Сергей Недоруб «Метро 2035: Затерянный клан»
Разобравшись с тайнами незнакомца, найденного на поверхности Киева, школьный учитель Ион вливается в команду сталкеров Кондора — легендарную группу «Птицы». Спустя три месяца они встречают вооружённых лиц, которые требуют от Иона сотрудничества по непонятным вопросам. Слово за слово — и диалог оборачивается перестрелкой.
В небесах властвует крылатая смерть с мутировавшим сознанием; верный товарищ гибнет, спасая всех от худшей участи, дороги назад нет, а впереди — лишь загадка замурованной Красной линии метро. И проводником к ней становится девушка Альбина, которая знает про Иона больше, чем он сам.
Входит в:
— цикл «Вселенная «Метро 2033» > цикл «Вселенная «Метро 2035» > цикл «Метро 2035: Тайна третьей ветки»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 202
Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2651 уникальное слово на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 53 знака — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 49%, что гораздо выше среднего (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Превосходная книга Вселенной, 2020 // 1 место |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dobkachleo, 28 июня 2020 г.
«Голубой вариант»
Рецензия на «Метро 2035: Затерянный клан» Сергея Недоруба
Слухи о продолжении «Красного варианта» появились практически сразу после того, как он вышел. Но прошёл год, за ним второй, а никакой конкретики не появлялось. И вот неожиданно стало известно, что сиквел под названием «Затерянный клан» всё-таки пишется и выйдет в 2020 году. А это значило настоящее испытание на целостность канона.
«Красный вариант» был сосредоточен на двух линиях Киевского метрополитена, и мы мало что могли узнать [заново] о красной ветке. Финальное откровение потрясло и оставило после себя вопросов не меньше, чем ответов на прежние. Да, теперь мы узнали, почему Святошинско-Броварская линия оказалась отрезана от остальных, и это фантастическое объяснение отлично ложилось на концепт вселенной.
«Затерянный клан» должен был пролить свет на истинную судьбу красной ветки. Так и произошло. Однако автор не идёт самой очевидной тропой, а прокладывает свою, отчего сюжет приобретает приятную непредсказуемость и дополнительную оригинальность. Не забывает Сергей и о дальнейшем развитии тройки основных персонажей. Ион, Эльза и Давид нашли себя, но остаются «белые пятна» в пострадавшей памяти одного из них.
Первая часть во многом была посвящена «неизвестности за стеной». Неполное знание об окружающем мире порождало теории заговора, на что накладывались проблемы нашей тройки с памятью. Теперь же Красный вариант и 68-я страница «Флоры» уходят на второй план, а на первый выходит именно тема памяти, воспоминаний и забвения. Нередко писатели и сценаристы в своих произведениях размышляют о роли впечатлений и переживаний в формировании личности, и Сергей Недоруб тоже не оставляет этот непростой вопрос без внимания.
Если с Эльзой и Давидом всё более-менее ясно, то Ион, которому снова досталось бремя главного героя, вынужден заново себя узнавать. Знания о последних четырёх годах его жизни спорят с возвращёнными воспоминаниями о его прошлом, и хотя учитель решает вернуться к прежней профессии, объединяется с «Птицами», на деле всё оказывается сложнее. Нельзя войти в одну и ту же реку дважды, какие бы навыки и факты не имелись у одного и того же человека. На примере Иона явственно видно, что люди меняются, и от их свежих впечатлений зависит то, какими они себя воспринимают, как себя ведут. Выписанный автором психологический портрет главного героя — одно из бесспорных достоинств «Затерянного клана».
«Птицы» остаются на правах второстепенных персонажей, но даже среди них видны некоторые изменения. Мало того, что их ряды пополнились Ионом, так ещё и роль в событиях трёхмесячной давности (столько разделяет части дилогии) превратило их в настоящих легенд. Популярности не прибавило, но да их устраивает. Единственный отряд сталкеров Креста определяет их командир, Кондор, и его история, идущая тенью в канве сюжетной линии Иона, запала в душу.
Вторая сюжетная линия закономерно отведена двум другим основным персонажам: Эльзе и Давиду. Их память не только вернулась в полном объёме, но и в силу скудности новых впечатлений позволила им чувствовать себя более цельными, чем Ион. В то же время они как раз решают сменить поле деятельности и вообще не отсвечивать на периферийной станции, немало пережившей тремя месяцами ранее. Их приключения начинаются внезапно, и мне сперва казался повод для их ухода предельно странным, пока автор не даёт стройное объяснение случившемуся. И далее мы с интересом следим за тем, как эта пара неожиданно не только для себя, но и для читателей открывает новые тайны подземного Киева.
Этой линии присущи обстоятельность и даже уютность, хотя героям всё время приходится куда-нибудь уходить, порой с боем. Сюжетные передышки перемежаются с активными действиями и сюрпризами, которые преподносит сюжет. Правда, возникает по прочтении двоякое чувство: некоторые сцены читались увлекательно, там сообщалось много нужного, без чего герои не смогли бы продвинуться дальше, но откуда-то взялось ощущение затянутости этих сцен. Странное наваждение…
Есть ещё одна линия, которая на самом деле практически сразу после введения вливается в сюжетную линию Иона. Появляется новая героиня, Альбина. Гостья из забытого прошлого Иона. Эта мудрая, порой импульсивная, но всегда по-хорошему расчётливая женщина переворачивает устоявшуюся картину мира с ног на голову. Благодаря ей мы узнаём правду о красной ветке, но правда ли это, мы так до конца и не узнаём, ведь у нас есть только лишь слова Альбины. Другими словами, есть вероятность, что единый канон — достояние существующей уже более десяти лет межавторской вселенной — никуда не делся, а судьба красной ветки аналогична произошедшему с Новосибирским метрополитеном в игре «Метро: Исход». Но когда читаешь, о каноне почти не думаешь, сосредоточившись на событиях, чья плотность и чьи последствия действительно поражают!
Финал вновь подкидывает мысль, над которой можно поломать голову в отрыве от сюжета. Как ни крути, «Вселенная Метро» — это мир, где успело вырасти целое поколение людей, не знающих чистого неба над головой, но где ещё живы те, кто помнит былую пору. Ион, будучи молодым учителем, родившимся в районе года ядерной войны, вынужден иметь дело с теми, кто родился много позже, для кого прежний мир сохранился преимущественно на картинках, по которым нельзя полностью восстановить знание о времени До. Ион осознаёт, что его уроки не дали детям понимания «доядерной» истории и надо что-то менять.
Я решил развить его переживания и пришёл к выводу, что проблема ещё глубже. Мы приходим в этот мир, ничего не зная о его устройстве. Идут года, мы познаём мир так, как его видим. Школьные учителя, которые могут быть и молодыми, возраста Иона или пусть даже чуть постарше, знали немного иной мир, узнали его немного лучше, и им теперь предстоит донести собственные знания и впечатления до умов подрастающего поколения. Дети будут удивляться, даже не верить сказанному, но это безусловно расширит их кругозор, и они разделят с взрослыми память о мире в целом. Что-то забудется, но что-то переживёт всех ныне живущих. Так и должно продолжаться, я думаю, ибо альтернатива — забвение всего.
Как видим, роман оставил не просто приятные впечатления, а ещё и пищу для размышлений. Мы увидели персонажей в развитии, изведали новые уголки вымышленного мира, задумались над непростыми, зато интересными темами собственной памяти и преемственности поколений. Дилогия, кажется, закончена, и цикл в целом, как и «Затерянный клан» сам по себе, вышел по-настоящему отличным. Рад, что такой чудесный автор, как Сергей Недоруб, в своё время принял участие в проекте «Вселенная Метро».