Филлис Дороти Джеймс «Неподходящее занятие для женщины»
- Жанры/поджанры: Детектив (Классический детектив )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
После самоубийства Берни Прайда, Корделия Грей наследует далеко не процветающее сыскное агенство. Она берётся за расследование причин самоубийства Марка Кэллендера по поручению его отца, известного учёного. Открывшаяся истина — самоубийство было инсценировано — приводит к печальным последствиям, но по этическим мотивам Корделия ни за что не может предать огласке то, что ей удалось выяснить.
Входит в:
— цикл «Корделия Грей»
— антологию «Зарубежный детектив», 1990 г.
— журнал «Звезда Востока 1990'7», 1990 г.
— журнал «Звезда Востока 1990'8», 1990 г.
— антологию «Ищите женщину», 1992 г.
— антологию «Мастера детектива. Выпуск 8», 1993 г.
Номинации на премии:
номинант |
Премии Ассоциации писателей-криминалистов Великобритании "Кинжалы" / CWA Dagger Awards, 1972 // Золотой кинжал | |
номинант |
Премия Эдгара / Edgar Awards, 1974 // Лучший роман |
- /языки:
- русский (22)
- /тип:
- книги (20), периодика (2)
- /перевод:
- В. Артёмов (2), А.Ю. Кабалкин (10), И. Моничев (3), Ч. Толстякова (5)
Периодика:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
majj-s, 30 апреля 2022 г.
Корделия начинает и выигрывает
«Я только перекинусь с ней словечком, а потом она может уйти. Здесь не место женщинам.»
А вот и нет. Женщинам, как выяснилось, здесь вполне себе место. И кажется, героиня «Неподходящего занятия для женщин», Корделия Грей — первая из череды женщин, руководящих сыскным агентством. Я не сильна в истории жанра, но подозреваю, что одна из первых
Классический английский детектив от Филлис Дороти Джеймс, которая, не в меньшей. чем леди Агата, степени. достойна звания королевы, ну или, как минимум — герцогини детектива. Я уже встречалась с писательницей и ее сквозным героем Адамом Далглишем в «Тайне Найтингейла».
От кошмарной истории, когда прямо на показательном занятии по кормлению через зонд в школе медсестер, девушке в желудок влили вместо теплого молока средство для прочистки труб — бр-р, передергивает ужасом и омерзениеи при воспоминании, как ни одной скандинавской или азиатской истории с расчлененкой не удавалось добиться.
Здесь командер Дэлглиш тоже появится, хотя в самом конце, и роль. которую ему доведется сыграть, не из самых обаятельных. Он станет допрашивать Корделию об обстоятельствах смерти ее заказчика, явно имея в виду засадить за решетку пожизненно, если девушка даст слабину.
И в это время читатель, успевший полюбить отважную сыщицу, должен возненавидеть его. Но тут, понимаете, в чем дело, он выполняет свою работу, стоит на страже закона и порядка. Права человека по-настоящему блюдут только там, где к тому и другому относятся с уважением. А когда базовые понятия сметают в угоду чьего-то хотения, тогда начинается хаос. Но я отклонилась от темы.
Итак, задание, которое Корделии придется выполнять — разобраться в обстоятельствах смерти молодого человека по имени Марк, наследника солидного состояния и сына видного ученого. И это вдумчивое неспешное расследование. в ходе которого, как водится в классическом детективе, из шкафов извлекаются все новые скелеты, а приятные во всех отношениях люди, являют звериный оскал. Эпизод с колодцем — прямо ужас-ужас
Удивительно, но написанный в середине семидесятых, роман совершенно не воспринимается анахронизмом. История первого дела молодой энергичной женщины с шекспировским именем Корделия, вынужденной обстоятельствами встать во главе детективного агентства, которое дышит на ладан и того гляди, пойдет ко дну — эта история завораживающе интересная, страшная и трогательная.
А две особенности авторского стиля Джеймс: 1. не заканчивать повествование раскрытием преступления, но прослеживать дальнейшую судьбу героев; 2. пара: наставник в возрасте из бывших полицейских, который умирает от рака, и дело берет в свои руки его молодая напарница, пережившая серьезную психотравму — возможно вдохновили Стивена Кинга на образы сыщиков из агентства «Finders Keepers» («Кто нашел — берет себе»).
И по традиции: чтение глазами хорошо. но если вы научились воспринимать тексты в аудиоформате, то сможете читать в условиях, когда традиционное чтение невозможно. А в исполнении Игоря Князева любая книга феерически прекрасна. Эта не исключение.
Podebrad, 15 марта 2012 г.
Классический детектив с элементами психологического триллера. Дело происходит в Кембридже в начале семидесятых. Молодой частный детектив Корделия Грей расследует свое первое и, возможно, последнее крупное дело. Любимый герой автора инспектор Дэлглиш появляется только на последних страницах.
В книге Ф.Д. Джеймс не найдешь легкости Агаты Кристи, изящества Конан Дойла, невероятных поворотов сюжета, характерных для Карра. Вместо этого — внимание к жизненным ситуациям, несущественным для следствия, глубина психологических характеристик, прекрасные картины Кембриджа. Такое впечатление, что автора больше интересуют проблемы общества, чем собственно детективный сюжет, хотя и о нем она ни на минуту не забывает. Местами мрачновато, но оторваться от книги трудно. Вещь на границе детективной литературы и литературы в полном смысле слова.