Кир Булычев «Наследник (Река Хронос. 1914)»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Молодой человек, Андрей Берестов, заканчивает в 1913 году гимназию. Его отчим открывает ему страшную тайну: оказывается, он один из сообщества путешественников во времени. Он завещает это знание и аппаратную часть (машина времени) пасынку. Берестов взаимно влюбляется в Лидочку, учится в университете. В 1914 году он был обвинён в страшном преступлении. Единственным способом избежать кары стал побег на пару лет в будущее. Берестов и Лидочка бегут в 1917 год. Они — сквозные главные герои цикла.
Написан в 1991г. Первый роман цикла. Первоначально входил в качестве первой части под названием «Наследник» в роман «Река Хронос» (1992), объединявший первые три книги цикла. В дальнейшем роман публиковался отдельно, в измененном и расширенном виде.
Входит в:
— цикл «Река Хронос» > роман-эпопею «Река Хронос»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 290
Активный словарный запас: низкий (2565 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 55 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 38%, что близко к среднему (37%)
- /языки:
- русский (10), польский (1)
- /тип:
- книги (9), аудиокниги (2)
- /перевод:
- И. Чапля (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 29 июня 2024 г.
Великолепная стилизация под бытовой роман 19го века. Вышло реально очень круто — это хорошая история о взрослении юноши, пытающегося найти себе место в мире и разобраться, а что вообще и с кем ему делать. Он не благородный джентельмен и не герой, а обычный подросток со всеми вытекающими. Впрочем, все его приключения и злоключения Булычёв прописал воистину мастерски — начиная от общения с друзьями и первой влюблённости, и заканчивая взаимоотношениями со служанкой Глашей (переживал почти как за свои первые отношения). Нашлось здесь место и дружбе, и опасностям, и романтике, и трагизму, и детективу и вообще всему хорошему, что есть в классической литературе. Провалом считаю только фантастическую часть — исходя из первой книги вообще неясно, нафига нужна такая бестолковая машина времени и какую пользу особую она может принести. Впрочем, это единственная придирка. Огромное достижение автора — он сумел удержаться и не залезть в политоту, в отличии от продолжения, где это вызывало только смех и недоумение.
amak2508, 20 января 2024 г.
Книга открывает читателю совершенно нового, непривычного писателя Кира Булычева. Она оказалась непохожей ни на что из написанного им ранее — здесь нет ни грамма торопливости, ни грамма небрежности, всякому слову, всякому предложению в тексте выделено только своё, законное место. В итоге перед нами солидное, обстоятельное повествование о Крыме накануне и в первые месяцы Первой мировой войны.
Читать книгу интересно: и с познавательной точки зрения, и из-за неплохой повести о первой любви, и из-за прекрасно выписанного образа главного героя — натуры по-юношески переменчивой и неоднозначной. Да и некая тайна в происходящем постепенно (правда очень постепенно) в повествовании начинает прорисовываться. Но, прочитав половину книги, у читателя возникает резонный вопрос — а где же тут, извините, фантастика?
Фантастика есть, но её не так много и она в этой книге не играет главенствующей роли. И остросюжетные элементы, которых в романе немало — это тоже далеко не главное. Скорее пока (а цикл предполагает далеко не одну книгу) перед нами роман о жизни, вернее о вхождении в жизнь, вчерашнего гимназиста Андрея Берестова на фоне начала мировой войны.
Написано интересно, читать стоит, только надо заранее настроить себя на то, что это не «Чудеса в Гусляре», не «Алиса» и даже не «Доктор Павлыш», а серьёзное обстоятельное повествование с небольшими фантастико-приключенческими вкраплениями.
vvmonahov, 22 января 2014 г.
Первая треть романа — очень яркое описание быта эпохи, показываемое глазами ГГ — молодого человека, только что закончившего гимназию. Также очень достоверно и живо показано описание его юношеских влюблённостей. Но после отъезда ГГ из Крыма всё пошло занудно и как-то блекло. Инфантилизм ГГ стал доставать до печёнок, а медленность повествования стала вызывать недоумение. Зачем всё это? Понятно, что Булычёв историк, и смакует мелкие подробности. Но какова цель? Вспоминается рассказ Александра Грина «Возвращенный ад», в котором герой внезапно потерял возможность ощущать суть происходящего, и начал воспринимать действительность чисто описательно. Так и в данном тексте — за описанием происходящих событий до самого конца романа ничего не стоит.
Даже идея перемещения во времени, намёк на которую был озвучен в начале при описании портрета в доме отчима ГГ и его таинственности, потерялась. Она не спасает отсутствия цели романа — сама идея перемещения «в потоке» не может быть самоцелью. Это средство для показа тех или иных вариантов будущего или прошлого, тех или иных неочевидных связей явлений, и т.п.
С динамикой сюжета тоже плохо. Если первую треть романа можно оценить на «отлично» за показ эпохи и типажа основных персонажей, то дальше оказывается, что больше показывать нечего. Ну, несёт героя куда-то волна событий. Суть событий остаётся где-то в стороне, роман их не затрагивает. Сам ГГ удивительно неинтересен, так как он не личность, а какое-то недоразумение. И зачем это всё читать?
Так что можно смело закрывать роман после объяснения молодых людей (ГГ и Лидочки) в чувствах друг другу. Чтению следующих романов цикла это никак не помешает. Оставшиеся две трети романа, к сожалению, можно заменить фразой: «обстоятельства привели к тому, что Лидочка и Андрей были вынуждены воспользоваться средством передвижения во времени, доставшимся им от отчима Андрея. И они сбежали в будущее на два года — в 1916 год. Продолжение следует».
Yazewa, 18 ноября 2010 г.
Очень интересная работа. Атмосферно чрезвычайно. И фантастическая составляющая сюжета воспринимается абсолютно реальной.
Отличные типажи — и центральные, и второстепенные. Все эти полицейские, будочники, служанки... Глафира чрезвычайно хороша; яркий, очень живой, осязаемый образ. Читается замечательно, запоем. Не знаю, удастся ли в продолжении сохранить этот стиль, но читать дальше хочется безусловно.
Groucho Marx, 1 декабря 2015 г.
Хорошо придуманный роман был испорчен традиционным преклонением советских интеллигентов перед Иваном Буниным. Бунин, как известно, писал раздумчивые рассказы ни о чём и однажды даже написал довольно толстый роман ни о чём — «Жизнь Арсеньева». И эта «Жизнь» серьёзно шандарахнула по мозгам писателей поколения Кира Булычева. У него во многих текстах есть влияние и даже реминисценции текстов Бунина, но тут, при попытке написать роман из той эпохи, про которую писал Бунин, у Кира Булычева буквально тормоза сорвало. Пока речь шла о первой влюблённости, автора выручало то обстоятельство, что он, кроме Бунина, ещё и Валентина Катаева читал, но потом... книга забуксовала. Переливание из пустого в порожнее, приперченное криминальной интригой и громким хрустом фрацузских булок, у непредубеждённого читателя вызывает раздражение. Единственное, что помогает дочитать роман, это надежда, что во втором и третьем романах с обаятельными, хоть и одномерными, героями всё-таки что-то случится.
lammik, 21 мая 2019 г.
В 1913 году симферопольский гимназист Андрей Берестов закончил обучение и отправился в Ялту к своему отчиму Сергею Берестову в гости. В Ялте Андрей познакомился с Лидой Иваницкой, в которую влюбился, узнал одну из многочисленных тайн своего отчима, а затем отправился в Москву, учиться на историка в Университете. В следующем году начнётся мировая война, а Андрея в Ялту позовут страшные события.
Первая треть книги посвящена знакомству с персонажами, погружению в эпоху, никакой фантастики, действительно звучат бунинские мотивы. Вот только я думаю, что дело не в преклонении Булычева перед Буниным, а в том, что Бунин так здорово описывал юношеское состояние периода взросления, что тут поневоле получилось несколько подражательно. При этом повествование плотно насыщено словами и образами из той эпохи, вышло весьма убедительно. Далее идёт небольшая глава, объясняющая неизбежность и предпосылки мировой войны. Тут, скорее, ничего нового. И вот, наконец, действие выносится на простор, начинают происходить события, при этом главный герой действительно плывет в потоке времени, практически не стараясь что-то совершить, не он действует, а с ним происходит. Под конец «Наследника» наш наследник окончательно теряется и начинаешь сочувствовать бедной Лидочке, которую авторская воля свела с таким квёлым возлюбленным.
При этом всё, что касается Крыма — Ялты, Симферополя и т.д., просто прекрасно. Полное ощущение возвращения, как географического так и вспять по реке Хронос.
Нужно ещё отметить, что книга не производит впечатление законченной, это, скорее, одна затянутая глава полного романа. Уж больно много остаётся тайн и загадок. Очень надеюсь, что в следующих частях появятся все ответы.
Milter, 26 июля 2011 г.
постепенно погружаясь в быт и время накануне революции, буквально вживаешься в то время, проживая с героями вереницу приключений. Причем собственно фантастических допущений немного. может быть я предвзят — я очень люблю Крым. Единственное — роман затягивает, и трех частей навскидку оказывается очень мало.
Ank, 27 сентября 2007 г.
Отличный роман. Аудиокнига идет 12 часов, но это время пролетает незаметно. Я приятно удивлен, что поздний Булычев, оказывается, создал такой роман, не громоздкий и не ядовитый, как другие его книги последних десяти лет – а совершенно серьёзный и глубокий. Скорее, это даже историческое исследование, взгляд на эпоху изнутри, а фантастический элемент здесь минимален.
ivanna33, 27 ноября 2006 г.
Совершенно невероятное сочетание описания реальных исторических событий с путешествиями во времени. Хотя, отдавая должное автору, у него получилось гармонично слить два этих явления. Конечно, при наличии загадки, не было даже намека на то, откуда появилось эта машина времени, но было ощущение, что разгадка будет в следующей части. Забегая вперед, скажу, что ни в «штурме», ни в «возвращении» этого нет. Не люблю загадок без ответа. Тем более в фантастике.
mputnik, 3 февраля 2021 г.
Более чем необычный Булычев. Весьма и весьма необычная фантастика. Не скажу ничего плохого, но... чтиво — сугубо «на любителя». Оценки проставил относительно высокие, ещё когда, собственно, «читал» (в аудиоварианте) — больше двух лет тому, хотя духу на весь цикл так и не хватило. Сломался на четвёртой книжке, пятую и шестую — проглядывал по диагонали, уже ради принципа: любопытно было — чего же там дальше. Ибо — более чем неспешное повествование, прямо-таки прогулочным шагом.
Но, что хочу тебе сказать, уважаемый потенциальный читатель — ни малейшего раздражения. Добротное, адекватное, качественное чтиво. Хороший стиль, приятный слог, тематический фон — вообще выше всяческих похвал: начало 20-го века, Первая мировая, Революция, Россия, Крым. А сама мысль о том, что человек может обладать неким средством «пролистнуть» несколько лет «смутных времён», прыгнуть вперёд, за горизонт событий — оная мысль вполне себе способна сформировать вполне вменяемый фантастический Антураж.
Я повторюсь, уважаемый потенциальный: чтиво — сугубо «на любителя», было бы глупо об сём умалчивать. И неспешностью своей, и специфичностью подачи материала, и всем прочим. Но пару — тройку томов шарм и аромат необычности Сути и нетривиальности Формы — вполне способны удержать внимание. Уж вот этот, вот, конкретно первый том — уж точно
xeax, 4 марта 2016 г.
Очень интересное произведение. Я даже подумал, не перепутал ли чего, но к середине книги фантастика всё-таки появилась, однако абсолютно не испортила великолепное погружение в атмосферу начала прошлого века. В первой книге история еще никак не отклонилась от стандартного своего хода, поэтому многим покажется непонятным, зачем для такого романа было приплетать фантастику. В следующей книге всё встанет на свои места.
Ксанка, 24 марта 2021 г.
Будь это книга неизвестного мне автора, то я бы оценила ее весьма высоко. Но.. это же Кир Булычев! В моих глазах эта книга для него сотня шагов назад по сравнению с уровнем истории Алисы Селезневой...
В принципе, фантасту позволительно вольное распоряжение с историческими фактами. Хотя сильно важных дат тут и нет. Большая часть книги посвящена нескольким годам жизни Андрея Берестова — с виду благородного (но не чурающегося переспать с служанкой/любовницей отчима), умного (но чисто академически) молодого человека... Несмотря на всю свою положительность. главный герой постоянно совершает ошибки, идет на поводу своих мелких желаний и сиюминутных решений. Иногда кажется, что логика рядом с ним даже не пробегала. Именно личность главного героя отталкивает меня от прочтения остальных книг серии «Хроники».
rediger, 26 мая 2009 г.
Очень хорошая книга. Давно не читал такой хорошей исторической прозы: прекрасный портрет эпохи, написанный как бы «снизу», глазами простого человека, а не «вершителя судеб». Такое редко встречается.
chujoy, 17 мая 2012 г.
Отличный роман. Портрет эпохи глазами простого человек и читается на одном дыхании