Элизабет Бир, Сара Монетт «Буджум»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Пираты | Контакт
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Когда-то люди приручили этих огромных существ и смогли создать в симбиозе огромные галактические корабли. Но всё хорошее когда-нибудь заканчивается, и каждый пойдёт своим путём. Вот только главной героине — Чёрной Элис — деваться некуда: или смерть, или нечто неизвестное...
Буджум — образ чего-то невообразимого и ужасного из поэмы Л. Кэрролла «Охота на Снарка».
Входит в:
— цикл «Буджум»
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «The Book of Cthulhu II», 2012 г.
— антологию «Пиратское фэнтези», 2008 г.
— антологию «Year's Best SF 14», 2009 г.
— журнал «Если 2009'12», 2009 г.
— антологию «Лучшая зарубежная научная фантастика», 2009 г.
— антологию «Starship Vectors», 2010 г.
— антологию «The Year's Best Science Fiction & Fantasy 2009», 2010 г.
— журнал «Lightspeed. Issue 28, September 2012», 2012 г.
— антологию «Space Opera», 2014 г.
— антологию «The Mammoth Book of SF Stories by Women», 2014 г.
— антологию «Cosmic Corsairs», 2020 г.
— антологию «The 2020 Look at Space Opera Book», 2020 г.
— сборник «The Best of Elizabeth Bear», 2020 г.
Номинации на премии:
номинант |
Локус / Locus Award, 2009 // Рассказ |
- /языки:
- русский (3), английский (15)
- /тип:
- книги (15), периодика (1), аудиокниги (1), цифровое (1)
- /перевод:
- З. Буркина (1), К. Павлова (2)
Периодика:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
melnick, 3 января 2022 г.
Абсурд везде. И в космосе, и в «машинном» живого корабля, и в наложении поведения пиратов, которые ходили по морям на парусниках, и космических пиратов. Не говоря уже о католическом пастыре. А давайте скрестим «Пираты Карибского моря» и «Звездные войны»? Ну а как развернулись события и чем закончились — это вообще
кроме отвращения ничего не вызывает. Просто мерзость какая-то...
Manowar76, 13 апреля 2020 г.
Знакомство с минициклом рассказов «Буджум» начал с рассказа «Мангуст» в другой антологии Дозуа.
Сам же рассказ «Буджум» прочитал вторым.
Солнечная система. Гигантские космические «кашалоты» приспособлены людьми для межпланетных перелётов. Также в солнечной системе реальностью являются все сущности Лавкрафта.
Чёрная Элис служит механиком на пиратском буджуме «Лавиния Уэстли». Сдруживается, насколько это возможно, с кораблём. И вот однажды буджум подвергается нападению Ми-Го.
Любопытный сеттинг, который, конечно, намного более полно раскрыт в «Мангусте».
Атмосферный рассказ, хорошее начало цикла.
Жалко, что рассказы так и не превратились в полноценный космическо-лавкрафтианский роман.
7(ХОРОШО)
Lilian, 20 июля 2020 г.
Рассказ, в котором мне не хватило понимания мира и героев. Космические пираты, живые корабли, бороздящие просторы космоса, несколько иные, более благоприятные для жизни условия на планетах солнечной системы, разумные инопланетные виды. Звучит просто отлично, вот только всю эту информацию приходится собирать только по намекам и оговоркам — авторы не стали уделять время описаниям придуманного ими мира и пытаться увлечь им читателя. Рассказ сосредоточен на сюжете-истории. Оно бы и ладно, но персонажи у авторов тоже не особо получились. Довольно блеклые, оставляющие множество недосказанностей в характерах и поведении.
Даже финал, призванный впечатлить новыми горизонтами, не увлекает.
Seidhe, 7 октября 2017 г.
Рассказ у Элизабет Бир и Сары Монетт получился, надо признать, весьма любопытным. Не могу сказать, что это прямо-таки шедевр, обязательный к прочтению всем любителям фантастики, но произведение интересное.
Прежде всего — сочетанием несочитаемого. С одной стороны, это классическая космическая фантастика о далёком будущем, написанная в традициях «золотого века», с межпланетными перелётами, космическими пиратами и венерианскими поселениями. С другой — масса отсылок и прямых заимствований у великого и ужасного Говарда Филиппса Лавкрафта. Сложно представить? Вот и мне, когда начинал читать лет пять назад антологию «Пиратское фэнтези», было сложно представить, как можно объединить эти два направления фантастической литературы...
Оказывается — вполне можно!
Да и почему нет? Ведь стоит задуматься, как понимаешь, что Ми-Го Лавкрафта вполне укладываются в космическую фантастику. Другое дело, что его интересовали не столько физическое строение этих существ или их способ путешествия по космическому пространству без специальных приспособлений, но здесь уж ничего не поделаешь: свободные продолжения на то и свободные, чтобы авторы продолжали и развивали идеи великих.
В итоге имеем достаточно симпатичное произведение, повествующее об огромных существах, буджумах, которые способны «плавать» в вакууме, и которые активно используются людьми в качестве «живых кораблей» для космических путешествий. А своеобразная приправа из попытки перенести пиратскую тематику в космос лишь добавляет «Буджуму» очарования. И было бы всё совсем хорошо, и оценка, разумеется, была бы выше, если бы Бир с Монетт удосужились чуть больше внимания уделить физиологии самих буджумов. Не совсем понятно, как эти существа, зарождающиеся в недрах газовых гигантов, устроены. Хотя, если взглянуть с другой стороны — коль уж по космосу летают разумные грибы с Юггота, жаждущие человеческих мозгов, отчего бы и не существовать буджумам?
В любом случае, произведение стоит того, чтобы с ним познакомиться.
Особенно любителям «живых кораблей» и гигантских китообразных существ, бороздящих космические просторы.
P.S. Прочитал оба существующих на русский язык перевода. Не могу говорить о соответствии оригиналу, так как не владею английским, но с точки зрения литературного языка оба показались равноценными.
_fEnIkS_, 3 мая 2015 г.
В этом рассказе авторы знакомят нас с Лавинией Уэйтли или, ласковее, Винни, буджумом, эдакой гигантской рыбой, путешествующей по космосу и питающейся другими буджумами или космическими кораблями. Ее образ тесно связан с произведениями Лавкрафта, что предполагает настрой на нечто мистическое и ужасное, однако здесь уделено больше внимания странным переживаниям, нежели нагнетанию саспенса.
На буджуме, разумеется, есть экипаж, который взаимодействует с Винни, а также живет засчет того, что грабит другие суда перед тем, как те будут проглочены и переварены. И однажды они встречают очередной грузовоз. Захватив его, команда обнаруживают контрабандный товар, за которым ведут охоту некие Ми-Го. Из-за этого следует череда непредвиденных и неприятных событий. Все это происходит настолько быстро, что авторы успевают лишь немного прояснить историю главной героини, Черной Элис, и Винни, а остальные члены экипажа показаны лишь парой мазков, поэтому практически никто из персонажей не вызывает симпатии. Инопланетные расы также вышли непонятными и странными. То, что происходит в конце, а именно
разочаровывает, потому что, создав неплохой антураж, авторы не удосужились продумать внятный финал и раскрыть потенциал своей истории. Тем не менее им хорошо удалось передать связь Черной Элис и Винни, которые обретают взаимопонимание, основанное на прикосновениях и ощущаемых при этом чувствах.
MarchingCat, 19 августа 2015 г.
Лично меня очень очень впечатлило. Крайне мрачная атмосфера (полный нуар, как сказали бы детективисты). Команда корабля отлично прописана — без перегибов в сторону штампов, а просто как социальный слой, мрачный своим прошлым и настоящим, со своими жёсткими законами нынешнего и байками и легендами прошедшего. Окружающий мир не прописан, но для рассказа это и не нужно. В наличии масса мазков, из которых вполне рисуется окружающая действительность.
А инопланетная раса, жуткая и внешним видом и своими привычками.
Ну и сам корабль... сам Буджум... жуткий, но чувствующий. И помощник и раб людей одновременно.
MyRziLochka, 15 июня 2013 г.
Взявшись за антологию «Пиратское фэнтези», которую открывает этот рассказ, я рассчитывала почитать о доведенных до романтизма приключениях морских разбойников в стиле «Пиратов Карибского моря»: тоже пираты, тоже фэнтези. Однако эта история совершенно не вписывается в то, что я представляла.
Во-первых, «Буджум» — это чистая научная фантастика. Чтобы догадаться, что речь в нем идет о пиратах космических, мне пришлось раза три прочитать первые пару страниц, так что хорошо, если вы решили ознакомиться с его страницей на ФЛ и моим отзывом перед тем, как браться за рассказ. И плохо поступили составители, поставив его первым: к такому нужно готовить постепенно.
Во-вторых, я вообще не очень-то люблю столь короткие по размеру произведения: только вникнишь в суть, может даже полюбишь героев, а оно уже и кончилось — порой и 7митомного цикла мало (:wink2:), что уж о рассказе говорить (за антологию взялась исключительно из-за тематики). «Буджум» не стал исключением. Авторы придумали целый мир, который просто не помещается в рамки рассказа с какой стороны не посмотри: тут тебе и гиганские существа, порабощенные и каким-то образом превращенные в космические корабли; ужасно описанная битва в открытом космосе, что представить ее даже с хорошим воображением непросто; инопланетяне подобно зомби, жаждущие человеческие мозги; главная героиня, непонятно откуда взявшаяся и также непонятно исчезнувшая... В общем — сумбур. Я не успела составить мнение ни о ней, ни о чем/ком-либо другом в этом мире. Вопросов, оставленных без ответа для меня (человека, ненавидещего неизвестность) слишком много.
Вердикт: фантазия авторов не подвела; подвела, грубо и в переносном смысле говоря, лень — почему они не додумались написать цельный роман страниц так на 400 остается загадкой. «Буджум» больше похож на историю-дополнение к чему-то глобальному, нежели на нечто самостоятельное (второе произведение в цикле тоже рассказ — не считается). Остается ждать и надеяться на давление со стороны американских поклонников на писательниц: авось роман-таки появится.
Оценка — за великанский замысел
god54, 23 апреля 2012 г.
Именно ради таких произведений и стоит перечитывать сотни фантастических рассказов, повестей и романов. Сотни штук пустой породы, чтобы отыскать хрустальное зерно поразительного произведения. Это всего лишь третье подобное произведение об этих странных, прекрасных и удивительных животных открытого космоса. И каждый раз поражаешься фантазии авторов, которые сумели открыть тебе новый мир, дать детальное описание и заставили верить происходящему и одновременно получать удовольствие от чтения.
Kobold-wizard, 3 октября 2011 г.
У этого рассказа две проблемы: куча не выстреливших ружей и худой финал. Автор зачем-то раскидал по тексту довольно четкое описание мира, однако оно никак не влияет толком на происходящие по сюжету события. В итоге на последней странице не случается ничего поразительного, а потому не ощущается даже слабеньких душевных переживаний от прочтения.
armitura, 10 октября 2010 г.
Стартовый рассказ антологии «Пиратское фэнтези» получился достаточно необычным — даже не столько переносом тематики в космос, сколько общей нестандартностью подхода. Чем-то «Буджум» мне напомнил некоторые НФ-рассказы Желязны и это авторам, безусловно, только в плюс.
При желании тут можно усмотреть даже библейские мотивы, недаром авторы сами сравнивают корабль с Левиафаном, но в общем и целом это просто достаточно необычная и даже в чем-то лиричная история о космических разбойниках с большой дороги. И еще я просто очень люблю таких больших китоподобных инопланетян как Винни. Ее образ получился величественным, красивым и трогательным.
dimon1979, 7 ноября 2010 г.
Знакомство с этой анталогии, я решил начать с самого первого рассказа. Совсем не о таких пиратах мне хотелось почитать. Рассказ сумбурный, не интересный, по большому бессмысленный и совершенно не подходит для стартового произведения всего сборника. Единственной хорошей вещью в нем была фигура самого корабля, но никаких подробностей о сущности и природе этих существ мы не узнаем.