Лайон Спрэг де Камп «Король поневоле»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Юмористическое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Первые три романа связаны одним героем — авантюристом и охотником за удачей Джорианом. Читатель знакомится с ним в тот момент, когда благодарные подданные собираются отрубить королю Джориану голову. Дело в том, что в городе Ксиларе существует забавный обычай: раз в несколько лет там избирают нового короля, бросая в толпу отрубленную голову предыдущего правителя. Тот, кто завладеет жутковатым трофеем, становится очередным «халифом на час».
Впрочем, Джориану удается счастливо ускользнуть от палача, с помощью знакомого волшебника перенесшись в параллельный мир. Дальше больше: судьба то и дело заносит главного героя в государства с разнообразными, порой весьма причудливыми формами правления — это дало повод Лину Картеру назвать сериал “самым настоящим путеводителем по государственным системам”. Запутанное авантюрное повествование де Кампа написано с изрядной долей иронии и со здоровым цинизмом. Если современная юмористическая фэнтези почти бескровна, то в Hоварианском цикле, особенно в “Демоне, который ошибался”, враги гибнут десятками и сотнями, что, однако, ничуть не портит главным героям (а значит и читателям) аппетит и хорошее настроение. Черный юмор де Кампа здесь сродни фильмам Тарантино — те же циничные шутки, та же кровь веером на обоях...
Содержание цикла:
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
Входит в:
— цикл «Новария»
- /языки:
- русский (10), английский (4)
- /тип:
- книги (13), самиздат (1)
- /перевод:
- Е. Кацельсон (3), С. Мурзина (3), Н. Эдельман (8)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Eni, 27 февраля 2025 г.
Книжка старая, ей более пятидесяти лет. Читать было сложновато, если честно. У неё своеобразный такой стиль, уже давно так никто не пишет. И юмор тоже своеобразный. Не всегда корректный, не всегда толерантный, иногда и вовсе туповатый, хотя местами наоборот прямо очень удачный.
В моём издании две первые истории из цикла о короле Джориане («Король поневоле»). Первая – «Башня гоблинов» и вторая – «Часы Ираза». Последняя, третья книга «Корона Ксилара» у меня тоже есть, но её я читать уже не хочу. Да, увы, мне не очень понравилось.
В целом по сюжету в обеих историях не очень понятен вообще квест. Бесконечные скитания героев кажутся мне слишком чересчур, и ощущение часто, будто они кругами ходят. А ещё есть ощущение, будто автор доставал для своих героев приключения из шапки с идеями и честно потом следовал вытянутому жребию.
Мне совсем не нравится, как образованы названия и имена. Я знаю авторов того же периода и даже более ранних, у которых названия выдуманных городов и выдуманные имена персонажей звучат благозвучнее. Возможно, виноваты переводчики. Ну и это, конечно, вкусовщина, не спорю.
Ещё мне кажется немножко неправдоподобным главный герой. Дело даже не в том, что он такой простоватый ремесленник, который стал воином (а потом и королём), это как раз нормально в фентези. Тем более – в классическом. Дело в том, что он при всём при этом… ну… типичный же менестрель со своими бесконечными байками, бабами, шутеечками и стишочками. Он мне не кажется сбалансированным, очень мартисьюшный такой. И красивый, и высокий, и самый умный, и герой, и молодец, и шутить умеет только он один, и в любой компании заводила… Как-то всего много. (И автор ему явно подыгрывает, но, так как законы жанра юмористического фентези никто не отменял, за недостаток это не считается). Кстати, во второй части Джориан мне даже начал нравится. Он уже не описывается, как супер-красавчик. Хотя всё ещё самый умный, самый инициативный, и всё у него получается лучше всех.
Последняя придирка будет про змею. Змея прям вот отравила мне впечатление, да. После змеи я отложила книжку и полезла гуглить, не дурак ли я. Потому что по утверждению Джориана (и автора) змея не может ползать по скользкому паркету.
Из хорошего. Мне понравилось, как сделан мир. Он отлично и подробно продуман. Все государства, где побывают наши герои, связаны друг с другом различными взаимоотношениями и общей историей, а не висят в вакууме сами по себе, как это бывает в слабом фентези. Нравятся все эти байки и легенды, которые рассказывает Джориан. Они очень обогащают историю, хотя, может быть, кое-где и чрезмерно, так как непосредственно к сюжету они мало относятся. Джориан их использует для развлечения и отвлечения, на такие всякие дела. Как я уже говорила, кое-где понравился юмор, над некоторыми моментами я прям вот посреди улицы хохотала. Подозреваю, тут много оригинальных идей и разрывов шаблонов, которых я в своём времени просто не вижу, но которые во второй половине прошлого века были свежи и восхитительны и, вероятно, заложили фундамент жанра.
Синяя мышь, 16 апреля 2011 г.
Итак, герой, связанный заклинанием, вынужден в обмен на спасение жизни помочь волшебнику Карадуру доставить на ежегодный конклав волшебников ларец с заклинаниями. Более того, сначала надо добыть сам ларец — а ведь его уже несколько сотен лет охраняет женщина-змея Яргэли! И Джориан понимает, что сбежать с плахи — было самым началом его трудностей...
Это -классическое юмористическое фентези, и пусть читателя не отвратит ни одно слово в этом определении. Потому что классика здесь — это знак качества, а юмор заключен не в слепом и беспощадном копировании анекдотов с баша, а ненавязчиво присутствует во всем тексте, начинаясь с самых первых строк.
Герой и в самом деле совершает «путешествие по государственным системам» — демократия маленьких драчливых городов-государств Новария; величественная, неизменная и безнадежно отсталая империя Мальвана; теократия, основанная на поклонении Изумрудному богу-лягушке , тайное правление Пятерки в Метуро. Везде героя ждут приключения — частью связанные с тем, что ларец Авлена — слишком грозная сила; а часть из них он навлекает на себя сам, поскольку вовсе не идеален, любит выпить и поболтать, и неизменно расплачивается за это. Особую прелесть, кстати, книге придают байки о знаменитых королях прошлого, которые к месту и не к месту любит травить Джориан.
Спрэг де Камп создал целый мир, в котором все государства связаны друг с другом торовлей, дипломатией, войной или просто плохими дорогами. Приятно отыскивать аналоги в нашем мире — например, Мальвана — это Индия, а партии Юбок и Штанов напоминают тори и вигов. Фирменный стиль автора — это серьезность пороработки и легкость исполнения. Если же искать недостатки, то это некоторый избыток иронии. Достоверность и красочность вымышленного мира и его герой, добродушный хитрец Джориан вызывают и доверие, и сопереживание читателя, а Спрэг де Камп иногда парой фраз «пересаливает», превращая мир в яркие, интересные, но двухмерные декорации, а героя — в повод для шутки. К счастью, это ощущение возникает нечасто и быстро проходит. Видимо, вначале автор задумывал нечто сродни почти пародийному «Демону, который ошибался», а затем увлекся и миром, и сюжетом.
А его герой Джориан мечтает о спокойной, тихой жизни ремесленника с любимой женой, возвращаясь мыслью к этой мечте, например, во визита на Остров Палачей или убегая от царских слонов.
Papyrus, 7 января 2009 г.
Плутовской роман-эпопея в жанре фэнтези.
В роли недотёпистого спутника главного героя выступает убелённый сединами многознающий маг-волшебник.
Вот только его магия зачастую только мешает герою добиваться успеха.
Да и стальные мускулы (которых есть у меня – главного героя) не всегда решают дело.
И что тогда спасает его ?
Как в любом плутовском романе – живой лукавый ум.
По душе мне и байки, которые он по ходу дела нам рассказывает.
anubis000, 2 сентября 2008 г.
Небольшой по объему цикл про Джориана оставляет только положительные эмоции. Достаточно хорошо прописан мир, действия ГГ достаточно логичны, что добавляет реалистичности в ход повествования. Отличный юмор над волшебниками и правовой системой государств Новарии, рассказы Джориана только добавляют плюсов этому циклу.
видфара, 10 августа 2008 г.
Скорее всего, автор задумывал пародию, а когда вдруг стал получаться такой вкусный мир, по которому приключается такой забавный герой... Ну, кто бы мог остановиться в таком случае?! «Путеводитель по государственным системам» получился гораздо шире, чем был задуман. И это здорово!
kkk72, 2 октября 2007 г.
Оригинальный фэнтезийный цикл. Неплохое чувство юмора. Совершенно неожиданные повороты сюжета. Правда, периодически это оставляет впечатление некой кусочности повествования. Интересный образ главного героя. С цинизмом и иронией автор изрядно переборщил.
irish, 12 июля 2007 г.
Удивительно обаятельный персонаж — этот Джориан. Не так уж и часто в фэнтези попадаются короли, мечтающие о тихой жизни ремесленника. :lol:
А еще шарма книге прибавляет легкая ирония по адресу волшебников, которые то и дело садятся в лужу. Да и вообще трилогия удачно высмеивает многие штампы литературы в жанре фэнтези.
okter, 26 октября 2009 г.
Что-то не пошло у меня. Главный герой балбес, да и окружают его такие же балбесы. Ироническое и юмористическое фэнтези не для меня (((.
koresh, 10 апреля 2007 г.
Джориан у Де Кампа такой же беспринципный и весёлый тип, как Кугель у Венса. Цинизм и ирония автора органично дополняют закрученный сюжет.
Katrin, 17 августа 2007 г.
Я этот цикл раз 5 перечитывала, каждый раз с удовольствием:super:
Nerevarin, 27 июня 2007 г.
Отличное фэнтези. Рассказы главного героя и ирония автора, а также интересный мир делают книгу очень увлекательной.