Василий Головачёв «Смутное время»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера ) | Боевик
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь ) | Альтернативная история нашего мира (Земли) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Далёкое будущее | Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Этот цикл рассказывает нам о том, что порой победа или поражение в игре может обернуться гибелью целого мира или миров...
Названия частей романов складываются в строчки стихотворения Марка Тарловского «Огонь»:
» Одни мы над миром владыки,-
Нам зверь подчиняется дикий
И травы зеленых полей.»
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— условный цикл «Расширенная вселенная УАСС»
Периодика:
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ХельгиИнгварссон, 22 ноября 2021 г.
***Правила Игры***
Цикл «Смутное время» Василия Головачёва воистину смутен. Первый том – «Бич времён» – получен путём добавления ещё одной части к роману «Реквием машине времени». Который и без того составлен из четырёх самостоятельных произведений, причём три из них даже публиковались отдельно. Из всех его частей на общем фоне выделяется лишь повесть «Одни мы». Она на голову выше остальных уже иллюзией непричастности к «Расширенной вселенной УАСС». Простые парень и девушка конца двадцатого века, потерявшиеся в пространстве-времени невесть откуда взявшейся циклопической Башни. Неоконченное приключение, любовь и суровое выживание в жанре научной фантастики.
Далее идёт «Схрон» – фактически одно целое с первым, и без того сборным романом. Целиком и полностью стандартное головачёвское повествование, развивающееся по принципу снежного кома. Третий том – «Палач времён» – сиквел, эксплуатирующий детей основных персонажей первых двух книг и Аристарха Железовского из «Реликта». Финальные «Магацитлы» вообще стоят наособицу, поскольку являют собой вольное продолжение «Аэлиты» Алексея Толстого. С одной стороны, в них, как и в «Одни мы», есть привлекательная основа. С другой, привлечение внуков персонажей «Бича времён» и УАСС в который раз делает из необычной повести трудночитаемую конструкцию объёмом с роман.
«Смутное время» всё так же ведёт читателя из футуристического СССР через гипертрофированную перестройку в метафизику. Жизнь – борьба, настоящие люди лишь те, кто умеет и драться, и думать, и любить. Добро должно быть с кулаками, но занимать сугубо охранительную позицию. Стада туров вольготно пасутся на равнине, не боясь львов и волков, но быки мельчают до овец, кролей, мышей – чтобы взрастить героя, закогтиться у бездны на краю и вновь, согласно вселенскому маятнику, беспечно плодиться и расти над собой. Всё те же салочки и чехарда диверсантов и контрразведчиков. Всё то же количественное развитие сюжета, накидывающее новое и неожиданное вместо развития и завершения старого. Быстрее! Выше! Сильнее! Вместе! Соревнование с Marvel всё продолжается и продолжается.
То, что почему-то называют «неоязычеством», усиливается в сравнении с циклами «Реликт», «Регулюм» и даже «Евангелие от Зверя». Мотив посланника к Богу проявляется в полной мере, прямо до светлых Врат Ирия. На арену выходят Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Меч-кладенец в псевдонаучной обработке. Появляется отдельный и архиважный мир магического славянского постапокалипсиса – своего рода неприкосновенный генетический запас нации. Волхвы, вожди и воители, раса разумных медведей, ежеужи и прочие мутанты на заросших сказочными лесами руинах техногенной цивилизации. Неожиданно интересное местечко – но, как и многое у В. Головачёва, лишь намеченное, неразвитое и оборванное.
Цикл важен тем, что здесь автор прямо проговаривает свою философию Времени. Время первично и способно распадаться на пространство и энергию. Множественность миров обусловлена тем, что каждое событие, допускающее вариативное развитие, действительно развивается во всех возможных вариантах, образуя альтернативные реальности. Графически это представлено бесконечно ветвящимся Древом Миров со всеми его корнями, ветвями, листьями, почками, отводками и отростками. На бытовом уровне всё вроде понятно, на вселенском же и квантовом голова идёт кругом. А ещё В. Головачёв намекает на «физику невозможных состояний», делающую возможной абсолютно всё, включая сосуществование взаимоисключающих объектов и процессов.
Именно в этом цикле дана концепция и основные понятия Игры, в которую, к примеру, решил сыграть с кем-то подросший Звёздный Конструктор из «Реликта». Игра – естественное состояние и всеобщий процесс всего сущего во Древе Миров. На тварном уровне она выражается в росте, размножении, индивидуальном развитии, естественном отборе, эволюции. На более высоких – кто знает? В. Головачёв выстраивает ступенчатую иерархию Игры и персонифицирует её уровни в субъектах. Вот такая получается восходящая «лестница»: Оруженосцы, Игроки, Судебные Исполнители, Судьи, Организатор и Представители Заказчика. Это наиболее крупные фигуры, способные лично бороться за исход Игры. Заказчик – он же Творец – вне Игры. Не вполне ясно, разделился ли он на части ради Игры себя с собою вне себя, или только так кажется. Вводятся также понятия «кванк» и «спектр».
Так, Эмиссар ФАГ-а из «Реликта» занимает лишь должность Оруженосца Игрока. «Рыцарем» выступает Игрок уровня Конструктора. Далее следуют Исполнители воли Судей, способные карать зарвавшихся Игроков. Судьи, естественно, следят за соблюдением правил. Есть ещё Организатор Игры – тёмный баламут, названный человечеством Сатаной за дела свои. Представители Заказчика – они же ангелы или зрители – наблюдают за Игрой и наставляют избранных, как Стаса Панова из «Регулюма». Кванк – одиночная личность и двойник себя самого в каждом инварианте бесконечно ветвящегося времени. Спектр – совокупность множества кванков одной и той же личности, способная стать Оруженосцем, Игроком, Исполнителем и Судьёй. Есть ещё уникумы-одиночки наподобие Железовского, не имеющие двойников-кванков, но единолично обладающие всей силой и возможностями спектра.
Приняв во внимание авторские философию Времени и концепцию Игры, начинаешь понимать внутренние взаимосвязи его многочисленных произведений. Все несостыковки сюжетов, алогизмы законов художественного мира и кардинальные изменения персонажей списываются на кванковую природу миров и субъектов. Шаблонность фабул – отражение иерархии и жёстких правил Игры. Открытые финалы возникают из-за принципиальной невозможности понять замысел Творца. Мотив посланника к Богу, вероятно, появился из-за стремления особо просветлённых героев выйти из Игры, как из колеса перерождений сансары. Но понять авторскую концепцию – одно, принять – совершенно другое. Романов у Василия Головачёва много больше, чем в «Мирах Упорядоченного» Ника Перумова, а различаются они между собой подчас меньше, чем кванки Павла Жданова из цикла «Смутное время».
Gourmand, 29 августа 2015 г.
Первые два романа составляют по сути ОДНО законченное произведение — вполне неплохое, читабельное, хоть и излишне насыщенное мозгодробительными рассуждениями в середине (по хорошему, склеить первую половину первого романа и вторую половину второго — получилась бы отличная книга!).
Третий же роман — фанфик по мотивам. Причём не только «Смутного времени», но и заодно и других серий Головачёва. Чистейшая графомань, безудержная! Читать было тоскливо.
Увы, но наметилась некая закономерность: первый и второй роман цикла (если считать «Чёрного человека» за два романа) или ПЕРВЫЙ роман (если считать «Бич времён» и «Схрон» за один роман) — очень даже приличные произведения, а затем...
igor_pantyuhov, 3 мая 2016 г.
Хороший цикл. Я бы поставил его на третье место после Реликта и Запрещенной реальности. Прежде всего зотелось бы отметить, что несмотря на довольно-таки много научных и не очень, терминов, цикл читается очень легко. Это главное достоинство цикла. Второе. Это безусловно идеи с Играми,судьями, Древами времен и тому подобное. Довольно оригинально смотрится. Ну и наконец герои. Даже несмотря на обилие их, а иногда у героев появляются, свои дубли, получились они довольно «живыми»
sergey911, 7 октября 2014 г.
Пожалуй самая интересная серия про дерево времён (хронобур), читал с большим удовольствием.
SwiD, 25 октября 2007 г.
Первую книгу читал взахлеб, вторую немного спокойнее. Третью не читал. В целом написано отлично!
koresh, 9 апреля 2007 г.
Очень понравилась идея хронобура, параллельных вселенных и скитания от начала времён до бесконечности. Противостояние мегасил и их игры на просторах времени — завораживают.
Vitamin0037, 2 января 2007 г.
Эта серия у меня до сих пор навевает только положительные эмоции, в свое время перечитывал по несколько раз
astronavt, 14 мая 2007 г.
Неплохой цикл, но нужно было ограничиться одним романом. Первый читается легко и приятно, остальные уже с трудом — автор уж очень много накрутил.