен тем, кого, во-первых, привлекают беллетрические потоки безумных сознаний; во-вторых, для кого имеют важное литературное значение Желтый Знак и Король в Желтом (образы, рожденные творчеством самого Чамберса).
Читать рассказ, на мой взгляд, слишком тяжело; мое внимание то и дело рассеивалось или перескакивало с места на место. Может, так и положено, учитывая суть произведения. Но мне такой стиль не по душе. Мне кажется, он просто не соответствует творческому мышлению Чамберса.
В художественном отношении рассказ на порядок уступает, например, «Запискам сумасшедшего» Н.В. Гоголя.