Валериан Олин «Странный бал»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Приключенческое | Ироническое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Фантастические существа (Демоны, черти )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Один отставной генерал не знал, чем заняться, — и не лежится ему, и не читается... Тогда решил он прогуляться и встретил на улице знакомца, Вельского, который, когда узнал, что генералу не мешало бы поразвлечься, пригласил его на бал. Поначалу генерал отказывался, но Вельскому удалось уговорить его пойти на вечеринку в чужой дом.
После опубликования повести «Странный бал», Белинский высказал недоумение по поводу того, что Олин относит свою повесть к роду «фосфорических» произведений Гофмана и Вашингтона Ирвинга: «Нам кажется, что мысль и талант уничтожают решительно всякое соотношение между ними», а П.А. Плетнев писал «Есть разнообразие в литературных трудах, не доставляющее читателям никакой выгоды, а для сочинителей вредное. В продолжение литературной жизни своей автор означенного здесь сочинения испытывал себя почти во всех родах письменности, и это, вероятно, попрепятствовало ему глубже вникнуть в искусство. Таким образом, он по необходимости еще находится все только при началах в каждом роде. Оттого каждая книга его — возбуждает ожидание, которое оказывается тщетным».
Входит в:
— цикл «Рассказы на станции»
— сборник «Рассказы на станции», 1839 г.
— антологию «Русская романтическая новелла», 1989 г.
— антологию «Русская романтическая повесть писателей 20—40-х годов XIX века», 1992 г.
— антологию «Русская готическая проза», 1999 г.
— антологию «Русская мистическая проза», 2004 г.
— антологию «Русская мистическая проза», 2012 г.
— антологию «Таинственная проза», 2013 г.
— журнал «Чудеса и приключения № 6 2020», 2020 г.
— антологию «Любовь и смерть. Русская готическая проза», 2024 г.
— антологию «Мистический Петербург», 2024 г.
Периодика:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sawwin, 28 декабря 2013 г.
В сборнике «Русская романтическая новелла» автор рассказа носит имя Валериан Николаевич Олин.
Теперь непосредственно о рассказе.
Как и подавляющее большинство авторов XIX века Олин не осмеливается вести рассказ от своего или (что то же самое) от имени главного героя. Печальное наследие «Декамерона»: появляется некий рассказчик, который высушивает историю до гербарного состояния. Прежде чем перейти к действию, автор кормит читателя длиннейшим вступлением, которое не всякий современный читатель сумеет прожевать и тем паче, переварить. Большинство на этом вступлении и кончат знакомство с рассказом. Благодаря «рассказчику» текст украшается монструазными изражениями, которые в ту давнюю пору полагались художественными, а ныне делают текст напрочь нечитаемым. Не буду голословнысм, вот одно предложение из рассказа «Странный бал»:
«Молодые девицы с их полувоздушными талиями, которые легко бы могли поколебать добродетель и самого старого анахорета и которых наши новейшие трубадуры, с их феодальными мандорами, верно уподобили бы очаровательным феям, танцующим при луне и чуть-чуть приклоняющим мураву лёгкими и стройными их ножками; одушевлённая кинетозография, излияние сердца, остроты, шутки, игры, живые картины, дипломатика, -- одним словом, есть тысяча средств приятно рассеяться на вечеринке, и особливо на такой, какова эта».
И на этом градусе галантерейной красивости написан весь рассказ. А ведь Пушкин к этому времени уже восемь лет, как написал «Барышню крестьянку». Да что Пушкин! Карамзин со своей «Бедной Лизой» по сравнению с опусом Олина являет пример лапидарной прозы!
Но есть ли в рассказе что ценное? Да, есть, причём многие нынешние сочинители мистической прозы могут поучиться у В.Олина, как следует вводить мистику в реальность. Описание гостей, описание маскарадных костюмов, описание... полно, да костюмы ли это? -- чудища преисподней пляшут на балу... -- и всё это сделано на едином эмоциональном и логическом посыле. В этом плане «Странный бал» даст сто очков вперёд, скажем, «Концерту бесов» Загоскина.
Рассказ несомненно устарел, ушёл в прошлое и заслужено забыт. Но для тех читателей и исследователей русской литературы, для кого мистическая проза не звук пустой, знакомство с творчеством Олина будет полезно, а быть может, и необходимо.