Валерий Брюсов «Теперь, — когда я проснулся...»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Сновидения, формы изменения сознания
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Герой рассказа — садист. Ему доставляет удовольствие пытать, насиловать, убивать. Не имея возможности безнаказанно творить свои злодеяния наяву, для этих целей он научился полностью контролировать свои сновидения и целенаправленно погружаться в самые кошмарные сны.
Входит в:
— антологию «Северные цветы на 1902 год», 1902 г.
— сборник «Земная ось», 1907 г.
— сборник «Повести и рассказы», 1987 г.
— антологию «Сада кад сам се пробудио. Антологиjа руске приче XX века (од Сологуба до Хармса)», 1995 г.
— антологию «Тень Филлиды», 2004 г.
— антологию «Полночь, XIX век», 2005 г.
— антологию «Шаги в бреду», 2011 г.
— журнал «DARKER № 10'13 (31)», 2013 г.
— антологию «"Мир приключений" 1901-1916 Выпуск 2», 2015 г.
— антологию «Нечестивое собрание», 2017 г.
— антологию «Антологиjа руске приче. XX век», 2020 г.
- /языки:
- русский (18), немецкий (1), сербский (4)
- /тип:
- книги (19), периодика (1), аудиокниги (1), цифровое (2)
- /перевод:
- М. Бройер (1), П. Вуйичич (4)
Периодика:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
realllyrandomman, 5 ноября 2022 г.
Сны. Загадочная часть человеческой жизни, которую испытывает почти каждый. Кто-то вообще никогда не видит снов, а кто-то старается разобраться в них и ищет некий тайный смысл.
Этот рассказ интересен в первую очередь рассуждениями рассказчика – что он говорит о снах, и о кошмарах (наверное, многие задумывались над подобными вещами, ведь действительно – если мир для нас состоит из получаемых ощущений, то так ли сильно отличается от реальности сон?). Но больше всего он стремится к осознанным снам, которые, кстати, не умеет вызывать. Насколько я знаю, тщательный анализ и запоминание сновидений и правда могут увеличить вероятность появления осознанного сна. Но до техник, о которых можно узнать сейчас, он не дошёл. Поэтому, как бы он ни стремился к полному контролю, который получает в них, – он всё равно несвободен получить этот контроль, и вынужден прибегать к специальным средствам.
Концовка рассказа произвела на меня сильное впечатление (хотя я до этого краем глаза взглянул на последнюю строчку) и повлияла на оценку:
Возможно, есть и другие произведения на похожие темы, с похожим финалом. Но именно этот рассказ попал прямо в точку.
vesnyshka, 2 апреля 2015 г.
Рассказ пропитан эстетикой символизма с его витиеватым переплетением слов. Но эта витиеватость нисколько не мешает восприятию сюжета, героем которого выступает молодой человек с некой странностью, а именно: сон он предпочитает яви. Но не просто сон, а те сновидения, в которых он хозяин ситуации, повелитель, палач. Его жертвы – люди разных сословий, женщины и мужчины. Он измывается над ними, получая возбуждающее удовольствие, и как можно больше времени своей жизни старается провести во сне. Используя наркотические вещества, он добивается полного эффекта реальности происходящего во сне, придумывает себе карликов-помощников, чтобы на полную мощь использовать весь арсенал пыток. Кровь, стоны, моления о пощаде, воскрешения умерших от мук для повторных измывательств над ними – это то, что приносит герою наивысшее наслаждение.
Думаю, рассказ на момент написания производил большее впечатление – страшил, настораживал, пугал, удивлял. Я же на моменте женитьбы героя предположила, чем может всё закончиться и не ошиблась. И финальная сцена не вызвала должных эмоций. Потому нервы он мне не пощекотал, но доставил удовольствие от погружения в эпоху символизма – эстетика ужасного, романтизация насилия, переход в иную реальность. Так и представляла себе Брюсова, имеющего имидж эдакого демона, читающего произведение в гостях и следящего за реакцией слушателей. Думаю, будучи кисейной барышней того времени, мне пришлись бы к месту нюхательные соли. Но сегодня, после Бодлера, По, Гоголя, Кинга, – страшным либо отталкивающим это произведение для меня не стало, что нисколько не умаляет его ценности в ряду рассказов-ужасов.
ivan2543, 31 октября 2013 г.
Вот эта вещь по-настоящему страшна. Ибо вполне реалистическая история опасного психа, да еще и представляющая из себя взгляд на ситуацию «изнутри». То, как человек не борется с живущими в его душе демонами, а пытается как-то трансформировать свои болезненные наклонности, которые прорываются наружу – вот это кошмар. Потому, что попадется на жизненном пути такой вот гражданин, и не узнаешь, кто перед тобой, пока он тебя не зарежет. Ну что тут сказать – умели в эпоху декаданса конструировать действительно отвратительных персонажей.
Итог: история одной психической болезни.
Прочитано в рамках ознакомления с темой «10 любимых страшных рассказов».
Оценка произведению: 8 из 10 (хорошо).
Оценка «страшности»: 4 из 5 (сильно пугает).
Denver_inc, 26 апреля 2014 г.
На мой взгляд, от этого рассказа так и веет эпохой декаданса, взять хотя бы только стиль повествования — тёмный, испуганный, рассказывающий о себе в прошедшем времени. На ум сразу приходят воспоминания о рассказах Александра Грина или Эдгара По. Возможно кому-то такой стиль повествования и нравится, но лично я, не испытываю по нему великого восторга. Если перенести события в наше время, то можно было бы сказать, что данный рассказ повествует об одном укурке, который, находясь под трёхнедельным кайфом, завалил свою красавицу-жену. И это несмотря на то, что друзья и родные приложили миллион усилий дабы вернуть его к реальности. Можно только представить, как-бы этот сюжет обыграл Стивен Кинг, лет эдак двадцать назад. Однако, наш рассказ был написан бог весь когда, в то время когда среди «творческой интеллигенции» царило модное увлечение всем мистическим. И если этот факт принять как основополагающий, как догму, то становится понятно, что у Брюсова просто не было выбора, иначе как представить данный сюжет именно в том виде, в котором он есть. Что наш герой не виноват — это всё рок, судьба, мистические сновидения, ну просто — стечение обстоятельств. Что автор и сумел довести до читателя, мастерски создав необходимую атмосферу.
lord_lex, 28 декабря 2010 г.
Самое интересное, что в этом замечательном по полноте эмоций рассказе нет фантастического допущения. Да, это хоррор, бесспорно, но всё что описано действительно может произойти и уже происходило.
Я думаю, что сам Брюсов был знаком с техникой осознанных сновидений, думаю, что сам испытал многое описанное. Во сне действительно можно делать ВСЁ. Каждый из нас когда нибудь чувствовал, что сон — это сон, и мог контролировать своё поведение во сне. Но хорошо подготовленный человек при каждом погружении в царство Морфея может распоряжаться своими сновидениями. Он может летать, падать с огромной высоты, убивать, но в реальности это не проявится. Самое страшное в технике осознанных сновидений (и об этом каждый раз напоминают мастера своего дела) то, что может произойти сбой, и человек, подумав, что он спит, прыгает с многоэтажного дома... Но не взлетает.
Наш герой — психически больной человек, сам автор дал подзаголовок рассказу — «дневник сумасшедшего». Научившись контролировать сновидения, он воплощает в них всю свою больную фантазию. Брюсов правильно подметил: даже самое хорошее воспитание не в силах удержать суть человека, что-то внутри его.
Теперь, — когда я проснулся, то понял, что много времени потратил для написания такого же отзыва во сне. Шучу, конечно.
Кел-кор, 4 апреля 2009 г.
Если автор действительно талантливый рассказчик, то даже небольшим рассказом он может поразить, удивить, напугать читателя. Для меня впечатления от такого маленького произведения очень ценны, и гораздо ценнее впечатлений от отличной повести или романа, скажем. Вот люблю я рассказы — и все тут!
Валерию Яковлевичу удалось меня поразить этим небольшим рассказом! Настоящий хоррор! Местами даже жуткий!
Хоть о финале я и догадался (ну, здесь, я так понимаю, сложно не догадаться), но все-таки Брюсову удалось меня удивить! Я догадался, чем все закончится, только не угадал как. Браво!
zmey-uj, 17 апреля 2009 г.
Яркое и захватывающее, хотя и говорящее о «темных закоулках души», произведение. Рассказчик романтизирует порок и даже считает его естественным, охотно расписывая садистские удовольствия. При этом смакования подробностей все же нет, больше внимания уделяется заманчивости потусторонего мира, мира сна. Хотелось бы научиться управлять своими сновидениями, конечно, с другими целями, нежели здесь описано, и существуют различные методы, но в то же время есть опасения, что это может завести слишком далеко — особенно судя по данному рассказу...
Однако не исключено, что все видения ГГ были не результатом управления сознанием, а бредом больного человека. (Больного даже не психически, а именно душевно, хотя современная медицина вряд ли признает такое разделение.) Новые впечатления явились для него шоком, и равновесие было нарушено окончательно, в результате — трагедия. Предвидеть концовку и в самом деле можно, но впечатлений от рассказа это не умаляет.