Уна Харт «Троллий пик»
Лора Берг пропала из летящего самолета. Просто пропала: в Таиланде села на свое кресло в последнем ряду, а в Европе, в аэропорту прибытия, ее в самолете не оказалось. Таинственное исчезновение обсуждает весь мир, полиция пытается выяснить хоть что-нибудь, а тем временем Грейс, шестнадцатилетняя дочь Лоры, оставшись без матери, вынуждена переехать жить к своей тетке Вивиан.
Самое странное, что Лора никогда даже не заикалась о том, что у нее есть сестра. А познакомившись с Вивиан и ее образом жизни, Грейс начинает понимать: с теткой что-то не так. Ну очень сильно не так, только она всеми силами старается это скрыть от неожиданно обретенной племянницы…
Содержание цикла:
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ученик Дьявола, 10 октября 2024 г.
Лора Берг пропала из летящего самолета. Просто пропала: в Таиланде села на свое кресло в последнем ряду, а в Европе, в аэропорту прибытия, ее в самолете не оказалось. Таинственное исчезновение обсуждает весь мир, полиция пытается выяснить хоть что-нибудь, а тем временем Грейс, шестнадцатилетняя дочь Лоры, оставшись без матери, вынуждена переехать жить к своей тетке Вивиан. Самое странное, что Лора никогда не упоминала о том, что у нее есть сестра. А познакомившись с Вивиан и ее образом жизни, Грейс начинает понимать: с теткой что-то не так, только она всеми силами старается это скрыть от неожиданно обретенной племянницы. И когда Грейс удается дознаться, в чем тут дело, это полностью меняет все, что ей было известно о матери, о своей семье и о жизни вообще…
Да, история задумана – ничего не скажешь – здорово. Если не считать многих побочных персонажей с их незавершенными (а порой и толком не начатыми) линиями, то основные нити – Лоры, Вивиан, Грейс и еще несколько – переплетены и увязаны плотно и неразрывно. То, что кажется совершенно ненужным, необязательным и непонятным, через несколько десятков страниц вдруг приобретает первостепенную важность. Но вот реализован замысел определенно хуже, чем задуман. В первой книге действие перебирается из одной главы в другую вяло и неторопливо, а во второй все так же степенно начинает переползать от одного действующего лица к другому. К середине второй части оно наконец-то разгоняется до вполне приемлемого и легко читающегося темпа, события становятся динамичнее, но теперь их портит полнейшая предсказуемость. Первая книга, несмотря на свою невозмутимую неторопливость, была полна тайн и неожиданностей, а вот во второй, уже зная разгадки многих из них, мы чаще всего можем легко предугадать развитие действия на два-три хода вперед.
Еще от двух книжек в зеленых обложках слабо, но отчетливо тянет душком глянцевых женских журнальчиков. Различные психологические травмы (особенно детские – это нынче в моде), переживания и семейные тайны порой грозят похоронить под собой текущее действие. В довесок к этому время от времени попадаются рассуждения о «жертвенном поведении», о «прощении и отпущении», о «принятии себя» и прочая псевдопсихологическая дребедень. Из «Хозяйки Шварцвальда» (2023 год издания), первой прочитанной мною книги Уны Харт, этот душок уже выветрился; ну, а в этой (2020 год) он въелся в текст весьма прочно.
Впрочем, не все так плохо. Кое-где видны даже попытки поиронизировать над избитыми приемами и штампами жанра – правда, нынче такая ирония, пожалуй, в свою очередь сама перешла в разряд традиционных приемов. Но главное, что автор, кажется, способна, когда надо, посмеяться сама над собой, а это по нынешним временам уже немало.
К сожалению, эта ирония почти не распространяется на два персонажа из числа основных. Ни Грейс, ни ее мамаша не вызывают у меня ни малейших теплых чувств во многом именно потому, что выписаны автором убийственно серьезно. Знакомы мне такие балаболки, проводящие свое время в соцсетях за проповедями «позитивного» взгляда на жизнь и способов его достижения: бега, плавания, музыки, йоги, различных курсов чего попало и прочего подобного. В общем-то на первый взгляд ничего плохого тут нет… только вот когда такие особы вдруг оказываются перед необходимостью прикладывать хоть какие-нибудь усилия к чему-нибудь помимо своего «позитива», они мгновенно теряют весь свой пыл и предпочитают перебиваться как попало, а то и просто сидеть на шее у других. Вот и Лора из таких. Для души у нее – а это, естественно, главное – маленькая студия йоги с непременной страничкой на «Фейсбуке» с восторженными отзывами от таких же «позитивщиц», а для жизни – случайные подработки продажей шоколадных батончиков или мытьем машин. Дочь, правда, мечтает стать врачом, но зачем ей это, лучше улететь на Гоа и валяться там под пальмой с бананами. Девиз Лоры: если все плохо, сядь помедитируй, и все образуется само собой. Грейс, в свою очередь, ничуть не лучше. На протяжении обеих книг она просто плывет по течению, под действием внешних обстоятельств, пассивно наблюдая происходящее и не принимая самостоятельно никаких решений. За все время она совершает только одно значимое «сюжетообразующее» действие, да и то полностью укладывающееся в ее modus vivendi: находит в сети искомого человека. (Меткий бросок ножа во время охоты я не считаю – он на фоне того, что мы знаем о Грейс, выглядит настолько искусственно и неестественно, что этот эпизод просто невозможно принять всерьез. Остается списать его на магию… ну, или попросту на авторский произвол.) В конце Грейс снова поступает так, как привыкла: идет по пути наименьшего сопротивления.
А вот Вивиан, наоборот, вызывает только уважение. С одним глазом, лишенная нормального детства, она сумела стать высококлассным ювелиром, построить себе дом своей мечты и зажить в нем именно так, как ей хотелось. А еще она честно выполняет свой тяжкий договор с королем троллей, не хныча и не жалуясь. Трудный характер, замкнутость, нелюдимость?.. А у кого не испортился бы характер после того, что случилось с Вивиан и из-за чего она лишилась глаза? Здоровый цинизм, с которым она смотрит на жизнь, всяко лучше, чем дурацкий «позитив» ее сестры. И, кстати, именно Вивиан та история, что описана в двух книгах, заставляет встряхнуться и перемениться: именно она первой протянула руку примирения сестре, а вовсе не наоборот.
Вот и получается, что два главных персонажа из трех скорее портят книгу, чем украшают ее. Да и второстепенные почти все получились ненастоящими. Не в том смысле, что тусклыми и блеклыми, а в том, что представлены нам в виде каких-то вырезок из их собственных жизней. Что с ними было раньше, почему они именно таковы и что с ними станет потом, либо не говорится вообще, либо упоминается скупо. Это просто функции, необходимые для развития действия и обладающие каким-то «усредненным» образом мыслей и действий, безликим и плоским (кроме разве что эльфа – любителя фастфуда, рекламы и сериалов). Кстати, свою роль тут играет и нарочитое запутывание места действия – поди разбери, откуда вся эта компания. Вроде бы понятно, что действие происходит в Скандинавии, однако при этом – обращения «мисс» и «миссис» вместе с именами, больше подходящими англоязычным странам. А названия городков, где происходит действие, оканчиваются на «би», а не на «бю», как полагается по правилам передачи шведской и норвежской топонимики. Уж не знаю, в чем тут глубокий смысл, но написанному он на пользу тоже явно не идет.
В общем, чувствуется, что разработать завлекательный рецепт на базе скандинавской «национальной кухни», то есть сказок о троллях, эльфах и Дикой охоте, у автора получилось, а вот изготовить по этому рецепту по-настоящему вкусное блюдо не вышло: как-то слишком много свалено в один котел – и нужного, и явно лишнего. Даже как книга для подростков, пожалуй, «Троллий пик» не удался – прежде всего из-за бездеятельных и никчемных Грейс и Лоры, выставленных в качестве главных героев. Так что, в отличие от «Хозяйки Шварцвальда», советовать данное сочинение для чтения никак не могу.
Alealeale86, 17 декабря 2020 г.
Эта книга на самом деле,как глоток свежего воздуха на фоне всего того, что выпускает наша фенткниг индустрия! Живые, некартонные герои, женские героини, которые стараются понять, что им действительно нужно от жизни, а не только сходящие с ума в мечтах о чьих- волшебных глазах и сильных руках. Нешаблонные повороты сюжета, когда ты на второй главе можешь с точностью 98% сказать, что будет в конце, а захватывающая история, от которой не оторваться. Я могу чуть сравнить эти книги с волшебным народцем Холли Блэк, но лишь в плане интереса, который они вызывают. В общем, побольше бы таких книг. Буду пристально следить за творчеством автора. Очень мощный дебют?