Кир Булычев «Река Хронос»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь ) | Альтернативная история нашего мира (Земли) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
В своем новом фантастическом романе Кир Булычев рассказывает о причудливой судьбе двух молодых людей, в один прекрасный день в 1913 г. получивших возможность передвигаться во времени.
Они попадают порой в те потоки времени, которые заносят их в миры несбывшейся истории: победоносный поход Колчака на Стамбул и реставрация монархии, арест Ленина в Германии...
Рассчитана на массового читателя.
Написан в 1991г. Первая публикация (1992) объединяла три первых книги цикла: Наследник (Река Хронос. 1914) (1999) в качестве первой части под названием «Наследник», «Штурм Дюльбера (Река Хронос. 1917)» (2000) в качестве второй части под названием «Штурм Ай-Тодора» и «Возвращение из Трапезунда (Река Хронос. 1917)» (2000) в качестве третьей части под названием «Возвращение из Трапезунда». В дальнейшем три этих романа публиковались отдельно. Отдельно публиковался фрагмент романа под названием «Река времени» (1992).
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Река Хронос»
Номинации на премии:
номинант |
Странник, 1994 // Крупная форма | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 1994 // Крупная форма | |
номинант |
Интерпресскон, 1994 // Крупная форма (роман) |
- /языки:
- русский (17), польский (3)
- /тип:
- книги (17), аудиокниги (3)
- /перевод:
- И. Чапля (3)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Stalk-74, 18 ноября 2020 г.
Несмотря на толерантное отношение здесь к циклу Булычева, хочется константировать, что Кир Булычев откровенно не справился со взятой на себя задачей расширить свои возможности писателя. Все сразу замечают не совсем привычную для Булычева форму, скорее всего крымско-трапезундские истории в стиле Пикуля, которому вдруг захотелось ввести элемент фантастического артефакта в произведения. И поэтому в трехромании сразу стали заметны провисания.
- непонятная сюжетная линия. При неплохой завязке («Наследник») два остальных романа были похожи на забуксовавший бульдозер, которого швыряет туда-сюда без цели. Смешались в кучу татары, Ленин, турки-контрабандисты, бунинская любовь, перестроечная колчаковщина и бог знает, сколько ещё ингредиентов. И ради чего? К чему пришел автор в результате?
- непонятная целевая аудитория. Подросткам читать сложно ввиду незнания множества исторических фактов и личностей. Историколюбам здесь ничего не предложено, похождения Коли Беккера, последнего защитника императриц, не великий козырь. Пожирателям чистой фантастики тоже не разгуляться — из неё только заюзанная миллионами произведений машина времени, которую используют тупо для периодического бегства.
- литературное ремесленничество. Здесь нет детской непосредственности Алисы, лайт-философии Великого Гусляра, классического апокалипсиса Поселка. Парус, порвали парус.
- нет цепляющих персонажей. Недозрелый Андрей Берестов, непрописанный Теодор, бедная Лиза-Лида, россыпь башибузуков с интеллигентными замашками — с кем отождествляться? С книжно действующим гнилозубым Колчаком?
А уж 20 процентов популяризации археологии вообще выглядят вставным инородным пятном, тормозящим и без того натужный экшн.
Если автором числился не культовый Булычев, а какой-либо Петухов-Замоскворецкий, то работа бы затерялась среди легиона попаданцев и альтернатившиков. Но ей быть суждено на виду. И, если цикл из трех романов сравнивать с более ранним Булычевом, результат очевиден.
Тимолеонт, 2 июля 2024 г.
В целом, все они части мне понравились, но обдумывая их сейчас, понимаю, что вторая и третья часть по сути своей — филлеры. События, важные для развития характеров героев можно было с лихвой уместить на сотне страниц и просто сделать «наследника» чуть толще. Не считаю это заметным минусом, но вся история альтернативного мира и приключения в Трапезунде — вполне могли произойти вообще с другими персонажами, они никак толком не повлияли на героев.
Но в целом — грех ругать неплохую трилогию, серьёзные придирки у меня были только ко второй части, но и их можно списать на условности вселенной.
Блофельд, 9 ноября 2020 г.
В «Реке Хронос» смешаны несколько жанров: фантастика, мелодрама, детектив, исторический роман.
За фантастическую составляющую отвечают путешествия во времени, которые осуществляются при помощи двух портсигаров. Кстати сказать, Булычёв не объясняет, как устроены портсигары времени, кто их создал и откуда они у Сергея Серафимовича. Какие-то таинственные портсигары.
За мелодраму отвечает история любви Андрея Берестова и Лидочки Иваницкой. Андрей так влюбился в Лидочку, что даже начал ревновать её к своему другу Коле Беккеру. Он бы его ещё на дуэль вызвал!
За детектив отвечает таинственная история убийства Сергея Серафимовича. Вревский расследовал убийство, расследовал, подозревал Андрея в убийстве собственного отчима. а в результате убийство так и осталось нераскрытым.
За исторический роман отвечают частые появления реальных личностей: Колчак, Ленин, Крупская, Мария Фёдоровна, Троцкий. У Колчака даже сформировались близкие отношения с Колей. У Марии Фёдоровны сформировались не менее близкие отношения с Андреем. Хотя, конечно, странно, как исторический роман может сочетаться с фантастикой.
lammik, 1 июня 2019 г.
В целом роман удался, читать интересно, повороты сюжета неожиданны, дыхание Истории ощущается, написано складно, но есть несколько «но». В хронофантастике сложно избежать парадоксов и ляпов. И хоть по реке Хронос у Булычева можно передвигаться только в одном направлении — вперёд, что позволяет избежать нарушения принципа причинности, писателю здесь не удалось избежать нелогичностей и неувязок. Во-первых, Андрей Берестов, воспользовавшись «портсигаром», каким-то образом попадает сразу в два временных потока — основной и «Штурма Дюльбера»,
Ко всему прочему несколько раздражает проявление авторского послезнания в тех местах, где Андрей рассуждает о том, что неплохо бы прыгнуть в 1941 год, и как же там должно быть хорошо и мирно.
Ну и нельзя не написать о том, что автор даже не пытается показать картину событий объективно, во всей сложности исторических процессов, отведя большевикам априори роль абсолютного зла.
saddlefast, 3 августа 2010 г.
«Река Хронос» — это роман о взрослении и становлении человеческого характера. Был такой жанр в литературе «Bildungsroman»: описание взросления герой. Разные приключения, выпадающие на долю героя – это только вешки, отмечающие его взросление.
Мы видим главных героев в самом начале пути – совсем-совсем юными. Главным героям по семнадцать лет, и они живут, думая, что мир, к которому они привыкли – будет вечен, а жизнь их – заранее расписана: университет, карьера, женитьба. На дворе – 1913 год.
Скоро ничего не останется от того, что представляется людям в 1913 году вечным и неизменным. И их родители, и все взрослые люди вокруг – не могут в это поверить. Ведут себя, как дети, как подростки, не понимая, что такое – бег Времени. Их мелкие страсти — словно ничтожные игры. Именно из этих ничтожных игр и творится история.
Мелочи, невероятно глупые и жестокие, в которые не хочется погружаться. А хочется, разинув рот, восхищаться, бесконечностью и величием истории. Но автор показывает гегелевскую мысль о том что всё величие истории и состоит из бесконечного количества мелочей честной обыденной жизни. Бег времени — в каждодневной деятельности, отчужденной от человека. Это то, что Гегель назвал «хитростью истории».
Даже самые отчаянные революционеры не могут представить, какие катастрофические изменения, затронувшие жизнь каждого человека, последуют буквально через несколько лет.
Но время – это не неподвижный континент, а бесконечная река, неумолимо текущая все дальше и дальше, и увлекающая за собой массы в неведомое и пугающее будущее.
Роман написан ироничным человеком с очень проницательным взором. Автор смело снимает маски с людей, показывая неприглядные механизмы, которые правят человеческими поступками. Корысть и секс, тоска по хорошей жизни и эскапизм, бытовая жестокость и политический цинизм – автор рисует неприглядную картину, соперничая с самыми выдающимися сатириками человечества.
Мы видим, как в течение времени характеры людей совершенно не меняются – они готовы новь и вновь повторять заученные схемы. Меньше всего люди могут представить неведомое. Но сам ход времен обманывает людей, заставляя их творить нечто совершенно новое.
Роман Кира Булычева – это философское исследование о природе истории. Перед глазами историка-писателя: молодая пара в 1913 году получает возможность плыть в реке Хроноса самостоятельно, не как все люди – день за днем. А на машине времени, о которой они читали в романе о чудесах английского фантаста Герберта Уэллса. И вот они бегут из времени во время, пробегая весь 20 век, и каждый раз не находят себе окончательно пристанища.
Писатель дает своим любимым героям шанс – заглянуть немного дальше, чем остальные люди, немного обхитрить историю. И оказывается, что историю обхитрить невозможно. А хранители времени, люди, давшее героям машину времени, сами полны тщеславия, предрассудков и иллюзий. Захваченные возможностью передвигаться по времени, как наркотиком, они вновь и вновь пускаются в плавание по реке Хронос, не в силах побороть время.
Людям хочется оседлать бег времени. Найти путь, которым они могут уверенно проплыть по этому бесконечному океану. Найти свой маршрут в этом пути. И неведомое подхватывает наши утлые корабли, которые мы построили, чтобы спокойно проплыть океан Времени, и несет нас прямо в сердце стихии невероятного.
Yazewa, 20 ноября 2010 г.
Более других понравилась мне первая часть цикла. Там ярче всего были нарисованы герои, еще не заслоненные от читателя толстым слоем бурных исторических событий. Наверное, немаловажно еще и ощущение прелести патриархальной дореволюционной жизни и предчувствие ее крушения в ближайшие годы.
Пожалуй, хотелось бы познакомиться еще с несколькими ответвлениями основной линии исторического развития России..
ermolaev, 8 января 2009 г.
Закончившееся недавно Интернет-голосование «Имя России» показало, что самым болезненным в нашем обществе до сих пор является вопрос, кто наибольшие герои и антигерои России – Николай Кровавый, сменившие его либералы или расстрелявшие его большевики? Странно, конечно, что этот вопрос так остро стоит перед нами через 20 с лишним лет после начала Перестройки, но что делать?..
И вот перед нами роман-эпопея, автор которой, на давая однозначного ответа на этот вопрос, как раз 20 лет назад решил исследовать его способами Литературы. Его герои – вчерашние гимназисты Андрей Берестов и Лида Иваницкая, чья молодость пришлась на канун Первой мировой войны, — совершенно случайно получили в свои руки Машину времени. Побочный эффект пользования ею – возможность попадать в «боковые ветви» исторического процесса. Вот и исследует автор вместе со своими героями те варианты, где все пошло не так, как в нашей истории; где, например, адмирал Колчак провел смелую операцию по освобождению вдовствующей императрицы Марии Федоровны, жившей летом 1917 года в Крыму; а потом – не менее смелую авантюру по захвату турецкой столицы, что привело к совершенно другому варианту окончания Первой мировой войны…
В результате перед читателями возникает широкое полотно жизни крымского побережья, как перед революцией, так и в революционное лето 1917 года. Больше всего я ценю эту книгу как потрясающий образец исторического романа, дающий в то же время необыкновенную «объемность» за счет изображения ряда альтернативных вариантов истории. Конечно, все это для любителей, но книг, равноценных этой, – очень мало.
DenisDWH, 14 марта 2008 г.
:appl:Поразительно, в «Реке Хронос» описано столько реальных событий о которых начали говорить только последние годы, а ведь книга писалась в 1992 когда архивы были еще закрыты!
Kapitan, 28 января 2008 г.
Первая часть — Наследник — мне попалась еще в 199.. каком-то году в изданни формата наверно А4. История, жизнеописание того времени, фантастика(лишь капля), но в исполнении такого Мастера — это вещь от которой трудно( читай — невозможно) оторваться. А вот года два назад обнаружил уже две части в аудиоформате, а теперь еще и третью нашел и, наконец, прослушал. Повествование очень захватывает. Подробный разбор РЕКИ писать не буду, но мой вердикт — ЧИТАТЬ(слушать) ОБЯЗАТЕЛЬНО!!
zub-delete, 12 июня 2008 г.
Ну вот убейте меня — неверю — что написал Булычев!:confused: Накипело у него что ли за годы жизни в Совдепии?