Марина и Сергей Дяченко «Баскетбол»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Загробный мир
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Счет был пять тысяч сто тридцать шесть на пять тысяч двести в пользу команды Мэла. Новичок Кирилл был очень хорош в игре, но слаб психологически. Всякий раз, когда в спину ему ударяла автоматная очередь, он умирал всерьез и надолго; его приходилось едва ли не силой поднимать с подмерзшего снега и пощечинами приводить в чувство. И долгие минуты после этого Кирилл мыкался по площадке, будто слепой котенок; команда Людовика теряла очки, и Антон знал, что скоро придет очередь огнемета.
Существует вольное продолжение — рассказ Александра Голикова «Пока стучит о землю мяч» (2019).
Входит в:
— сборник «Эмма и сфинкс», 2002 г. > условный цикл «Год чёрной лошади»
— антологию «Украинский хоррор - 2006», 2006 г.
— сборник «Год чёрной лошади», 2007 г.
— антологию «Dimension Russie», 2010 г.
— сборник «Фотосессия», 2012 г.
— антологию «Game and...», 2016 г.
— антологию «Что наша жизнь? Игра! / Лазурный берег», 2016 г.
— сборник «Солнечный круг», 2019 г.
— журнал «Book of Matches. Issue 1», 2021 г.
Награды и премии:
лауреат |
Бронзовая Улитка, 2002 // Малая форма |
Номинации на премии:
номинант |
Интерпресскон, 2002 // Малая форма (рассказ) |
- /языки:
- русский (11), английский (1), французский (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (13), цифровое (1)
- /перевод:
- П. Лажуа (1), В. Лажуа (1), Ю. Мейтова-Херси (1)
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
IgrOK, 7 октября 2019 г.
Хороший рассказ о том, что мир может быть устроен как угодно. Вы ждете справедливости? Баланса добра и зла? Логики? Зря, все это не обязательно для мироустройства.
Но зачем такое писать? Это как рассказ о мучениях больных детей. Ужасно, что это есть в мире. Но если конкретно сейчас ты не можешь ничего с этим сделать и никому помочь — то зачем тебе об этом читать? Зачем об этом помнить? Некоторые вещи в нашем мире приходится игнорировать.
AlisterOrm, 29 июля 2015 г.
...Сизиф катит огромный камень в гору. Тяжёлый, крепкий валун из первосортного гранита. Сжимай зубы, упирайся ногами, и вот уже вершина... Но камень катиться вниз, и монотонная работа начинается сначала...
Ты покончил с собой. Зачем? Ах, девушка бросила... Ты? Всё надоело, мало духовности в мире? Понятно... А тебя заставили? Во как...
Да всё равно. Ты дерзко прервал свою жизнь, данную тебе свыше. Не заботясь о других. О родных, тех, кто тебя любил. А теперь... Ты будешь стучать мячом по этой снежной площадке. Тысяча очков, две тысячи, десять тысяч... Бесконечная, монотонная игра, заставляющая тебя мыслить о том, как ты очутился в ней. Осознавать, как это всё было глупо. Мелко. Ничтожно. Камень в затылок, пуля в спину, нож в живот, горячая вода в душе. Всё то, что напоминает тебе о жизни. О том, что ТАМ были и другие чувства, ощущения. А ты сбежал оттуда. Навстречу боли, навстречу монотонной игре, которая продлится вечно... К съедающему разум и душу ужасу от мысли, что будет, если тебя уберут с этой площадки, и ты пойдёшь... Как все. К наказанию на общих основаниях...
Справедливость? Помолчи уже.
Очень жестокий и жёсткий рассказ. Но мысль авторов мне понятна и близка. Дорожи жизнью.
mputnik, 1 сентября 2019 г.
Некий авторский вариант Ада для самоубийц. Причём оные самоубиенные подразделяются авторами на эээ... лишивших себя жизни по эээ... значимому поводу, и на эээ... сдуру или по глупости, так надо понимать. В чем разница для Ада — не уловил, если честно. И — как бы — с философской точки зрения разницу не улавливаю. Ежели мне память не изменяет, то сей тяжкий грех — едино тяжёл для всех, за исключением имеющих справку от психиатра и запойных. Только для двух упомянутых категорий возможно снисхождение.
Так что... плечами могу пожать, что ещё... Ежели задумывался текст сей как некая агитка (типа «не вздумай!»), то — увы, не шибко вышло. Блёкло, шаблонно, бессмысленно вычурно. Излишне театрально — я бы так сказал. ИМХО, естественно, но... — никакой текстик.
У всех бывают творческие неудачи. Вот, видимо — из этой оперы
aiva79, 1 ноября 2015 г.
Об этом рассказе так много уже сказано как на фантлабе так и в интернете в целом, поэтому трудно не повториться. Рассказ действительно хороший, необычна его идея и проста форма. Перед нами абсурдный невозможный мир, без правил, без дня и ночи, без зимы и лета, особое место, где душа еще не там, но уже не здесь, где уже ничего нельзя изменить, где не прощают и где не отпускают и где остается лишь быть участником бессмысленной бесконечной игры, а в короткие перерывы мучаться воспоминаниями и так всегда... почти вечно. Хотя и отсюда есть выход — стать лишним.
Мне кажется, что из этого рассказа получился бы отличный мультфильм для взрослых! Так перед глазами и стоят два типа, почему-то в бардовых пиджаках, непрестанно жующие жвачку и играющие в ножички, а на площадке еще «зеленые» мальчишки, сжигаемые ими до углей и возрождаемые несмотря не на что вновь и вновь.
В Писании сказано: «В чем застану, в том и сужу» А значит мальчишкам из рассказа и им подобным предстоит предстать перед Богом в отчаянии, унынии и повинными в убийстве и изменить уже им ничего не удастся. Поэтому давайте беречь себя и не доводить других.
просточитатель, 5 сентября 2018 г.
сильно и страшно написсано. просто жуть. но о чем? Если смотреть в лоб. То мне мораль ссовершенно не нравится. Типа самоубьешься попадещь в ад. попали. ну и? Добрая религия христианство... но может не надо в лоб? Может это о том что не надо подчинятся уродам всяким? они пугают играй за нас! А что будет если откажешься то? так и не показали. Может отпускают на свободу? А финал... Точно ли хэппи энд? Или сотрудничество с садистами обернулось чем то плохим? Я не знаю.. не понял
Zlata.24, 4 августа 2018 г.
Короткий рассказ-фантазия на тему потустороннего мира.
Причем, не сразу понимаешь, о чем речь.
И почему после разрывной пули в голову баскетболист поднимается и продолжает играть, как ни в чем ни бывало...
Можно ли вырваться из замкнутого круга?
amak2508, 10 июля 2017 г.
Можно спорить о литературных достоинствах рассказа, но то, что он основную свою задачу — произвести сильное впечатление на читателя, выполняет, это очевидно. Эмоции его героев — отчаяние, безнадежность, раскаяние, столь велики, столь сильны, что просто не могут не вызвать чувства сопереживания у читателя.
А сама тема самоубийств настолько болезненная, настолько острая и, при этом, настолько замалчиваемая, что любое умное произведение на эту тему на вес золота. Дяченки смогли написать об этом так, что их текст проймет самого толстокожего читателя. А, может быть, кому-то в тяжелую минуту этот рассказ еще и поможет принять правильное решение.
Отдельный плюс авторам за сюжет. Да, вначале рассказ кажется нудноватым — баскетбол, баскетбол, баскетбол.... Но ближе к концу рассказа все становится на свои места – ты понимаешь, насколько остроумным и удачным оказался замысел. Все в произведении получилось настолько акцентированным, настолько правильным, настолько доходчивым, что лучше, пожалуй, и не напишешь.
_fEnIkS_, 4 октября 2015 г.
Мрачный, черный, жестокий рассказ. Не для слабонервных, что называется.
Постоянные физические и душевные муки. Беспощадные и бесконечные пытки. Дяченко рисуют собственную версию Ада, в которой человеку уготовано целую вечность осознавать совершенные поступки. И никаких поблажек, только непрекращающаяся боль и невыносимые мысли о раскаянии, о том, что могло произойти, если бы ты поступил по-другому.
Сколько времени прошло? День, месяц, год, а может, целое тысячелетие? Упал — вставай, получил пулю — подымайся и борись, зная, что тебя ждет снова и снова.
Но пугает не только описание страданий. Самое страшное в том, насколько все происходящее оказывается замаскированным в совершенно обыденные вещи.
Илориан, 13 июня 2014 г.
«Божественная комедия» в спортивно-современной обработке. Персонифицированный ад для суициидальной молодёжи.
Во-первых, странно, почему герои только молодые люди. А что, в зрелом, да и в пожилом возрасте, мало кто решается свести счёты с жизнью? Ну ладно, тут можно понять: авторы адресовали книгу преймущественно подросткам, чтоб они как бы подумали, мол, стоит ли...
Во-вторых. Книга написана с точки зрения силы, которая не хочет понять слабость. Возможно теми, кто никогда не знал, как мучительно иногда бывает жить. Книга без милосердия. Самоубийцы попападают в Ад, да ещё и навечно... Хотелось бы ответить господам Дяченко, что это ещё не факт. Да, так учат традиционные христианские церкви, но не Библия. В Библии вообще о теме самоубийства не упоминается. Между прочим, библейский персонаж Самсон совершает самоубийство («Умри, душа моя, с филистимлянами!), а в последствии автор новозаветнего послания к Евреям называет его героем веры (см.книга Судей 16:30, посл.к Евреям 11:32-34). Нет, не поймите неправильно: я ни в коем случае не говорю о том, что Библия призывает к суициду или поощряет его. Просто хочу сказать, что традиционная точка зрения о безконечных страданиях самоубийц далеко не бесспорна. Мне трудно поверить, что всемогущий и совершенный Бог собирается кого-то вечно пытать лишь за то, что у человека не хватило мужества жить дальше, и он не справился с эмоциями в минуту слабости. Садизм, господа, Богу не присущ.
Третье. В «Баскетболе» мелькнула такая точка зрения: как-бы участь тех, кто покончил жизнь самоубийствам по серйозным мотивам (Сашка) тяжелее, чем у тех, кто сделал это «из-за жвачки», т.е. из-за пустяка (Антон). Это почему же? Где аргументы? Вообще, причины подвигнущие человека на суицид нельзя взвешивать. У каждого из нас разный уровень моральной стойкости: одни выдерживают сильные моральные удары, а для других и щелчёк по лбу то же, что для иного удар кнутом.
Конечно, признаюсь, мои вышепреведённые замечания касаются мировозрения, а не литературного текста. А авторы имеют, безусловно, право на индвидуальную точку зрения.
Одним словом, книга меня возмутила. Но может это и хорошо? Если автор сумел «цапануть» читателя, не говорит ли это о том, что произведение удачное.
cadawr, 28 ноября 2014 г.
Один из самых безжалостных текстов, читанных мной. Площадка — для боли физической, душевая — для боли душевной. Немыслимый, изуверский круговорот страдания. Раскаянье, переосмысление, признание собственной глупости, искреннее желание все изменить, даже заключенный договор, выполненный нечеловеческим усилием вопреки нечеловеческому страданию... — всё это бесполезно, ничто не поможет.., и никто. Мы слишком привыкли позволять себе «маленькую слабость». Мы привыкли верить, что всегда возможна вторая попытка. Можно выпросить, вымолить, выиграть, купить, сторговать — второй шанс. Что кто-то войдет в наше положение, проникнется, пожалеет.
А вот тебе наотмашь: никто не пожалеет! Никакого снисхождения, никакого тебе второго шанса. И даже срок не скостят, срока вообще нет — ты будешь страдать, пока тебе хватит сил... а потом тебе станет еще хуже. И никогда, никогда, никогда это не закончится.
«Ты что-то знаешь о справедливости? Поделись со мной. Я вот не знаю.»
Я задумался над собственным легкомысленным отношением к жизни.
A.Ch, 21 марта 2015 г.
Баскетбольная площадка, на которой играют подростки. И душевая с горячей, очень горячей водой. Забрасывать мяч в корзину, получать раны, умирать и оживать снова, чувствовать, что живой, почти.
Играй, играй, не останавливаясь. Пойми, что это единственное, что ты можешь делать, другого ничего нет. Ни дня, ни ночи, ни любви, ни злобы, ни сладкого, ни горького, даже боль, пускай и сильная, будет кратковременной.
Антон, быть может, получил второй шанс, преодолевая испытание огнём, но такой мог получить и Саша, заступившись, заменив собой главного героя. А может они оба ушли на общих основаниях. Хочется верить, что всё же игроки не стали друг другу Другими в замкнутом пространстве игровой площадки за открытыми дверями.
george1109, 31 мая 2012 г.
Страшнейший рассказ, в котором Дяченко презентуют разновидность ада для самоубийц. Законченного, зацикленного ада, откуда нет выхода, даже если тебе его обещает сам дьявол и ты, пересиливая себя, выполняешь условие. Пересиливать надо было раньше...
Жаль только, что те, кому новелла предназачена в первую очередь, мОлодежь и пОдростки, вряд ли могут осознать весь ее ужас полностью. Что, кстати, подтверждают некоторые отзывы.
2480, 7 июля 2011 г.
Очень нетипичная вещь. Тема скользкая, тяжёлая, но неизбежная. Люди, не захотевшие бороться при жизни, вынуждены вечно бороться друг с другом после смерти, под прицелом автоматов и огнемётов. Добровольно не хотели, их заставляют. Жизнь без борьбы, пусть и загробная, невозможна. И сдаться здесь уже нельзя. Живущим легче, они хоть имеют право сменить род занятий, а не играть годами в баскетбол.
Самоубийцы, покончившие с собой как ГГ, фактически ни с чего, заслуживают если не презрения, то негативного отношения точно. У ГГ был шанс жить нормально, учиться в вузе, не прогуливая и тд, но он не захотел. Хозяин-барин.
Мораль такая: управляй своей жизнью сам, тогда и мучиться не придётся. Простое правило, о котором очень многие люди забыли, и плывут по течению (статисты, пользуясь терминологией из «Мира наизнанку»).
sakevich_e, 6 июля 2011 г.
в детстве очень любил чтобы у прочитанных книг была осмысленная и доведенная до конца сюжетная линия, с возрастом стал придерживаться иной позиции, простор для полета мысли, своего выбора и понимания концовки стал приветствоваться более положительно. рассказ затянул, есть о чем задуматься (о родных, близких, друзьях, знакомых — да просто о рассвете ранним ясным днём или красочным закатом в предвечернем небе...) есть о чём поразмыслить. Альтернатива адских мучений, воплощенная в бесконечную-кровавую-насыщенную безысходностью и болью игру в баскетбол, выбрана авторами исключительно в новизну, взору на миг даже представились классические фрески в церквях, отображающими мучения грешников в аду...Право каждого додумать концовку самостоятельно, оптимистам — «стакан оказался на половину полным» и всё-таки заброшенный в корзину мяч смог завершить начатую игру, для пессимистов -«стакан оказался на половину пустым» и безысходность продолжилась, открытой дверью в душевую...
Оценка:9
Ksavier, 23 января 2013 г.
Изморозь, снежная корка на утоптанной сотнями ног площадке. Металлическое кольцо и щит. Здесь живет Игра. Баскетбол.
Квадраты холодного белого кафеля. Конденсат на потолке. Дешевая сантехника. Струи горячей воды хлещущей в лицо.
Что это? Созданное изворотливой фантазией Дяченко чистилище. Мне всегда интересна в фантастических произведениях тема спортивных состязаний. Тема еще не достаточно разработанная и скрывающая определенный потенциал. Этот рассказ, как раз в копилочку. Здесь всегда идет игра, с короткими перерывами на душ. Вне времени и вне места. Две команды должны самозабвенно рубится, именно рубится в баскетбол. И главное правило – не филонить. Ведь каждый из игроков, уже успел дать слабину в своей жизни. Это пляска с оранжевым мячом – танец самоубийц. Молодых парней, в жизни которых не чужд был баскетбол. И тренеры в «чистилище» необычные… Бросить нож в спину нападающему противоборствующей команды? Да раз плюнуть и растереть. Прострелить хребет, так ведь даже интереснее!!!
А парни умирают на площадке, подымаются, как будто бы просто неудачно поставили ногу при отборе и свалились ненароком, и снова бросают оранжевого в корзину.
И замены тут нет…разве что сдуешься и отправишься в ад.
Но рассказ, как ни странно не про это. Он про осознание настоящих ценностей жизни, про любовь к ней. Это рассказ предостережение и крик боли одновременно.