fantlab ru

Мария Звездецкая «Когти неба»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.07
Оценок:
14
Моя оценка:
-

подробнее

Когти неба

Антология, год


В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


7.00 (6)
-
  • Восточная чертовщина
  • Миньян  [= Похождения сапожника Герша] (2004) // Автор: Даниэль Клугер  
7.34 (29)
-
4 отз.
7.63 (27)
-
5 отз.
7.79 (24)
-
4 отз.
7.06 (42)
-
9 отз.
7.46 (28)
-
3 отз.
8.06 (18)
-
2 отз.
8.06 (78)
-
3 отз.
  • Славянская чертовщина
  • Ведьма (2006) // Автор: Вадим Панов  
7.70 (427)
-
11 отз.
7.09 (52)
-
1 отз.
7.18 (40)
-
5 отз.
7.30 (116)
-
5 отз.
  • Современная чертовщина
6.62 (154)
-
14 отз.
7.37 (19)
-
2 отз.
5.92 (12)
-
2 отз.
5.80 (10)
-
3 отз.
5.73 (11)
-
2 отз.
  • Магистр (2007) // Автор: Василий Мельник  
5.35 (96)
-
6 отз.
  • Двойники  [= Двойники (Мы и наш Ка)] (2003) // Автор: Александр Тюрин  
5.54 (26)
-
3 отз.
7.19 (16)
-
2 отз.
6.27 (11)
-
1 отз.
  • Справки об авторах

Входит в:

— серию антологий «Новые легенды», 2004 г.



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Когти неба
2008 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Открывает сборник серия рассказов Даниэля Клугера — не самых легких для чтения. Это как бы подражание Гоголю: действие происходит в позапрошлом веке вокруг одного сельского местечка, причем, каждый рассказ предварен гоголевским эпиграфом. Только этнография здесь не украинская, а еврейская. И классические «Вечера на хуторе» я бы не назвал увлекательной беллетристикой, а уж в рассказах Клугера от диковинных имен и названий (снабженных сносками) просто рябит в глазах. Ценность тут, видимо, именно в культурной специфике: если заменить Хаима-Лейба на Васю Прохорова, рабби на председателя (вернее было бы на вожатого), а развалины синагоги на разрушенный клуб — получатся пионерские сказки про черную руку. Эта иудейская мистика — довольно условный жанр, в нем мало жизни и почти нет эффекта сопряжения пугающих чудес с реальностью. Хотя местами смешно: там про то, как опасно гладить кота по субботам.

Пара рассказов Игоря Алимова — из цикла «О чем умолчал Пу Сун-лин», объединенного героями-китаистами и проникающим в современный мир восточным волшебством. Это хорошая беллетристика и ловкая литературная игра, экзотика в выверенной пропорции здесь очень уместна. Узнаваемые, порой даже клишированные ходы и образы автор умудряется перемешать столь замысловато, что сюжет делается абсолютно непредсказуемым, а развязка до восторга неоднозначной.

Раздел «восточной чертовщины» завершает повесть Ивана Наумова — элегантная, мастерская и неожиданно глубокая. В историю о некоем полинезийском народе и его отношениях с христианской цивилизацией встроена настоящая ересь — и расходящаяся с религиозными догматами, и удивительным образом уживающаяся с ними. Попытка изобразить народ, не переживший грехопадения, совмещена тут с динамичным и вовлекающим в сопереживание сюжетом. В общем, образцовая вещь.

Вторая часть сборника, построенная на «славянской чертовщине», опять-таки начинается со сказок из пионерского лагеря. Рассказ Вадима Панова про студента, оказавшегося ведьмой (именно так) — это такое сочинение второкурсника ВТУЗа для курсовой стенгазеты. Уровень знания автором жизненных реалий выдает такая фраза: «Я заснул среди ночи, и из палатки вынесли товар». То есть, если бы там было: «Я вышел отлить, мне дали по голове и все вынесли» — претензий бы не было. Но после такой ерунды (палатку-то запирать надо, и не принимать сильнодействующих препаратов!) — не поверишь уже и в нечистую силу. Впрочем, рассказ забавный, студентам может понравиться.

Хороша «фрагментарная» повесть Виктора Точинова, в которой славянские русалки породнились с лавкрафтовским Дагоном. Разновременные отрывки выдерживают колорит своих эпох, история в целом получается в должной мере таинственной и волнующей.

Два «деревенских» рассказа Михаила Кликина — отличное письмо, живая литература, былички, современный фольклор. При всей фантастичности фабул автору удалось сохранить эмоциональный нерв традиционной деревенской прозы — любовь к человеку и земле.

Далее следует чертовщина современная. Повесть Кирилла Бенедиктова — пример писательской рачительности. Воспоминания об отпуске в Египте и опыт занятий дайвингом превращаются в сплав детектива а-ля Чейз и арабской сказки, где роль Синдбада исполняют новорусские бизнесмены-туристы. Фактуру автор представляет отлично, фантазия его работает на загляденье, есть по-настоящему жуткие моменты. Образец профессионализма налицо.

Повесть Андрея Плеханова, давшая название сборнику, построена на крутом криминальном сюжете с мистической подоплекой. Помимо удовольствия от чтения, повесть предоставляет повод для некоторой иронии. Это пример того, как фантасты взламывают открытые двери, открывая общеизвестное. Вспоминают, например, что Бог положил предел человеку, и называют это «гомеостатическим мирозданием». А в данном случае автор рассказывает о поднебесных духах, которые, как известно, обожают играть людьми в свои кровавые игры (из фантастов об этом К.С. Льюис хорошо писал). Только вместо воздушных бесов у Плеханова какие-то научно-фантастические разумные облака из ледяных кристаллов. Но история интересная.

Три сказки Юлии Большаковой — просто открытие. Непременно теперь следует прочесть все сочинения этой замечательная писательницы. Она умеет придумывать как бы детские истории, как будто сама ребенок — наивный, хитрый, чувствительный и жестокий одновременно. Но это такой чудо-ребенок, который куда умнее взрослых и уж писать умеет точно куда лучше их. Неожиданные, контрастные, эффектные рассказы.

Рассказ Василия Мидянина «Магистр» — глумливый оккультный трэш, богатый и изобретательный, но, пожалуй, бессмысленный. Про него лучше промолчать. Рассказ кажется графоманским, но Мидянин — писатель неглупый, небесталанный и очень хитрый. Что про него ни скажешь, все против самого тебя и обернется. А за издевательство над читателем и богохульство с него пускай на Страшном Суде спрашивают.

Рассказ Александра Тюрина — смешной и жуткий гротеск, черный-черный юмор, но с уроком. Штука необязательная, но очень умелая и нервная.

Под занавес — два рассказа Владимира Березина. Как и многое у этого автора: очень талантливо, но как будто на скорую руку. Первый рассказ эмоционально цепляет. Второй заставляет хлопать себя по коленям и вопить от радости. Роскошно, хоть и слегка непричесанно.

Несмотря на частичное пересечение содержания с фантастическими и фэнтезийными сборниками «Эксмо», в целом «Когти неба» — книга качественно другого порядка. Даже сравнительно менее удачные рассказы на другом фоне выглядели бы шедеврами, но здесь — с хорошего и спрос строже. Книга нескучная, разнообразная, показательная — именно в плане перспектив жанра. Тут еще много возможностей, кто бы сомневался.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я люблю антологии. Даже скажем так — я люблю малую форму. И поэтому я занимаюсь коллекционированием именно этих книг (по мере сил и финансовых возможностей). И я редко низко оцениваю эти книги. Но тут без вариантов. Не получилось.

Первое и самое главное на что обращаешь внимание после прочтения, а НЕ СТРАШНО. А какой анонс, какая реклама, какое оформление! Но читать эту книгу можно и на ночь, и ночью, и под утро и с будуна (кстати попробуйте с будуна почитать вообще. а если и сможете то мистику или хоррор — эффект сногсшибательный). Некоторые рассказы, да хотя бы тот же «Когти неба», давший название всей антологии, вообще не в тему. Он хорош, но это фантастика без всяких страшилок. Да судя по аннотации все рассказы должны быть именно в стиле страшилок и ужастиков. Но получилась, может и интересная, но повторюсь абсолютно не страшная, смесь из фольклора, сказок, фантастики, психоделики. магического реализма и немного мистики. А ужасы где?

Второй минус — это слабоватый уровень рассказов. Не все конечно, но значительное количество. У тех же авторов этого сборника есть рассказы посильнее, пострашнее и поинтереснее.

Читать или не читать? Решайте сами. Я время провел не зря, хоя и немного разочарован. Да и не познав плохое. мы не узнаем что такое хорошее.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх