Иван Франко «Смерть Каина»
Каин, после совершения своего преступления, вынужден скитаться по свету. Умирает последний родной ему человек, но он никак не может найти упокоения. Наконец он натыкается на огромную стену покинутого рая и решает во что бы то ни стало заглянуть за неё, чтобы узнать, что он утратил...
По словам самого Франко источником вдохновения для данного произведения послужила мистерия Дж. Г. Байрона «Каин» (1821), произведение Франко как бы продолжает сюжет мистерии английского поэта. Среди других источников — народные пересказы Фауста, библейские апокрифы, а также собственные переживания поэта, вызванные общественной обструкцией из-за политических арестов.
Входит в:
— сборник «Вершины и низины», 1887 г.
- /языки:
- русский (3), украинский (7)
- /тип:
- книги (10)
- /перевод:
- В. Ленцов (1), Б. Турганов (2)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Oreon, 23 ноября 2021 г.
В своей философской поэме автор размышляет в том числе и на такую тему:
«Ведь если знанье
Враждебно жизни, для чего желать
Познания? Зачем же мы не камень?
А если Он хотел, чтоб не вкушали
Плодов познанья, для чего же древо
Он вырастил, в плоды соблазн влагая?»
Здесь речь идёт о дереве с которого вкусили плода Адам и Ева, за что и были выгнаны из рая. Вопрос конечно интересный, не думаю, что Франко его первым поднял. Как и то, знает ли кто на него ответ? Но далее по сюжету Каин обретает всё же некое знание, хотя автор ведёт к тому, что его герой пытается познать плод от другого дерева — от дерева жизни. Просвещённый Каин стремится донести обретённое назад к людям, но остаётся так и не принятым, подобно картине, которую он сам наблюдал в примере с двумя деревьями и двумя зверями сидевшими подле их.
Трагедию народа, человечества, в итоге, можно рассматривать как то, что оно убивает того, кто несёт ему свет истины, так и не познав её. Трагедия же героя, что он гибнет, так и не передав людям своего открытия. В этом же можно рассмотреть и некий метафизический смысл или проявление Высшего Начала. Ведь обе трагедии тесно переплетены между собой и по кругу порождают одна другую. Проблему можно рассматривать ещё шире, как поиск ответа на вопрос: В чём смысл жизни, если каждого ждёт смерть? И в чём тогда смыл познания? Философы давно бьются над этими вопросами, вот и И. Франко вносит свою лепту, впрочем всё с тем же результатом. Лишь религия нам может что-то предложить в этом вопросе.
С другой стороны, что именно хотел сказать автор в лице Каина, делая его таким в конце примерным, я не понял. А ведь наряду с вопросами высшего порядка, мне был бы интересен ответ, в рамках произведения, и на такой приземленный вопрос, зачем его герой убил своего брата, но автор в него не углубляется. Просто, сначала убил, потом скитался, не факт, что раскаялся, теперь вдруг решил осчастливить человечество.
Но, наверно, во всём должен быть смысл...