Нил Гейман «Мистерии убийства»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Религиозное (Христианство ) | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Несколько лет назад молодой англичанин застрял вдали от дома в Лос-Анджелесе. Однажды ночью на улице он встречает мужчину лет сорока, который за сигарету решает рассказать англичанину историю. Данная история весьма необычна, ведь из неё становится ясно, что мужчина является… ангелом!
Входит в:
— сборник «Angels & Visitations: A Miscellany», 1993 г.
— антологию «The Year's Best Fantasy and Horror: Sixth Annual Collection», 1993 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— сборник «Дым и зеркала», 1998 г.
— антологию «Murder Most Divine», 2000 г.
— антологию «Сошедшие с небес», 2010 г.
— антологию «The Mammoth Book of Angels and Demons», 2013 г.
— сборник «Лучшие рассказы», 2020 г.
- /языки:
- русский (11), английский (9)
- /тип:
- книги (18), аудиокниги (2)
- /перевод:
- Н.В. Иванов (6), А. Комаринец (2)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Prosto_Chitatel, 7 ноября 2024 г.
Рассказ о прощении, с самого, что называется, начала времен. Главный герой — маньяк-убийца, укокошивший двух женщин и ребенка. Возможно ли прощение такого человека? Хотя бы в системе всепрощающей (!) любви Бога к человеку или же хотя бы в связи с тем, что с физиологической точки зрения мы имеем дело каждые семь лет фактически с новой людинкой. Встреча с Ангелом в городе Ангелов — символ возможнсти попробовать поговорить об абсолюте. Ведь с нашей точки зрения не может быть прощения такому, как главный герой. А с божественной? Когда речь идет не о физическом наказании, а о спасении души? И может ли человек получить это прощение, даже ничего не сделав, чтобы его получить; даже не испытывая раскаяния по поводу содеянного?
На вид простое, но куда более сложное — особенно для Геймана — произведение. Местами мрачное, местами — грязное, местами — искусственно наивное для нужного эффекта. Если поступки Люцифера — сознательно взрощенные его создателем, то тогда все соблазненные пороком на Земле люди — суть продолжение действий Бога по отношению к падшему ангелу. И просто вписаны в сценарий совершенно условной или даже фальшивой свободы выбора. И раз существует специальный ангел, способный поменять таких нехороших дядей и тетей одним касанием, одним поцелуем всепрощающей любви с минуса на плюс, то и смысл самого понятия «наказание» становится пустым: ведь тогда придется наказывать уже хорошего индивида. Который ИЗНАЧАЛЬНО мог бы быть хорошим, но ему просто прописали другую роль в пьесе под названием «жизнь».
VeraL, 8 мая 2024 г.
С данным произведением познакомилась не в виде комикса, а текста. Поэтому не могу оценить графику. Это первое и наверное единственное произведение Геймана, которое я прочитаю. Не мой автор. После прочтение и обсуждения с другими прочитавшими осталось довольно двоякое впечатление, которое все-таки сформировалось через некоторое время во мнение. Написано хорошо, но временами вызывает чувства гадливости. При обсуждении поднимался вопрос про любовь, но я увидела только одно проявление любви — это любовь матери к своему ребенку. Более того, маленькая девочка — единственная, кто имеет обычное имя. Ее мама герой назвал именем феи из сказки про мальчика, который не хотел взрослеть. Имени ее подруги вообще не названо, хотя главный герой с ней общался. Да и в городе Ангелов я не увидела проявлений любви. Бог представлен как социопат, который с ангелами обращается как маленький ребенок с игрушками. Ангелы ведут себя как функции. А потом я поняла, что мне не дает покоя в этой книге. Я будто читаю дневник маньяка о своих первых жертвах, поэтому и воспоминания как лоскутное одеяло, и какая-то картонная история любви, и перекладывание ответственности, и постоянные разговоры о несправедливости наказания виновных, и рассуждения о Предназначении, и в целом Ангелы во главе с Богом-социопатом
URRRiy, 6 августа 2020 г.
Любопытная история, которую главному герою рассказал весьма любопытный субъект. История безусловно об убийстве (-ах), с мистикой, любовью в самом мрачном понимании этого слова, а также загадками (мистериями). Рассказ весьма занимательный, по своей сути — антихристианский и кощунственный, Нил Гейман умеет красиво изобразить гнусные вещи. Поэтому сразу отмечу, что «чувства верующих» при прочтении задеты будут обязательно. С другой стороны, и сам рассказ имеет категорию +18, так что настоящий верующий человек эту книгу в руки не возьмёт.
У меня лично это произведение оставило двойственное впечатление. Написано великолепно — профессионально, многоуровневая интрига, кровь и ненависть в «городе ангелов», но ощущение после прочтения неприятное.
MBoycow, 16 декабря 2009 г.
Не стреляйте в пианиста — он играет, как умеет.
Поделюсь своим пониманием этого рассказа. Не читавшим советую не подглядывать:
Цитата: Тут у меня в воспоминаниях пробел. Я просто не помню, что случилось потом.
Цитата: Моя память — лоскутное одеяло происшествий, наспех сшитых в лоскутный ковер обрывочных событий. Одни фрагменты я помню в точности, другие же выпали, исчезли без следа.
Цитата: Мне снилось, как я занимаюсь любовью с Тинк, а из губ и закрытых глаз у нее медленно сочится кровь.
Цитата: Где-то на последней странице притаилась заметка о тройном убийстве: две женщины и маленький ребенок. Никаких имен не приводилось, и не могу сказать, почему заметка мне так запомнилась.
Выводы: Наш милый ГГ — убийца. На его совести Тинк, ее подруга и дочка. Именно поэтому он встретил ангела.
Ангел Возмездия выполнил свою работу покарав его — просто стер из памяти темную составляющую.
Цитата: — Я не пал. Мне плевать, что там обо мне говорят. Я все еще делаю мою работу. Так, как я ее понимаю.
Цитата: Оглядываясь сегодня на себя тогдашнего, я испытываю странное и не совсем приятное чувство: будто свою нынешнюю жизнь, дом, жену, детей, призвание непрошено получил в подарок от совершенно чужого человека. Я мог бы с чистым сердцем сказать, что ко мне это отношения не имеет. Если правда, что каждые семь лет все клетки нашего тела умирают и заменяются другими, то воистину я унаследовал мою жизнь от мертвеца, и проступки тех времен прощены и погребены вместе с его костями.
Итого: 10 из 10
visionshock, 22 мая 2013 г.
Гейман один из самых темных сказочников нашего темного Зазеркалья и не только. Его поле огромно, а цель не ясна до конца, он же писатель. И конечно каждое его произведение это очередная сладость для любого любителя Нила Геймана.
«Мистерии убийства» — это ближе к притчи в форме исповеди, рассказанная нам одним ангелом, про то что было еще до сотворения Богом человека. Рассказ очень сильно напоминает смачную и вкусную аллегорию происходящего, хочется смаковать и тянуть его, выслушивая исповедь небесного посланника. И рассказ принимает действительно интересные формы, погружая читателя в мотивы Библии, заповеди и ангелов, создавая качественную и интересную историю, со смыслом, придавая ей форму притчи с элементами детективщины.
Гейман автор очень достаточно кинематографичный, и не стоит тыкать меня пальцем, всего произведения просятся на бумагу в череде мрачных и стильных рисунков, ярко врезаются в память и запоминаются своими причудами. Так и здесь Гейман свои карандашом, то есть извиняюсь скорее уж клавиатурой и хорошим владением литературного языка погружает в историю ангела из Серебряного града, и читатель с удовольствием окунается в эту притчу. Живой, красочный, фактически рисующий фантастические полотна язык Геймана, завораживает и притягивает.
Гейман создал очередную жемчужину своего творчества, яркую и сверкающую со множеством вопросов и без ответов. Какие мотивы религиозности Нил Гейман не трогает, хоть языческие, хоть библейские, он не создает кощунство и ересь, а лишь заставляет задуматься больше над сутью. Прекрасный образчик хорошего и мощного произведения, на которое не жаль потратить время, силы и нервы. И услышать шелест крыльев у Серебряного Града, окунуться в мир ангелов и пройти библейскими мотивами с Гейманом. Прекрасный рассказ, чудно выверенный и эмоциональный и по-своему уникальный, своей неподражаемой завораживающей атмосферой.
От Геймана меньшего и не ждешь.
Тимолеонт, 26 декабря 2017 г.
Чуть ли не самый необычный детектив, который мне доводилось читать. Оригинальны «сеттинг», персонажи и результаты расследования. Не ограничившись одним только убийством и поисков виновного Гейман устроил полномасштабное рассуждение о природе любви, ответственности, вины, предопределённости и создании вселенной. Здесь всё ровно так, как он и любит, прекрасный образец всего хорошего, ну, почти всего, что только есть в его творчестве.
История ещё плотнейшим образом перекликается с будущим «Песочным человеком» и «Люцифером». Тамошний Свет Несущий и местный — одно и то же лицо. Даже в комиксе по этому рассказу его написали ровно с такой же внешностью, как и в вышеуказанных графических новеллах. Это я к тому, что «Мистерии убийства» прекрасно дополняют характер Люцифера и очень многое проясняют в его взаимоотношениях с Богом.
_fEnIkS_, 20 сентября 2015 г.
Нилу гейману удалось придумать классический детектив, который с первых страниц может заинтриговать читателя. Здесь присутствуют и двойное дно, сотканное из двух основных сюжетный линий, и глубокие мысли, заставляющие задуматься, и, безусловно, отличный стиль автора. Это один из тех рассказов, в которых после каждого следующего прочтения можно найти для себя что-то новое, и еще раз насладиться его достоинствами.
Итак, с одной стороны, действие происходит в Лос-Анджелесе (Городе Ангелов, что уже дает повод понять, с чем будет связан рассказ). Мужчина, навестив свою знакомую, встречает Ангела Возмездия, Рагуэля, который решает поведать ему собственную историю.
Серебряный Град. Город, в котором все сотворено Богом, и повсюду летают Ангелы, каждый из которых имеет свое Предназначение. Обретя свою Сущность и осознав свою Цель, Рагуэль начинает расследование убийства своего собрата. Однако оно приводит к столь неоднозначным выводам, что это заставляет его задуматься о судьбе, смысле жизни человека. Действительно ли наши поступки предначертаны, и мы имеем лишь мнимую возможность выбора? Можно ли оправдать свой поступок Высшей Целью? И это лишь одни из самых главных тем.
Гейману также удалось создать свой собственный образ и механизм зарождения Вселенной, который не может не завораживать. Ведь для ее разнообразия и уникальности многим пришлось пойти на жертвы.
Календула, 14 мая 2013 г.
Рассказ в полной мере отражает мастерство и стиль Геймана: живость, графичность, сухость и жесткость манеры изложения, резкость и четкость в описании персонажей, неприкрытая сексуальная линия, поражающая своей правдивостью и обыденностью. В мире Геймана вот запросто можно встретить самого настоящего ангела, дать ему сигарету и поговорить о начале времен.
Детективная история развернулась в самом сердце рая, в обители ангелов. Рассказ очень оригинален и самобытен. Он оставляет много вопросов и недосказанность — фирменный прием Геймана, — но вместе с тем оставляет туманные подсказки. Композиционно это рассказ в рассказе. Темы — часто встречающиеся у автора — обыденность и рутина, усталость от жизни, одиночество, серость собственного существования, безликость, пустота в душе, сожаление о растраченном в пустую времени, ошибки прошлого, осознание себя.
Герой устал от себя и от жизни, от окружающего мира, он жаждет обновление и перерождения, хотя и не осознает этого. Он куда-то стремится, не понимая куда и зачем. И вот ему даруется шанс изменить свою жизнь — и кто знает, изменилась ли она. Кто был загадочный собеседник — истинный ли ангел или просто сумасшедший? Изменится ли жизнь героя, переродится ли или же просто забудет свои поступки, свою прежнюю жизнь? Каждый найдет свой ответ — и в этом весь Гейман. Он не дает прямых ответов и готовых концовок, но заставляет задуматься и сделать свой выбор. Это история об изменении человека. Его выпотрошат, вывернут наружу неприглядную изнанку, заставят вспомнить все мерзости и гадости, что были в его жизни, ужаснуться этому и понять, что он делал не так. Есть ли у героя шанс — это вопрос, на который предстоит ответить каждому самостоятельно. Снимает ли поцелуй ангела печать злодейства и клеймо преступника с героя или же обрекает его на смерть? Хочется верить, что ему отпущены грехи и дарован шанс, но маленький червячок сомнения не дает покоя. Воспоминания героя стерты, память похожа на лоскутное одеяло — он помнит какие-то обрывки, фрагменты, но не помнит главного — своего преступления и мотивов, побудивших его к этому. Сейчас он живет словно чужой жизнью, словно это не его жена и дети, словно они дарованы ему по воле — случая? судьбы? ангела? Да и за что? — ведь он лишил жизни троих людей.
Удивительно красочно и ярко обрисован Серебряный Град, населенный ангелами. Интересна идея об устройстве нашего мира — о том, что ангелы по воле Божьей создали наш мир, поначалу создав модель. У каждого ангела своя роль. Всё здесь подчинено строгой иерархии. Но все же ангелы не чужды людских пороков — тщеславие, ревность, жажда славы, стремление быть первым. Не чужды они и сомнения в правоте Бога. И любопытно, что та роль, которая отведена Люциферу в истории христианства, — это воля Бога, это не вина и не падение Люцифера, но хорошо сыгранная роль Бога, который уготовил ему такую участь.
Рассказ сильный, неоднозначный, заставляющий думать и задаваться вопросами, но тем он и притягателен. Удивительная история и удивительное переосмысление библейских историй.
sanchezzzz, 20 февраля 2012 г.
Один из первых рассказов Нила Геймана, но он как нельзя точно отражает его как будущего известного писателя.
Стиль его, – своеобразный и оригинальный, – уже чётко выступает в этой истории: жёсткость, взрослость, подчёркнутая сексуальность, граничащая с похотью, чувственность вперемежку с лицемерием и даже аморальностью…
События его, — безразличная, пустая жизнь, ошибки прошлого, перерождение или… переумирание (?) личности, любовь и смерть, идущие рядом, — заставляют кричать и думать, бесноваться и забиваться в угол, отчаиваться и надеяться…
Герой его, — запутавшийся и уставший от жизни, опустившийся ниже морали, конечно, одинокий, и непременно несчастный человек, — в какой-то миг истории будет изменён, подменен, вывернут наизнанку, выпотрошен эмоциями, чёрным и злым содержимым. Гадости и мерзости, преступления и подлости вылезут наружу подобно тому, как кучи снега, тая под весенними лучами солнца, обнажают своё грязное зимнее естество. Чаще Гейман после таких перевоплощений не даёт своему герою шанс на лучшее, но иногда-таки тот его получает. Как в этом «рассказе в рассказе».
В принципе, предельно ясно всё, что произошло. Для понимания этой истории нужно лишь внимательно читать первые и последние пять страниц: на них и рассыпаны, причём щедро, ответы. Преступник и убийца (возможно уже не в первый раз), но герой Геймана получил шанс, прямо из рук ангела Возмездия, — вернее, из губ ангела. Поцелуем снято проклятье, отпущены грехи, дарована новая жизнь. Заслужил ли он это, вопрос весь лишь в этом. В понимании Рагуэля – заслужил, был понят и прощен. И очищен.
История самого Рагуэля (строго говоря, не ангела, но архангела – его персона, равно как и все другие не выдумана Гейманом, но окрашена новыми, любопытными красками) пленит и доставляет истинное удовольствие словом. Небесный Град, ангелы, его населяющие, подан словно кипящий работой улей, как мануфактура, на которой по всем правилам её есть строгое распределение труда и обязанностей. Он подобно проектному институту, в котором ангелы-инженеры носятся с чертежами и файл-папками по частным проектам как единицами одного большого Проекта – создание Вселенной и всего Сущего. Вышло и забавно, и интересно, и трагично, и чувственно. И как-то по-человечески. И даже спорно, кому дан шанс по сути – Рагуэлю или мужчине?
Я бы не сказал, что рассказ этот лучший у Геймана. Он очень хорош, ровен на всем прочтении и если бы он попался мне раньше, чем, скажем, «Горькие зёрна», «Троллев мост» или (в меньшей мере) «Другие люди», то внутренняя оценка, думаю, была бы выше. Я лишь субъективно и хронологически не открыл для себя чего-то кардинально нового для себя, свежего, сознавая при этом, что Нил Гейман тогда, в начале своего писательского пути сочинил очень классную историю, на высоком уровне, с должной атмосферой и интересной системой аллюзий, загадок и метафизики.
ivan2543, 8 января 2013 г.
Каких только детективов не написано. Многочисленные авторы помещали своих героев и в Средневековье, и в каменный век, и в фантастическое будущее. И все же Гейман нашел оригинальное место действия для расследований – они происходят… еще до Сотворения Мира.
Что и говорить, «научно-исследовательский институт», где ангелы трудятся над моделью Вселенной, удался на славу. Автор по праву может гордиться созданием одного из самых оригинальных фантастических миров и одной их интереснейших трактовок библейских событий.
Что же касается той части рассказа, что относится к нашему миру, то она, на мой взгляд, оставляет возможность для трактовки.
Итог: один из самых оригинальных детективов, что мне приходилось читать. Само «расследование» не так уж интересно, зато философский подтекст и мистическая причудливость рассказа не дают от него оторваться до последней строчки.
Sois, 28 января 2012 г.
Отличная вещь. поделюсь своими мыслями.
Наш герой, убийца, который встречает свою судьбу. с точностью повторяется история, которую рассказывает ангел.
сам рассказ ангела, это своего рода «взгляд в глаза» перед карой небесной. точно так же он посмотрел в глаза Сараквеля.
-«белое пламя вырвалось из моего рта». тут тоже самое что и было раньше. он показал истину перед смертью.
есть еще небольшое предположение, что молодой человек не виноват в убийстве. убил он, несомненно, но вот почему он это сделал. у меня такое чувство что спустя тысячи лет все еще продолжается битва Рагуэля и Люцифера... хотя может я и ошибаюсь)
Hell-lie, 31 июля 2011 г.
Не сразу всё поняла, но если продраться — получишь истинное удовольствие от прочтения. Да к тому же, вроде бы целых две истории рассказаны. Сильно во всех смыслах написано.
Shia, 6 июля 2010 г.
Оригинальное видние идеи творения, очень по-геймановски и очень необычно. С виду вроде бы сюжет развивается вполне логично, не считая маленьких нелепостей в виде папок с проектами в кабинетах у ангелов, но в конце мы упираемся в вопрос- а кому в общем-то нужно было так закручивать интригу и для чего...? Наверное, божественный промысел в том и состоит, что простым смертным его не понять. А Нил Гейман как бы подглядел:)
Yazewa, 15 июля 2009 г.
Довольно «закрытый» рассказ. Не вполне понятно, что же именно хотел сказать им автор. Хотя, конечно, это и интересно!
Красивая линия Серебрянного города: переплетение ангельского — и обыденного. Крылатые герои — абсолютно понятные психологически. А вот земная линия... Какая связь между визитом ГГ к Тинк, прозвучавшем мимоходом тройным убийством и «я все еще делаю мою работу»? Она неочевидна, эта связь, но напрашивается. Опять же, и название... Я не разгадала эту головоломку, и она не скоро покинет голову.
olvegg, 14 января 2009 г.
Очень сильный рассказ. И неоднозначный. Поначалу вызвал сильное отторжение. История с Небесным Градом отменно хороша, но вот финал... Поразмыслив, всё-таки вроде уловил авторскую мысль, но нужно бы ещё перечитать, и может быть не один раз.
«Я все еще делаю мою работу. Так, как я ее понимаю»...