Владислав Львович Гончаров «Ядерное лето 39-го»
Если верить братьям Стругацким, в следующем веке будет создан Институт экспериментальной истории. Но пока история еще не стала точной наукой вроде физики или химии, мысленные эксперименты ставят писатели, работающие в популярном жанре альтернативной фантастики. Как изменилсябынашмир, еслибыСталину удалось форсировать ядерные исследования и первая атомная бомба была испытана «ядерным летом» 1939 года, в ходе боев на Халкин-Голе? А если бы план «Барбаросса» увенчался полным успехом и Гитлер одержал победу во Второй мировой? А если бы Кубинский кризис перерос в полномасштабную ядерную войну? А что, если уже завтра войска НАТО начнут прямое вторжение в Россию — как скоро американские танки дойдут до Москвы? Ведущие отечественные фантасты — Андрей Уланов и Сергей Анисимов, Андрей Мартьянов и Александр Тюрин, Людмила и Александр Белаш и др.—экспериментируют с историей, переписывая прошлое, переигрывая настоящее и будущее.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Seidhe, 24 марта 2015 г.
За последние пять-шесть лет написано столько книг в жанре так называемой «альтернативной истории», что уследить за ними нет совершенно никакой возможности. «Так называемой» по той простой причине, что большинство подобных произведений написано людьми, имеющими о реальной истории весьма смутное представление, но при этом считающими себя экспертами по всем вопросам. Больше всего в этом отношении не повезло Великой Отечественной войне. Когда читаешь в аннотации, что очередной попаданец оказался в 1941 году, поневоле задумаешься — а там вообще нормальные советские люди были? Или сплошь современники наши? Именно поэтому я долго откладывал знакомство с данной антологией — отпугивало название, аннотация и картинка на обложке =))) Прочитал исключительно из-за «Ночной смены» супругов Белаш в рамках знакомства с их повестями. И что могу сказать — всё оказалось не так страшно, как ожидалось. Во-первых, порадовало отсутствие попаданцев. Во-вторых, пара-тройка вещей действительно цепляет. В третьих — тематика рассказов достаточно разнообразна, что не может не радовать.
Открывает книгу фееричный бред от Тюрина, но до него Александр Владимирович всегда был большой охотник =))) Далее следует качественный рассказ от Мартьянова об удавшемся покушении на Гитлера. Выглядит он как пролог к чему-то большему, но как я понимаю, из этого вырос цикл «Der Architect», так что желающие могут продолжить знакомство с вариантом развития истории «без Гитлера». Для чего Шараповым написан рассказ «Помощь» я лично не понял, но Жуков, орущий на Йог-Сотота улыбнул, чего уж там =))) В коротенькой зарисовке Гореликовой никакой «альтернативности» я не увидел, рассказ скорее из разряда мистики, тогда как в рассказе Шевлякова она является лишь фоном для лирической истории. Как всегда хороши Белаши, но их повесть понравилась не сюжетом даже, а некоторым ощущением сюрреалистичности происходящего и очень качественными описаниями полузаброшенного завода. К жанру «альт.истории» я бы эту повесть также не отнёс, но впечатление производит. Зарисовки от Конторовского и Токарева хороши как образцы «чистой» альтернативки, но художественное исполнение оставляет желать лучшего. Рассказы Анисимова и Уланова относятся к популярному последнее время жанру «фантастики ближнего прицела» и повествуют о вторжении сил НАТО. Верить или не верить авторам — личное дело каждого, но патриотично настроенным гражданам должно понравиться. Ну а завершает книгу шикарнейшее эссе от Виктора Точинова. И пусть он самую малость перевирает историю первых советских тракторов, общей идеи произведения это нисколько не портит. А финал у эссе, и соответственно у всей книги, вышел просто замечательным...
В итоге получается, что антология вполне заслуживает твёрдой 8. К тому же после знакомства с ней я решил прочитать и две предыдущих, составленных Владиславом Гончаровым, хотя в отзывах и пишут, что вышли они послабее.
kkk72, 12 февраля 2009 г.
Не так часто в оценке полутора десятков рассказов антологии мне удается обойтись всего тремя оценками. Но в этот раз как-то получилось, что рассказы довольно четко поделились на хорошие, довольно неплохие и весьма средненькие. Увы, ни одного блестящего обнаружить не удалось.
Сборник четко делится на несколько частей, объединяющих рассказы со схожим содержанием. Первая часть — классическая альтернативка, так или иначе связанная с первой или второй мировой войной. Среди них выделяется рассказ Мартьянова, с весьма изящной и неожиданной идеей о судьбе фюрера. Да и написана эта история хорошо, а некоторая недосказанность, на мой взгляд, весьма уместна. «Царства сотника Сенцова» Тюрина написаны на интересном материале, но уж слишком капитальным получился размах авторской фантазии, а выдуманные миры от просто экзотических дошли до совсем сюрреалистических. Близка к ним и зарисовка Контровского о том, что могло произойти в случае гибели Джона Кеннеди во время второй мировой. Вариант вполне реалистичный, но очень уж сухой. Несколько особняком стоит рассказ Шарапова, написанный в его традиционном стиле «Нечисть и вторая мировая». История получилась абсурдная почти до самопародии.
Вторая часть — рассказы, где история и альтернативная история не находятся в центре внимания, а служат скорее оригинальными декорациями для развития отношений между героями, для их взросления. «Сибирская пастораль» Шевлякова произвела на меня сильное впечатление. Автору удалось удачно соединить нетривиальную альтернативную концепцию с трогательной историей любви. Вариации на близкую тему от Гореликовой неплохи, но несколько наивны.
Близка к этим рассказам и сюрреалистическая история, в которой прошлое смыкается с настоящим от супругов Белаш. Получилось довольно оригинально и симпатично.
Третья часть — включает в себя истории о советской военной мощи от Токарева и эссе Точинова на схожую тему. Написаны эти произведения очень грамотно с технической точки зрения и интересно с исторической, но слабовато с художественной.
И, наконец, четвертая часть — рассказы Анисимова и Уланова о нападении стран НАТО на Россию. И если история Анисимова произвела на меня сильное впечатление своей динамичностью и реалистичностью, то рассказ Уланова показался мне несколько халтурным.
Общее впечатление, как часто бывает в таких случаях, неоднозначное. При том, что интересных рассказов в антологии немало, ей не хватило одного-двух произведений, которые бы действительно зацепили бы.
Еще один недостаток — разные рассказы рассчитаны на несколько разную аудиторию. Любители классической «альтернативки» могут начать морщиться от «лав стори». Те, кто обращает внимание на художественные достоинства книги, наверняка решат, что многие рассказы перегружены техническими подробностями. «Ура-патриотов» расстроит, что нашим частенько достается. А демократы возмутятся тем, что опять создается образ врага в лице Америки.
Ну а я, как человек «всеядный», прочел сборник с интересом и удовольствием
Nog, 21 февраля 2009 г.
А мне вот сборник показался заметно ровнее двух предшествовавших ему в серии — «Первого удара» и «Священной войны». Шедевров, к сожалению, нет, но и явно слабых произведений всего два — рассказы Тюрина и Шарапова. Расстроило присуствие сразу нескольких (как минимум трех) рассказов, настоятельно требующих продолжения; от этого остается явное чувство неудовлетворенности сборником.
Эдди, 8 февраля 2009 г.
Очень неровный по составу сборник. Впрочем, это не большая беда. Почти нет сборников, даже одного автора, который мог бы похвастаться неизменно высоким (или низким, хотя этим хвастаться...) уровнем. А большая беда — явно заказной характер подборки. А так же некоторых написанных, видимо, специально для него произведений. Во всяком случае, когда два весьма нерядовых писателя: Анисимов и Уланов, пишут по существу на один сюжет... Простите, в такие случайности не верю. А заказуха всегда производит весьма неприятное (лично для меня) впечатление. И обидно за авторов. Особенно — за хороших.