Михаил Загоскин «Концерт бесов»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Иван Николаевич Зорин долго жил в Италии и общался там с оперной певицей, которую он называл Лауреттой. По возвращении на родину впал в хандру, и, чтобы избавить его от этого, друзья подговорили доктора предписать ему «ездить по всем балам и не пропускать ни одного маскарада». На этих увеселительных мероприятиях Зорин встречается со своей любимой Лауреттой, которую покинул в Неаполе. Лауретта рассказывает ему о репетиции концерта, которая назначена в пятницу в полночь. Заинтригованный временем проведения этого репетиционного концерта, Зорин отправляется на него...
Входит в:
— серию антологий «Библиотека русской фантастики», 1990 г. > антологию «Киевские ведьмы: Русская фантастика первой половины XIX века», 1996 г. > цикл «Вечер на Хопре»
— антологию «Нечисть. Золотая книга ужасов. Вып. V», 1991 г. > цикл «Вечер на Хопре»
— антологию «Бал Сатаны. Русская мистика»
— антологию «Русская романтическая новелла», 1989 г.
— антологию «Концерт бесов: Книга для полуночников», 1991 г.
— антологию «Русская романтическая повесть писателей 20—40-х годов XIX века», 1992 г.
— антологию «Нежданные гости», 1994 г.
— антологию «Русская готическая проза», 1999 г.
— антологию «Русская фантастическая повесть», 2007 г.
— антологию «Чертовщина», 2011 г.
— антологию «Русская мистическая проза», 2012 г.
— антологию «Мистика золотого века русской литературы», 2013 г.
— антологию «Странно и наоборот», 2016 г.
— антологию «Нечестивое собрание», 2017 г.
— журнал «Чудеса и приключения № 8, 2019», 2019 г.
— антологию «Призрак. Мировая классика Ghost Stories», 2021 г.
— антологию «Мистический Петербург», 2024 г.
Периодика:
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Vlad lev, 11 июля 2013 г.
Любопытный рассказ. Несколько обыгрывает суеверие, что все люди искусства — слуги дьявола. И возможность живому попасть на концерт мертвецов.
» Я уверен, что мы после нашей смерти можем показываться только тем из друзей или родных наших, к которым были привязаны не по одной привычке, любили не по рассудку, не по обязанности, не потому только, что нам с ними было весело, но по какой-то неизъяснимой симпатии, по какому-то сродству душ...
-- Сродству душ? -- прервал Заруцкий. -- А что ты разумеешь под этим?
-- Что я разумею? Не знаю, удастся ли мне изъяснить тебе примером. Послушай! всякий музыкальный инструмент заключает в себе способность издавать звуки, точно так же как тело наше -- способность жить и действовать; и точно так же как тело без души, всякий инструмент, без содействия художника, который влагает в него душу, мертв и не может или, по крайней мере, не должен сам собою обнаруживать этой способности...Теперь понимаю: душа умершего человека с душой живого могут сообщаться меж собою только в таком случае, когда обе настроены по одному камертону...»
Sawwin, 29 марта 2010 г.
Когда-то в юности довелось мне прочесть массу сочинений господина Загоскина, и я был поражён, как много у него фантастики, и сколь она уныла и неинтересна. Так и хочется повторить вслед за Толстым: «Пугает, а не страшно». Долгий обстоятельный зачин, какой разве что в неторопливом девятнадцатом веке читать станут, а там и до сюжета дело дойдёт. И вся суть того сюжета проста и примитивна: «Ой, батюшки, черти! Страшно-то как!» Нет, не страшно. И красот стиля не видать: усреднённая проза первой пловины XIX столетия. И мыслей хоть каких, тоже не обрести.
Белинский некогда, вспоминая роман Загоскина «Рославлев, или Русские в 1812 году», говорил, что роман вызывает то уважение, которое испытывают люди при виде заслуженного старца. Вот и тут то же самое. Но если «Раславлев» -- начало русского исторического романа, то фантастические повести Загоскина -- начало развлекательной фантастики, фантастики облегчённой, бульварной. Недаром Гоголь в «Ревизоре» с усмешкой поминал «господина Загоскина сочинение». Читатель XIX века всё понимал без слов. А мы пытаемся относиться серьёзно к постаревшим образчикам лёгкого чтива.