Михаил Загоскин «Вечер на Хопре»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Ироническое | Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Европа )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти | Договор с нечистой силой | Фантастические существа (Демоны, черти | Призраки, привидения )
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Несколько приятелей собираются в гостях у богатого помещика Ивана Алексеевича Асанова и рассказывают друг другу таинственные, мистические истории, тем более, что и хозяин дома до таких историй большой охотник, да и сам дом его слывёт в округе странным местом.
Первая публикация повести: «Вечер на Хопре» — журнал «Библиотека для Чтения». 1834. Том III. Отделение I. Русская словесность. Проза. Статья первая. Март. Стр. 61-128; Статья вторая. Апрель. Стр. 129-180. Главы повести названий не имеют.
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— антологию «Нечисть. Золотая книга ужасов. Вып. V», 1991 г.
— антологию «Киевские ведьмы: Русская фантастика первой половины XIX века», 1996 г.
— антологию «Мистика золотого века русской литературы», 2013 г.
- /языки:
- русский (53), английский (1), испанский (1), итальянский (1)
- /тип:
- в планах (1), книги (49), периодика (2), самиздат (1), аудиокниги (2), цифровое (1)
- /перевод:
- М. Вомак (1), Д. Вомак (1), К. Джаннелла (1), Д. Хаген (1)
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Masyama, 27 января 2024 г.
Короткий сборник рассказов Михаила Загоскина посвящён мистике и макабру. Насколько я могу судить, жанр этот не возник в русской литературе самостоятельно, а был импортирован вместе с книгами популярных западных авторов в XVIII-XIX веках. (В первую очередь, принадлежащими перу Анны Радклифф, неоднократно упоминаемой в произведениях Загоскина.)
«Вечер на Хопре» — это попытка взрастить ужасы, так сказать, на отечественных нивах. В целом, попытку, я считаю, можно признать удавшейся, если не ожидать от неё ничего более, чем развлекательного чтения на вечер. Эту функцию сборник исполняет превосходно.
Что касается уровня нагнетаемого страха, то, вспоминая старый анекдот, могу заключить: «Да, ужас. Ужас. Но не ужас-ужас-ужас!» Сюжеты рассказов, если честно, интересны сами по себе менее, чем форма их исполнения. Потому что они очень незамысловаты, зачастую до примитивности. Но язык! Язык-то никуда не спрячешь, а он у Михаила Николаевича мастерский. Одна деталь персонажа, одно описание переживаний, одна картина природы, и — оп! — ты уже поглощён текстом. Картинки военного, помещичьего, дворянского быта Российской Империи той эпохи не могут не вызвать интереса.
Мне кажется, хотя, конечно, знать точно я не могу, что для самого Загоскина написание сборника «Вечер на Хопре» было своего рода игрой мускулов, проверкой своей способности писать ещё и об этом. Хотя даже в короткие сюжеты писатель зашил свои гражданские воззрения.
Все рассказы для цельности повествования объединены единым местом действия и персонажами, которые дождливым вечером делятся друг с другом своими страшными историями.
Пешком домой, 21 декабря 2021 г.
Впечатления от мистического цикла Михаила Николаевича Загоскина у меня остались довольно неоднозначные. С одной стороны, это явное подражание давно полюбившимся мне «Вечерам на хуторе близ Диканьки», с другой стороны, в отличие от Гоголя, этот автор менее поэтичен и не настолько колоритен, чтобы по-настоящему погрузиться в текст и насладиться атмосферой загадочного. Схема рассказа в рассказе, когда герои повествования как бы делятся пережитым друг с другом и в то же время с читателем, тоже не новая. Любопытно, что каждая история содержит рациональное объяснение ситуации одного из друзей-скептиков. В остальном, рассказы ровные, прямолинейные и поминутно вызывают в голове мысль: «Где-то я уже это слышал».
Vlad lev, 11 июля 2013 г.
Цикл, пожалуй, достаточно хорошо характеризует цитата из самого автора:
«Стыдно признаться, а грех утаить, я всегда был смертельный охотник до страшных историй и не только верю, но даже не сомневаюсь в существовании колдунов, привидений и мертвецов, которые покидают свои могилы, так же как и огненных змеев, которые летают к деревенским вдовушкам и, рассыпаясь над кровлями изб, являются к ним в виде покойников, о коих они тоскуют. Я скорее посумнюсь, что Киев был столицею великого князя Владимира, чем поверю, что в нем никогда не живали ведьмы, и, признаюсь, пиитический Днепр потерял бы для меня большую часть своей прелести, если бы я не верил, что русалки и до сих пор выходят из лесов своих поплескаться и поиграть при свете луны в его чистых струях...»
Думаю, понравится любителям и поклонникам мистики и сверхъестественного. (Хотя, как зачастую бывает во многих российских произведениях, само вступление к описываемому событию (предысторию) несколько затягивают.