Нил Гейман «Повелитель Горной долины»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Мифологическое )
- Общие характеристики: С использованием мифологии (Скандинавской )
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Северная Европа | Западная Европа ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
После описанных в «Американских богах» событий Тень отправился в путешествие по Европе; спустя полтора года его занесло в захолустный шотландский городок, где ему предложили послужить охранником на предстоящем в ближайший уик-энд пикнике «сильных мира сего». Казалось бы, все просто, но Тень чувствует, что роль его предполагается куда более активной и важной.
Входит в:
— цикл «Американские боги»
— антологию «Легенды 2», 2003 г.
— сборник «Хрупкие вещи: истории и чудеса», 2006 г.
— сборник «Лучшие рассказы», 2020 г.
- /языки:
- русский (8), английский (2), украинский (1)
- /тип:
- книги (11)
- /перевод:
- А. Комаринец (8), О. Петик (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Prosto_Chitatel, 2 декабря 2024 г.
Забавно читать о том, что что-то там нельзя: нельзя сравнивать с «Американскими Богами»; нельзя НЕ сравнивать с «АБ»; нельзя понять ЭТУ историю, если не читал «АБ»; нельзя увидеть полную картинку и т.д. и т.п. К счастью, мой мозг, негодяй такой, в процессе чтения рукводит сознанием, как ему заблагорассудится, поэтому если что-то сравнивается — значит, так тому и быть. Если что-то вспоминается из совершенно других источников совершенно других авторов — значит, такая уж память витиеватая. Так что, как заходит — так заходит: такие уж мы, люди, коряво-марявые.
Поэтому, хотя и нет сомнений, что «Повелитель...» однозначно является классической искусственной добавкой к роману, раз товарищ Гейман соглашается, чтобы его публиковали отдельно, значит, вполне уверен, что его можно воспринимать, как вполне самостоятельный продукт (именно продукт, а не произведение, потому как «выпечен» явно больше по заказу, а не для души). Те, кто уже освоил «Американских Богов», получат чуть больше удовольствия. Те, кому сие творение неведомо, — чуть меньше. А, возможно, кое-где даже останутся в недоумении. Однако, по Гамбургскому счету, качественное плиключение — это качественное приключение. И его основная ценность определяется в бОльшей степени мастерством владения пером автора и способностью переводчика это мастерство не профукать.
В этом плане в «Повелителе...» все сложилось довольно удачно. Герой без своей основы в виде предыдущего романа выглядит не слишком объемным, но его внутренней суровости и мелких штришков к портрету вполне достаточно, чтобы набросать картину брутала, вовлеченного в некие потусторонние игры с высшими силами мира сего, и одновременно являющегося самим по себе вовсе не простым персонажем, чьи карты нам здесь так до конца не раскроют, но выпущенного флёра будет вполне достаточно, чтобы это ощутить в полной мере.
Основную претензию можно всерьёз предъявить только, пожалуй, кульминационной финальной схватке, к которой нас ведут-тащат за уши десятка три страниц, а в результате мы получаем бессвязную возьню между двумя крепышами на полтора абзаца. Вот здесь товарищу Гейману явно стоило включить свой описательский экшУн-талант, чего он, к сожалению, предпочел не делать. Почему? Вероятно, хотел акцентировать больше на окружающем и атмосфере. Но на скромный взгляд комментатора, это было ошибкой, потому как исчезла монументальность происходящего события.
В остальном — прекрасная профессиональная склейка перетекания реальности в мир старых добрых мифов и богов. У многих продолжения их культовых историй не добирают и десятой доли такого же обаяния, как эта небольшая повесть. Уже хлеб. С маслом.
flying_kitten, 28 августа 2024 г.
Небольшая повесть, которую можно назвать продолжением «Американских богов», а можно и не называть — роман здесь является не более чем предысторией, знание сюжетных перипетий которой совершенно не обязательно, «Повелитель Горной долины» — вполне самодостаточное произведение.
Главный герой, человек с многочисленными тараканами в голове и скелетами в шкафу, которого не зовут по имени, а просто — Тень, путешествует по Европе. Он никуда не спешит, часто подолгу задерживается где-то, устраивается на работу, осматривает достопримечательности, ни с кем толком не знакомится. Однажды случай приводит его в глухой городок на севере Шотландии, где из развлечений «пьянство или уехать на юг», как сообщают ему местные жители. Но вдруг подворачивается работёнка — странноватая, стремноватая, но весьма неплохо оплачиваемая, как тут не согласиться?
Повесть весьма лаконична, однако Гейман очень неплохо обозначил место действия, антураж и персонажей — сразу же, без какого-то особого втягивания ощущаешь себя в шотландской глухомани, чувствуешь эти суровые места и общаешься со странноватыми людьми. Примеряешь на себя действия героя, думаешь, как бы лучше поступить? В общем у меня погружение было стремительным и полным, можно сказать не читаешь, а участвуешь. :)
Хорошее произведение, без откровений, но с харизмой и обаянием, с мистикой и странностями, но в меру, без перегибов и чрезмерной сказочности.
scafandr, 15 сентября 2015 г.
Перед тем как написать свой отзыв, прочитал чужие мнения, и был очень удивлен, что многие хотели бы между«Американскими Богами» и «Повелителем Горной Долины» поставить знак «=», хотя это совершенно разные произведения, как по массе, так и по задумке. АБ — цельный роман. ПГД — просто заказной рассказик на тему романа. Видимо, многие читатели хотели получить прямое продолжение АБ, чтобы узнать. что же там случилось с Тенью, как же он дальше зажил, решил ли он свои проблемы. Но ПГД не расширяет тему Богов, он просто заимствует сеттинг. Тень живет своею жизнью, путешествует, и вот как-то раз... Как беседа у костра на привале. Как еще одна сказка из одной серии. И она весьма неплоха и интересна.
Тень оказывается втянутым в одну мало кому известную традицию, где ему предстояло сыграть роль жертвы. Нас ждет встреча с новыми богами, а это должно быть интересно всем, кому понравились Американские Боги.
Читать в отрыве от Богов нельзя. Сравнивать с ними тоже нельзя. Получать удовольствие от прочитанного — можно =)
Тимолеонт, 4 ноября 2017 г.
Неплохо, неплохо... Ничего выдающегося здесь толком нет, но даже так это ещё одно краткое столкновение с миром американских богов. Ну... здесь уже не совсем американских. И, что интересно, в кратком рассказе намеренно обезличенный и безэмоциональный Тень проявляет больше характера, чем в «Американских богах». Не понял только, сказывается ли это отсутствие влияния Среды или Гейману просто надоело изображать из ГГ болванчика.
А вообще, от истории веет, несмотря на несколько жестоких мотивов, довольно-таки уютной атмосферой глухого захолустья, в котором, однако, творятся странные дела. И вот уже вроде обычные люди оказываются легендарными монстрами, а настоящие люди — бесконечно хуже их. А наш герой, польстившись то ли на деньги, то ли на удовлетворение своего любопытства\скуки, во всё это вмешивается. И снова никак себя особо не проявляет, на 100% выступая безвольной марионеткой тех, кто в данным момент хочет им управлять.
Lilian, 27 марта 2017 г.
Неплохо, но не более.
Из неожиданных бонусов — мы узнали настоящее имя Тени. Хотя это странно и не слишком согласовывается с одним из сюжетных узлов Американских богов.
Еще одна почти неожиданность — Тень пребывает в куда большей депрессии, чем можно было бы предполагать из финала Американских богов. С чего бы это — не понятно.
Да, пожалуй, я слишком требовательно сравниваю этот рассказ с романом, и это не совсем правильно. С другой стороны, раз уж рассказ настолько сильно привязан к той истории и не предлагает ничего нового — и оценивать его стоит соответствующе.
Dart Kangol, 1 марта 2017 г.
Великолепная история о любимом персонаже «Американских богов» — Тени. Рассказ, не смотря на краткость, получился очень атмосферным и увлекательным. Однако, читать его следует только после «Американских богов», чтобы проникнуться происходящим. Гейман здесь еще раз проявил себя как великолепный рассказчик и мастер малой формы, чем не могут похвастаться даже очень именитые авторы.
Календула, 5 мая 2013 г.
В отрыве от «Американских богов» трудно понять эту новеллу. Но вычленить основные составляющие все же можно. Хотя, конечно, все ее очарование, весь спектр смыслов, все грани и оттенки раскрываются именно по прочтении всего пласта «Американских богов». Поэтому я в легком недоумении — почему Гейман поместил новеллу в этот сборник да еще и в качестве финала. Холодная, немного мрачная, промозгло-сырая атмосфера сельской Шотландии. Север Шотландии — неприглядный мрачный край: холод, сырость, низко висящие облака, пронизывающий ветер, не тающий даже летом снег, скупая зелень, серые скалы, пустынные поля, овечьи тропы. Дикий безлюдный край, и этим он по-своему красив, красив первозданной красотой.
Не покидает ощущение, что все это уже было, но ведь мифология на то и мифология... Главный герой, именуемый Тенью, — немногословный, таинственный, мрачный персонаж с некоей тайной, которую он хранит. Тень — он и в самом деле словно тень. Не безликий — нет, но умеющий слиться с окружающей обстановкой. Ему снятся странные сны, сливающиеся с действительностью. Атмосфера рассказа завораживает. Снова появляются мистер Элис и Смит и приобретают более четкие очертания. Вечеринка в доме и поединок — все это имеет древние корни, древние, как сами боги. Интересен образ Дженни, но очень неоднозначен и оставляет больше вопросов, чем ответов. В общем и целом сюжет проработан глубоко, финал не оставляет осадка недоумения, все герои на своем месте- — добротно сбитое фэнтези, приправленное фирменным слогом Геймана.
TrollBoroda, 15 января 2014 г.
Время. Удивительная штука это Время. То оно стремительно мчится, как скакун, то едва движется, как улитка. То истекает по капле, то утекает струей. Времени может хватать или не хватать. Течение времени конечно и бесконечно. Оно удивительно. Оно меняет все, или почти все в своем потоке. Приглушает самые яркие воспоминания и переживания, сглаживает все острые углы. Великая сила это Время.
С рассказом Нила Геймана из его цикла «Американские боги», мне не хватило времени. Не хватило его на то, чтобы все яркие краски, от титульного романа, потускнели. Чтобы память о событиях, локациях, героях слегка стерлась. Тогда бы этот, безусловно, достойно написанный рассказ, смог нанести свежую краску на полотно вселенной «Американских богов». Он бы выпятил все то, за что проникаешься атмосферой первой вещи. Рассказ дает ответ на вопрос, что же сталось дальше с Тенью. Чем он занимался после отъезда из Исландии. Гейман, к слову, четко называет истинное имя Тени. Для тех, кто еще не пришел к своему заключению, после прочтения Богов.
«Король горной долины» это экстра-легкая версия «Богов». Если человек, еще не читал основной роман, рассказ может привлечь своей мифологичностью, мистичностью и реалистичностью. Для тех кто уже читал (главное чтобы это было по прошествии основательного количества времени), это станет глотком приятных и прекрасных воспоминаний.
Я же прочитал сей рассказ практически сразу после Богов, на следующий день. И потому все то, что хорошо в рассказе, стало для меня чрезмерным, лишним. Еще свежи все перипетии эпохальных событий. Еще ярки все переживания, да еще не все толком улеглось в голове, после такой грандиозной вещи. И поверх этого легли еще краски этого мира. И стало уже не так хорошо, как могло бы быть. Но я уверен, Время, стоит ему поработать со мной, изменит мое мнение в лучшую сторону).
AlisterOrm, 18 ноября 2013 г.
Пожалуй, из всего сборника «Легенды II» это — самый стильный рассказ. Как Гейман сочно описал по настоящему мистическую Шотландию, и как переводчик постарался это передать! С точки зрения того, КАК — превосходно. Но возникает масса вопросов. Я читаю всего лишь второе произведение Геймана, не читал ни единого романа, и мне неясно очень многое. Кто были те, кто выставил Тень против Гренделя? Они не распознали его сути? Кто таков мистер Элис? Каковы последствия неожиданного завершения ритуала? Ничего неясно.
Однако следует вспомнить, что Гейман пишет мистику — и всё становится на свои места. Не нужно отгадок, толкований — просто погружаемся с головой в мифологические архетипы Севера и наслаждаемся стилем. По всей видимости, чтобы оценить все прелести образа Бальдура Лунга, следует изучить все прочие вещи.
ужик, 23 июня 2015 г.
Очень люблю «Американских богов». Специально перечитала роман, чтобы подготовить себя к чтению повести «Повелитель горной долины», являющейся его продолжением... И разочаровалась.
Мне кажется, размер произведения сыграл свою роль, не позволив автору раскрыть все детали сюжета. Лично для меня загадкой осталось много чего, но озвучу я только одно — «зачем?». Вот зачем автор писал ненужное, в общем, продолжение, в котором наш герой Тень и сам не испытает ни одной сильной эмоции и полезет в ловушку от скуки, не иначе? Роман «Американские боги» логически завершен, и написан он на очень высоком уровне, кропотливо и изящно сплетен из нитей сюжета. В повести «Повелитель горной долины», такое впечатление, автор решил немного отдохнуть и особо не напрягаться... Такая разница между качеством двух произведений буквально бросается в глаза. Несамостоятельный сюжет, практически отсутствующая интрига, нераскрытые образы второстепенных героев, загадочные намеки так и оставшиеся просто намеками и интригующими образами... Совсем не так мне хотелось бы вернуться в полюбившийся мир цикла «Американские боги»...
Как красивая обертка без содержания — приятный язык, яркие описания и совершенно пустой сюжет...
Увы...
TwoSouls, 11 февраля 2011 г.
Даже боюсь признаться… :shuffle: но этот рассказ, почему-то понравился больше чем «Американские Боги». Там казалось все неоднозначным, где-то понравился рассказ мистера Ибиса, где-то было противно читать (например о ифрите), что же основной сюжетной линии, она тоже весьма сумбурная, что ли сильно американская…
А вот стоило персонажей перенести в Европу, как они обрели некую изысканность и утонченность. Мифические персонажи уже не походят на американских бомжей, а напоминают обедневшую аристократию, т.е. не имеющей преимущество, но, тем не менее, манерную и гордую. Боги Европы вынуждены принимать условия новых мировых господ, но делают это они, как подобает Богам, а не мелкому жулью.
Что же касается атмосферы, то Гейман, как всегда на высоте: Отдаленные пустынные Шотландские холмы, где пасутся стада овец и где находятся полупустой отельчик, так и веют своей мистикой, будто бы там так и положено, раз за разом, воскрешать старые легенды.
glupec, 6 марта 2010 г.
Если считать главным героем Тень — тогда рассказик не более чем зарисовка, дополнение к «Богам», и самостоятельного интереса не представляет.
Единственное, что в нем важно — мы узнаем имя Тени.
Теперь понимаете, почему ГГ — «Тень»? Именно. Потому, что он, по сути — живой мертвец.
А вот если воспринимать это все как историю Дженни (и, соответственно, ее считать ГГероиней)...
...тогда все становится кристально ясно: это — история «одинокой хульдры». И даже более того — одинокой женщины.
«Она должна была любить мужчину, чтобы оставаться собой». И то, что она
ps Оценка «чуть повыше средней» — за то, КАК рассказ написан (имхо, далеко не шикарно)... а не за то, ЧТО в нем сказано.
janky, 17 декабря 2010 г.
Любите ли вы сказки? А страшные сказки? А мифологию?
Гейман определенно любит. Потому и написал в свое время «Американских богов», где древние, почти забытые, боги, чья сущности неразрывно отождествлялась у людей с природой, вступают в борьбу с богами современными, богами ТВ и интернета. В общем, Гейман не просто написал шедевр на все времена, он заставил общественность вздрогнуть. Он настолько задвинул планку, что после него вряд ли у кого-нибудь получится написать нечто подобное.
Тогда Гейман написал «Повелителя горной долины», где мы вновь встречаемся с Тенью. Он путешествует по Европе, мы застаем его в шотландском захолустье, он вновь впутывается в сомнительное предприятие, привлеченный большими деньгами. Подобное уже было в «...богах». Снова рядом с Тенью будут появляться странные личности, снова главного героя будут посещать странные и даже немного страшные видения... Человек, прочитавший «... богов», вряд ли будет ошеломлен задумкой, удивляться неожиданным сюжетным ходам, развязкам. Но это не минус (но и не совсем плюс). Плюс в том, что этот эпизод из жизни Тени описан в объеме раз в десять меньшем, чем «Американские боги». Иначе «Повелитель горной долины» стал бы не только самоповтором, но и пародией Геймана на самого себя.
kkk72, 30 апреля 2008 г.
Продолжение «Американских богов» написано на весьма высоком уровне, хотя и чуть послабее, чем первая часть. Не понравилось необъяснимое упорство, с которым главный герой лез в явную ловушку. Зато все остальное, как всегда, на высоте. Персонажи, даже эпизодические, очень колоритны. Особенно запомнилась Дженни. Мистер Смит и мистер Элис не выглядят в этой истории столь отталкивающе, как в «Сувенирах и сокровищах». Понравились замечательные описания шотландской природы. Стиль Геймана уже и неловко хвалить.
Ну и, конечно, главная задумка хороша. Классический сюжет обыгран очень необычным образом, а концовка весьма необычна. С нетерпением жду продолжений сюжетных линий, пересекшихся в этой истории.
garuda, 1 октября 2012 г.
ну... не впечатлило. в отрыве от американских богов читать нельзя. главной герой, судя по всему, становится главной надеждой и опорой старой гвардии богов. за что ему, конечно, честь и хвала. но сюжет не зацепил да и к миру ничего нового повесть не добавила.