Тиффани Джексон «Никто не видел Мандей»
Это история исчезновения моей лучшей подруги. История того, как никто, кроме меня, не заметил этого исчезновения. И как никому не было до этого дела, пока ее не нашли… год спустя.
Мандей не пришла в школу. Ни на этой неделе. Ни на следующей. Исчезла, не сказав ничего даже Клодии — своей лучшей подруге. А ведь они ближе, чем сестры — между ними нет и не было никаких секретов. Тем более, Мандей никогда не бросила бы ее вот так — после той фотографии и сплетен, один на один с заклятыми врагами...
Учителям и социальным службам все равно, от родителей помощи не дождешься… Никто даже не помнит, когда девушку видели в последний раз. Кажется, только Клодия понимает, что случилось нечто ужасное. Она должна найти подругу, пока не стало слишком поздно…
Пронзительный психологический триллер о дружбе, жестокости, унижении и травмирующих последствиях правды. В чем тайна исчезновения девушки? И почему никто ничего не замечает?
Номинации на премии:
номинант |
Премия блогеров в области детской и подростковой литературы / Children's and Young Adult Bloggers' Literary Awards / Cybils Award, 2018 // Литература для подростков |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Stout, 13 октября 2022 г.
Полагаю, что существует множество книг, фильмов и сериалов, посвященных тем же проблемам, что и «Никто не видел Мандей». Допускаю, из этого множества я что-то читал или смотрел, но, видимо, меня не сильно зацепило, так как особых или ярких впечатлений не осталось. Лишь отдельные произведения — единицы — оставили свой след и периодически вспоминаются в том или ином контексте. Мне роман Тиффани Джексон очень понравился, но не думаю, что у него есть шанс войти в число запомнившихся для большинства русскоязычных читателей.
Сюжет: после школьных каникул пропадает Мандей — лучшая и единственная подруга тринадцатилетней Клодии. Она не появляется в школе и не отвечает на звонки, её родственники избегают говорить о ней и игнорируют Клодию, одноклассники просто не замечают отсутствия девочки, ведут себя странно или насмехаются. Клодия начинает собственное расследование, но оно идет более чем тяжело — никто не хочет взглянуть правде в глаза. Уже на первой странице читателю раскрывают финал — Мандей в самом деле пропала, её нашли год спустя после исчезновения. Но лишь за несколько глав до конца автор рассказывает, что же всё-таки произошло в действительности.
Повествование идет в трёх временных пластах — до, после и сейчас. Это немного усложняет восприятие, зато обеспечивает сохранение интриги. Мандей насовсем убежала из дома? Подсела на наркотики? Попала в тюрьму для несовершеннолетних? Она умерла (заболела? самоубийство?) или была убита? Каждая версия подкрепляется автором тем или иным способом — отвлеченным рассказом, брошенной кем-то фразой, воспоминанием Клодии и т.п.
Страх способен сделать ребенка/подростка жертвой. Подросток не понимает, как он может изменить происходящее, скорее он боится, что всё вернется на круги своя и будет только хуже. Перетерпеть, пережить, забиться в угол, быть тише воды и ниже травы, меньше контактировать — единственный выход, который видит еще не оформившийся, не загрубевший человек. Даже если хочется поделиться, страх и стыд будут пожирать изнутри и парализовывать, не давая принимать решения и действовать. Но проблема не исчезнет, а ситуация будет ухудшаться. Какой выход найдется, к чему всё приведет — никто не знает... К сожалению, и в реальной жизни периодически появляется информация о подобных или схожих событиях. Каждый раз все ужасаются и/или удивляются. С одной стороны, прояви они (=мы) больше внимания, жизнь могла бы пойти другим путем. Но как быть, если влезать в чужую жизнь — табу? Как быть, если полиция заточена на раскрытие преступлений, а не на их профилактику? Как быть, если есть правила и регламенты, но нет простой любви и заботы?.. Вот о чем роман Тиффани Джексон. Её рассказ — простой, спокойный, с кучей бытовых подробностей; он как будто сделан из срезов обыденной городской жизни, картин городского пейзажа. Обыденность и общая повторяемость описываемого в романе — вот что зацепило меня.
Этот роман похож на дом, в котором живут незащищенность, чувство одиночества, страхи и надежды подростка. Фундамент — безразличие, невнимательность, отсутствие чуткости, формализм, усталость и перегруженность взрослых. Стены — домашнее насилие и буллинг со стороны сверстников, а также разнообразные стереотипы, не позволяющие взглянуть на происходящее чуть шире или под другим углом. Его окна и двери — редкие радости чужой жизни и редкие хорошие сердца.
Теперь буквально несколько слов о тексте (я прослушал на русском и отдельные места перечитал на английском). Он гладкий, и это не комплимент. Что-то мне подсказывает, что не совсем так разговаривают более-менее современные подростки. В тексте минимум молодежного жаргона, «характерного» для районов проживания небогатых слоев американского общества. Да, есть и двойные отрицания, и сленговые словечки, и проглатывание части слов (вопрос о дислексии/дисграфии у Клодии — отдельный вопрос), но в целом всё очень гладко и пристойно. И это делает историю чуть менее вероятной.
Вывод: рекомендую, особенно в формате аудиокниги. 9 баллов из 10. Если кому интересно, то минус один балл за несколько растянутую концовку.