Брайан Ламли «Хаггопиана и другие рассказы»
В сборник вошли лучшие рассказы Ламли, продолжающие Мифы Ктулху.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
chao reptans, 19 января 2019 г.
Неплохой сборник рассказов для больших любителей «Мифов Ктулху», которым (как уже заметили многие прочитавшие) хочется увидеть больше историй в своём любимом направлении.
Ламли, следуя в большей мере рассказам Дерлета, расширяет и дополняет созданную вселенную. Поэтому в этом сборнике представлены рядовые рассказы, ориентирующиеся именно на «Мифы Ктулху», но некоторые истории действительно увлекательные и оригинальные.
Особенно хочется выделить:
1) Ночь, когда затонула «Русалка» — краткое, но удачное сочинение, написанное в форме письма. Это один из многочисленных представителей, стилизованных под малые тексты Лавкрафта, также как и «Цементные стены», в которых автор хорошо подражает рассказам о древних цивилизациях и ещё более древних демонах.
2) «Узнать Врага» и «Поцелуй Бугг-Шаша» — это лихие оккультные хорроры, похожие на творчество Роберта Говарда. Лично мне, последний показался самым запоминающимся и жутким, особенно его концовка, которая великолепно передаёт настоящий, леденящий душу, ужас безумия и дьявольской безысходности.
3) А вот «Письмо Генри Уорси» вообще считаю лучшим в сборнике, даже сам по себе он хорош, как отличный научно-фантастический рассказ.
Остальные рассказы на любителя, есть неплохие оккультные детективы о Титусе Кроу или история из «Цикла Снов» — «Дилет-Лин», с интересной концепцией очередного ужасного демона. Несколько приключенческих рассказов повествуют о древних временах Земли, о воинах и магах, что-то типа Конана, который встречает Ктулху. Например «Проклятие золотых стражей» — лёгкое чтиво, в жанре фэнтези, с крепкой и примечательной историей, в которой фигурируют неоднозначные герои, забытые храмы и ритуалы, но вот концовка у этого произведения вышла совсем не каноничной (хотя очевидно, что автор намерено так допустил). «Имя и число» и «Колокол Дагона» получились какими-то попсовыми, но не лишённые своеобразной привлекательности и стиля.
В общем, на усмотрение поклонников Лавкрафта, которые ничего не потеряют, если не увидят большинство рассказов из этого сборника.
Sciolist, 13 июня 2015 г.
Каждый фанат Лавкрафта жалеет о том, что Лавкрафт написал так мало... И многие фанаты Лавкрафта пытались читать его литературных товарищей и соратников, его последователей и подражателей. И многие разочаровывались.
Не скажу, что все эти авторы и все их произведения плохие — но большинство из них с Лавкрафтом имеют очень отдалённое сходство. Атрибутика и характерные персонажи (Некрономикон, Аль-Хазред, тянущиеся щупальца, Ктулху, горячо любимый всеми эпигонами) остаются — но атмосфера уже совсем не та. Нет ни ощущения подлинного страха и надвигающегося безумия, ни отчаяния, ни безысходности... И, что самое главное — большинство лавкрафтовских произведений (кроме фэнтэзийных) кажется правдой, какими бы фантастическими они ни были. Читаешь Лавкрафта — и где-то в глубине души веришь, что они и в самом деле есть: и султан демонов Азатот, и Шаб-Ниггурат, черная коза лесов, и Ктулху, спящий в Р«Льехе, и гули, прячущиеся на кладбищах и в катакомбах... О постлавкрафтовских авторах этого, увы, сказать нельзя.
Более того, многие авторы (в том числе и Дерлет, благодаря которому мир и узнал о творчестве Г.Ф.Л.) существенно упростили и опошлили лавкрафтовскую концепцию. Великие Древние у них противостоят Старшим Богам (пиши — те же дьяволы и светлые силы), монстры пугаются Знака Старших Богов (чем не распятие?), человек может противостоять древним божествам и сверхсильным разумным расам... В итоге получается обычная бульварная мистика, только с более экзотической терминологией.
Ламли — бесспорно, один из лучших последователей Лавкрафта, но и его творения не лишены вышеперечисленных недостатков. В большей их части нет лавкрафтовской мучительной таинственности, напротив — всё предельно просто и понятно, как в Голливуде: вот хорошие герои, вот плохие чудовища, они будут сражаться, но хорошие всё равно победят (а может — и не победят, Голливуд плохие концовки тоже любит). Что мне понравилось в данном сборнике?
«Хаггопиана», «Цементные стены», «Поцелуй Бугг-Шаша», «Письмо Генри Уорси» — еще можно (с натяжкой) сравнить с лавкрафтовскими рассказами. Цикл об Изначальной Земле — чистейший фэнтези, отсылающий вовсе к Роберту Говарду, а не к Г.Ф.Л. Остальные — какая-то пародия, эпигония: то какая-то примитивная мистика с сатанизмом и библейщиной, куда за уши притянуты лавкрафтовские атрибуты; то нечто вроде киношной экранизации, в которой герой с дробовиком наперевес может одолеть целые своры бессмертных тварей...
У Ламли есть хорошие рассказы и повести. Но в этот сборник они почему-то почти не вошли.
Pickman, 28 мая 2014 г.
Мрачная вселенная, выросшая из рассказов и повестей Лавкрафта, остается одной из самых узнаваемых в фантастике – и не только потому, что Ктулху стал интернет-мемом. Каждое поколение находит что-то свое в преданиях о темных богах и зловещих культах, дополняя и переосмысливая предшественников.
Брайан Ламли представляет вторую волну ктулхианцев – кучку авторов, объединенных идейным влиянием Августа Дерлета, друга и неутомимого популяризатора Лавкрафта. Дерлет упорядочил лавкрафтовский пантеон, разделив его обитателей на условно «хороших» и «плохих», а также выстроив прозрачную иерархию Великих Древних, возглавил которую Ктулху. Для многих молодых писателей эта простота оказалась привлекательнее, чем неясные концепции Лавкрафта. «Хаггопиана» – яркое тому свидетельство.
Большинство текстов, включенных в сборник, создавались Ламли на заре творческого пути и носят откровенно подражательный характер («Призывающий Тьму», «Цементные стены», «Город-побратим» и др.). Молодой писатель не столько изобретал сюжеты, сколько конструировал их из готовых элементов: запретные книги, затерянные города, внеземные артефакты, нечестивые ритуалы и т. д. Подобные истории имеют разве что историческую ценность.
Несколько выигрышнее смотрятся рассказы, где мифы Ктулху со всеми их условностями отходят на второй план, уступая чистой динамике хоррора («Ночь, когда затонула “Русалка”», «Темное божество»). Довольно удачны и легенды из цикла об Изначальной земле, где Ламли следует традициям Р. Говарда и К. Э. Смита, а лавкрафтовские мотивы играют вспомогательную роль («Проклятие золотых стражей», «Милахрион бессмертный»).
Напротив, в позднем «Гимне» дух лавкрафтовской прозы силен как никогда – но это именно дух, а не буква. Зрелый Ламли отваживается посмотреть на идеи своего великого предшественника под новым углом – и те оказываются на удивление жизнеспособны. А читателям достается напряженный психологический рассказ с ощутимым философским привкусом…
В целом же, хотя многие рассказы сборника по-своему увлекательны, мифология Ктулху без них не слишком обеднела бы.
Тимолеонт, 12 августа 2015 г.
Последняя, на данный момент, книга «Некрономикона», серии, в которой издаётся лавкрафтиана на русском языке.
Антология Ламли, как и вся серия, будет интересна исключительно поклонникам Лавкрафта, которым хочется ещё.
Здесь есть хорошие истории, но новичку лучше знакомиться с произведениями самого Лавкрафта. И нет в «Хаггопиане» рассказов, которые были б ценны сами по себе, вне контекста.
«Середнячок» сугубо для «своих». Новичкам точно не стоит начинать знакомство с лавкрафтианой с этой книги.
UMAB-C-PEX, 22 декабря 2013 г.
Классика Лавкрафтианского направления. Очередное погружение в мир любимого писателя. не бойтесь — в ЭТОЙ книге Ктулху не будет разгуливать в скафандре, Азатот курить сигары и скупать души и даже у герове нет ни одного айфона!!! Только классика, только хардкорный ф'хтагн!
k2007, 30 октября 2014 г.
Сборник отлично показывает, что писатель Ламли слабый. Ужасы не ужасают, не получается у него создать такой лавкравтовский страх. Рассказы смещаются в сторону боевика. Зато здесь есть метод по включению любого рассказа в миф Ктулху. Например, герой решает какую-либо задачу, или встречает непонятный артефакт. Далее произносится фраза: «И хотя я прочитал «Некрономикон» от корки до корки, но упоминания об этом там не встречал». Все, произведение можно записывать в Миф.
В общем, для глубоких почитателей Мифа