Анна Баркова «Стальной муж»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Феминистское | Ироническое | Семейно-бытовое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Роботы | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
В рассказе описывается попытка героини, женщины уже в годах, решить все свои проблемы одним махом — обзавестись таким Стальным Мужем, механизм которого был бы интеллектуально ежесекундно ориентирован на исполнение неких «органических движений», достойных возвышенной натуры фантазёрки. Действительно, всё у героини сначала пошло, как того она задумала, но через месяц-полтора начались какие-то сбои и всякие терзания её больной души. Такие антитолерантные терзания, что через полгода Стальной Муж от неё сбежал и даже исчезнул в вечности, конечно, письменно распрощавшись с героиней вполне достойно мужчины из плоти и крови.
Журнал «Красная нива», 1926, №№ 21-22.
Входит в:
— журнал «Красная нива 1926`22», 1926 г.
— антологию «Дорогами приключений. Выпуск 1», 1989 г.
— антологию «Фантастическая провинция», 2006 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Вертер де Гёте, 13 июля 2019 г.
Этот малоизвестный широкому кругу читателей рассказ, промелькнувший в 1926 в журнале «Красная нива», вероятно, одно из первых в мировой литературе появлений робота-любовника. Отчаявшись найти своё счастье, рассказчица заказывает у гениального учёного «стального мужа» в соответствии со своими представлениями об идеальном мужчине — он гениальный актёр, красивый, но уже немолодой, седеющий, в пенсне, насмешливый, самоуверенный и самодовольный. «Стальной муж» внешне неотличим от человека, но вместо крови в его искусственном теле бежит электрический ток, «мужа» можно «заводить», настраивать на программу путём нажатия на определённые точки на затылке и на плече, отключать на время. При этом заказчица откровенно намекает, что хочет от спутника не только платонических чувств. В одной из современных аннотаций рассказ назван «эротико-фантастическим», но на самом деле вся эротика ограничивается здесь довольно целомудренными намёками.
«Стальной муж» создавался задолго до появления азимовских роботов, и, конечно, создатель робота не был знаком с Пятым законом роботехники, сформулированным болгарским писателем Николой Кесаровски в 80-х, — «робот должен знать, что он робот». «Стальной муж», влюблённый в свою хозяйку, не догадывался об искусственном происхождении и правда стала для него потрясением, а жене его идеальность постепенно надоела, стала раздражать, лёгкость, с которой машина добивалась успехов, мастерство механического актёра лишало героиню веры в особую роль таланта, человеческих чувств, «последних остатков веры в человеческую жидкую кровь и в младенца, уносимого ангелом».
Рассказ неплох. Смелая, даже новаторская, идея, но молодому автору не хватило опыта, она попыталась вместить в короткий рассказ слишком много всего. Из-за неясности авторского отношения потенциал рассказа не реализован: для философской драмы рассказ оказался недостаточно глубоким, для юмористического произведения — недостаточно смешным, для фантастики — недостаточно научным.
Через несколько лет Баркова отправилась в лагерь по политической статье (сидела она трижды), после возвращения вновь обращалась к фантастике, но при жизни её больше не печатали, при этом авторский стиль серьёзно изменился на злую, «свифтовскую» сатиру, проза стала более зрелой. Возможно, если бы в этот период она вернулась к переработке рассказа, то смогла бы написать очень сильное произведение на тему конфликта человека и искусственного создания.
god54, 26 июня 2019 г.
Не скажу, что это шедевр, но в рассказе что-то есть, бытовое, психологическое, незавершенное и, конечно, больше всего женского. Что такое женское? Это то, что они сами не могут назвать и даже присвоить этому термин: хочу... а чего сама не знаю, но я хочу... Хочу мужа... Через полгода он уже не устраивает. Права одна великая личность, которая сказала: женщина долго переделывает мужчину под себя, а потом заявляет, что замуж она выходила за совсем другого человека. Так и в этом рассказе... не воплощенная мечта стареющей дамы. Самый страшный тип женщин.