Джо Аберкромби «Мудрость толпы»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Эпическое фэнтези | Тёмное фэнтези | Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | С множеством интриг | Социальное | Психологическое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Революция | Становление/взросление героя | Пророчество | Спецслужбы
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Хаос. Ярость. Разрушение.
Грядут великие перемены. . .
Говорят, чтобы изменить мир, нужно сначала сжечь его дотла. Теперь это убеждение будет проверено в горниле революции: ломатели и сжигатели захватили рычаги власти, дым бунтов пришел на смену промышленного смога, и все должны подчиниться мудрости толпы.
Лео дан Брок, которому больше нечего терять, полон решимости стать новым героем новой эпохи, а гражданка Савин вынуждена переключиться с бизнеса на выживание, прежде чем она сможет добраться до искупления. Орсо обнаружит, что после того, как мир перевернут, никто уже не может быть ниже монарха. А на кровавом Севере у Рикке и ее хрупкого протектората заканчиваются союзники... пока Кальдер Черный собирает свои силы и замышляет месть.
Банки рухнули, солнце Союза разрушено, и в темноте за кадром нити безжалостного плана Ткача медленно стягиваются воедино. . .
Рабочим названием романа было «A Beautiful Machine».
Входит в:
— цикл «Земной Круг» > цикл «Эпоха безумия»
Награды и премии:
лауреат |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2021 // Книги — Фэнтези года |
Номинации на премии:
номинант |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2021 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2021 // Книга года |
- /языки:
- русский (3), английский (2)
- /тип:
- книги (4), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Вл. Иванов (2)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
alexssk, 25 декабря 2021 г.
Внимание спойлеры, в спойлерах!
Долгожданное окончание новой трилогии, восторженные отзывы, активная тряска заслуженными ранее регалиями, масса сил и средств вложенные в маркетинг, заведомый хит продаж. Однако это уже не Аберкромби, это средний, согласованный продукт, без особых элементов тёмного фэнтэзи, соответствующий всем западным, современным трендам, Первое, что я заметил, что мне очень часто приходилось пропускать текст абзацами, не столько из за лени, сколько из за низкого качества содержания. Излюбленный прием большинства ленивых, но жадных авторов, по двадцать раз кропотливо и многословно, при каждом удобном случае углубляться в переживания своих персонажей, накидывая приевшуюся экспозицию снова и снова, не привнося чего то существенного, как правило это один из способов раскрывать и развивать своих персонажей, правда в жанре Фэнтэзи, как я слышал, есть еще возможности делать это и через интересный экшен. Судя по итогу истории и последствиям для многих персонажей накидывание текста было нужно преимущественно ради объёма книг.
Персонажи новой трилогии мне не понравились и в третьей книге ничего не изменилось, не уверен даже, что они нравятся самому автору, некоторые из них, удивительным образом, перестали развиваться, некоторые даже совершили круг в характере и вернулись к тому с чего начинали. Везучесть женщин и их доминирование в сюжетных «Вот это поворотах» откровенно бросается в глаза. Ладно, ок, женских персонажей больше, но почему мужики практически все ущербные, почему им так категорически не везёт, не слишком ли сильный перекос? Равноправие это не когда поровну, а когда у кого то ровнее? А давно ли жанр Фэнтэзи стал преимущественно женским? А долго ли в такой подаче нужно писать?
Последнему тому, являющейся по идее кульминацией трилогии, на удивление, не хватает битв, сражений, активных противостояний. В книге имеется одна полноценная битва. Ее сложно назвать увлекательной или даже драматичной, предполагаю она должна была такой казаться, но никакого Вау эффекта, переживаний или любых эмоций, кроме раздражения, она не вызвала.
Всё хорошее, особенно персонажи, что было у Аберкромби было пущено под нож в угоду новым трендам и требованиям издательства. Нельзя брутальность, реализм, жестокость, даёшь толерантность, инклюзивность, позитивная подача ЛГБТ, отдельно пропишем, что геев убивать или обижать нельзя, побольше сильных женских персонажей, в отделах о правах чернокожих просят добавить негров, всмысле в вашем мире их нет?! Эхх, эти чёртовы контракты за 2011 год... Ну ладно добавляем гурков, исключительно положительных, заодно норму по имигрантам закроем. Абсолютно тоталитарная толерантность, вымученно прикрученная сверху, она верховодит над любым здравым смыслом, уничтожая любую возможность удивить. Тёмное фэнтэзи? Теперь похоже всё современное фэнтэзи будет цвета радуги. Кто главный злодей в трилогии? Толпа голодного быдла? Сжигатели? Жадные богачи? Байяз? Стур Сумрак или Кальдер? Все они смотрятся бледно и неполноценно.
Белый рыцарь, 17 февраля 2022 г.
Если вы не были в восторге от первых двух книг трилогии, то очень сомнительно, что придете в большой восторг от третьей. Что должно произойти с автором, чтобы в какой-то определенный отрезок творчества он начал писать фанфики на самого себя, да еще и не очень удачные? Загадка. Очевидно, что многие читатели после выхода «НН» и «ПсМ» вполне справедливо начали интересоваться у Джо: «А что, собсно, это было?», на что он, тоже вполне справедливо набычился и выдал на-гора третий том, заявив: «Не хотите читать об очередной войне Союза против Севера? Ок. Щас я вам политику покажу!» И… таки показал.
Почему издатель так самоотверженно из тома в том лепит на обложку словосочетание «темное фэнтези»? Еще одна загадка. Во-первых, оно совершенно не «темное» (ну так, легкий налет кариеса, если уж действительно за уши притягивать), а во-вторых, абсолютно не «фэнтези». То, что предоставляет нам Джо в трилогии «Эпоха безумия», это попытка в псевдоисторический роман. И не самая удачная, к слову. Но, справедливости ради, фантастический элемент в книге таки присутствует. Например, никем не замеченные многотысячные армии сжигателей/ломателей, марширующих к Адуе. Или два супершпиона – подросток и бабка, на коих держится вся разведка великого интригана и главного интеллектуала Севера — Черного Кальдера. Вообще, до самой последней страницы была надежда, что все написанное на протяжении безразмерных трех томов – это какой-то особо тонкий стеб автора, что вот-вот и настоящий Джо выпрыгнет из-за угла и громко рявкнет: «Ха-ха-ха, купились? А я пошутил!». Но нет, все: начиная от опереточных интриг и детсадовской политики, и заканчивая многостраничными диалогами ни о чем, преподносится на самых серьезнейших щах…
Ну ладно, сюжет никакущий, в принципе, нельзя сказать, что в первой трилогии Земного Круга был невероятный сюжет, но ведь в книгах не осталось и изюминок с вишенками! Та неповторимая динамика и кинематографичность, что выделяли книги Джо на фоне его коллег, исчезли напрочь. Все какое-то блеклое, вялое, вторичное, искусственное. Раньше его книги были какими-угодно, но не скучными. А сейчас? Первые 500 страниц откровенно тянет в зевоту. Жестокость ради жестокости и кровища ради кровищи – очень сомнительная ставка. Зачем столько времени посвящать бесконечным заседаниям? Зачем столько времени посвящать тому, кто и как грабил, бил, жег, если речь идет о каких-то даже не эпизодических персонажах? Зачем вообще в тексте столько откровенной воды и повторяющихся рефлексий? А когда наконец дело доходит до единственной батальной зарисовки, становится очевидным, что Джо окончательно устал от своего собственного амплуа. Битва за Карлеон – просто стыд.
Нет больше масштаба и эпика, нет драматизма, нет драйва, есть какие-то непонятные потуги в разборки уровня район на район (это в лучшем случае), а так – вообще метание совочков в песочнице. Главные же персонажи истории, как правило, выполняют одно и то же действие всю книгу – Савин сидит в своих хоромах, Рикке сидит на троне, Лео сидит в народном совете, Орсо – просто сидит, ну и Броуд на заднем плане бьет лица, а Вик и Клевер – мечутся между сторонами.
Кстати, кто-то из ораторов выше очень метко заметил, что книгам Джо стало не хватать маскулинности. И это чистейшая правда. За всю трилогию больше всего было написано о платьях, париках, косметике, корсетах, прическах, веерах, светских раутах, шляпках, женских склоках и соперничестве, ну и конечно же о самом модном нынче трэнде – месячных. Приходилось вновь и вновь открывать обложку книги, чтобы убедиться, что там все-таки написано Джо Аберкромби, а не, простите, какая-нибудь Джоан Аберкромби. При всех этих, непременно очень важных сюжетообразующих моментах, тот же Баяз, суть его планов и манипуляций получают от силы полтора абзаца экранного времени. Ну просто всё…
К тому же, всей трилогии и последней книге в частности катастрофически не хватает «мистической» сюжетной линии, которая бы освежила в памяти читателя всю тему с местными магами, их войнушками и магией в мире. И пролила бы хоть какой-то свет на то, что происходит в Земном Круге, помимо гоп-стопа в Адуе (который откровенно затянут и скучноват). Если автор считал, что ему удалось создать эффектную саспенс-атмосферу и раскрыть глубокий психологизм трагедии, то это слишком смело. Одной попой на двух стульях не усидишь, увы. Тут уж либо массчтиво, либо психологизм, высокие материи и сложные внутренние конфликты. От того и не верится во всякие «метаморфозы» персонажей и их метания.
Кроме того, не очень хорошо отразилось на повествовании то, что автор слишком уж заузил рамки истории, превратив ее в локальную заварушку, при которой: выйди из стен города и уплывешь в вакуум, в котором ничего нет, ну кроме абстрактного Севера, где всю книгу на троне (тоже в вакууме) сидит Рикке и вроде как правит.
Ну и напоследок пару слов о персонажах. Из накипевшего.
Ладно, проехали. Идем дальше. Про Мэри Сью всея Земной Круг Савин просто даже сказать нечего. Самый раздражающий и неправдоподобный персонаж эвер, при чем защищен таким толстенным авторским магическим барьером 100-го уровня, что наверно даже сам Эувин поперхнулся бы, попытайся он его преодолеть. А попытки Джо вызвать у читателя какие-то переживания на эпизоде сбрасывания ее с башни, по-моему, вообще имели слегка противоположный эффект...
Странно, но почему-то жалость в этой книге вызывают исключительно Броуд и Лео, главные жертвы Савин. Каждый из них по своему расплатился за то, что купился на красивую обвертку, не сразу унюхав запашок гнильцы под ней. Первому теперь до скончания дней светит роль палача, второму – жизнь калеки. Орсо, еще одна жертва Савин, жалости, увы, не вызывает. Наверно, потому что данный персонаж не вызывает вообще ничего. Складывается впечатление, что Джо до последней страницы и сам не решил, зачем он был нужен в этой трилогии, ну кроме набивания дополнительных страниц благодаря пространным диалогам и совсем не смешным шуткам.
Баяз, засранец еще тот, и в принципе нет ничего плохого в том, появись у него достойный противник, поставивший бы старикана на место. На это было бы очень интересно посмотреть. Но видеть, как его, втаптывающего ранее в дерьмо самых суровых лидеров местных государств, отшивает какая-то там Рикке? Серьезно? Даже не смешно. И что, на милость, мешало Баязу на том же холме с Героями наступить башмаком на шею Рикке, заставив ее глотать собственную рвоту, как это было с Джезалем? Нуууууу…. Очевидно, что высокая политкорректность Первого мага! Или нет — присутствие Трясучки! Наверняка железный глаз, 100500 раз упомянутый в тексте, дает ему иммунитет к магии. Ога.
Рикке разочаровала. Полностью. В первой книге она поначалу вызывала симпатию и была надежда, что станет чем-то вроде женской ипостаси Ищейки. Надежный лидер, в котором так долго нуждается Север, единственный адекватный персонажем в книге. Ан нет! До мэрисьюшности Савин не дотягивает, но у дамы явно все впереди, руку на предательствах она уже хорошо набила.
Насчет Глокты и так уже было сказано очень много. От себя добавлю лишь то, что ни симпатии, ни восхищения он никогда у меня не вызывал. А после своего признания, что великий заговор всех времен и народов придумала его жена-алкоголичка… нуууу… нет слов, честно. Очень жаль, что из главных персонажей первой трилогии, именно он цветет и пахнет, а не Ищейка, или те же Джезаль с Логеном. Они хоть и не были положительными персонажами, но, как не странно, иногда вызывали положительные эмоции.
Ну и в финале книги симпу от меня словила Вик. Молодца! Очень эффектно показала Глокте средний палец (наконец-то, хоть кто-то!) и гордо ушла в закат. Аплодирую стоя. Надеюсь, у нее все отлично сложится. Кстати, так и осталось загадкой, почему никак не обыгрался факт, что Пайк ее родной отец. Допустим, ей было тяжело узнать Пайка с обожженным лицом, но он то свою дочь точно узнал, тем более, что Вик и своего реального имени не скрывает. Для себя объясняю это лишь одним – похоже Джо и сам об этом забыл. Ха!
Очень сомневаюсь, что меня потянет перечитать эту трилогию еще раз, в отличии от первой. Тут нет ни персонажей, ни локаций, ни сюжетных перипетий, которые хотелось бы освежать в своих воспоминаниях. Жаль. Еще один автор, от которого всегда ожидался определенный уровень – стал сомнительным товарищем, к чьим книгам теперь стоит очень критически присматриваться перед покупкой.
Fenol, 31 октября 2022 г.
Это стыд, лучше всего характеризуемый мыслями, которые возникли у меня на временном разбеге в 11 лет. Читая в те далекие времена трилогию «Первого Закона», ощущая её кинематографичность, я думал о том, что она является идеальным клиентом для HBO времён «Рима» (с огромным количеством вложенных денег, матёрой маскулинностью, безжалостностью обстоятельств и общей темнотой истории). Трилогия «Эпохи безумия» — настолько концентрированный клиент Нетфликса или Амазона, что тем даже делать ничего не надо для обтесывания истории под свои специфические рамки, писатель сам уже всё сделал. Третья книга уже окончательно формирует у читателя понимание всех недостатков, которые были в прошлых двух частях новой трилогии, явственно обнажая усталость (?!) самого Аберкромби от собственного мира Земного Круга. Он использует те же шаблоны интриг, он использует те же шаблоны создания клиповости битв (за здешний эпизод «Маленьких людей» просто невыносимо стыдно, простите нас, Герои), всё и вся упрощено здесь до уровня последних классов школы, оно стало настолько омерзительно приземлённым, что отправилось в грязь. Можно говорить много и о разном, но всего один простой пример характеризует новую трилогию лучше любых расписываний. Без капли едкой иронии и преувеличения, детальному и максимально живописному описанию месячных у двух разных героинь здесь уделено 3-4 полных главы, их можно перечислить по цифрам. Байязу — Мастермайнду всего Земного круга, вершителю судеб, Доктору Ноу господина Аберкромби, уделена суммарно половина главы (и это очень оптимистичный подсчет, так как по большей части он просто появляется, говорит всесильным главным героиням: «Люди такие глупые и не понимают моего величия» или несколько других строк и уходит). Приоритеты расставлены Аберкромби вполне очевидно, главным злодеем трилогии и врагом всепобеждающих главных героинь являются несколько дней месяца, а не этот странный лысый старик.
Главной проблемой первых двух книг было то самое желание писателя максимально онетфликситься. что подразумевает под собой погребение под краеугольным камнем фэнтези пропаганды тех ребят — зашкаливающим инфантилизмом. Это камень не держит здание новой трилогии в одиночку, тут у нас представлена полная палитра прогрессивности и одухотворенности, но по голове этот камень бьёт сильнее всего. Все до единого главные герои ведут себя как подростки. Все. Без исключений. В первой трилогии единственным настоящим инфантилом был Джезаль, да и то Байяз очень быстро обтесал с него всю эту шелуху, заставив повзрослеть в максимально короткие сроки. Остальные герои были взрослыми в своём поведении людьми — мерзкими, подлыми, добрыми, хитроумными, безумными, но взрослыми людьми. Здесь ты надеешься, что хоть к третьей книге кто-то из главных героев изменится, но минимальные царапины в характере получил лишь Лео, но даже они в финале благополучно уничтожены его младенческими истериками и криками мальчика, которого обидели злые тёти.
Еще к концу первой книги ты благополучно понимаешь аксиому нынешнего «тёмного фэнтези» Аберкромби — «Женщины здесь неприкасаемы и всемогущи», спокойно считывая любые возможные твисты последующих книг уже на взлёте. Женщины играли важную роль в старой трилогии, ни одна из тех героинь на кухне борщи не готовила, не вызывала жгучего ощущения ледяного вакуума в лёгких. Здесь же писатель настолько стремится угодить, что буквально делает всех своих героинь полу-богинями. Финри, да да, вот та самая Финри с её потрясающим опытом боевых действий — Наполеон Земного Круга, побеждающая во всех сражениях; дочь Глокты — Савин становится Джеффом Безосом этого мира; Рикке «Только исполнилось 18», по совместительству дочь Ищейки — местный Майкл Корлеоне и правит Севером; Тереза правит Союзом вместо тряпки Джезаля; Монца правит в Стирии, Судья с несколькими сотнями человек творит Революцию, захватывая железные дороги, почты и кинотеатры. Все планы главных героинь всегда сбываются, в какую бы мясорубку оные планы не попадали, рядом с ними хитрейшие умы Севера, Юга и Союза начинают вести себя как юродивые. И это заставило ненавидеть главы Рикке. Мало того, что она мечет молнии из рук (глаз... глаза...), мало того, что любые её действия сопровождаются километрами описаний намеренно омерзительных физиологических действий. Так еще и все её планы — олицетворение геополитических стратегий, придуманных подростком, они настолько пусты, поверхностны и смешны, что ты поверить не можешь, что на них кто-то купится, но потом ты опять вспоминаешь, что этот вчерашний подросток — новая Мишель Корлеоне, потому все её планы сбываются по умолчанию. И кульминацией этого становится битва при Карлеоне в третьей книге. Невозможно поверить, что её создал тот автор, который создал «Героев», который придумывал осаду Дагоски, но вот оно имя на обложке книги. После каждой строчки этой битвы ты повторяешь себе, что подобного в битве не может быть просто потому, что не может быть, постоянно вспоминая, что одним из участников является Мишель Корлеоне, поэтому беспросветность каждого действия оправдана во имя победы настоящей Героини. И пусть на другой стороне воюет самый хитрый человек Севера с неисчислимыми полчищами соратников, тактические манёвры а-ля Морской бой на тетрадной странице с одноклассником превозмогут. А эти шпионские твисты и обманки с пустышками, да это почти богомоловский «Момент истины» от тёмного фэнтези (нет). Всё, что связано с Рикке в трилогии — омерзительно. Её соратники, радостно убивающие женщин и детей в обозе (Рикке и ко на стороне Добра, кстати, если вы забыли). Её детские планы. Её мерзкое поведение. Её тактический гений из ниоткуда. При всех претензиях к всемогущести Савин, но она не начинает в третьей или второй книге молнии из рук пускать, или войска при Стаффенбеке в бой вести, большую часть времени она занята выживанием, успешность которого вполне можно оправдать и именами её покровителей. и её собственными способностями, которые Аберкромби хотя бы удосужился обрисовать (фехтование с ранних лет, постоянные битвы нервов и испытания выдержки в деловых кругах, отточенный в интригах ум). Пусть описание её физиологических нужд и не менее мерзкое, но к третьей книге она хотя бы начинает вызывать сочувствие (опять же благополучно уничтоженное Аберкромби в финале).
Главных героев старых книг здесь убирают со сцены намеренно унизительно и бессмысленно, словно писатель стремится извиниться за то, что они вообще существовали в его прошлых книгах. Единственным светлым пятном всей трилогии становится Йонас Клевер, словно воплощающий в себе взрослый голос разума, вынужденный из-за этого постоянно попадать в передряги. Забыв лицо всего отца, Аберкромби в третьей книге утвердительно печатает список своих личных потерь. Потеря умения придумывать и описывать жесткие битвы. Потеря умения высекать своих персонажей из камня, а не из наркотика или выделений организма. Потеря умения держать ритм и создавать тайну, раньше делая едва ли не шпионский роман, а теперь печатая мыльную вариацию любой революции. Он бьёт себя по лицу ладонью самоповторов, даже не пытаясь создать нечто оригинальное. И словно этого мало, в конце книги он оставляет многостраничный клиффхэнгер на будущую трилогию, словно расписываясь в собственной беспомощности. Да, здесь я, конечно, опозорился с тремя книгами, но дальше, ребята. Дальше —
Cravenger, 11 декабря 2021 г.
Не, ну это уже не смешно. Я уже оставлял как-то отзыв на новую трилогию Аберкромби, упомянув то, о чём, должно быть, не подумал только ленивый. Новые герои по большей части отстойны. Не тянут они, как ни крути. Нет такого захватывающего переживания, как было, к примеру, в тех же *Героях*, а то вообще одна книга, заметьте.
Помимо упрощенного сюжета и не столь цепляющих диалогов хочу отметить следующие вещи, как по мне, рушащие устоявшиеся характеры героев данного цикла, а так же попросту нелогичные вещи. Далее спойлеры.
1) Савин переобувается на лету. Подаётся это, как то, что она меняется под гнетом обстоятельств, однако, на деле — это буквально переобувание персонажа на лету. Метается туда-сюда. Пустое это, честно. Самый скучный персонаж, испытывающий примерно те же терзания про *плохое и хорошее* как и Броуд. Вот только ветка Броуда и та зашла мне больше.
2) Глокта. Ну тут, типо, клиффхенгер. Он придумал всё и вся. Ага. По факту, представили это как продуманный план по захвату власти. Однако, я так и не понял для себя, как читатель, что конкретно его не устраивало при правлении Байяза и Ко? Союз был сильнее. Прогрессу особо не мешали. Он был при деле и воспитывал дочь, обладая властью третьего человека в стране. Теперь же он как бы у руля власти, но в общем-то играет даже меньшую роль в стране, нежели имел до Революции. В чем логика? Для Народа не стало ни хуже, ни лучше. Исключая, конечно, смерти. Для него самого и его семьи — тоже нет изменений. Савин и так каталась как сыр в масле. Ну будет теперь она как бы королевой. Но так она и так была как бы королевой, при этом, если бы не мятеж Брока — вполне возможно она так же заседала в Закрытом Совете при Орсо. И так же имела бы в будущем детей, имевших право на трон. Да, Орсо бы оставался помехой — но они ж любят друг друга. Короче, такая же логика, как в тот раз, когда Орсо и Савин узнали, что они братья и сестра. Да ё маё, это же тёмное фэнтэзи, ну трахаюца они и что? Где-то один Джейме ржет в голосину.
3) Орсо слили. Я понимаю, что это такая мораль Аберкромби. Что надо не быть слишком хорошим, иначе помрешь. Но Орсо и не был. Да, на фоне всех остальных персонажей, он, должно быть, наиболее *добрый*. Но вот так просто сливать его. Даже не знаю. Я до сих пор держу обиду за Джезаля, который в первом цикле книг представлялся более интересным, чем его же образ в новой трилогии. Джезаля так же слили просто так. По тихому.
4) Статичный мир. События только там, где есть события. Нет ни вторжений на юге, ни на западе. Ни на востоке. Стирия ждет (хотя у них там 3 войны с Союзом были), Старая Империя ждет (хотя нам уже несколько раз упоминали, что там и маг свой верховный есть и вроде как уже войны устаканились). Гуркхул тоже ждет. Все ждут. Ну вот нельзя разве было уделить пару отрывков тому, что вот там и там начинаются проблемы. Где-то ходят слухи о вторжении. Там и там видели новых едоков. А тут вроде и *красная страна* бы взыграла, через Старую Империю.
5) Рикке сосёт. Нет, честно. Её линия тоже не очень понравилась. Из-за откровенного спойлера еще в предыдущих книгах. Долгий взгляд. Долгий взгляд должен работать на персонажа! Он должен знать и строить грамотные стратегии. Необязательно в видениях Рикке было указывать такие жесткие отсылки к тому, кто кого победит в итоге. А тут ведь он ещё напомнил под конец об этом. И дал новые спойлеры относительно следующих книг. Ну вот зачем? Интригу можно сделать проще. Не играясь со спойлерами.
6) Кальдера слили. Любимый персонаж Севера. В героях представлялся одним из умнейших. Тут деградировал.
7) Йору слили. Разноглазый ученик Баяйза представлялся интересным персонажам с непонятным бэкграундом. КОТОРЫЙ МОЖНО БЫЛО БЫ РАСКРЫТЬ.
8) Байяз. Опять сосет. Только и делает, что сосёт после оригинальной трилогии. Если он такой *Ткач* — то почему постоянно сосёт? Где его мега силы? Где его союзники и ученики? Я уверен, что Йору не единственный. Где информация о других магах? Которые как бы есть. Где их планы? Где мировой экшон? Нет, вы поймите, что локальные истории тоже хорошо. Но такое ощущение, что Аберкромби хочет ещё книг 6 выпустить. Чтобы закрыть всю историю. И еще 3 отдельных. Наверное, круто? Возможно. Но если опять введут персонажей для галочки — это минус.
9) Лео Дан Брок сосёт. А точнее его образ. Чё это он так поумнел за пару дней? Или сколько он там в камере сидел. Откуда интеллект взялся? Его же описывали глуповатым, но смелым. Солдатом, а не интриганом. Рост персонажа должен быть, да. Но для подобного роста мало просто потерять руку и ногу. Персонаж буквально должен провести несколько лет, черпая опыт и знания, в новых ситуациях или хотя бы учёбе. А что сделал Лео? Просто в камере два дня посидел. Нормально.
10) Слив Горста. Хей! Это же самый крутой фехтовальщик, кроме Логена. Слили просто об 10 тел на причале. Очень удобно. Такое ощущение, что автор просто не знал, как его убить. Поэтому сделал так, что Горст как бы героически прикрыл отход и самовыпилился. Горст описывался помимо прочего, как изобретательный боец. Он дрался в Героях и голыми руками. И не лез на рожон. При этом он не был глупцом. И не был трусом. Слить его можно было бы более достойно об ОЧЕВИДНО превосходящих его Едоков, которые как бы в книги имеются. Но тут Горст не может убить инглийцев десяток. И да, я знаю, что его убили болтом. Но он сам кинулся на арбалет. Зачем? На корабле есть узкие пространства. Дрался бы там. Задержал бы ЕЩЁ надольше, коль так решили слить.
Короче, книга нормальная. Вот только логики всё меньше. Сюжетных поворотов, ради сюжетных поворотов — всё больше. А мир, кажется, всё более локален и сосредоточен только на Адуе и маленькой части Севера. Надеюсь, следующая будет эпичной.
radio_cinema, 16 ноября 2022 г.
Я начал читать книги Аберкромби в этом году и не останавливаясь прочел все девять томов Земного круга плюс рассказы.
В таком ритме хорошо видна динамика, с чего автор начал и к чему пришел. Фанатом Аберкромби я не стал.
Его стиль с гипертрофированным реализмом и смакованием физиологических подробностей по началу вызывал неловкость. Это примерно как смотреть на взрослого, который ведёт себя словно ребёнок, узнавший слово «пиписька» и выкрикивающий его, чтобы подчеркнуть свою крутизну. Потом неловкость превратилась в смех, а затем в скуку. Еще в «Первом законе» в каждой главе, где появляется Глокта нам два абзаца рассказывают, как у него всё болит — ну зачем? В «Эпохе безумия» это только усугубилось, не буду конкретизировать.
Тем не менее Аберкромби умеет писать так, что хочется продолжать читать и узнавать, что произойдёт дальше.
Вернее, умел. Когда в конце «Красной страны» Логан ушел в закат, такое ощущение, что с ним вместе ушло и то, что вызывало интерес и подогревало стремление продолжать.
В «Эпохи безумия» произошла магия, причем единственная магия в этой трилогии — всё стало хуже.
Какой параметр не возьми: сюжет, персонажи, развитие мира, описания — это получилось бледнее, беднее, мельче, чем в «Первом законе» или второй тройке книг. «Мудрость толпы» я дочитывал уже на волевых, пересиливая себя.
Дальше на всякий случай под спойлером, хотя без особых деталей.
Крайне простой — борьба за власть и революция в Адуе плюс очередные разборки за трон Скарлинга на Севере. Всё, больше ничего нет. В Первом законе был интересный квест и поход на Запад, в «Лучше подавать холодным» и «Красной стране» нам показали Стирию и Дальние территории. В каждой локации были свои особенности и свои истории. Всё это, увы, осталось в прошлом, «Эпоха безумия» — только про Срединные земли и Север. При этом Север был более чем раскрыт в «Героях» и первом цикле. Единственное новое, что происходит — революция рабочих в Адуе, но об этом ниже.
Персонажи.
Все основные персонажи прошлых книг либо ушли на задний план, либо умерли. Второстепенные, типа Горста, иногда мелькают. Многочисленные новички вышли слабые несмотря на то, что автор изо всех сил пытается подчеркнуть их яркую индивидуальность. Попробую показать, как я это вижу.
Долго не мог понять, что не так с женскими персонажами, потом дошло — они почти все сделаны по одному шаблону. Работает это так: есть условно базовый характер, назовём его БХ. БХ — это активная женщина с развитым, язвительным чувством юмора, острым языком и желанием всё прокомментировать. Потом к БХ добавляется какая то изюминка, характерная черта (про которую автор «фирменно» напоминает в каждой сцене) и вуаля — готов персонаж.
БХ + алкоголь = Арди. БХ + Долгий взгляд = Рикке. БХ + преданность Орсо = Хильди. БХ + жуёт чагги = Изерн-и-Фейл. БХ + резать сыр = Шолла. БХ + крепкие бёдра = Корлет.
Исключений среди основных женских персонажей три — Судья, Вик и Савин. Судья — психопат без полутонов, так и не раскрытый. Вик — это тупо копипаст Витари из первых книг, но теперь она ПоВ.
А вот над Савин автор похоже действительно старался, но это не значит, что получилось. Савин предстает в образе эдакой крутой бизнес вумен, воплощение американской мечты. Правда в чем её крутость не показано, за всё время она так и не проявляет каких то особенных деловых качеств, хотя постоянно об этом вспоминает. Тем не менее характер развивается, Савин стремительно глупеет (я даже задумался нет ли тут фиги в кармане, типа от беременности у женщин понижаются интеллектуальные скилзы) и далее её носит по волнам сюжета без особого на них влияния.
Мне долго нравилась Зури, но её можно сказать всю обратили в финальный твист. И я так и не понял, Ишри или нет? С одной стороны бинты, но с другой, цвет кожи не совпадает.
По поводу общего феминизма — в принципе оно не мешает, но местами автор хватает через край. Савин родила двух младенцев, после чего в каждой сцене подчеркивается, что девочка активная и сильная, а мальчик — хилый плакса. Причем он первенец. Понятно, что это расстановка фигур перед продолжением, но как то уж совсем чересчур.
Мужские персонажи.
В общем и целом намного более плоские и тусклые, чем женские. Интересный получился только Клевер.
Лео — это Джезаль в усиленной и от того менее правдоподобной версии. Орсо — новый типаж для Аберкромби, но не новый для фентези. Это один из самых встречающихся персонажей подросткового чтива. Не герой, но и не трус, ничего толком не умеет, но не дурак, на всё смотрит иронично и цинично. Не очень понятно, зачем он был нужен если честно. Вполне можно было оставить королём Джезаля и вышло бы тоже самое.
Остальные не запомнились, причем особенно никакие северяне. Повторюсь, «Герои» полностью закрыли северную тему, зачем к ней было возвращаться — неясно.
Байяза, этого как казалось могущественного кукловода, можно считать и нет. От силы полторы страницы, за которые его успевают все послать, а тот единственный, кто согласился на его помощь — проигрывает. Офигеть какой могучий маг Байяз. Причем я еще могу понять, что две книги он занят чем то очень важным на Западе, но когда он возвращается то почему то не спешит спасать своё детище, Союз. Вместо этого вдруг всплывает на Севере и что то там заговаривает с Рикке. Неужели это важнее? Признаюсь, я до самой последней страницы ждал появления Байяза в Адуе, хотя бы в финале. Но нет, за всё отдувается Сульфур, который, как выяснилось, ничего толком не может сделать. Причем непонятно почему, он же, в теории, не только едок, но и маг, ученик Байяза. В первом цикле Сульфур менял внешность, но этот навык использовался аж один раз за девять книг. Действительно, смена внешности — довольно читерский писательский приём, но раз уж его ввели, то либо использовать, либо объяснить почему Сульфур больше так не делал. Тем более это умение пригодилось бы в «Эпохе безумия», где чехарда действующих лиц и все всех предают.
Насчет смерти Джезаля — как по мне, это был самый обидный и слитый эпизод. Вот так выключить одного из ключевых персонажей, причем вообще без всякого объяснения. Всего лишь умер король, здоровый, не старый мужчина, который прекрасно себя чувствовал — ну и что? Никто не удивился, никаких расследований. Я до конца ждал, что это козни Баяза/Глокты/аристократов ... да хоть кого. Нет — просто умер и всё.
Развитие мира.
Такое ощущение, что Аберкромби то ли разлюбил Земной круг, то ли у него нет идей, что с ним делать. Опять Срединные земли, опять Север. Всё, что происходит в других территориях упоминается лишь парой фраз, причем про государства типа Тхонда мы после девяти книг по прежнему не знаем абсолютно ничего. Тоже самое с магией — её попросту нет. В первых книгах маги еще как то действовали или обозначали присутствие, но здесь их роль свелась к редким появлениям Сульфура, который нудит и стращает Байязом, а всем наплевать.
Фактически единственное новое, что Аберкромби ввёл в книги это рабочая революция в Срединных землях. Как только эта тема появилась в «Немного ненависти», моей первой реакцией было: чтооо?!. Промышленный и социальный скачек за тридцать лет из условного средневековья в девятнадцатый век?! Вы это серьёзно? Во всём мире стандартное фентези, а вот именно в Адуе уже практически стимпанк? Мало того, что это нелепо выглядит, так и главы со всеми этими подпольщиками-стачечниками самые скучные. Я надеялся, что автор таким образом выразит своё отношение к революционным радикалам и успокоится, благо этих глав не много, но в «Мудрости толпы» ВСЁ вертится вокруг революции. Как оказалось, в этом и был замысел цикла и стержень сюжета. Ужасно.
Описания.
Тут всё просто — бесконечные самоповторы. Например Аберкромби придумал очень сочный, кинематографичный приём с показом битвы глазами чередующихся простых участников. Это действительно мощно и впечатляет, но всё хорошо в меру. Один раз это было уместно в «Героях», но тут он КАЖДУЮ стычку рисует таким образом, не важно, нужно оно для сюжета или нет. Когда начиналась очередная глава с очередными «маленькими людьми» я уже закатывал глаза — ну вот опять.
Общий итог для всего цикла Земного круга.
Первые три книги — неплохо, но и не шедевр. Вторые три и рассказы — можно читать, в качестве интересных спинофов.
«Эпоха безумия» — сильно хуже, не тратьте время.
Конкретно «Мудрость толпы» — самая слабая из «Эпохи»
Jonies, 6 октября 2021 г.
«История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса»
Такой фразой (для разнообразия приписаной Марксу) открывается одна из частей «Мудрости толпы». И она же лучше всего характиризует книгу (да и вторую трилогию в целом).
В мир Аберкромби приходит революция, на севере бушует война, интриги плетутся и во дворцах и в клозетах — казалось бы — идеальный котел, в котором сварится очередной шедевр. А вышел постный супчик, с кучей чеснока на дне.
Харизматичные герои и крутые повороты это два столпа на которых держиться каждая книга Джо, и в «Мудрости..» с ними беда.
Молодое поколение явно не дотягивает до уровня Логена, Коски, Шиверса, Глокты или Джезаля. По требованию бога из машины изворотливый и безжалостный инвестор превращается в всеобщего благодетеля, а из него в мудрого правителя и все это в течении пары месяцев. Отважный и глуповатый генерал становится ловким и изворотливым политиком-популистом, бьющим в спину и проворачивающего государсвеные перевороты по щелчку пальцев. Девочка-подросток обводит вокруг пальца одновременного и короля Севера и первого из магов. С Баязом ситуация совсем печальная — человек (?) создавший союз, а за ним и банковскую систему, не говоря уж о собственноручном уничтожении сотни магов-едоков — получает подсрачники от каждого проходящего. В деменцию впал? В связке с ним Глокта — три книги вымучивать гениальный план, достойный съедания чижика — деяние несколько грустное.
Выдавать неожиданые повороты (или хотя бы развязки) с такими героями тяжело. Линия с Севером прямая как палка вот уже три книги. Приходит злой злодей (теперь есть мужик собирающий кости и строящий из них повозки) долго и нудно нападает на город позитивных и веселых, получает леща в «посмотрим-на-все-глазами-маленьких-людей» битве. За «прилет орлов» стыдно должно быть автору, но было почему то мне. Ровно как и революция в столице — две трети книги ломатели и сжигатели ломают и сжигают, Брод сомневается хороший ли он человек (становится хорошим прочитав одно письмо
А за всем этим еще сильнее проступают минусы — мир настолько схематичный, что теряет целостность. Вроде как у Союза полно врагов, но во время революции они все пропадают. Чем вообще живет союз не ясно — то армия бунтовщиков собирается со всей страны за три дня, то целое войско лоялистов месяцами болтается по лесам (хотя находилось в паре дней пути от осажденой столицы). Первый из магов сидит в огромной башне, которую никто не может найти, кроме десятков случайных персонажей. Что производят многочисленные фабрики, с кем торгует Союз и зачем, что со старой Империей и Стирией..Этого мы не узнаем, пока по крайней мере. Зато щедрой рукой Джо отсыпал завязок на следующую трилогию.
keytorry, 22 июля 2022 г.
Два предыдущих тома по семьсот с лишним страниц я проглотил очень быстро по своим меркам, но в середине «Мудрости толпы» неожиданно забуксовал. Джо Аберкромби, сохранявший до этого момента нейтралитет по отношению к сторонам своего собственного художественного конфликта, вдруг начал проявлять очевидные симпатии к роялистам и увлекся описанием зверств революционеров явно сильнее, чем нужно было. Те, кто у него раньше был честным народом, превратились в отвратительную красномордую грязнорукую массу без каких-либо принципов и идеологии. Они с восторгом крушат все достижения архитектуры и искусства, хватают за тонкие белые ручки несчастных роялистов, насилуют их, пытают и убивают, между делом совокупляясь и заливаясь спиртным в инфернальном экстазе прямо посреди улиц. Все это описано прямо как какое-нибудь нашествие демонов из преисподней. Где все нормальные люди? Только на одной стороне? Куда пропала объективность?
Я ни в коем случае не фанат социалистических революций, но меня не отпускает мысль, что именно такими британец до мозга костей с аристократичной фамилией Аберкромби видит страны и народы, которые служили прототипами этих событий в реальной жизни. Потрудившись поначалу справедливо обозначить идеологические конфликты, объяснить мотивацию и показать разные точки зрения, в финальном томе автор будто сцепил зубы и, продирая от ярости дыры пером в пергаменте, превратил не симпатичную ему сторону в карикатурных уродов. К тому же, это не просто типичный «народ» в плохом смысле слова. В духе актуального в «прогрессивных» кругах двоемыслия автор еще и наделяет этот народ совершенно не характерными ему качествами, такими как ненависть к небелым расам, угнетение женщин и прочих меньшинств. То есть у нас тут как бы очевидная социалистическая революция, но при этом нацизм, шовинизм и прочие –измы. Буквально все хорошее против всего плохого. Зачет по всем дисциплинам «прогрессивной» этики. На истину, конечно же, не претендую. Просто домыслы.
Теперь подробнее о сюжете и персонажах:
Аберкромби намекал на это в течение всей трилогии, причем гораздо более тонко и изящно, чем о наклонностях Лео дан Брока. Только о масштабах ее «полномочий» стало ясно только ближе к финалу. Как и все читавшие «Первый Закон», я с самого начала новой заварушки ждал, когда же вмешается Байяз. Все, что он так долго строил, рушилось на глазах, а он мог только недовольно пыхтеть, когда какая-то вошь Рикке смеялась ему в лицо. Почему? Ему явно противостояла какая-то незримая сила, причем очень могущественная. Что это может быть за сила? Очевиднее некуда — ответ написан прямо в перечне действующих лиц в конце каждого тома:
Развешанные по стенам ружья у Аберкромби стреляют почти без осечек, поэтому можно было быть уверенным, что все таинственно пропавшие обязательно появятся в нужный момент.
Савин и Лео оказались ровно там, где должны были. Испытания, выпавшие на их долю, оставили шрамы на их телах и душах. Они стали жестче, расчетливее, опаснее, но по большому счету все равно остались самими собой — властолюбивой интриганкой и напыщенным закомплексованным дураком, ведь от себя не уйдешь. Жизнь дала им немного опыта, но не смогла изменить их суть.
Линия Броуда так никуда и не развилась, потому что развивать то оказалось некого. Не все персонажи способны вершить судьбы, чья-то роль – делать, что скажут. Его ткнули в этот факт носом довольно жестоко, но вполне справедливо. Все как жизни, не придерешься.
А вот за Вик я порадовался. Она нашла в себе силы вырваться из порочного круга и решила, наконец, пойти своим путем.
Приятно было наблюдать за нормальным сильным женским персонажем, а не за обиженным недоразумением с Севера.
Теперь об обиженных недоразумениях. По какой причине весь Север начал плясать на задних лапках перед Рикке — мне неведомо. Целые армии седых ветеранов, которые испокон веков привыкли на круге решать, кто из них будет главным, вдруг измельчали настолько, что решили беспрекословно подчиниться истеричной малолетке, которая пригрозила им каким-то незримым колдовством. Никто не усомнился? Даже не попытался бросить вызов? Да там должна была выстроится целая очередь из желающих! А если бы даже величины, способной подавить всех, не нашлось, то Север бы просто безнадежно раздробился. Этим правилам жизни Севера нас учил сам автор в «Первом Законе». Никакой Долгий взгляд бы тут не помог. В лучшем случае Рикке светило бы звание придворной ведьмы. Откровенно мерзкий персонаж, рассекавший по волнам сюжета исключительно по прихоти автора, вопреки здравому смыслу и правилам собственного мира. Вся «северная» арка была довольно скучной, после «Первого Закона» — просто детский сад.
Ну и, наконец, Орсо. Лучший персонаж трилогии. Единственный, кто не «сделал свое сердце каменным». Не имея могучей силы, реальной власти, таланта к предательствам, магических способностей, настоящей семьи и друзей, он всегда оставался человеком. Будучи в безнадежном положении, не падал духом и вдохновлял окружающих. Не оставлял надежды и делал все, что мог, но обстоятельства давили на него с просто чудовищной силой.
Перечитав написанное, я понял, что отзыв выглядит негативным и диссонирует с оценкой. Дело в том, что чем сильнее произведение, тем больше мне хочется в нем копаться, искать изъяны и скрытые смыслы, анализировать, думать. Порой это выливается в домыслы, а негатива кажется больше, чем его есть на самом деле. Ведь бить лежачего – не очень интересно, а «Эпоха Безумия» — это объективно сильная вещь. Чтение идет легко, вызывает множество разных эмоций, иногда противоречивых. Интересно, что, имея в наличии закат магии и борьбу за трон на главном плане, трилогия абсолютно не вызывает ассоциаций с «Игрой престолов». Наверное, это и есть авторский стиль. То, что у Аберкромби он есть – я не сомневался, просто в отличии от вполне классического фэнтези «Первого Закона», в «Эпохе Безумия» автор пошел дальше и начал щекотать нервы читателю, выгонять его из зоны комфорта спорными персонажами и новой этикой. Когда за этими вещами не стоит крепкой истории, получается мрак, но тут явно не тот случай. Можно выбросить новую трилогию в топку и молиться на старые каноны, а можно воспринять ее как своеобразную проверку на открытость мышления. Каждому свое.
Deusuum, 19 сентября 2021 г.
Итак, Джо Аберкромби закончил свою вторую большую трилогию в мире Земного Круга. С тех пор, как вышли три тома «Первого закона», английский писатель не сидел без дела — мир мага Байза, Союза и Севера пополнили три одиночных романа и сборник рассказов. И после двух первых романов в «Веке безумия» мне казалось, что автор готовится к какому-то яркому финалу, который бы перевернул Земной Круг вверх дном. Получилось ли у него?
Очень сложно ответить на этот вопрос, не рассыпав полную пригоршню спойлеров. Безусловно, Аберкромби не прекращает удивлять и иногда даже шокировать своих поклонников — некоторые ожидания сбываются, некоторые принимают причудливый оборот, а установившийся статус-кво в отношении чего-либо не живёт более чем на протяжении нескольких глав. Чувствуется, что это финал трилогии и важнейшая глава в истории сеттинга, прошу прощения за такой некнижный термин, но всё равно, ощущения законченности «Мудрость толпы» не оставляет. Очевидно, что впереди нас ждёт множество событий, и чувства завершённости нет и в помине, что меня лично раздражает.
Но это не так важно, потому что это Джо Аберкромби, и проведённые с книгой часы просто не могут быть потрачены впустую. Его герои всё так же переживают великие события, участвуют в них (вольно и невольно), становятся их причиной. Мир и автор не всегда справедливы к ним, но жизнь вообще несправедливая штука, не так ли? Савин, Орсо, Вик и компания по-прежнему обмениваются яркими фразами, способны на неожиданные поступки, открываются по-новому, и не всегда с лучшей стороны. Аберкромби не столь неожиданно жесток к своим главным героям, как Джордж Мартин, но в «Мудрости толпы» кто-то из читателей потеряет своих любимчиков, а кто-то не дождётся воздаяния за грехи нелюбимых персонажей — со мной так и получилось.
Аберкромби узнаваем с первых страниц — почти в начале книги он использует мгновенное перемещение между эпизодическими персонажами, приёмом, которым он столь блестяще описал битву во втором томе. Год назад это было просто невероятно, сейчас — просто хорошо. Мы узнаём, что думают персонажи, между их отрывистыми репликами, и тем самым узнаём их поближе. И так далее, и тому подобное — Джо остаётся блестящим писателем, и этот роман не станет его провалом.
В первой и второй книгах трилогии всё заканчивалось если не на клиффхэнгере, то просто на очень интересном месте, и читатель не мог дождаться следующей книги. Но заканчивать подобным финал — это почти манипуляция, и для меня это стало небольшим, но разочарованием от общей недосказанности и незавершённости, как и было сказано выше.
Тем не менее, «Мудрость толпы» безусловно рекомендована к прочтению, а я всё равно буду ждать следующего романа Джо Аберкромби.
Thornbird, 2 апреля 2023 г.
Вообще-то я не собиралась писать длинный отзыв, начала писать совсем малюсенькую отписку, но все неожиданно вышло из-под контроля, так что получилось то, что получилось.
Если оценивать автора по умению плести сложные интриги и закручивать сюжет, переплетать много очень разных персонажей в неповторимый клубок интриг и деталей, то Аберкромби просто мастер. Я не смогу поставить за эту историю, особенно за третью книгу, ниже десятки. Повторюсь, «Эпоха безумия» гораздо сильнее «Первого закона», где многое лежало на поверхности или казалось шаблонным, прямолинейным и не слишком впечатляющим. А «Эпоха безумия» — она вне конкуренции.
Однако если копнуть чуть глубже, в суть, так сказать, то не могу отделаться от мысли, что мне как-то противно ото всего… Осталось тошнотворное послевкусие всепоглощающей низости и предательства, когда ни одной честной и искренней души не остается, когда торжествует искусство манипуляции, лицемерия и достижения власти/неких целей любой ценой ради личных амбиций под лживым прикрытием усовершенствования мира. Но что поделаешь. Какие времена, такая и мораль в книгах. Люди хотят жестокости, цинизма, силы и больше не хотят оставаться наивными. Я, наверное, все еще романтик-идеалист в душе, хоть и предпочитаю реализм, даже если речь идет о фантастике и фэнтези, поэтому тоска по старым добрым понятным представлениям о добре и зле у меня едва ли когда-то пройдет. Проблема в том, что реализм тоже у каждого свой, соответствующий его морально-нравственной картине мира, отсюда и свои Герои, свои Злодеи, свои Идеалы. Целевой аудитории теперь нужны такие… Да и я вот тоже прочла с большим интересом, просто теперь не вполне понимаю, что вынести из этой книги, как привыкла всегда что-то для себя выносить из книг. Мир жесток? Все лгут? Или вот еще одно классическое мучительное метание для размышлений: «Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею...» Похоже, такие высокие материи всерьез не посещали ни одного персонажа... И только один, не самый умный, отнюдь не самый добрый и не самый главный, Гуннар Броуд, горит в своем персональном аду за содеянное. По крайней мере, оно его поистине ломало и мучило, хоть и не сломило его природу, но потрясение психики творящимся вокруг безумием уже очевидно. Остальные герои, как ни прискорбно, оказались всего лишь марионетками, играющими в игры автора, развлекающего публику, пришедшую посмотреть на казнь на рыночной площади. Невероятная лабильность психики практически всех главных героев позволяла им преодолевать любые моральные барьеры, легко перевоплощаясь из адекватных, честных и добрых людей, умеющих любить, сочувствовать, прощать и понимать, в кровожадных маньяков и расчетливых подлецов, без особых метаний вонзающих ножи в спины бывшим друзьям, бывшим возлюбленным, бывшим союзникам, чтобы… приблизить к себе бывших врагов, бывших соперников, бывших предателей… и все это ради того, чтобы стать победителем и выжить, ну или чтобы оставаться с победителями и выжить, конечно же…) На этом фоне даже праведная месть врагам уже теряется в общем кровожадном и подчас не поддающемся логике беспределе и не так впечатляет…
Что ж, послушаем, как объясняет все это один из персонажей Аберкромби в финальной речи:
– Трясучка, я ведь правильно поступила?
– Я бы сказал, что ты спрашиваешь не того человека.
– Я спрашиваю единственного человека, которому я доверяю.
– Потому что я сам столько раз поступал неправильно?
– Ну да, и теперь ты должен знать разницу, разве нет?
– Не уверен, что она есть, эта разница…
Он опустился на скамью возле нее.
– Это утешает – когда говоришь себе, что где-то в мире есть какая-то большая правда. Что где-нибудь в горах есть старый мудрый ублюдок, которого надо только отыскать, и он скажет тебе все ответы. И тогда у тебя больше не останется ни сомнений, ни сожалений.
Трясучка глянул вбок, и солнечный свет блеснул в его металлическом глазу.
– Но насколько я знаю, все совсем не так просто. Правильно, неправильно… все зависит от твоей позиции. Каждое твое решение для кого-то хорошо, для других плохо. А если ты вождь, ты не можешь делать только то, что хорошо для тебя и тех, кого ты любишь. Тебе приходится искать наилучший вариант для наибольшего количества людей. Или наихудший для наименьшего. Так пытался поступать твой отец, а у него не было волшебного глаза, который бы видел, чем все кончится.
Ну вот теперь все становится на свои места. Похоже, это и есть «мудрая» мораль сей «басни». Между правильным и неправильным просто нет разницы, как и между добром и злом, любовью и ненавистью, верностью и предательством, дружбой и враждой, справедливостью и беззаконием, правдой и ложью. Цели всегда оправдывают любые средства. Поэтому… все можно, если ты готов это взять и идти по головам — ради выгоды, ради победы, ради достижений, ради кажущегося спокойствия. Добавим сюда полное опошление всякой любви, низведенной до грязи, дикости, потребительства и жестокости и лишенной всякой чистоты, искренности и верности, и получим… Правду жизни? Для кого-то — да. Для кого-то — нет. На чем держится этот мир, пусть каждый решает сам. Мне кажется, Аберкромби решил придерживаться именно этой идеи...
В общем, как-то так… Не слишком похвально, несмотря на десятку.
axelkon, 15 июня 2024 г.
Для меня эта книга — безусловно, хороша, по многим причинам. Во-первых, я фанат цикла «Земной круг», дальше можно было бы не продолжать. Во-вторых, на мой взгляд, и множество интриг, и большое количество героев — прописаны хорошо, очень много времени автор уделил обстоятельным пояснениям, почему закономерен итог событий, показанных в книге. Вставки глав под названием «Маленькие люди» в каждой книге — о том, как простые жители этого мира переносят те или иные события, — очень положительно влияют на объёмность мира и историй. В-третьих, Аберкромби не изменил себе, и в книге есть несколько неожиданных сюжетных поворотов, напряжённых моментов, которые заставляли читать не отрываясь, до мурашек. Наконец, задел на будущие книги также приятен, есть вероятность продолжения. Наверняка, писатель не всё сказал, что мог, тем более, что из десяти книг цикла не разочаровала ни одна. Посмотрел его интервью миру фантастики от 01.12.2020 — он уже на тот момент договорился на шесть книг продолжения. И он категорически настроен против приквелов, так как считает, что истории о том, что было до…, отрицательно влияют на то, что уже написано в прямой хронологии — ведь у каждого героя своя предыстория и лучше бы ее оставить в прошлом, и идти дальше с новыми персонажами, с развитием эпох.
Мне очень понравились женские персонажи, я рад, что хитростью и подковерной игрой они смогли переиграть воинственных и сильных персонажей-мужчин. Такое разнообразие вносит много интересных моментов и идей, делает истории многогранными. Если я захочу почитать про маскулинность и тому подобное, возьму Конана или Волкодава.
Есть, конечно, минусы. Но они больше относятся к разряду снобистских придирок. Для меня лично мало было элементов фэнтези, магии, фантастичности что ли. Ощущение, особенно на протяжении последних трёх-четырёх книг, что читаешь вольный пересказ реально происходивших событий. Хотя, это одновременно и плюс, наверное — автор позволил поверить в текст, качественно продуманный мир и события создают эффект присутствия. Вторым минусом можно выделить то, что автор выявил некоторую формулу успеха, выяснив, что требуется читателю, и он это нам подаёт на изящном золотом блюде — интриги, кровь, военные события, неожиданные повороты. То есть, я хочу сказать, можно ли считать, что в книге нет ничего нового, что Аберкромби ожидаемо сделал качественную историю, как и ожидалось от него, что он просто повторил свой успех, недостатком? Для кого-то, такой подоход к написанию текстов и минус, но я лично считаю, что писать год от года качественные истории, доставлять читателям удовольствие, которое они ожидают, покупая книгу, это мастерство, а не недостаток.
Читая все десять книг «Земного круга», я на два месяца увлёкся качественными историями, отлично прописанными персонажами, да что говорить, самое главное — щепетильно продуманным вымышленным миром. Время, проведённое за чтением романов Джо, было не потрачено впустую, я наслаждался каждым моментом. И чем глубже я погружаюсь в чтение фантастики вообще, тем больше я ценю ту, которая доставляет мне удовольствие.
URRRiy, 12 декабря 2021 г.
Старательно сделанное фэнтези с упором на политес, хотя и фишки волшебного свойства тоже сыграют свою роль. В основном Аберкромби в очередной раз бодро перерисовывает школьный учебник по истории, показывая ужосы революции, которая пожирает не только своих детей. Получается логично, но достаточно топорно, поскольку ответов на вопросы элементарного плана — откуда и за счёт чего снабжается столица Средиземья:), в условиях дикого саморазрушения и гражданской войны — нет ни полсловечка (продолжительность событий по книге — около года). Если по событиям на Севере хоть какое-то подобие реал политик имеет место быть, то в Адуе — только стенания о голоде, холоде плюс немного гуманитарной помощи непонятно за счёт каких источников. В реальности такие ситуации разруливались либо за счёт централизованного распределения от местных властей, либо — в случае отсутствия подобного — массовым бегством населения на подножный корм в сельскую местность.
Что касается интриг, интрижек, трагедий и драматических эпизодов, то их в романе есть. Собственно сей рОман из таковых событий и составлен — сплошные суды неправедные, предательства циничные, казни суровые и вообще -унылая пора высшей меры социальной защиты.
Кое какой великий сермяжный смысл под такую грусть — тоску все же подведён
Сражения в романе также имеются (целое одно), но изображение побоища абсолютно детское, как и стратегии участвующих сторон
Впечатление, что автор то ли не читал своих первых романов, то ли литературные афробританцы постарались, то ли одно из двух.
В целом разница в стиле с трилогией «Первого закона» — разительная, как оригинал и фанфик по мотивам.
Нельзя сказать, что произведение получилось существенно хуже, но это уже не темное фэнтези с героями, магией и практически хоррорными демоническими сущностями, а альтернативно-историческая сентиментальная эпопея борьбы за освобождение рабочего класса против расовой, сословной и половой дискриминации.
sergej210477, 20 ноября 2024 г.
Заключительный роман трилогии «Эпоха безумия».
Ну, рассматривать эту книгу как отдельное произведение, нет смысла — она лишь завершающая часть эпопеи, для удобства разделенной на три фрагмента.
Хотя, может быть, этот роман чуть поярче и немного более драматичный, чем две первые книги.
Ну, что сказать?
По-моему, финал удался. Все сюжетные линии сошлись воедино. Удачное и грамотное завершение.
Ещё, Аберкромби, по-моему, не собирается «резать курицу, несущую золотые яйца». Наверное, будет и продолжение, задел для которого автор и сделал.
Понравилось, что в этом романе, в отличае от других книг вселенной «Земного Круга», писатель не пожалел умертвить нескольких основных персонажей. Это, на мой взгляд, здорово, и, придает книге драматизм и эмоциональность.
В остальном — все тот же Аберкромби: мощнейшие диалоги, красочные сцены сражений, куча закрученных политических интриг, разноплановые герои, среди которых всегда можно найти тех, что понравятся разным читателям.
Недостатки, опять, одинаковые для всех книг: стандартные шаблоны, повторяющиеся из книги в книгу сюжетные ходы. Набор персонажей, кочующих из романа в роман. Скупо описанный окружающий мир.
Но, как ни крути, а книга получилась интересная. Динамичная и увлекательная.
Хорошее фэнтези.
Pohodenko, 22 декабря 2021 г.
Чтож, вот и прочитана последняя книга Эпохи безумия, которая, к сожалению, является слабейшей у Аберкромби из всех. 2/3 книги — бесконечное описание безумных судов над людьми, персонаж Судьи настолько не правдоподобен, что ничего кроме глухого раздражения не вызывает. Внезапно из книги куда-то пропали колоритные диалоги, их заменили скучные описания судебных процессов и внутренние самокопания главных героев.
4 из 6 основных героев(и все второстепенные кроме Глокты) попросту слиты, избежать слива удалось, разве что, Лео и Рикке. Рикке была единственной кто вела себя логично на протяжении всей серии и, пожалуй, является лучшим правителем из тех, что были показаны когда-либо в Земном круге, она всегда ставила во главе угла не богатство и личную власть, а благо своего народа. Вик, главное открытие предыдущей книги, в этой играла роль статиста, на ней автор попросту набивал слова, как в общем-то и на Броуде с Орсо. Лео из молодого льва превратился в искалеченного шакала с безграничным чувством жалости к себе и чувством зависти к окружающим, который предает союзников ради собственных амбиций и, на мой взгляд, у Аберкромби получился самый мерзкий персонаж из всех. Савин всю книгу рассказывала про то, как она изменилась, но по сути никаких уроков из всего случившегося она так и не вынесла, в конце книги все вернулось на круги своя. Клевер верен самому себе, самый ровный персонаж серии, но из-за резко просевшего качества диалогов в книге, он уже не кажется таким колоритным малым.
Все сюжетные линии трилогии в Мудрости толпы были закрыты, на все локальные вопросы(кроме смерти Джезаля, хотя тут тоже не сложно догадаться) были получены ответы, проблема заключается в том, что на подавляющее большинство вопросов можно было ответить не читая последнюю книгу, единственное что удивило это поворот с совой, это был чисто Аберкромбовский ход, который привел меня в восторг, но все остальное ни о чем. На протяжении всей книги складывалось такое ощущение, что автор неправильно распределил объемы серии и в итоге налил столько воды в финальную треть, что это стало практически не читаемым, никогда еще я не скучал при чтении книг Джо.
AdeptRassveta, 19 февраля 2024 г.
Последнее крупное произведение по циклу «Земной Круг» , поставившее точки над i над многими вопросами. С времён первой книги сменились поколения, мир не стоит на месте, что, хоть довольно и интересно, привело к тому, что из «средневекового» фэнтези мир обзавёлся «новыми» технологиями, работают заводы, возня в политике, монифактуры и тд. Мир меча и магии потихоньку отходит на другой план, их время прошло — что и видно в сюжете. Но ожидание красивых лесов, битвы в замках, интриги на уровне приключений молодого Джаэля — этого мне очень не хватало. Но, несмотря на это, произведение мощно продолжает сюжетные линии, срывает покровы и обнажает тайны этого мира, делающий эту книгу одной из самых интересных в цикле. Я считаю, что это шикарный финал и рекомендую к прочтению, кто читал предыдущие части.
Slimper753, 3 января 2022 г.
Несмотря на всеобщее обожание Аберкромби, я один из, наверное, немногих, кто не обожествляет его. Я обожаю фэнтези, особенно если оно глубоко продуманное, со множеством поворотов и яркими персонажами, существующими внутри живого пространства со своей экономикой и политикой, делающих этот мир настоящим. У Аберкромби есть все, кроме самой первоосновы — фэнтези. В трилогии Первый закон этого было относительно много — магия, едоки с разномастными способностями, берсеркер Логен со способностью призыва духов, потомки демонов, артефакты... То есть, получается, что автор придумал довольно интересную фэнтезийную составляющую только для того, чтобы в последующих книгах практически полностью ее отбросить. Иногда он даже издевается, вспоминая Кхалюля и Гуркскую Империю, куда отправилась Ферро, потомок демонов, чтобы убить императора, и вроде как ей это удалось, «что повергло весь Юг в хаос» (с). Я хочу узнать об этом, но Аберкромби лишь машет перед нашим лицом обглоданной косточкой, ничего не рассказывая.
Аберкромби сам говорил, что вдохновлялся Джорджом Мартином и его Песнью Льда и Огня, указывая, что там магия далеко не главная. Но ведь она там играет и далеко не последнюю роль. Не читал книги, но смотрел сериал, и при прочтении этой книги уловил несколько то ли отсылок, то ли оммажей, то ли плагиата, вроде пустого банковского хранилища. Иногда выглядело несколько нелепо. Но в отличие от Игры Престолов, Аберкромби будто боится убивать своих персонажей, лишь под конец погиб один третестепенный персонаж (Сульфур), один второстепенный (Горст), который помер вообще ни за что и очень глупо, и один основной (Орсо), который, по идее, умер еще в первой половине, а дальше были лишь предсмертные судороги.
Первая книга Эпохи безумия мне не особо зашла, поставил 7/10 на кредите доверия, вторая понравилась больше (8/10), но без изюминки, эта же немного лучше, но все еще 8/10. Автор сделал правильно, что сначала накидал общую историю на три книги, а только потом начал их издавать по очереди, пиши он на ходу, вряд ли сам справился со всеми этими перипетиями истории, даже если некоторые из них довольно предсказуемы. Например, Вик так была привязана к Огарку, который был похож на ее почившего брата, что ты прям начинаешь ждать, что он ее предаст, что в итоге и происходит.
Байяз как бегал в первой книге где-то на фоне, так до конца трилогии и продолжил бегать, а ты сидишь и наблюдаешь за ним, как из едущей машины за бегущей за ней глупой собакой. Глокта, сидя в инвалидной коляске, обогнал этого лысого мага, как черепаха зайца. А я напомню, что у Байяза опыта под тысячу лет, он создал Союз и контролировал его все эти годы, но в итоге профукал все за считанные мгновенья. При этом автор продолжает выставлять его каким-то гениальным манипулятором, но только на словах. Проворонил союз, потом решил поддержать Черного Кальдера в войне за Север, и тот с позором проиграл. Стратег тысячелетия, ничего не скажешь. У него в помощниках всего один едок! Всего один! Когда как Глокта нашел себе целых трех! Хотя Глокта тоже тот еще гений — перебить половину Союза, устроить массовую резню, чтобы избавиться от влияния Байяза, который, негодяй такой, наживался за счет простых людей (Кстати, зачем? На что он тратил деньги? А больше никто не наживался?). Но если не будет людей, то не на ком будет наживаться! Гениальный план! Что мешало просто раздербанить банки? Хотя один фиг они уже там собираются сами новые строить. Тогда что это вообще было?
Что автору действительно удалось, так это показать политику. Были плохие властители, появились революционеры, люди пошли за ними ради лучшего мира, свергли власть, ура! Но в итоге новые властители оказались простыми безмозглыми бандюганами, из-за чего народ стал жить в разы хуже, чем раньше. И что тогда сделал народ? Ни-че-го! Ибо не появился никто, кто смог бы их, как стадо баранов, вновь повести за собой. Тогда король, бывший властитель, с помощью разных союзников, довольно легко разделался с революционерами, ура! Но его предали, и вот у власти бывший соперник, практически не отличимый от самого первого короля до революции. Народу вообще плевать. Так что в итоге изменилось? Ни-че-го! Разве что появились тысячи невинных жертв. Политика! Отличный показатель — Савин, которая в первой книге была властолюбивой сукой (литературное слово), потом случился весь тот пипец, позволивший ей взглянуть на вещи под другим углом, а в конце она вернулась к себе прежней, едва ли сильно изменившись.
Немного о трендах. В прошлых веках была такая особенность, что прозаикам платили за количество слов (Толстой без денег не сидел), а поэтам за количество строк (Маяковский был тот еще хитрец), а в наше время, так получается, что просто необходимо впихивать повесточку, даже если это портит общее настроение картины. В первой книге Аберкромби крайне неумело показал сильных и независимых женщин, которые сильны и независимы только на фоне мужчин, которые показаны полными идиотами. Сейчас так выглядят 90% женщин в фильмах бездарных режиссеров. Лишь к третей книги этой трилогии Аберкромби как-то все же смог подстроиться и более менее уровнять персонажей, так что они выглядят более сбалансировано, хотя мужики все еще глупее и быдлее. Но всем этим Савин с Рикке далеко, например, до Рипли, Коннор, Зены и Беатрикс.
Процитирую читателя ниже, alexssk: «Новому Аберкромби очень не хватает былой брутальности, взрывов, даже маскульности, как будто автор сжат в рамках низкого возрастного ценза и современных правилах повестки, нет тут ни особой крови, ни особой жестокости...»
Аберкромби будто насмотрелся всяких унылых экранизаций, вроде Ведьмака и Колеса Времени, увидел, что везде пихают повесточку, и нанес превентивный удар на случай, если когда-то и его книги решат экранизировать. Вот только он не учел, что нынче все эти элементы из книги усиливают раз в 10, и в итоге я бы не удивился, если бы в адаптации Логена сделали чернокожей женщиной, которую сыграла бы какая-нибудь Грейс Джонс, а Байяз будет вылитым Трампом, только лысым, ну а Лео будет ходить в розовом и называть всех противными.
8-/10 — как и многие читатели ниже, я почти весь отзыв ругал книгу, но все равно ставлю высокую оценку. Почему? Сам не знаю. Что-то цепляет. Наверное, первая трилогия, которая оказалась очень вкусной, и читая сейчас все эти суховатые спин-оффы, ты ощущаешь некое послевкусие, из-за которого рука не поднимается ставить слишком низкую оценку. В новых книгах Аберкромби не хватает плотности истории и, как я сказал выше, фэнтези: ни темного, ни тем более эпического здесь особо и нет. Даже персонажи максимально приземленные; в Первом законе были маг, берсеркер, потомок демонов, мощные бойцы севера, вроде наполовину неуязвимого Фенриса, а также толпа едоков... А здесь? Простые люди в ставшем простым мире.