Вадим Шефнер «Когда я был русалкой»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
У героя рассказа самые разнообразные интересы: от написания стихов до изобретения печатной машинки, на которой можно печатать не только руками, но и ногами. Кроме того, он ведет литературную консультацию поэтов-любителей и работает сторожем на лодочной станции. Но после того как один из поэтов-любителей сравнил его в своём стихотворении с русалкой, он начинает поглядывать на воду с некоторым опасением.
Произведение впервые опубликовано в газете «Неделя», №75 за 1972 г.
В произведение входит:
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— журнал «Неделя № 25 1972», 1972 г.
— сборник «Скромный гений», 1974 г.
— сборник «Лачуга должника», 1983 г.
— сборник «Сказки для умных», 1985 г.
— антологию «Metamorphoses», 1994 г.
- /языки:
- русский (19), болгарский (1)
- /тип:
- книги (19), периодика (1)
- /перевод:
- Т. Кольовска (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
amak2508, 30 мая 2022 г.
Одно из самых неудачных прозаических произведений автора. В нем практически нет ничего из того, за что мы любим рассказы и повести Вадима Шефнера: ни интересных мыслей, ни своеобразного, но такого приятного юмора, ни наивных, но очень симпатичных героев, ни, наконец, увлекательного сюжета. От Шефнера здесь осталась, пожалуй, только его фирменная манера изложения. Главный герой с его неестественной простотой и наивностью... — он для произведений автора тоже уже довольно традиционен.
Что же в итоге останется в памяти после этого рассказа? Пожалуй, только пишущая машинка с двумя клавиатурами для рук и для ног (это действительно классно придумано), да ещё то, что при использовании таких пишущих машинок наконец-то все будут ходить с чистыми ногами :).
Nikonorov, 12 марта 2019 г.
Очень сомнительного качества рассказ, самая ценность которого заключена в стихотворении про собаку. Ну серьезно, герой какой-то шизанутый — так и норовит прочитать всем свои стихотворения. А притянутая за уши фраза про русалку, которая не дала покоя герою, заключает в себя два компонента: притянутость за уши и желание навязать фобию а-ля Брэдбери (не первый раз сравниваю Шефнера с ним). Но не получилось ни того, ни другого. Абсурдность происходящего, абсолютно неуместное вплетение идеи «машинка РУКИ-НОГИ», странное поведение ВСЕХ действующих лиц... Интересным показалась короткая комичная зарисовка будней русалок. Но в целом — очень странное впечатление. Будто прочел фрагмент дневника сумасшедшего и повернутого на своем творчестве человека.
Shantel, 13 марта 2019 г.
Удивил очень уж сильный перебор с наивом. Есть юмористические рассказы такого же плана, но им веришь — героям, поступкам, мотивациям. А здесь, к сожалению, абсолютно никакой веры. И ради чего всё? Высмеять нерадивых авторов? Смешно не было. Разве что улыбнули стихи.
Название интригующее, и я всё ждала, как же автор раскроет его, но в итоге — полное разочарование.
Из понравившегося: история бедного ДС.
Фэтти, 6 ноября 2017 г.
Пожалуй, самый смешной рассказ Шефнера, главная идея которого — сатира в адрес графоманов. По-шефнеровски легко, а стихотворные вставки органичны как нельзя более. Вот только непонятно, почему на сайте рассказ отнесен к фантастике — события вполне реалистичны. Не считать же фантастикой всего лишь идею новой пишущей машинки, а также сон главного героя (во снах-то может твориться все, что угодно).
lammik, 27 сентября 2018 г.
Благодаря Евгению Евтушенко мы знаем, что поэт в России — больше, чем поэт. Они собирали стадионы, стихи их знали наизусть миллионы. Но у медали есть и обратная сторона. Кажущаяся лёгкость стихосложения и высокий престиж в глазах общественности зажигали огонь графомании в тысячах сердец, а преградой между мозгами читателей и этим огнём становились мало кому известные люди — редакторы, которым и приходилось держать оборону. Однако первыми принимали бой литконсультанты, что должны были твёрдо и тактично отваживать «гениальных творцов», руководствуясь принципом: «Не всех можно печатать, но никого нельзя обижать!». В рассказе «Когда я был русалкой» на должность литконсультанта издательства временно заступает «гениальный творец» (заодно и «гениальный изобретатель») и даёт показательный бой собратьям по перу.
Очень смешной рассказ без фантастики вообще, а «Собака сторожила гладиолусы...» теперь крутится в голове и никак не хочет её покидать.
Till, 14 сентября 2009 г.
Юмор в адрес неудачливых поэтов-графоманов — важная составная часть многих шефнеровских произведений, но «Когда я был русалкой» — без сомнения, апофеоз этой линии в творчестве автора. А стихотворение «Собака сторожила гладиолусы...» из этого рассказа — пожалуй, самое часто цитируемое в рунете поэтическое произведение Шефнера.
elent, 26 декабря 2007 г.
Действительно очень юморная история. И то, что проблемы и разговоры жителей подводного царства прямо таки копируют проблемы и разговоры жильцов обычного советского дома, делает эту историю очень социальной.