fantlab ru

Даниэль Пеннак «Как роман»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.19
Оценок:
16
Моя оценка:
-

подробнее

Как роман

Comme un roman

Эссе, год

Аннотация:

«Если, как то и дело говорится, мой сын, моя дочь, молодежь не любит читать — не надо винить в этом ни телевизор, ни современность, ни школу». «Кого же? — спросите вы. — И главное, что же в этом случае делать?» В своей книге «Как роман» Даниэль Пеннак щедро делится методами столь же простыми, сколь и результативными. Педагог, Пеннак блестяще воплотил эти методы в школе и научил любви к чтению своих учеников. Писатель, он заставил читать и любить свои книги весь мир.


В произведение входит:


-


Издания: ВСЕ (5)

Как роман
2005 г.
Как роман
2010 г.
Как роман
2016 г.
Как роман
2024 г.

Самиздат и фэнзины:

Диктатор и гамак
2024 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мы читаем против смерти

«Культ книги восходит к устной традиции.»

Если ответ на вопрос «Почему ребенок не читает и что делать, чтобы он полюбил чтение?» в принципе существует, то он здесь. В этом эссе Даниэля Пеннака. Небольшом по объему, но не по значимости.

Три факта, которые позволят составить представление об авторе: 1. он был плохим учеником, но стал прекрасным учителем; 2. в эссе «Как роман» он сформулировал десять принципов, которые вскоре стали известны как «Декларация прав читателей»; 3. мировую известность ему принесла серия нуарных детективов о семье из неблагополучного парижского района.

Итак, ребенок идет в свою комнату, потому что ему «надо читать». И это действительно так, завтра сдавать сочинение по «Госпоже Бовари», будь она неладна, а у него за две недели прочитано десять процентов от почти пятисотстраничной книги и как с этой долбаной Эммой управиться за последний оставшийся вечер, он ума не приложит. Как же он ненавидит читать!

Упс. А ведь вы всегда были ответственными родителями, вы столько делали для того, чтобы привить ему любовь к чтению, потребность в книге. И было время, когда ежевечернего чтения вслух ждал как лучшего завершения дня. Почему теперь так плохо? Где, на каком этапе все пошло не так? А что, если вернуться и попытаться разобраться.

И он возвращает нас в благословенные времена ритуала вечернего чтения. Которое было прекрасно, но порою так утомительно (признаемся себе). Помните, с какой откровенной радостью спихнули надоевшее бремя, когда он научился читать — теперь давай сам. Забыв, а вернее, не желая помнить, какая пропасть между умением и навыком, как трудно получить удовольствие от езды на велосипеде, пока толком не научился держать равновесие.

Мало того, мы еще и взяли на себя роль контролера-экзекутора: ну, расскажи, о том, что прочел, куда пошел и кого встретил принц, что и у кого он спросил? Ожидая от ребенка равномерного поступательного движения вперед и вверх, мы забываем, что жизнь строится по иным принципам, что у каждого свой ритм, а всякому рывку предшествует накопление потенциала, которое может казаться топтанием на месте или даже откатом назад.

Мы разочарованы, ребенок обескуражен, дезориентирован и хочет найти виноватого. Это не он, потому что каждый склонен оправдывать себя. И не мы, потому что мы его любимые родители. Ну конечно виновата во всем она, эта противная книга! А мы еще и лишаем его права смотреть телевизор, играть в компьютер, гулять, «пока не прочтешь от сих до сих и все мне не перескажешь!» — наказывая чтением.

Узнали себя? Я, к стыду своему, да. На самом-то деле, оба мои выросли читающими, хотя дочь бумажные, а сын отдает предпочтение аудиокнигам. Но ни один из детей не книжный гик, как я. Хотя и это не показатель, таких вообще немного. Значит тысячи часов чтения вслух даром не пропали. Любое зерно, упавшее в добрую почву, дает всходы. А все же советы Пеннака, как вернуть ребенку интерес к чтению, замечательно хороши, книгу от души советую всем родителям.

И в заключение та самая «Декларация прав читателей»:

- Право не читать.

- Право пропускать страницы.

- Право не заканчивать книгу.

- Право перечитывать.

- Право читать что угодно.

- Право на боваризм (требует расшифровки, отчасти связано с тем,что Флобер пережил, описывая финал «Госпожи Бовари», когда тяжко слег с симптомами отравления мышьяком — переживание событий книги на физическом, физиологическом уровне).

- Право читать где угодно (в том числе за столом, в постели и в туалете).

- Право грабить (нет-нет, речь не о криминале, но о том, что читать можно с любого места, откуда тебе заблагорассудится).

- Право читать вслух (в нашей культурной традиции проговаривание это моветон, но иногда так хорошо написано, что проговорить, почувствовать слова на языке доставляет много радости).

- Право молчать (ты не обязан делиться глубоко интимным впечатлением от прочитанного).

От себя добавлю Право читать в той форме, какая тебе нравится. Это эссе пришло ко мне в аудиоформате, замечательно начитанное Игорем Князевым. Собственно, его исполнение и стало причиной, по которой взяла книгу до тех пор неизвестного мне корсиканца. Которого теперь люблю и стану читать еще.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ума не приложу, как попала ко мне в читалку эта книга со столь неудачным названием. Вероятно, волной от недавно прочитанной «Собака Пёс» того же автора ее ко мне прибило. Ну прибило и прибило.

Насколько я понимаю в литературных жанрах, «Как роман» — это такое слегка раскормленное авторским вниманием и трудолюбием эссе. Начинается с рассуждений о том, почему некий абстрактный, а, на деле, вполне конкретный подросток не любит читать. Поняв это, я чуть было не отложил книгу, решив – что мне она ни к чему – ведь мои младшие дети, едва вступающие в столь непростой подростковый возраст, читать-то как раз и любят. Да и старшие тоже читали с удовольствием.

Но – книгу не отложил, дочитал до конца, и, считаю – правильно сделал. Ибо: а) по словам Пеннака, дети, которые изначально читать любят, в какой-то момент, став подростками, читать-таки перестают; б) автор, конечно, говорит, в первую очередь, о чтении, но призма его взгляда на любовь к чтению может быть также применена и на другие вопросы воспитания; в) кроме того, эта книга может служить неплохим маяком в бурном море литературы, помогая вычертить верный (насколько это возможно) курс чтения, избежав песчаных мелей литературы ширпотребовской.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх