Михаил Загоскин «Ночной поезд»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Договор с нечистой силой
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
История о беспутном чернокнижнике-разбойнике Глинском, грабящим и убивающем в своих владениях во времена Русской Смуты (польского нашествия) проезжающих без жалости. Однако договор с нечистью всегда имеет и обратную сторону и в день свадьбы его дочери возмездие придёт...
Но так ли безопасны сами рассказы о минувшем? Не могут ли они сами пробудить призраков прошлого?
Входит в:
— серию антологий «Библиотека русской фантастики», 1990 г. > антологию «Киевские ведьмы: Русская фантастика первой половины XIX века», 1996 г. > цикл «Вечер на Хопре»
— антологию «Нечисть. Золотая книга ужасов. Вып. V», 1991 г. > цикл «Вечер на Хопре»
— антологию «Нежданные гости», 1994 г.
— антологию «Русская мистическая проза», 2004 г.
— антологию «Русская фантастическая повесть», 2007 г.
— антологию «Мистика золотого века русской литературы», 2013 г.
— антологию «Таинственная проза», 2013 г.
— антологию «Призрак. Мировая классика Ghost Stories», 2021 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Vlad lev, 12 июля 2013 г.
Название рассказа не имеет ничего общего с железной дорогой, как это может показаться до знакомства с текстом.
»- Давным-давно, то есть при царе Алексее Михайловиче... Или нет! При батюшке его, государе Михаиле Феодоровиче [58], это Хоперское поместье принадлежало стольнику Варнаве Глинскому, пращуру отца покойной Софьи Павловны, по смерти которых я купил его — говорят, дорого, а по мне, так задаром, — примолвил Иван Алексеевич, взглянув на окно, из которого днем видны были церковь и приходское кладбище. — Этот Глинский, — продолжал он, — славился в свое время не хлебосольством и разумом, не удальством и молодечеством, которые в крови у всякого русского, но буйством, развратом, грабежом и дневными разбоями, а что всего хуже, он был отъявленный чернокнижник и жил в ладу с самим сатаною. Десять лет сряду сидел он на Хопре, как дикий зверь на перепутье....Глинский боялся до смерти коршунов. Причина этого непонятного страха долго была для всех загадкою; но так как под конец все на свете открывается; так вот что дошло до нас об этом по изустному преданию. Глинский, точно, был чернокнижником и помыкал сатаною, как своим крепостным холопом. Да ведь лукавый даром ничего не делает: он пошел к Глинскому в кабалу, но только с тем условием, чтоб он также дал ему на свою душу рукописание, в котором было сказано, что на этом свете демон повинуется ему во всем, охраняет его от огня, воды, меча и всякого другого оружия и не имеет сам над ним никакой власти до тех пор, пока черный коршун не приютится под его кровлею и не совьет гнезда, чтоб жить вместе с белой горлинкой. Теперь и вам нетрудно будет догадаться, почему Глинский коршунов не жаловал и отчего бледнел и дрожал всякий раз, когда эта хищная птица появлялась над кровлею его дома.»
Достаточно занятная история.