Виктор Пелевин «Проблема верволка в Средней полосе»
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Сверхъестественные способности, супергерои | Фантастические существа (Оборотни, метаморфы )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Сначала был только едва уловимый зов, но тело перестало слушаться и ноги шли сами собой... После все прояснилось и не ясно, как с этим жить, если ты оборотень...
Входит в:
— антологию «НФ: Сборник научной фантастики. Выпуск 35», 1991 г.
— сборник «Синий фонарь», 1992 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— сборник «Сочинения», 1996 г.
— антологию «Проза новой России», 2003 г.
— сборник «Все повести и эссе», 2005 г.
— антологию «Русский рассказ XX века», 2005 г.
— сборник «Колдун Игнат и люди», 2007 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 35
Активный словарный запас: низкий (2526 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 85 знаков, что близко к среднему (81)
Доля диалогов в тексте: 22%, что гораздо ниже среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Великое Кольцо, 1991 // Малая форма | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 1992 // Малая форма |
- /языки:
- русский (30), английский (1)
- /тип:
- книги (25), аудиокниги (6)
- /перевод:
- Э. Бромфилд (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mputnik, 31 января 2022 г.
Н-да. Один мой хороший знакомец по сходному поводу обычно многозначительно выдаёт: «…ну, с этими всё понятно. Осталось выяснить только одно: что конкретно они курили…».
Да, сюр весьма фактурный. Сочный. С многозначными подвыподвертами. Временами — довольно приятственная игра слов, специфический интеллектуальный юмор. Ежели ещё подумать — можно, наверное, выдать на-гора ещё чего-нибудь адекватно-положительного — по поводу.
Одна только мысль всё портит: «…а это всё — зачем, собственно говоря?..». И — нормальная, грамотная ведь мысль-то. Вот, ведь, в чём дело
Manowar76, 14 марта 2019 г.
В итоге: «советский философский триллер». Одинокий путник, деревенские пейзажи позднего СССР с метко выхваченными приметами упадка.
Стая оборотней, искусное изображение быта верволка.
Не понял, почему только оборотни хорошие. Раскрыли свою внутреннюю природу?
Но за стиль изложения и гениальные штрихи можно простить автору некоторую невнятицу.
Полковник Лебеденко встретится нам в более поздних крупных вещах Пелевина.
Сам же главный герой, Саша Лапин, также является основным персонажем повести «Принц Госплана«!!!
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/00/Схема_отсылок_в_книгах_В.О.Пелевина.png
Warrapan, 6 ноября 2016 г.
А вот этим рассказом меня Виктор Олегович приятно удивил и очень порадовал! Совсем не в его стиле, боялся до самого конца, что Саша просто обожрался мухоморов и все действо ему привиделось. Но нет! Даже политический подтекст очень призрачный и какой-то рваный, почти не затрагивается совково-перестроечная тема, разве что как элемент декораций.
Стиль повествования, его язык выше всяческих похвал — грациозный и стремительный с логичными замедлениями в необходимых местах. Атмосфера завораживает, идея на высоте, пусть и не нова. У автора и так слишком много скандальных и новых идей.
Такого рассказа я бы ждал от Марины и Сергея Дяченко или Сергея Лукьяненко, но никак не от Виктора Пелевина, и за такой сюрприз ставлю высший балл.
martinthegod9, 19 декабря 2015 г.
Мы полны предубеждений. Я, например, отношусь к тематике оборотней абсолютно никак. Так называемое городское фэнтези также кажется чем-то странным и нелепым (уж простите, ценители жанра). Но прочитав этот рассказ Пелевина, могу сказать, что даже такая тематика может захватить своим повествованием, атмосферой и, конечно же, стилем автора. Описание деталей в лучших традициях Виктора Пелевина, особенно удалось на славу мироощущение волка-оборотня, чувство запахов, чувство ловкости и могучей животной силы.
Главная идея рассказа — важность причастности к определенной социальной группе. Сами посудите: Саша брёл, сам не зная куда и зачем, терялся на местности, всё было как в тумане, пока он не встретил стаю людей... то есть оборотней. Позже, немного разобравшись в обычаях и смысле, он влился в эту атмосферу, ощутил все прелести причастности к данной группе, стал своим, и впоследствии доказал стойкость и серьезность намерений, так сказать, прошел испытание. Как же это похоже на вступление в сообщество фанатов какого-нибудь футбольного клуба или в секту... В опасное, но такое притягивающее обаятельное место. Словом, в место, рассчитанное на то, что там ты оставишь часть себя. Человек — существо стадное, или по крайней мере стремящееся к стадности, несмотря на вечно свойственный Джорджу Мартину, Станиславу Лему и ряду других авторов пронзительный крик одиночества. Здесь же, в рассказе, общность выглядит весьма радушной, доброжелательной и родной, особенно в последних абзацах.
Мне кажется, рассказ об этом. А возможно, это просто интересная сказка об оборотнях.)
amlobin, 5 октября 2016 г.
Один из самых интересных рассказов Пелевина. Прекрасно написан. Доступно для понимания, в отличие от последующих. Сама идея наличия верволков не особенно новая, но как подано!
Valeriya777, 22 ноября 2015 г.
Вы никогда не задумывались, что чувствует верволк при превращении?
Само ощущение. Каково оно?
А как меняется самосознание?
А почему на луну надо не смотреть, а слушать ее?
«Большая часть наших знаний никому из людей не нужна», — говорит вожак стаи.
Эта современная сказка переполнена образами, которые оставят глубокий (волчий) след в ваших воспоминаниях.
Твердые 9 баллов.
stenny, 29 июля 2016 г.
Впервые наткнулась в каком-то номере Искателя. Почитала, но среди других книжных развалов 90-х показалось средненько и как-то избито. Ну не умеет автор цепляюще и проникновенно описать ровное и бессюжетное повествование. Вроде и обилие мелких деталей присутствует, но атмосфера не получается. Вот за что люблю китайские стихи жанра «цы» — так это за то, что они более описательны по сравнению с японскими хокку, но в то же время более атмосферны и певучи.
В случае с «верволками» у автора не сложилось
Ламинарский, 31 декабря 2015 г.
Влияние Кастанеды ощущается. Есть посиделки у костра, есть прием «средства», и превращения-чудеса. Но эта и пародия на Карлоса. Средство-то в конце оказывается обычным эликсиром для зубов... В целом — рассказ легко читается в отличии от некоторых других произведений Виктора Олеговича.
ivan2543, 16 ноября 2011 г.
Вот этот рассказ меня очень сильно удивил. Практически эталонное городское фэнтези, без абсурдизма и шизофреничных метафор. Словом, совершенно не пелевинское на первый взгляд произведение. Признаться, в начале рассказа даже несколько заскучал – оборотнями меня, достаточно искушенного читателя (и зрителя), уже не удивишь. Но где-то после перевоплощения главного героя я вздохнул с облегчением – это все-таки Пелевин. Описанная в рассказе система мира содержит забавные отсылки к нашей обыденной реальности. Философия оборотня-отступника тоже достаточно любопытна – но сурово с ним обошлась жизнь. Вообще его история отчасти напоминает Гиреева из «Generation P», который тоже по жизни идет против «системы» но со стороны выглядит довольно жалким. Скептически, похоже, смотрит автор на подобных людей, несмотря на то, что сам постоянно проповедует иллюзорность бытия.
В чем, как мне кажется, суть рассказа: есть два типа людей. Одни – настоящие хищники, не стесняющиеся своей звериной сущности, как раз те самые оборотни. А другие – те, кто трусливо хочет казаться людьми, но наделены мелкой животной сущностью – те самые, с тенями «свиней, петухов и жаб». И никто не сможет скрыть своей истинной сути, если ты хищник – то рано или поздно почувствуешь Зов, и тебе захочется действовать. Именно такие хищники – сильные и свободные, хозяева сами себе, хозяева жизни. Никаких других «настоящих людей» просто нет. В год написания рассказа, в начале смутной эпохи 90-х, такой взгляд на общество, выраженный в литературном произведении, мог шокировать, но именно тогда он становился предельно актуальным.
Но можно и отбросить все эти печальные размышления об устройстве нашего общества и посмотреть на рассказ, как на отличный образец «городского фэнтези». Ведь тема оборотней в современном мире в нем раскрыта довольно реалистично, да и написан рассказ весьма красиво. (Хотя и несколько неровно – начало, как я уже писал, уступает в выразительности кульминационной части рассказа – поединку – и в особенности – концовке. Концовка вообще великолепна.)
Отдельно радует намек на преувеличенную роль психостимуляторов в мистических практиках (комичный эпизод с «эликсиром»). Что как бы намекает — Пелевин не оголтелый популяризатор наркотиков, каковым его зачастую считают. Справедливости ради остается добавить, что по многим другим произведениям этого, к сожалению, не скажешь.
Достоинства рассказа:
интересный сюжет;
философское содержание
очень впечатляющая сцена с Луной в финале.
Недостатки:
первая половина рассказа скучновата и напоминает стандартные «страшилки».
Итог: один из самых известных и самых нехарактерных при этом рассказов Виктора Пелевина. «Проблемы верволка в средней полосе» стоят гораздо ближе к фантастике в традиционном понимании, чем остальное творчество писателя. Буддизма и «веществ» в нем нет, но мистика и отчасти теория заговора присутствуют. Вообще впечатление положительное.
Екклизиаст, 12 марта 2014 г.
Не характерный для Пелевина внятный и определенный рассказ на вполне понятную тему.
Да, сдобренный характерными автору особенностями изложения текста и легким «туманом», но при этом сквозь всё это проступает картина пусть фантастическая, но написанная в реалистичной манере.
Такой Пелевин мне по душе.
Тимолеонт, 4 августа 2013 г.
А здесь уже и фентези запахло! Но ощущение банальности происходящего не возникает ни на секунду. Начинается как городская страшилка, продолжается как фентези и заканчивается как притча.
Во главе угла — извечная мода противопоставлять «хищников» и «свиней, петухов и жаб», а так же простой и понятный каждому человеку поиск самого себя. Мысли и идеи интересные, но очень всё однобоко и просто. А ещё это не первое, и, чувствую, не последнее произведение Пелевина, которое вызывает у меня ОЧЕНЬ сильные ассоциации с «Бойцовским клубом».
UnrealQW, 13 января 2013 г.
8/10 Виктор Пелевин «Проблема верволка в средней полосе» -- фантастический рассказ в стиле городское фэнтези. История проста и незамысловата, а «проблемы верволков» не особенно захватывающи, хотя и актуальны для обычного современного россиянина. Впрочем произведение хорошо написано и легко подано, чтение приносит удовольствие. Присутствуют хоть и небольшие, но искрометные юмористические моменты.
Резюме: приятный рассказ, который позволяет немного напрячь извилины
Демьян К, 16 февраля 2013 г.
В качестве отзыва цитата: «Подумаешь, оборотень! Вещь понятная. [...] Вы говорите — проблема верволка в средней полосе? Дюжина мужиков из Зашишевья решит эту проблему за одну ночь! Поймаем зверя с выездом к заказчику. И п...ды ему дадим капитально.» (Олег Дивов «Ночной смотрящий»)
lemon, 1 ноября 2010 г.
сначала услышала в МДС, собственно, с этой вещи началось мое знакомство с Моделью для сборки (правда тогда, я и понятия не имела, что это такое, просто дали послушать запись) . это было много лет назад, но как сейчас помню свои ощущения. сочетание музыки, текста и голоса чтеца дало поразительный эффект! спустя какое-то время, решила прочитать эту книгу и... даже не знаю, с чем сравнить... ну, наверное, это как обычный формат кино и 3D. пропал «объем». хотя, это одно из моих любимых произведений автора и самое яркое впечатление (пока :) от модели для сборки (можно сказать, любовь моей читательской юности :).
nickolos, 24 декабря 2010 г.
Добротный рассказ. Замечательное описание чувств Главного героя, а также передача атмосферы по ходу повествования. Это первый рассказ Виктора Пелевина, который я прочитал (точнее прослушал в Модели для сборки). Хорошее знакомство с автором.