Томас Лиготти «Красная цитадель»
- Жанры/поджанры: Психоделика | Сюрреализм
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Посреди серой пустоши возвышается уродливым монстром Красная Башня. История ее возникновения неизвестна, и ее настоящее предназначение окутано тайной. Ходят слухи, что некогда здесь производили странные, зловещие товары, справиться с инородностью которых не могли даже извращенные умы заказчиков. Некоторые из них умирали, открыв посылку, пришедшую из Красной Башни, некоторые — сходили с ума. Как бы там ни было, это лишь слухи, верно? Сейчас внутренности Башни полны пыли и давно мертвых механизмов. И лишь немногие знают, что Башня вовсе не переставала функционировать. Лишь немногие осмеливаются думать о том, что происходит на ее подземных уровнях. Лишь немногие могут представить, каким образом там, в темных глубинах, рождаются уникальные, отвратительные артефакты.
Входит в:
— сборник «The Nightmare Factory», 1996 г.
— сборник «The Shadow at The Bottom of The World», 2005 г.
— сборник «Театр гротеска», 2006 г.
— антологию «The Horror Hall of Fame: The Stoker Winners», 2011 г.
Награды и премии:
лауреат |
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 1996 // Повесть / Короткая повесть |
Номинации на премии:
номинант |
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 1997 // Малая форма |
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Alfie, 26 декабря 2023 г.
Небольшой занятный рассказец, но не самый лучший у Лиготти, прямо скажем.
Сюжета в этой истории нет, а есть странная жуткая байка, помесь городской легенды и кошмарного сна о некоем заброшенном здании типа фабрики без подъездов и дверей, что стоит посреди серой пустоши и зовется Красной цитаделью.
Если верить рассказчику, некогда Цитадель с помощью непонятных механизмов и технологий производила товары: «ошеломительные новинки» и так называемые «гиперорганизмы», чья суть и внешний вид могли явиться творцу их не иначе как в горячечном бреду, настолько они были странными и гротескными. Для их описания я процитирую Лиготти. Так будет проще.
Что касается новинок:
Примеры новинок:
...реалистичные копии внутренних органов и внешних физиологических структур, пораженных разнообразными болезнями на запущенных стадиях, – все неприятно теплые и мягкие на ощупь.
...искусственная отрубленная рука, ногти на которой вырастали за ночь на несколько дюймов и упорно продолжали расти, даже если кто-то додумывался их подстричь.
...шары из застывшей лавы, в которые, будто в подобия голов, была вдавлена пара слезящихся глаз, нервно перемещавших взгляд из стороны в сторону, ни дать ни взять – неустанный маятник.
...богато украшенная музыкальная шкатулка, издававшая при открытии превосходно записанные предсмертные хрипы, клокотание и всхлипы.
...карманные часы в золоченой оправе, чьими цифрами служили крошечные трепещущие насекомые, а стрелками – тонкие языки, по-видимому, змей, этакие розовые жилки.
...и т.п.»
Что касается гиперорганизмов:
Наверное, этот рассказ можно назвать метафоричным. Скажем, новинки — это первые странные формы жизни, гиперорганизмы — люди, которые «вряд ли до конца осознавали, с какой целью были созданы, зачем покинули свои гробницы-инкубаторы и каков был замысел «Цитадели» в их отношении» (надо сказать, фраза, очень соответствующая общему настроению философских взглядов Лиготти), серая пустошь — Космос, Красная цитадель — Земля/Природа/Бог и т.д. Или это просто очередная фантазия автора на тему бессмысленности человеческого бытия, на сущность разума как чего-то противоестественного и противного природе общего.
Подобные толкования лежат на поверхности. Но я во время чтения явственно представил Красную цитадель как некий воспаленный прыщ на теле человека.