Мария Звездецкая «Когти неба»
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
Входит в:
— серию антологий «Новые легенды», 2004 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
iz_lesa, 20 марта 2025 г.
Открывает сборник серия рассказов Даниэля Клугера — не самых легких для чтения. Это как бы подражание Гоголю: действие происходит в позапрошлом веке вокруг одного сельского местечка, причем, каждый рассказ предварен гоголевским эпиграфом. Только этнография здесь не украинская, а еврейская. И классические «Вечера на хуторе» я бы не назвал увлекательной беллетристикой, а уж в рассказах Клугера от диковинных имен и названий (снабженных сносками) просто рябит в глазах. Ценность тут, видимо, именно в культурной специфике: если заменить Хаима-Лейба на Васю Прохорова, рабби на председателя (вернее было бы на вожатого), а развалины синагоги на разрушенный клуб — получатся пионерские сказки про черную руку. Эта иудейская мистика — довольно условный жанр, в нем мало жизни и почти нет эффекта сопряжения пугающих чудес с реальностью. Хотя местами смешно: там про то, как опасно гладить кота по субботам.
Пара рассказов Игоря Алимова — из цикла «О чем умолчал Пу Сун-лин», объединенного героями-китаистами и проникающим в современный мир восточным волшебством. Это хорошая беллетристика и ловкая литературная игра, экзотика в выверенной пропорции здесь очень уместна. Узнаваемые, порой даже клишированные ходы и образы автор умудряется перемешать столь замысловато, что сюжет делается абсолютно непредсказуемым, а развязка до восторга неоднозначной.
Раздел «восточной чертовщины» завершает повесть Ивана Наумова — элегантная, мастерская и неожиданно глубокая. В историю о некоем полинезийском народе и его отношениях с христианской цивилизацией встроена настоящая ересь — и расходящаяся с религиозными догматами, и удивительным образом уживающаяся с ними. Попытка изобразить народ, не переживший грехопадения, совмещена тут с динамичным и вовлекающим в сопереживание сюжетом. В общем, образцовая вещь.
Вторая часть сборника, построенная на «славянской чертовщине», опять-таки начинается со сказок из пионерского лагеря. Рассказ Вадима Панова про студента, оказавшегося ведьмой (именно так) — это такое сочинение второкурсника ВТУЗа для курсовой стенгазеты. Уровень знания автором жизненных реалий выдает такая фраза: «Я заснул среди ночи, и из палатки вынесли товар». То есть, если бы там было: «Я вышел отлить, мне дали по голове и все вынесли» — претензий бы не было. Но после такой ерунды (палатку-то запирать надо, и не принимать сильнодействующих препаратов!) — не поверишь уже и в нечистую силу. Впрочем, рассказ забавный, студентам может понравиться.
Хороша «фрагментарная» повесть Виктора Точинова, в которой славянские русалки породнились с лавкрафтовским Дагоном. Разновременные отрывки выдерживают колорит своих эпох, история в целом получается в должной мере таинственной и волнующей.
Два «деревенских» рассказа Михаила Кликина — отличное письмо, живая литература, былички, современный фольклор. При всей фантастичности фабул автору удалось сохранить эмоциональный нерв традиционной деревенской прозы — любовь к человеку и земле.
Далее следует чертовщина современная. Повесть Кирилла Бенедиктова — пример писательской рачительности. Воспоминания об отпуске в Египте и опыт занятий дайвингом превращаются в сплав детектива а-ля Чейз и арабской сказки, где роль Синдбада исполняют новорусские бизнесмены-туристы. Фактуру автор представляет отлично, фантазия его работает на загляденье, есть по-настоящему жуткие моменты. Образец профессионализма налицо.
Повесть Андрея Плеханова, давшая название сборнику, построена на крутом криминальном сюжете с мистической подоплекой. Помимо удовольствия от чтения, повесть предоставляет повод для некоторой иронии. Это пример того, как фантасты взламывают открытые двери, открывая общеизвестное. Вспоминают, например, что Бог положил предел человеку, и называют это «гомеостатическим мирозданием». А в данном случае автор рассказывает о поднебесных духах, которые, как известно, обожают играть людьми в свои кровавые игры (из фантастов об этом К.С. Льюис хорошо писал). Только вместо воздушных бесов у Плеханова какие-то научно-фантастические разумные облака из ледяных кристаллов. Но история интересная.
Три сказки Юлии Большаковой — просто открытие. Непременно теперь следует прочесть все сочинения этой замечательная писательницы. Она умеет придумывать как бы детские истории, как будто сама ребенок — наивный, хитрый, чувствительный и жестокий одновременно. Но это такой чудо-ребенок, который куда умнее взрослых и уж писать умеет точно куда лучше их. Неожиданные, контрастные, эффектные рассказы.
Рассказ Василия Мидянина «Магистр» — глумливый оккультный трэш, богатый и изобретательный, но, пожалуй, бессмысленный. Про него лучше промолчать. Рассказ кажется графоманским, но Мидянин — писатель неглупый, небесталанный и очень хитрый. Что про него ни скажешь, все против самого тебя и обернется. А за издевательство над читателем и богохульство с него пускай на Страшном Суде спрашивают.
Рассказ Александра Тюрина — смешной и жуткий гротеск, черный-черный юмор, но с уроком. Штука необязательная, но очень умелая и нервная.
Под занавес — два рассказа Владимира Березина. Как и многое у этого автора: очень талантливо, но как будто на скорую руку. Первый рассказ эмоционально цепляет. Второй заставляет хлопать себя по коленям и вопить от радости. Роскошно, хоть и слегка непричесанно.
Несмотря на частичное пересечение содержания с фантастическими и фэнтезийными сборниками «Эксмо», в целом «Когти неба» — книга качественно другого порядка. Даже сравнительно менее удачные рассказы на другом фоне выглядели бы шедеврами, но здесь — с хорошего и спрос строже. Книга нескучная, разнообразная, показательная — именно в плане перспектив жанра. Тут еще много возможностей, кто бы сомневался.
olpo70, 26 сентября 2017 г.
Я люблю антологии. Даже скажем так — я люблю малую форму. И поэтому я занимаюсь коллекционированием именно этих книг (по мере сил и финансовых возможностей). И я редко низко оцениваю эти книги. Но тут без вариантов. Не получилось.
Первое и самое главное на что обращаешь внимание после прочтения, а НЕ СТРАШНО. А какой анонс, какая реклама, какое оформление! Но читать эту книгу можно и на ночь, и ночью, и под утро и с будуна (кстати попробуйте с будуна почитать вообще. а если и сможете то мистику или хоррор — эффект сногсшибательный). Некоторые рассказы, да хотя бы тот же «Когти неба», давший название всей антологии, вообще не в тему. Он хорош, но это фантастика без всяких страшилок. Да судя по аннотации все рассказы должны быть именно в стиле страшилок и ужастиков. Но получилась, может и интересная, но повторюсь абсолютно не страшная, смесь из фольклора, сказок, фантастики, психоделики. магического реализма и немного мистики. А ужасы где?
Второй минус — это слабоватый уровень рассказов. Не все конечно, но значительное количество. У тех же авторов этого сборника есть рассказы посильнее, пострашнее и поинтереснее.
Читать или не читать? Решайте сами. Я время провел не зря, хоя и немного разочарован. Да и не познав плохое. мы не узнаем что такое хорошее.