Надежда Дурова «Серный ключ»
- Жанры/поджанры: Мистика | Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Художественный прием создания повести «Серный ключ» заключается в обычной манере автобиографических произведений Дуровой: герою повести рассказывают историю, послужившую сюжетом произведения.
Уланский ротмистр, в образе которого можно подразумевать автора, совершает обычную прогулку в окрестностях родного города, где он проводит отпуск. Герою скучно. Природа родного края — величественная река, обширные леса, высокие горы — не вызывает у него должного восхищения. Ему вспоминается шумная военная жизнь, биваки и походы, богатые замки польских магнатов...
Вблизи города славится целебными свойствами горячий серный ключ. Знакомая дама, лечившая детей у источника, рассказывает ротмистру слышанную ею там романтическую историю любви черемисской девушки Зеилы к пастуху Дукмору.
В 1839 году в сборнике "Сто русских литераторов", том I, помещена повесть "Серный ключ" с портретом автора работы А.Брюллова. В сборник повестей Дуровой она вышла под названием "Черимиска. Рассказ исправницы Лизовецкой".
Входит в:
— антологию «Русская мистическая проза», 2004 г.
— антологию «Таинственная проза», 2013 г.
— журнал «DARKER № 3'20 (108)», 2020 г.
Электронные издания:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ulalume, 9 сентября 2012 г.
Повесть «Серный ключ» рассказывает о прекрасной черемиске сиротке Зеиле и её возлюбленном юноше (тоже черемисе и тоже сироте) Дукморе (имена не марийские). Они встречались у священного Серного ключа, близ селения Курцем, и были вполне себе счастливы, пока однажды не услыхали хохот злого духа Керемета, предвещавший несчастье. В лесу появился огромный страшный медведь (воплощение Керемета?), и Дукмор решил вступить с ним в схватку.
Финал печален: Дукмор зарезал медведя, но при этом погиб сам, бедная Зеила сошла с ума и, в конце концов, умерла; молодой уланский ротмистр Л., которому «молодая исправница Лязовецкая, любезнейшая и вместе прекраснейшая из дам уездного городка, где улан Л... томился в отпуску», поведала эту историю, прослезился, а филологи дружно включили «Серный ключ» в список источников по марийской мифологии.