Евгений Гуляковский «Планета для контакта»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт | Ксенофантастика | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Из-за внезапных неполадок космический исследовательский корабль вынужден совершить экстренную посадку на неизвестной планете. При подлете корабль взрывается, четверым членам экипажа удается избежать гибели на спасательном модуле. Вскоре с одним из них вступает в контакт внеземной разум. После взаимного обмена информацией человек обнаруживает в себе способность управлять материей. Используя ее люди начинают отчаянно искать способ покинуть неизвестную планету и вернуться домой.
Входит в:
— антологию «Мир приключений, 1976», 1976 г.
— антологию «Планета для контакта. НЛО из Грачёвки», 1989 г.
— сборник «Тень Земли», 1989 г.
— сборник «Стратегия захвата», 1995 г.
— сборник «Планета для контакта», 2004 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 133
Активный словарный запас: очень низкий (2390 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 65 знаков, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 29%, что немного ниже среднего (37%)
- /языки:
- русский (16), польский (1)
- /тип:
- книги (16), самиздат (1)
- /перевод:
- Т. Госк (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Tullma, 22 мая 2023 г.
В пику RuselM, написавшему, что это «калька» с романа Станислава Лема «Эдем».
Есть разница между «плагиатом» и «заимствованием». Из совпадающего в этих двух произведениях — имена персонажей на основе профессий, авария и приземление на какую-то планету и контакт с иной цивилизацией. Собственно и все. То есть взята основная идея и имена персонажей. Это никак не может считаться «калькой» и уже тем более «плагиатом».
И вот в чем несправедливость.
Роман «Эдем» совершеннейшая пустышка, с отсутствием какой-то логики поведения персонажей и полным отсутствием конфликта. Корабль в Эдеме возможно отремонтировать и улететь, экипаж знает, где они находятся, им совершенно ничего не угрожает. Нет конфликта вообще, что делает бессмысленным этот роман. Даже с появлением на корабле инопланетянина конфликт не появляется, т.к. экипаж просто продолжает свою работу по ремонту и обеспечению себя необходимым для выживания. Инопланетная цивилизация просто есть, она просто загадочная, в конце романа мы узнаем о ней чуть больше, но и все на этом. Экипаж просто починил корабль и улетел, оставив эту цивилизацию без изменений. Никто из членов экипажа не претерпел изменений в характере, не пережил эмоциональную ломку, ни-че-го не произошло. И этот роман считается знаковым, его захваливают, его оценивают очень и очень высоко.
Повесть Гуляковского написана по всем правилам драматургии. Очевиден конфликт, сюжет напряженный, мы видим переживания и развитие персонажей, и в конечном итоге трагические последствия при попытке разрешить конфликт и счастливое (не очень) решение конфликта. В конце у читателя остаются эмоции и впечатления в отличие от романа Эдем. Повесть Гуляковского оценивается как «плагиат» на основе имен персонажей.
Причина тут очень простая — в Эдеме много каких-то событий и практически не описываются переживания героев, динамичность всем нравится, хоть она и не имеет под собой никакого глубинного смысла. В повести Гуляковского именно эмоции героев выдвинуты на первый план — скукота, подавайте сюда «экшн». Я уж не говорю про измышления вроде «надо было просто представить себя на Земле», законы физики никто не отменял, в повести описаны условия задачи и телепортация на землю там не значилась. Тем более, что иной разум устранился и предоставил землянам действовать самостоятельно. И именно законы физики мешают людям «телепортироваться» на Землю. Смысл в повести как раз в том, что решение может быть простым и очевидным, но зашоренность мешает увидеть этот путь, заставляя идти стандартным путем.
В-общем, над любым произведением стоит размышлять. И когда люди говорят, что отечественные писатели не умеют в фантастику, я здесь вижу просто отсутствие желания думать. Лишь бы попроще и повеселей.
Darth_Veter, 24 июня 2021 г.
Сюжет у данной повести вполне достойный: земной исследовательский корабль терпит аварию недалеко от искусственного планетоида. Сколько сюжетов имело сходный сценарий! В качестве наиболее яркого примера приведу только «Туманность Андромеды» (точнее, первую ее часть, «Пленники Железной звезды»). Казалось бы, вариантов для развития сюжета — масса. Бери, пиши и не жалуйся! Однако, автор с самого начала пошел по самому проторенному пути — встрече с инопланетным разумом, который делает из людей сверхлюдей. Ну и дальше по шаблону... Читается неплохо только в одном случае: если вы еще не читали аналогичные произведения англо-американских писателей. Например, ту же «Неукротимую планету» Гарри Гаррисона. Но если вы уже опытный читатель, повесть Гуляковского вас уже не впечатлит и читать ее будет скучновато. Потому как действия в ней маловато: самое интересное начинается ровно с половины, после того, как Практикант получает удар «током» от светящегося камня. Но даже после этого события фабула закручивается не слишком круто: супер-практикант не играет в Бога, а осторожно и дозированно применяет свои суперспособности, руководствуясь здравым смыслом и старшими товарищами (которые уже давно не практиканты). В общем, никаких неожиданных ходов от людей не предвидится. Может, хоть инопланетяне чем-то удивят? И не надейтесь — они просто умыли руки! Забавная ситуация... А о чем тогда рассказывать-то? Автор пытается удержать внимание читателя, показывая ему героические потуги оставшихся без присмотра супер-людей выбраться из плена планеты-ловушки. Это, конечно, интересно, но отчасти: сами потуги слишком однообразны. Лично бы я на их месте не заморачивался, а сразу представил бы себя где-то в хорошо знакомом месте на Земле. Согласно условиям эксперимента, инопланетный разум тут же доставил бы меня домой (ОНИ ведь путешестуют без кораблей). Но Практиканту такая очевидная мысль в голову не приходит, и потому унылые потуги продолжаются еще целую сотню страниц. А финал вообще ошеломляет своей примитивностью! Такое впечатление, что среди выживших только у Физика были хоть какие-то мозги.
------------
РЕЗЮМЕ: вторичная во всех отношениях история о контакте со сверхцивилизацией, не удивляющая неожиданными поворотами сюжета. В похожем стиле у автора написано несколько романов, в т.ч. и более знаменитый «Сезон туманов». Но там завязка поинтересней, да и инопланетяне пообщительней.
RuselM, 8 августа 2018 г.
Почему никто не пишет, что это калька с «Эдема» Лема?
Сходство очевидно, даже персонажи поименованы одинаково. Впору говорить о плагиате.
В целом повесть ничего, но оценку высокую поставить не могу, потому что идея «уведена» у классика.
Muzzy29, 2 марта 2017 г.
Средненькая повесть.
Завязка отменная: космический корабль людей терпит бедствие из-за необъяснимого выхода автоматического оборудования, при этом гибнет часть экипажа. Оставшиеся попадают на стерильную планету, где нет биосферы, разлагается синтетика, сходят с ума механизмы, ощущается чье-то присутствие... Оказывается с людьми хотят вступить в контакт! Только как это сделать, если само понимание природы и взгляда на вещи у Рас разное? По истечении некоего периода времени одному из людей Они дают свой дар. Сумеют ли люди правильно им распорядится?
Вроде бы все здорово и увлекательно? Но далее меня повесть разочаровала.. Много банальщины, каких-то скучных размышлений, также все герои становились все более унылыми и однообразными — хотелось побыстрее дочитать и закрыть книгу.. Увы, не умеют многие советские и русскоязычные авторы красиво и эпично описать масштабные явления в своих романах, особенно там, где они необходимы, например:
Конец не удивил: человек все преодолеет все препятствия на своем пути и т.д. по тексту. Скучно, а ведь так хорошо все начиналось!
davdav2, 5 января 2015 г.
Для тех, кому надоели боевики и хочется почитать советскую НФ 70-х.
Как часто у этого автора, книга начинается с катастрофы в космосе и с того, что герои оказываются в безвыходной ситуации — одни на чужой планете.
Однако, безвыходных ситуаций для наших людей не бывает. Начали разбираться. Разобрались.
В повести разрабатывается тема контакта. Он может иметь разные формы. К этому надо быть готовым, но готовым к этому быть нельзя, поскольку проявления разума могут быть самыми непредсказуемыми. Здесь сильная сторона автора — во многих его произведениях встречаются самые разные неожиданные варианты.
Написано увлекательно. Особенно начало. Но и середина и конец не то, чтобы сильно затянуты.
Reading, 17 октября 2013 г.
Честно говоря от этой повести я ожидал большего. Большего в смысле самого контакта, ведь по сути здесь практически ничего не сказано о самой внеземной цивилизации. А ведь судя по тому немногому, что о ней было написано, неплохо было бы, на мой взгляд, расширить повесть, либо же написать продолжение и добавить туда более глубокий контакт. Ну а если говорить о том, что есть, то я не скажу, что повесть так уж плоха. Читается довольно интересно, каждая глава, по сути, какое-нибудь новое открытие на неизвестной планете, кусочек огромного пазла, который людям необходимо максимально собрать, учитывая все свои знания, чтобы остаться в живых, выбраться с этой планеты и вернуться домой. Понравился самый конец — как все-таки людям удалось добиться цели.
black_spirit, 7 января 2011 г.
Читать интересно, но для лучшего понимания повести, я считаю, необходимы некоторые багаж естественно-научных знаний.
NDar, 3 марта 2007 г.
Отличная повесть. Понравилась тем, что в этом произведении тема контакта с внеземным разумом описана нестандартно и неожиданно.