Кобо Абэ «Четвёртый ледниковый период»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | Антиутопия )
- Общие характеристики: Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Восточная Азия ) | Мировой океан, моря (Подводный мир ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Генетические эксперименты, мутации | Стихийные бедствия, природные катаклизмы | Умирающая Земля
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
В Советском Союзе запущена машина-предсказатель «Москва-1». Японский ученый Кацуми тоже работает в этой теме. Он отлаживает и запускает свою предсказательную машину, которая представляет собой ряды громадных металлических ящиков, расположенных буквой «Е» на площади около семидесяти квадратных метров. С первым заданием показать на экране, как за четыре дня прорастет положенная в воду горошина, машина справилась прекрасно. Но дальнейшую научную работу ученого тормозят неожиданные комиссии и странные события...
Печатался в журнале Sekai с июля 1958 г. по март 1959.
На русском языке впервые в журнале «Смена» (№№ 1-6, 1965 г.)
Начиная с 2000 года, перевод Аркадия Стругацкого, который ранее публиковался под псевдонимом С. Бережков, издатели публикуют под настоящей фамилией переводчика.
Входит в:
— журнал «Смена № 1, 1965», 1965 г.
— журнал «Смена № 2, 1965», 1965 г.
— журнал «Смена № 3, 1965», 1965 г.
— журнал «Смена № 4, 1965», 1965 г.
— журнал «Смена № 5, 1965», 1965 г.
— журнал «Смена № 6, 1965», 1965 г.
— антологию «Четвёртый ледниковый период», 2020 г.
- /языки:
- русский (11), армянский (1)
- /тип:
- книги (5), периодика (6), самиздат (1)
- /перевод:
- С. Бережков (8), Г. Маргарян (1), А. Стругацкий (3)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zotovvg75, 10 ноября 2024 г.
Все тайное когда-нибудь становится явным, а здесь тайное и было предназначено для того, чтобы в свое время стать явным. Реальностью новой мировой катастрофы обусловлено создание тайной организации с которой случай свел талантливого ученого Кацуму. Но не будем забегать вперед. Начало повести в полной мере соответствует канонам научной фантастики, что и созвучно названию серии «Библиотека современной фантастики» в которой я ее и прочитал. Машина-предсказатель, заменившая в современном мире гадалку с картами, смотрится с одной стороны чудом научно-технического прогресса, а с другой воспринимается с опаской правящими кругами сильных мира сего, как говорится с политической точки зрения. Действительно, будущее всегда представлялось человеку неким фантомом, приобретающим все более и более осязаемые черты только по мере приближения к нему. А здесь оно лежит прописанным на листе бумаги, причем прописанным с вероятностью близкой к ста процентам. Неизвестно как подобное будет воспринято обществом, тем самым, которым так ловко удается манипулировать. Но это в повести заключено так сказать в ее глубине, а на поверхности автор разместил очень интересные фантастические идеи.
Очень прогрессивным для времени написания произведения смотрится создание электронной матрицы человека. Это большой плюс автору. Разговор с мертвым, ну просто блеск, тем более если предположить — а вдруг это возможно? Абэ Кобо строит эту возможность не на пусом месте, его герой Кацума неожиданно приходит к выводу, что понятие человеческой личности можно с достаточной вероятностью свести к чистой физиологии, да и сама высшая нервная деятельность мозга прогнозируется анализом стандартных реакций на простую стимуляцию различных участков коры. Вышло, что та переменная, отличающая ту или иную индивидуальность от стандарта, куда проше, нежели можно предположить. так на сколько же человек принципиально отличается от машины? Этого вопроса автор коснулся только вскользь, однако внимательному читателю тут есть над чем подумать, а самого создателя чуда-машины в концовке повести ожидает связанный с таким его выводом сюрприз. Правда сюрприз не из приятных.
Вообще сам сюжет Кобо раскрутил лихо, от частной детективной истории, до глобального фантастического грядущего. Повествование идет от первого лица, что дает возможность глубже ассоциировать читающего с персонажем, как бы непроизвольно примеряя на себя его «Я». Интрига становится все сильнее и сильнее, события приобретают все больший масштаб и в концовке нас ждет футурологический финал. Так что сэнсею Кобо за повесть объявляется благодарность.
Ctixia, 20 ноября 2018 г.
То, что начиналось как фантастический детектив, оказалось небольшой твердой антиутопией.
Достаточно суховатый язык немного затрудняет чтение, особенно в моментах с научными обоснованиями, но в целом история достаточно захватывает, чтобы не бросать ее на пол-пути. Автор никого не судит, не обвиняет и не предрекает кару за грехи наши, а просто констатирует факты. При этом подкидывая нам несколько философских, моральных и нравственных проблем без решений. Это скорее плюс, кому было бы интересно читать ответ сразу после прочтения задачки?
Сюжет закручен странно. В меру ровное повествование слишком резко преломляется в совершенно другую сторону, что сбивает с панталыку читателя. Казалось бы, вот вам фантастический детектив, с помощью технологий будущего мы ищем таинственного преступника, в деле которого замешана засекреченная торговля... А потом бам — и про машину практически забывают, переведя фокус на совершенно иную проблему.
Как отвлечь внимание собеседника? Посмотреть ему за плечо и ткнуть туда пальцем с возгласом «Смотри!». Примерно такое же ощущение у меня после чтения. Хотя финальные процентов 20 книги меня весьма и весьма заинтересовали представленным описанием.
xdma, 18 января 2020 г.
Достойная повесть, в духе фантастики середины 20-го века. Повесть довольно многослойная, на протяжении повествования очень сильно меняются настроение, акценты и само значение происходящего.
Группа учёных во главе с учёным Кацуми, от имени которого идёт рассказ, самозабвенно трудятся над проектом машины-предсказателя. Сам Кацуми настолько поглощён своей деятельностью, что не в состоянии осознать и принять будущее, предсказанное его детищем. Он становтся участником драматических событий, происходящее постепенно выворачивается на изнанку, финал трагический и печальный.
Произведение очень неровное. Вначале это суховатая социально-производственная история, которая неожиданно переходит в зловещий триллер, затем темп резко падает — идёт длинный, чрезвычайно скучный поток научно-фантастических объяснений, к финалу история снова становится интересной и весьма трагичной. Некоторые моменты истории выглядят нелогичными, автор местами немотивированно сгущает краски ради усиления драматичности.
Произведение неплохое, но на любителя.
zverek_alyona, 12 сентября 2019 г.
Вот все-таки некоторые издательские аннотации не могут без спойлеров. :(
Упоминание людей-амфибий лишило меня-читателя некоторой доли неожиданности в цепочке разворачивающихся событий. И это при том, что сам автор довольно мастерски нагнетает саспенс — сначала просто детективный, а потом уже и фантастический. На мой взгляд, можно было бы обойтись только упоминанием машин для предсказания будущего, тем более, что именно с рассказа о них и начинается роман.
Что касается научной части в сочетании «научно-фантастический», то она здесь наименее интересная и местами даже скучноватая. Самое интересное связано с личной трагедией главного героя (и рассказчика) — будучи ученым, разработчиком машины предсказаний, он сам не готов принять спрогнозированный вариант будущего. И эта неготовность очень дорого ему стоила.
Роман Кобо Абэ напомнил мне некоторые произведения братьев Стругацких (написанных, кстати, уже после того, как Аркадий Стругацкий перевел с японского «Четвертый ледниковый период») — «Хромая судьба» (а точнее, «Дикие лебеди»), «Жук в муравейнике» и «Волны гасят ветер». Общая для них тема — качественный разрыв между настоящим (и, разумеется, прошлым) и будущим, к которому нельзя перейти постепенно, потому что в том новом будущем будут (или должны) жить совершенно иные люди — созданные с нуля, возникшие под влиянием внеземной силы или оторванные от тормозящего влияния предков.
der_Maneken, 20 ноября 2019 г.
Один большой спойлер. Книжка особо не понравилась. вохможно дело в том, что я редко теперь читаю фантастику и разучился это делать, но все же.
Quinta_Essentia, 4 мая 2018 г.
Эта книга, несомненно, хорошая. В ней есть все, что нужно в хорошей антиутопии — достаточно реалистичное будущее, даже с попыткой научного обоснования оного (в контексте времени выхода романа сделаем автору поблажку в этом вопросе), детективная линия, душевные терзания. Все есть, всего в меру. Но знаете вот это чувство, когда читаешь, к примеру, «Эдем» Лема, и мурашки бегут по спине, и тебе страшно не в смысле ужас-ужас, а страшно от того, что так, в принципе, реально может случиться? Вот в «Четвертом ледниковом периоде» этого чувства нет. Начал читать, закончил читать, закрыл книгу, забыл о книге. А так, хорошая вещь.
Кузьмичч, 22 марта 2017 г.
Произведение заинтересовало потому, что переводчиком с японского был Стругацкий. Повествование давалось мне немного тяжеловато, но от этого не становилось менее интересным. Тем более, что я еще никогда не сталкивался с темой предсказания будущего в научной фантастике. Автору удалось, на мой взгляд, создать живых героев, психология прописана недурно, и сюжет тоже оказался неплох, только вот «скачет» иногда, сбивает с толку и, невольно теряешь нить повествования.
Итог: впервые столкнулся с фантастической японской литературой и отнюдь не разочарован.
igorgag, 27 августа 2014 г.
Японская литература считается одной из самых утонченных, а вот я почему-то воспринимаю её с трудом... Этот сборник (Кобо Абэ «Четвёртый ледниковый период. Тоталоскоп» — 2-й том Библиотеки современной фантастики, тогда ещё в 15 томах) я читал когда-то, не в год выхода книги, правда, а много позднее, и тогда этот роман и этот рассказ мне, пожалуй, понравились (перевод Аркадия Стругацкого, под псевдонимом «Бережков»), но вот сейчас... Увы мне, увы...
Роман «Четвертый ледниковый период» был написан на заре компьютерной эры, и ЭВМ там творят чудеса — не только прогнозирования, но и моделирования человеческой психики, вплоть до извлечения информации уже из трупов. Сюжет носит детективный характер — тут и убийство, и происки какой-то таинственной организации. Ну и фантастика, конечно, — выведение новой расы людей, с жабрами как у Ихтиандра в романе Беляева. Да ещё и философия... Главный герой, компьютерщик, занят предсказаниями будущего. Но на самом деле не хочет он знать никакого будущего! Он хочет, чтоб будущее было точь-в-точь таким как настоящее.... Читалось однако как-то тяжело.
LENA56, 22 сентября 2009 г.
:rev: В 1972 году мне подарили 15 первых томов «Библиотеки современной фантастики»:sla:...
Быстренько пробежав глазами уже читанный томик Ивана Ефремова, с нетерпением схватила второй — Абэ Кобо «Четвертый ледниковый период». В переводе Бережкова, вернее Аркадия Стругацкого ( это я знаю теперь, тогда, ЕСТЕСТВЕННО, не знала). Схватила и отложила:frown: — не понравилось! Скучно стало... Читать Брейдбери и Лема тогда было интереснее. Увы!
Потом, через некоторое время, прочитала, конечно — принцип «ни одной непрочитанной книги в личной библиотеке» для меня был свят.
Перелистала и сейчас... Очень средняя книга! Вроде и интрига, и конец света, и грандиозный евгенический эксперимент... Но... Вот Комацу «Гибель Японии», практически на туже тему, это понравилась! А здесь скучно и ничего больше сказать не могу...
Animus, 12 марта 2012 г.
В некотором смысле произведение Абэ Кобо представляет собой развитие идей Александра Беляева, вышедших из частного эксперимента на планетарный уровень. Знакомая идея, обработанная новым научным инструментарием; простая строка, написанная с японским изяществом; и психологизм, утопленный в предчувствиях японцев.
Но какой путь спасения встанет человечество при угрозе полного уничтожения если катастрофу можно предвидеть? В воображении писателя возможно все: бегство в иные параллельные миры, на чужие планеты. Возможно также использование сверх-технологий предотвращающих катастрофы или изменяющих окружающую среду. Вероятно, самый драматичный из всех возможных способов – путь проложенный через изменение физической природы человека. Абэ Кобо пошел именно по этому пути.
Предложенные методы похожи на деволюцию. Читая, невольно задаешься вопросом: не удаляется ли человек от пятой сущности, от эфира которым дышат боги? В любом случае, под давлением водных масс, возвращаясь во внутриутробную среду человеческая психика безвозвратно изменится. Отношение к традиционному человеку тоже может изменится, как это было в свое время описано в рассказе Фредерика Брауна «Пусть убираются!», где по сюжету вывели новое поколение людей для жизни на Марсе. А как не вспомнить о романе Фрэнка Герберта «Улей Хелльстрома», где подробно рассматривается социальная психология выведенной подземной расы и ее конфликт с традиционным человечеством.
Еще один интересный момент в романе: трансляция человеческого разума в машинный код и реакция машинного интеллекта на свой человеческий прототип. Машинная копия в некоторой степени отражает основную идею романа: отрицание традиционного взгляда на жизнь. Искусственный разум освобожденный от инстинктов, чувств и морали, при этом являясь точной копией, приходит к иным логическим выводам и решениям.
В романе отсутствует господствующая любовная линия. Вам не придется тратить много времени на наблюдение часто переходящих из страницы в страницу любовных переживаний. Даже с женой главный герой расстается как-то так, между делом, не эмоционально.
Достоинством романа является лихо закрученный сюжет, поначалу напоминающий детектив. Это твердая фантастика, и ее составляющие настолько глубоко вплетены в сюжет что если извлечь фантастические элементы из сюжета, то его построение незамедлительно рассыплется на не связные куски.
Вывод: Для любителей антиутопий. Для тех, кто предпочитает сентиментальному любовному сюжету теорию заговора.
mogzonec, 26 мая 2013 г.
Как подготовиться к апокалипсису? Вот Кабо Абэ и пытается ответить на этот вопрос. Ответ его оригинален и пргматичен по-азиатски* поскольку все потонет, надо перебраться жить под воду. В романе перемалось несколько жанров — детектив, приключения, производственный роман. Хорошая и добротная фантастика. В свое время на меня этот роман произвел сильное впечатление.
Че, 23 декабря 2010 г.
Основное впечатление от книги — она написана очень неглупым человеком. Логиком. Интеллектуалом. Человеком, который может держать в уме одновременно несколько уровней повествования, приоткрывая их один за другим. Я не знаю, играл ли Кобо Абэ в шахматы, но по общему впечатлению от романа это ему подошло бы. Сквозь действительно тяжеловатый стиль автора просвечивают то SF, то детектив, то психологическая драма. Книга не из тех, что перечитывают по многу раз. В ней жива атмосфера 50-60-х годов. Отдаленно напомнила ранних Стругацких, но с более гнетущей средой.
leonord, 20 августа 2011 г.
Очень мощное и серьезное произведение. Прочитал впервые как вышел этот 2-й том БСФ том, в детстве. Ощущение было непередаваемое -- увидеть будущее и жизнь глазами взрослого. Потом прочитал почти все изданные романы Абе Кобо, но самое сильное впечатление было от этого небольшого произведения. Теперь еще глубже понимаешь правоту автора, узнавая людей соглашаешься, что есть окончательный прогноз, т.к. абсолютное большинство из них вполне прогнозируемо и предсказуемо. Понимаешь, что будущее это не автоматическое повышение уровня жизни. Только годы спустя видишь место своего поколения в эпохе и то как оно исчезает, постепенно присоединяясь к большинству. Жизнь на Земле переменчива, многие вымерли, хочешь приспособится, то у твоих детей будут жабры и им будет не до тебя. А ход времени рождая новые поколения и стирая предшествующие, вздымает и опускает геологические пласты, создавая новые океаны и смывая старые горы.
chitoman, 19 января 2010 г.
«Четвертый ледниковый период» Абэ Кобо мне напомнил Александра Беляева (по атмосфере).
Книжка в общем нормальная, но не люблю, когда есть серьезные логические нестыковки.:glasses:
Хотя, я может чего и не поняла... Но почему прогноз машины приняли как данность?
Ведь сказано ж каким-то умником, что свое будущее мы сами строим.
И такой странный выход из положения: раз все затопит — будем рыбками?!!!
tattem, 10 декабря 2009 г.
Читал в далеком прошлом и сейчас вряд ли стал бы перечитывать. В принципе неплохая книга, но стиль тяжеловатый.:shuffle: