Фольклорное произведение «Неопределённое наклонение»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Авантюрно-плутовское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Центральная Азия | Ближний Восток ))
- Время действия: Средние века
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
О том, как Молла изучал падежи и склонения.
Входит в:
— условный цикл «Фольклор народов мира» > цикл «Фольклор Азии» > цикл «Азербайджанские сказки» > цикл «Молла Насреддин»
— антологию «Анекдоты Моллы Насреддина», 1974 г.
— антологию «Двадцать три Насреддина», 1978 г.
— антологию «Двадцать четыре Насреддина», 1986 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mr_logika, 29 мая 2023 г.
Этот анекдот азербайджанского происхождения даёт не знающему языка читателю неплохое представление об этом языке, как о богатом и выразительном. Но как относится к родному языку будущий молла и эфенди?
На вопрос учителя — В каком падеже слово «проза»? — Насреддин отвечает, что это неопределённое наклонение. И такой ответ он дал потому, что не хотел говорить, что это «прошедшее время», т. к. постеснялся затягивать время и напрасно беспокоить учителя. Насреддин вообще не знает, что такое падеж? Не может такого быть, ведь в своём ответе он перечисляет чуть ли не все грамматические категории языка — род, число, залог, наклонение. При этом создаётся впечатление, что он путает понятия «падеж» и «время». Какое может быть время у слова «проза», у существительного? Вывод может быть только один — парень издевается над учителем ради самого процесса издевательства, это доставляет ему удовольствие. Он просто оттачивает на учителе своё остроумие. На традиционное уважительное отношение к учителю на Востоке в этой истории нет и намёка. Похоже, что к родному языку он относится не лучше.
Как такой мальчик превратился в одну из самых популярных исторических фигур всей Средней Азии и Ближнего Востока, одному Аллаху известно.