fantlab ru

Нил Гейман «Повелитель Горной долины»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.78
Оценок:
864
Моя оценка:
-

подробнее

Повелитель Горной долины

The Monarch of the Glen

Другие названия: Король горной долины

Рассказ, год; цикл «Американские боги»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 118
Аннотация:

После описанных в «Американских богах» событий Тень отправился в путешествие по Европе; спустя полтора года его занесло в захолустный шотландский городок, где ему предложили послужить охранником на предстоящем в ближайший уик-энд пикнике «сильных мира сего». Казалось бы, все просто, но Тень чувствует, что роль его предполагается куда более активной и важной.

© Nog

Входит в:

— антологию «Легенды 2», 2003 г.

— сборник «Хрупкие вещи: истории и чудеса», 2006 г.

— сборник «Лучшие рассказы», 2020 г.



Легенды II
2006 г.
Хрупкие вещи
2008 г.
Хрупкие вещи
2009 г.
Американские боги. Король горной долины. Сыновья Ананси
2011 г.
Хрупкие вещи: истории и чудеса
2016 г.
Хрупкие вещи
2017 г.
Хрупкие вещи: истории и чудеса
2017 г.
Лучшие рассказы
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Legends II
2003 г.
(английский)
Щось крихке: Оповідки й дивовижі
2020 г.
(украинский)
The Neil Gaiman Reader: Selected Fiction
2020 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Забавно читать о том, что что-то там нельзя: нельзя сравнивать с «Американскими Богами»; нельзя НЕ сравнивать с «АБ»; нельзя понять ЭТУ историю, если не читал «АБ»; нельзя увидеть полную картинку и т.д. и т.п. К счастью, мой мозг, негодяй такой, в процессе чтения рукводит сознанием, как ему заблагорассудится, поэтому если что-то сравнивается — значит, так тому и быть. Если что-то вспоминается из совершенно других источников совершенно других авторов — значит, такая уж память витиеватая. Так что, как заходит — так заходит: такие уж мы, люди, коряво-марявые.

Поэтому, хотя и нет сомнений, что «Повелитель...» однозначно является классической искусственной добавкой к роману, раз товарищ Гейман соглашается, чтобы его публиковали отдельно, значит, вполне уверен, что его можно воспринимать, как вполне самостоятельный продукт (именно продукт, а не произведение, потому как «выпечен» явно больше по заказу, а не для души). Те, кто уже освоил «Американских Богов», получат чуть больше удовольствия. Те, кому сие творение неведомо, — чуть меньше. А, возможно, кое-где даже останутся в недоумении. Однако, по Гамбургскому счету, качественное плиключение — это качественное приключение. И его основная ценность определяется в бОльшей степени мастерством владения пером автора и способностью переводчика это мастерство не профукать.

В этом плане в «Повелителе...» все сложилось довольно удачно. Герой без своей основы в виде предыдущего романа выглядит не слишком объемным, но его внутренней суровости и мелких штришков к портрету вполне достаточно, чтобы набросать картину брутала, вовлеченного в некие потусторонние игры с высшими силами мира сего, и одновременно являющегося самим по себе вовсе не простым персонажем, чьи карты нам здесь так до конца не раскроют, но выпущенного флёра будет вполне достаточно, чтобы это ощутить в полной мере.

Основную претензию можно всерьёз предъявить только, пожалуй, кульминационной финальной схватке, к которой нас ведут-тащат за уши десятка три страниц, а в результате мы получаем бессвязную возьню между двумя крепышами на полтора абзаца. Вот здесь товарищу Гейману явно стоило включить свой описательский экшУн-талант, чего он, к сожалению, предпочел не делать. Почему? Вероятно, хотел акцентировать больше на окружающем и атмосфере. Но на скромный взгляд комментатора, это было ошибкой, потому как исчезла монументальность происходящего события.

В остальном — прекрасная профессиональная склейка перетекания реальности в мир старых добрых мифов и богов. У многих продолжения их культовых историй не добирают и десятой доли такого же обаяния, как эта небольшая повесть. Уже хлеб. С маслом.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Небольшая повесть, которую можно назвать продолжением «Американских богов», а можно и не называть — роман здесь является не более чем предысторией, знание сюжетных перипетий которой совершенно не обязательно, «Повелитель Горной долины» — вполне самодостаточное произведение.

Главный герой, человек с многочисленными тараканами в голове и скелетами в шкафу, которого не зовут по имени, а просто — Тень, путешествует по Европе. Он никуда не спешит, часто подолгу задерживается где-то, устраивается на работу, осматривает достопримечательности, ни с кем толком не знакомится. Однажды случай приводит его в глухой городок на севере Шотландии, где из развлечений «пьянство или уехать на юг», как сообщают ему местные жители. Но вдруг подворачивается работёнка — странноватая, стремноватая, но весьма неплохо оплачиваемая, как тут не согласиться?

Повесть весьма лаконична, однако Гейман очень неплохо обозначил место действия, антураж и персонажей — сразу же, без какого-то особого втягивания ощущаешь себя в шотландской глухомани, чувствуешь эти суровые места и общаешься со странноватыми людьми. Примеряешь на себя действия героя, думаешь, как бы лучше поступить? В общем у меня погружение было стремительным и полным, можно сказать не читаешь, а участвуешь. :)

Хорошее произведение, без откровений, но с харизмой и обаянием, с мистикой и странностями, но в меру, без перегибов и чрезмерной сказочности.

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Продолжение «Американских богов» написано на весьма высоком уровне, хотя и чуть послабее, чем первая часть. Не понравилось необъяснимое упорство, с которым главный герой лез в явную ловушку. Зато все остальное, как всегда, на высоте. Персонажи, даже эпизодические, очень колоритны. Особенно запомнилась Дженни. Мистер Смит и мистер Элис не выглядят в этой истории столь отталкивающе, как в «Сувенирах и сокровищах». Понравились замечательные описания шотландской природы. Стиль Геймана уже и неловко хвалить.

Ну и, конечно, главная задумка хороша. Классический сюжет обыгран очень необычным образом, а концовка весьма необычна. С нетерпением жду продолжений сюжетных линий, пересекшихся в этой истории.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если считать главным героем Тень — тогда рассказик не более чем зарисовка, дополнение к «Богам», и самостоятельного интереса не представляет.

Единственное, что в нем важно — мы узнаем имя Тени.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
БАЛЬДУР. Сын Одина, умерший и пытавшийся воскреснуть, но у него это (согласно скандинавским мифам) «не получилось».

Теперь понимаете, почему ГГ — «Тень»? Именно. Потому, что он, по сути — живой мертвец.

А вот если воспринимать это все как историю Дженни (и, соответственно, ее считать ГГероиней)...

...тогда все становится кристально ясно: это — история «одинокой хульдры». И даже более того — одинокой женщины.

«Она должна была любить мужчину, чтобы оставаться собой». И то, что она

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
не человек
— не мешает всему вышесказанному. (Женщина, сошедшая с ума от одиночества, тоже в какой-то степени уже не человек... а Дженни явно со странностями).

ps Оценка «чуть повыше средней» — за то, КАК рассказ написан (имхо, далеко не шикарно)... а не за то, ЧТО в нем сказано.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

В отрыве от «Американских богов» трудно понять эту новеллу. Но вычленить основные составляющие все же можно. Хотя, конечно, все ее очарование, весь спектр смыслов, все грани и оттенки раскрываются именно по прочтении всего пласта «Американских богов». Поэтому я в легком недоумении — почему Гейман поместил новеллу в этот сборник да еще и в качестве финала. Холодная, немного мрачная, промозгло-сырая атмосфера сельской Шотландии. Север Шотландии — неприглядный мрачный край: холод, сырость, низко висящие облака, пронизывающий ветер, не тающий даже летом снег, скупая зелень, серые скалы, пустынные поля, овечьи тропы. Дикий безлюдный край, и этим он по-своему красив, красив первозданной красотой.

Не покидает ощущение, что все это уже было, но ведь мифология на то и мифология... Главный герой, именуемый Тенью, — немногословный, таинственный, мрачный персонаж с некоей тайной, которую он хранит. Тень — он и в самом деле словно тень. Не безликий — нет, но умеющий слиться с окружающей обстановкой. Ему снятся странные сны, сливающиеся с действительностью. Атмосфера рассказа завораживает. Снова появляются мистер Элис и Смит и приобретают более четкие очертания. Вечеринка в доме и поединок — все это имеет древние корни, древние, как сами боги. Интересен образ Дженни, но очень неоднозначен и оставляет больше вопросов, чем ответов. В общем и целом сюжет проработан глубоко, финал не оставляет осадка недоумения, все герои на своем месте- — добротно сбитое фэнтези, приправленное фирменным слогом Геймана.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Даже боюсь признаться… :shuffle: но этот рассказ, почему-то понравился больше чем «Американские Боги». Там казалось все неоднозначным, где-то понравился рассказ мистера Ибиса, где-то было противно читать (например о ифрите), что же основной сюжетной линии, она тоже весьма сумбурная, что ли сильно американская…

А вот стоило персонажей перенести в Европу, как они обрели некую изысканность и утонченность. Мифические персонажи уже не походят на американских бомжей, а напоминают обедневшую аристократию, т.е. не имеющей преимущество, но, тем не менее, манерную и гордую. Боги Европы вынуждены принимать условия новых мировых господ, но делают это они, как подобает Богам, а не мелкому жулью.

Что же касается атмосферы, то Гейман, как всегда на высоте: Отдаленные пустынные Шотландские холмы, где пасутся стада овец и где находятся полупустой отельчик, так и веют своей мистикой, будто бы там так и положено, раз за разом, воскрешать старые легенды.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перед тем как написать свой отзыв, прочитал чужие мнения, и был очень удивлен, что многие хотели бы между«Американскими Богами» и «Повелителем Горной Долины» поставить знак «=», хотя это совершенно разные произведения, как по массе, так и по задумке. АБ — цельный роман. ПГД — просто заказной рассказик на тему романа. Видимо, многие читатели хотели получить прямое продолжение АБ, чтобы узнать. что же там случилось с Тенью, как же он дальше зажил, решил ли он свои проблемы. Но ПГД не расширяет тему Богов, он просто заимствует сеттинг. Тень живет своею жизнью, путешествует, и вот как-то раз... Как беседа у костра на привале. Как еще одна сказка из одной серии. И она весьма неплоха и интересна.

Тень оказывается втянутым в одну мало кому известную традицию, где ему предстояло сыграть роль жертвы. Нас ждет встреча с новыми богами, а это должно быть интересно всем, кому понравились Американские Боги.

Читать в отрыве от Богов нельзя. Сравнивать с ними тоже нельзя. Получать удовольствие от прочитанного — можно =)

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Время. Удивительная штука это Время. То оно стремительно мчится, как скакун, то едва движется, как улитка. То истекает по капле, то утекает струей. Времени может хватать или не хватать. Течение времени конечно и бесконечно. Оно удивительно. Оно меняет все, или почти все в своем потоке. Приглушает самые яркие воспоминания и переживания, сглаживает все острые углы. Великая сила это Время.

С рассказом Нила Геймана из его цикла «Американские боги», мне не хватило времени. Не хватило его на то, чтобы все яркие краски, от титульного романа, потускнели. Чтобы память о событиях, локациях, героях слегка стерлась. Тогда бы этот, безусловно, достойно написанный рассказ, смог нанести свежую краску на полотно вселенной «Американских богов». Он бы выпятил все то, за что проникаешься атмосферой первой вещи. Рассказ дает ответ на вопрос, что же сталось дальше с Тенью. Чем он занимался после отъезда из Исландии. Гейман, к слову, четко называет истинное имя Тени. Для тех, кто еще не пришел к своему заключению, после прочтения Богов.

«Король горной долины» это экстра-легкая версия «Богов». Если человек, еще не читал основной роман, рассказ может привлечь своей мифологичностью, мистичностью и реалистичностью. Для тех кто уже читал (главное чтобы это было по прошествии основательного количества времени), это станет глотком приятных и прекрасных воспоминаний.

Я же прочитал сей рассказ практически сразу после Богов, на следующий день. И потому все то, что хорошо в рассказе, стало для меня чрезмерным, лишним. Еще свежи все перипетии эпохальных событий. Еще ярки все переживания, да еще не все толком улеглось в голове, после такой грандиозной вещи. И поверх этого легли еще краски этого мира. И стало уже не так хорошо, как могло бы быть. Но я уверен, Время, стоит ему поработать со мной, изменит мое мнение в лучшую сторону).

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, из всего сборника «Легенды II» это — самый стильный рассказ. Как Гейман сочно описал по настоящему мистическую Шотландию, и как переводчик постарался это передать! С точки зрения того, КАК — превосходно. Но возникает масса вопросов. Я читаю всего лишь второе произведение Геймана, не читал ни единого романа, и мне неясно очень многое. Кто были те, кто выставил Тень против Гренделя? Они не распознали его сути? Кто таков мистер Элис? Каковы последствия неожиданного завершения ритуала? Ничего неясно.

Однако следует вспомнить, что Гейман пишет мистику — и всё становится на свои места. Не нужно отгадок, толкований — просто погружаемся с головой в мифологические архетипы Севера и наслаждаемся стилем. По всей видимости, чтобы оценить все прелести образа Бальдура Лунга, следует изучить все прочие вещи.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Любите ли вы сказки? А страшные сказки? А мифологию?

Гейман определенно любит. Потому и написал в свое время «Американских богов», где древние, почти забытые, боги, чья сущности неразрывно отождествлялась у людей с природой, вступают в борьбу с богами современными, богами ТВ и интернета. В общем, Гейман не просто написал шедевр на все времена, он заставил общественность вздрогнуть. Он настолько задвинул планку, что после него вряд ли у кого-нибудь получится написать нечто подобное.

Тогда Гейман написал «Повелителя горной долины», где мы вновь встречаемся с Тенью. Он путешествует по Европе, мы застаем его в шотландском захолустье, он вновь впутывается в сомнительное предприятие, привлеченный большими деньгами. Подобное уже было в «...богах». Снова рядом с Тенью будут появляться странные личности, снова главного героя будут посещать странные и даже немного страшные видения... Человек, прочитавший «... богов», вряд ли будет ошеломлен задумкой, удивляться неожиданным сюжетным ходам, развязкам. Но это не минус (но и не совсем плюс). Плюс в том, что этот эпизод из жизни Тени описан в объеме раз в десять меньшем, чем «Американские боги». Иначе «Повелитель горной долины» стал бы не только самоповтором, но и пародией Геймана на самого себя.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал «Американских богов» и был в восторге. Рассказ «Сувениры и сокровища: история одной любви» тоже очень понравился. И вот мы видим здесь всех: и Тень, и мистера Эллиса и Смитта! :super:

С мифом же о Беовульфе, к сожалению, не знаком, а зря! Было бы больше понятного. Читал всю повесть запоем, потом закрыл книгу, посидел и понял, что ничего не понял, а жаль! Но тем не менее был очень рад снова встретить Тень, одного из моих любимых персонажей, только из-за него такая высокая оценка. Очень хочется продолжений его похождений!

ЗЫ Ну и пошел искать миф о Беовульфе...

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я думаю и в отрыве от Американских богов этот рассказ смотрится неплохо. Просто в нем столько всего намешано, и мифология и божества, монстры какие то. Вообщем, в какой то момент в голове наступает коллапс :) Хотя рассказ душевный, написан в свойственной Гейману нежной-грустной-жестокой манере, что не может оставить равнодушным.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гейман опять за старое — за скандинавские мифы, историю Гренделя и ночные кошмары Тени :biggrin: На сей раз он подмешал в коктейль из «Американских богов» мистера Элиса и Смита из «Сувениров и сокровищ», безудержную любовь к Англии и чуть романтизма неразделенной любви...

Прекрасная смесь.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Американских богов» не читала (возможно после прочтения оценка изменится).

Ждала чего-то намного более интересного. Главный герой, как по мне страдает суицидальными наклонностями. Иначе как объяснить, зачем человек берется за работу, хотя с самого начала знает, что это ловушка, и нет никаких принуждающих факторов.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Кто такая Дженни? Почему она вмешивается? Кто эти люди, которые устраивают поединки? Ну не просто же они богатые ублюдки? Кто такой хозяин замка?
Одни вопросы и никаких ответов. Может для тех, кто читал основное произведение, все понятнее. Но рассказ написан же не только для них.

Моя шкала оценок: 10 — шедевры уровня «Властелин колец», «Песня огня и льда», «Ведьмак», 9 — очень-очень хорошие произведения, попавшие в разряд любимых, который будут перечитываться не раз, 8 — хорошие произведения, которые однозначно надо читать. Дальше по ниспадающей.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Опять эксплуатация сюжета про Беовульфа и Гренделя... уже надоело! Единственный плюс: Гейману всегда отлично удаются описания маленьких безлюдных отелей, с эдаким леденящим душу холодком.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх