Виктор Пелевин «Реконструктор (Об исследованиях П. Стецюка)»
- Жанры/поджанры: Постмодернизм
- Общие характеристики: Сатирическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Рассказ написан в форме рецензии на книгу об исследовании реалий политической власти в период правления Сталина.
Первая публикация: журнал «Наука и религия», 1990 г., №4.
Входит в:
— цикл «Память огненных лет»
— антологию «Проба личности», 1991 г.
— сборник «Синий фонарь», 1992 г.
— сборник «Сочинения», 1996 г.
— сборник «Все рассказы», 2005 г.
Награды и премии:
лауреат |
Великое Кольцо, 1990 // Малая форма |
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Nomos, 24 мая 2023 г.
То ли не в том настроении читал, то ли не дошли до меня искромётность и талант Пелевина в данном произведении, но мне это показалось каким-то натужным рефератом, накропанным под утро в спешке ещё непросохшим после клуба студентом истфака/журфака для утренней сдачи. Что-то около 4/10.
bur_zumer, 23 октября 2022 г.
Невероятно комичный рассказ, развивающий идеи поднятые автором ещё в «Оружии возмездия» и «Ухрябе». Некое явление, объект или личность (в данном конкретном случае метафизический Сталин) являет собой первопричину и основу того порядка вещей, которые стали бытием для всех живущих в советском/постсовестском пространствах.
Стилизован рассказ под статью, которая более всего походит на сценарий саркастического детективного триллера. Автор проводит читателя сквозь туман жутковатой загадки, окружающей всю историю Сталинской эпохи СССР, заключая её в ореол мистичности и таинственности. Но Виктор Олегович не был бы собой, если бы читатель не ухохатывался, падая со стула, с едких метафор, удачно выделяющихся на контрасте со всей нагоняемой жутью.
Если Вы любите Пелевина за его умение совмещать не совместимое, а также желаете ощутить на себе тонкую грань меж двух чувств – звенящей тревоги и безудержного веселья, однозначно рекомендую рассказ к прочтению!
Manowar76, 19 февраля 2019 г.
Почему: первые пробы пера Пелевина
В итоге: идеально конспирологический рассказ об иллюзорности и надуманности любой власти.
Если не знать, что это произведение Виктора Олеговича, можно решить, что это рядовой СИ с достаточно неумело прикрученной метафизической концовкой про Бога и галактики.
martinthegod9, 8 января 2016 г.
Рассказ понравился. Он представляет собой рецензию на несуществовавшую книгу некоего Стецюка, раскрывающего тайны сталинской эпохи.
Как и всегда у Пелевина, радуют всякие мелочи вроде адреса «тупик Победы, 18», или вот этой замечательной находки по поводу сталинской трубки: «Специально для него была разработана духовая трубка, которая стреляла отравленными иглами. Он никогда не выпускал ее из рук. Многие авторы мемуаров, видевшие настоящего Сталина, вспоминают об этом. Например: Все время обсуждения Сталин мягко ходил по ковру, сжимая в руке трубку...»
Но главной идейной изюминкой рассказа остается, конечно, мысль о том, что настоящий Сталин всегда находился в специально оборудованном подземелье, а на поверхности перед народом и якобы в политике выступали его двойники. Весьма занятное допущение... не в том смысле, что так оно и было, а в том, что это было бы весьма грамотно и предусмотрительно, ведь всякое может случиться, а настоящий правитель имеет только одну жизнь. Порой у меня возникает в чем-то параноидальная мысль о том, что наши нынешние главы государств тоже ненастоящие, и сидят на важных совещаниях и встречах их двойники. Как ни странна эта идея, она всё-таки притягивает)
dmsl, 11 марта 2015 г.
Когда писался этот рассказ про Фоменко ещё никто и не слыхивал, кроме узких академических кругов. Речь здесь может идти скорее о Суворове-Резуне, да и то лишь как о косвенном подсознательном толчке к задумке.
Впрочем, элемент феноменального прозрения в отношении грядущих грандиозных реконструкций Фоменко-Носовского и прочих переписываний истории тоже имеет место.
ivan2543, 1 февраля 2012 г.
Автор переносит гностические концепции на историю СССР – оказывается, страной правил не настоящий Сталин, а только изображающий его человек; истинный же вождь прятался в непредставимо засекреченном бункере; кроме того, их тоже было несколько…
Предпосылки понятны: Сталин – это псевдоним, и мало ли кто мог им воспользоваться, если бы история сложилась иначе; в смоделированной вселенной «Сталин» – это некая сакральная должность, бессмысленно всемогущий бог, забытый в подземелье.
Непонятно, только, что именно пытался высмеять автор – состоящие из жареных фактов исследования, советскую историю или гностицизм? Может быть, все сразу; это круто, но в данном конкретном случае почему-то не впечатляет. Непонятно, в чем проблема рассказа – то ли в слишком сухом стиле, то ли в том, автор увлекся нагромождением абсурдных подробностей. Концовка и вовсе напомнила типичные фольклорные страшилки из серии «теперь ты все знаешь и они придут за тобой». Скорее всего в стилизации под рецензию – все-таки не хватает художественности. Да и сумбурно как-то получилось
Достоинства произведения:
неплохая и разносторонняя пародия на «разоблачительно-паранормальную» литературу.
Недостатки:
непонятен в целом смысл; если только пародирование – мелко;
скучноватый, сухой, наукообразный стиль.
Итог: более безумная вариация в духе «Оружия возмездия». Однако в силу большей бредовости и меньшей выразительности – не впечатлило.
Демьян К, 29 января 2013 г.
На самом деле это рецензия на написанную книгу — точнее, пародия — на многочисленные писания академика Фоменко, который по профессии математик, но вот решил заняться историей... бабла срубил, а вот уважения — вряд ли... как пародию этот лёгкий рассказик и стоит рассматривать...
Paganist, 4 ноября 2009 г.
Читал и перед глазами были кадры передач типа «Загадки Кремля», «Тайны советского времени» и всякой прочей муры, которой пичкают падкое на сенсации и тайны население бывшего СССР. Стебаться Пелевин умеет, этого у него не отнять. Посмеялся вдоволь.
zarya, 29 января 2008 г.
Кажется, у Пелевина это единственная «рецензия на ненаписанную книгу»? Ах да, есть ещё «Мардонги». Жаль, что впоследствии он оставил этот жанр, у него получалось. Недурно было бы почитать сборничек подобных рецензий — «Идеальный вакуум по Пелевину».
Yazewa, 26 января 2008 г.
Занятно. Оригинально. Иосиф Андреевич, значит? И про грузовик в тупике Победы мне понравилось.