Василий Щепетнёв «Чёрная Земля»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Классический мистический хоррор | Зомби-хоррор )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Фантастические существа (Вампиры | Оборотни, метаморфы ) | Жизнь после смерти | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Хроника местности черноземной части СССР, а затем России. Повсюду гнездится нечисть отечественного происхождения и главному герою приходится с нею бороться.
Изначально структура произведения строилась по принципу «романа в повестях». В издании 2015 года добавлены три эпизода, из которых два последних — своего рода развязка и эпилог — связывают воедино все ранее сюжетно независимые части.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Чёрная Земля»
— журнал «Редкая птица № 1 (1998)», 1998 г.
— журнал «Редкая птица № 2 (1998)», 1998 г.
— журнал «Редкая птица № 3 (1998)», 1998 г.
— журнал «Редкая птица № 4 (1998)», 1998 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 162
Активный словарный запас: высокий (3109 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 46 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 35%, что близко к среднему (37%)
Статьи и интервью:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
k2007, 17 июня 2019 г.
Роман в новеллах. В некоторых есть общие герои, в других общего — только место, где происходят события. Истории в духе Секретных материалов — есть что-то странное, что живет в нашей тени, есть люди, для которых встреча с этим странным заканчивается плохо, есть неафишируемые структуры, которые этим странным занимаются. В целом отдельные новеллы имеют слабую связь друг с другом, хотя общие герои есть. Написано это хорошо, и читать было интересно.
elninjo_3, 27 марта 2017 г.
Очень неровный роман. Причем эта неровность не зависит от времени написания, хотя чувствуется, что повести, написанные автором в нулевых и в 90-х отличаются по стилю и трудно понять в хорошую или плохую сторону.
Первая повесть очень неплохая, динамичная и сказочная. А вот вторая очень сумбурная, почти сухой набросок, и из-за этой скорости почти непонятно кто есть кто, что они делают, куда бегут, кто хороший, а кто не очень. Третья часть, в которой описывается археологические раскопки и которой почему-то нет в содержании на Фантлабе, мне показалась самой интересной, самой жуткой и более психологичной. Непонятно, когда автор ее писал, но по стилистике очень похоже на 90-е. Мне понравился этот психологизм, этот фатализм главного героя, внутренняя борьба исковерканного ветром перемен человека с самим собой и с обстоятельствами. Сейчас почему-то о таких людях не пишут, они неинтересны, бизнес-модель победила, всем нужно бежать, рвать горло за свой кусок и думать, что так оно правильно. Но вначале 90-х люди так еще не думали. А кое-где, например в Воронеже, не думают и сейчас.
Четвертая повесть чуть менее интересна, но не менее психологична. Доктор приезжает в зону заражения радиацией после Чернобыльской катастрофы. Вокруг происходят странные вещи, как потустороннего, так и обычного бюрократического свойства. Это хитросплетение обыденного ужаса от безысходной ситуации и сверхъестественных явлений завораживает.
А вот пятая повесть «Черная охота», несмотря на то, что написана в такой же стилистики 90-х, уже напоминает «Красноармейца» свои сумбуром и большему упору на боевик. Единственное, что порадовало, так это места, которые описываются. Виневитиново и деревня Маклок, куда я студентом на практике бегал ночью за самогоном и заблудился на обратном пути. Хорошо, что я прочитал эту повесть только сейчас, а не тогда...
В целом очень жаль, что автор ленится писать полноценные романы, потому что каждая из этих повестей на них вполне тянет.
Brain-o-flex, 9 июля 2015 г.
Прочитал несколько книг автора, жалею, что не всё. Очень многое попадает в голову так, что потом находишь этому сходство, подтверждение в другом и у других — в кино, в фантастике, в документальной истории. Семя прорастает, дает всходы. Урожай — начинаешь задумываться, думать, даже собирать материалы. Копошишься, в общем. Спустя некоторое время. Стиль автора — оставлять некоторые вещи «за кадром». Но при этом он всегда «зрит в корень».
И наиболее сильное впечатление от всех подвигов Арехина и от цикла «Черная земля». И все подвиги, и эту книгу рекомендую думающим знакомым.
Самый первый «рассказ» про студента на практике въелся в мой мозг, остальное проглотил залпом. Потом «отматывал» и перечитывал кусками.
Хорошо, что у автора есть сквозные персонажи и упоминания их и некоторых событий из книги в книгу.
Составляется некая карта.
Пусть не Кастл-Рок, но Воронежская губерния густо населена теперь для меня персонажами Автора.
sergej210477, 10 августа 2015 г.
Читал роман в издании 2003 года. Состоит из трёх повестей, действие которых происходит в разное время в Воронежской губернии.
— Первая повесть относится к 1928 году. Коротенькое повествование о приключениях студента в деревенской глубинке. Время было страшное, голод, коллективизация, всеобщая безграмотность деревенских жителей. Религия отвергается новой властью, но взамен ей приходит нечто страшное, потустороннее. Отличный деревенский хоррор.
— Вторая повесть сходна по сюжету. Борьба с религией оборачивается борьбой с нечистью. Достаточно страшно, кроваво и интересно.
— Третья часть — большое произведение. Время действия — конец эпохи социализма. Лихие «девяностые». Студенты-практиканты летней научной экспедиции проводят раскопки на старом кладбище в деревенской глубинке. И, случайно, раскапывают «не ту» могилу. Ну, и по традиции жанра — начинают происходить страшные вещи. Отличный отечественный ужастик.
Для меня, это — очень интересное и, по-своему, страшное произведение. Очень напоминает Гоголя, с его «Вием», ведьмами и колдунами.
Атмосферный, хоть и стандартный отечественный «ужастик» в провинциальной деревенской глубинке.
amak2508, 14 февраля 2014 г.
Василий Щепетнев пишет свои книги так, что правильное впечатление о них можно получить только после того, как они полностью прочитаны. Часто большая часть произведения у него выглядит достаточно скучной, фрагментарной, не очень понятной. Общее понимание и уважение к труду автора приходят только с последней перевернутой страницей (вспомните, хотя бы, ту же «Седьмую часть тьмы»).
Так и в этом романе: первые две части книги представляются, честно говоря, достаточно скучными и бестолковыми. И, только читая дальше, понимаешь, что это всего лишь подготовка к восприятию читателем последующего основного текста (во избежание кривотолков с разными текстами скажу, что в моем варианте книги это история о водителе, озабоченном судьбой пропавшего племянника). Текста, добротно и увлекательно написанного, и уже совершенно не заставляющего жалеешь о зря потраченном времени.
К сожалению, в ряде эпизодов чувство меры начинает изменять автору и действие из практически реалистичного моментально переходит в разряд откровенно надуманного (например, та же история с телефонным звонком с угрозой и исчезновением как бы близких главному герою людей, или тот же, абсолютно не вкладывающийся в рамки контекста, эпизод с облавой на неизвестного хищника). Конечно, такие моменты портят впечатление от книги, но у не очень придирчивого читателя они за увлекательностью чтения вполне могут проскочить и незамеченными...