Натаниэль Готорн «Дочь Рапачини»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Южная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Молодой студент по имени Джованни Гуасконти прибыл в Падую, чтобы завершить своё образование в местном университете. Поселившись в одной из комнат старинного здания, он обращает внимание на прекрасный сад во дворе, с красивыми растениями, покрытыми яркими и благоухающими цветами. Хозяином сада оказывается известный в научных кругах доктор Рапачини и его прекраснейшая дочь — Беатриче, образ жизни которых окружает непонятная тайна.
Новелла была опубликована в 1844 году в «Democratic Review».
Рассказ также переведен под названием «Дочь черного доктора» («Вокруг света» (М.) № 7, с. 103-109), но приписан Майн Риду. Имена персонажей в этом переводе изменены.
Перевод «Дочь Рапаччини» в журнале «Современникъ», No 10, 1853.
Существует вольное продолжение — рассказ Энтони Бучера «Rappaccini's Other Daughter».
Экранизации:
— «Три страшных рассказа» / «Twice-Told Tales» 1963, США, реж: Сидней Сэлкоу
Входит в:
— сборник «Mosses from an Old Manse», 1846 г.
— журнал «Вокруг света 1927`7», 1927 г.
— журнал «Weird Tales, May 1928», 1928 г.
— антологию «Beware After Dark!: The Worlds Most Stupendous Tales of Mystery, Horror, Thrills and Terror», 1929 г.
— антологию «Great Science Fiction About Doctors», 1963 г.
— антологию «Future Perfect: American Science Fiction of the Nineteenth Century», 1966 г.
— антологию «Strange Signposts», 1966 г.
— антологию «Where Nightmares Are», 1966 г.
— антологию «Roots Of Evil: Beyond The Secret Life Of Plants», 1976 г.
— антологию «The Road to Science Fiction: From Gilgamesh to Wells», 1977 г.
— антологию «Isaac Asimov Presents the Best Science Fiction of the 19th Century», 1981 г.
— антологию «The Arbor House Treasury of Horror and the Supernatural», 1981 г.
— антологию «The Ascent of Wonder: The Evolution of Hard SF», 1994 г.
— антологию «19th Century Science Fiction», 2001 г.
— антологию «Flora Curiosa: Cryptobotany, Mysterious Fungi, Sentient Trees, and Deadly Plants in Classic Science Fiction and Fantasy», 2008 г.
— журнал «Знание – сила: Фантастика» 2/2008», 2008 г.
— антологию «Enter at Your Own Risk: The End is the Beginning», 2014 г.
— антологию «Weird Horror Short Stories», 2022 г.
- /языки:
- русский (10), английский (24)
- /тип:
- книги (30), периодика (3), самиздат (1)
- /перевод:
- М. Беккер (2), Р. Рыбакова (2)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ОвеСсСалом, 6 октября 2024 г.
В этом рассказике Готорн выступает в не особо для себя характерном жанре «научной» фантастики. Во всех смыслах, ибо речь там идет преимущественно об ученых. С самого рождения сделав свою единственную дочь объектом жестокого эксперимента, фанатично преданный науке профессор Рапачини обрекает девушку на замкнутое одинокое существование — весь мир ее ограничен домом и весьма специфичным садом при нём. О матери красавицы, кстати, нет вообще никаких упоминаний — она либо умерла при родах, или очень рано, либо ... была ликвидирована «врачом-убийцей» как досадная помеха для его опытов над дочерью? Не исключено, ибо образ Рапачини отчетливо наводит на мысль о докторе Менгеле и других светилах нацистской любознательности. Как бы то ни было, дочка «чокнутого профессора» выросла чрезвычайно прелестной. «Гм... девочке-то необходим регулярный секс», – резонно заключил по-своему, очевидно, заботливый папаша. НО как же обеспечить его, если... К [не]счастью, в соседнем доме с окнами на садик поселился юный студент, заинтересовавшийся девушкой. Даже не подозревая об этом, он тоже оказался подопытным в новом витке всё того же зловещего исследования сумасшедшего ученого.
Рассказ изящный, в незамысловатой по сути готорновской манере, оставляющей всё же некоторую недосказанность. Так, едва ли однозначно понятны мотивы доктора Бальони — было ли это искреннее желание уберечь от опасностей сына старого друга или же просто стремление завистливого конкурента досадить более талантливому коллеге? Да и о судьбе самого юноши остается только гадать. Собственно, даже жаль, что так получилось. Ведь какие новые перспективы открылись бы для научной работы Рапачини, если б задумка его была успешно реализована! )))
Mystika007, 28 августа 2012 г.
Это красивая, умная история, но с печальным концом. Автор предупреждает, что наука в руках злых гениев — опасная игрушка.