fantlab ru

Марк Харитонов «Двадцать четыре Насреддина»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.00
Оценок:
3
Моя оценка:
-

подробнее

Двадцать четыре Насреддина

Антология, год

Аннотация:

Самый полный из вышедших на русском языке сборник историй и анекдотов о Ходже Насреддине — знаменитом средневековом мудреце, пройдохе и простаке в одном лице.

В том или ином виде, под разными именами Ходжа Насреддин оставил свой след в фольклоре как минимум двадцати четырех народов от юга Европы до Памира и Тянь-Шаня. Он совершал на первый взгляд дурацкие поступки, которые на деле оказывались исполненными смысла; говорил правду в лицо могущественным властителям, и те глотали ее, как горькие пилюли; издевался над продажными судьями и корыстными чиновниками; высмеивал людскую глупость, притворяясь еще большим глупцом, чем окружающие.

И говорят, что он жив до сих пор — только распустил повсюду слухи о своей смерти, а сам отправился странствовать по свету дальше. Может быть, и вы его когда-нибудь встретите. А если не встретите, то всегда можно просто прочитать эту книгу...


В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


8.00 (3)
-
  • Двадцать четыре Насреддина
  • I. О детстве и юности Насреддина
6.33 (6)
-
6.33 (6)
-
5.90 (10)
-
7.00 (7)
-
6.86 (7)
-
6.71 (7)
-
6.57 (7)
-
5.67 (6)
-
5.56 (9)
-
1 отз.
6.67 (9)
-
6.56 (9)
-
6.71 (7)
-
6.55 (11)
-
6.29 (7)
-
6.00 (6)
-
5.00 (6)
-
5.17 (6)
-
6.43 (7)
-
7.43 (7)
-
5.71 (7)
-
5.50 (6)
-
6.17 (6)
-
5.43 (7)
-
7.29 (7)
-
5.33 (6)
-
  • II. Насреддин и его жена
6.40 (5)
-
6.80 (5)
-
6.20 (5)
-
7.12 (8)
-
6.62 (8)
-
7.17 (6)
-
6.43 (7)
-
6.80 (5)
-
6.80 (5)
-
6.89 (9)
-
7.43 (7)
-
6.60 (5)
-
7.00 (5)
-
6.00 (5)
-
6.40 (5)
-
  • Привычка // Автор: Фольклорное произведение  
6.20 (5)
-
7.00 (5)
-
  • Врунья // Автор: Фольклорное произведение  
6.71 (7)
-
5.60 (5)
-
5.40 (5)
-
7.20 (5)
-
6.80 (5)
-
7.20 (5)
-
5.60 (5)
-
6.60 (5)
-
6.60 (5)
-
7.00 (7)
-
  • Телёнок // Автор: Фольклорное произведение  
6.14 (7)
-
7.00 (5)
-
7.00 (5)
-
5.60 (5)
-
1 отз.
6.00 (5)
-
1 отз.
8.29 (7)
-
6.20 (5)
-
7.00 (5)
-
6.60 (5)
-
7.00 (7)
-
7.57 (7)
-
7.20 (5)
-
6.40 (5)
-
7.00 (5)
-
7.40 (5)
-
6.60 (5)
-
8.60 (5)
-
7.00 (5)
-
6.40 (5)
-
  • Выиграл // Автор: Фольклорное произведение  
6.25 (4)
-
5.25 (4)
-
  • Пожар // Автор: Фольклорное произведение  
6.50 (4)
-
4.25 (4)
-
7.50 (4)
-
7.25 (4)
-
6.50 (4)
-
7.25 (4)
-
7.00 (4)
-
7.25 (4)
-
8.00 (4)
-
5.67 (6)
-
7.50 (4)
-
6.50 (4)
-
7.25 (4)
-
8.00 (4)
-
7.33 (6)
-
5.25 (4)
-
7.25 (4)
-
7.50 (4)
-
7.17 (6)
-
7.67 (6)
-
8.00 (4)
-
7.25 (4)
-
7.50 (4)
-
7.25 (4)
-
8.33 (6)
-
7.50 (4)
-
7.17 (6)
-
7.75 (4)
-
7.50 (4)
-
  • Астролог // Автор: Фольклорное произведение  
7.50 (6)
-
8.25 (4)
-
7.00 (4)
-
8.50 (4)
-
7.75 (4)
-
  • Поспешил // Автор: Фольклорное произведение  
7.50 (4)
-
7.75 (4)
-
7.25 (4)
-
7.00 (4)
-
7.00 (4)
-
6.25 (4)
-
6.25 (4)
-
7.25 (4)
-
7.00 (6)
-
7.00 (4)
-
6.00 (4)
-
7.00 (4)
-
8.00 (4)
-
8.50 (4)
-
  • III. О детях и родных Насреддина
7.50 (4)
-
7.25 (4)
-
6.25 (4)
-
  • Скороход // Автор: Фольклорное произведение  
7.17 (6)
-
7.25 (4)
-
  • Полбеды // Автор: Фольклорное произведение  
7.67 (6)
-
7.25 (4)
-
7.25 (4)
-
  • Тёзка // Автор: Фольклорное произведение  
6.25 (4)
-
6.50 (4)
-
6.00 (4)
-
6.33 (6)
-
6.00 (4)
-
7.00 (4)
-
8.17 (6)
-
7.00 (6)
-
7.17 (6)
-
7.25 (4)
-
7.25 (4)
-
6.83 (6)
-
6.75 (4)
-
7.25 (4)
-
8.50 (4)
-
6.33 (3)
-
  • Пение // Автор: Фольклорное произведение  
7.25 (4)
-
7.67 (3)
-
7.40 (5)
-
8.00 (4)
-
7.67 (3)
-
8.00 (3)
-
7.67 (3)
-
7.17 (6)
-
7.33 (3)
-
8.00 (3)
-
8.40 (5)
-
7.20 (5)
-
6.60 (5)
-
6.33 (3)
-
7.20 (5)
-
7.33 (3)
-
7.40 (5)
-
9.00 (3)
-
6.67 (3)
-
8.25 (4)
-
8.00 (3)
-
7.00 (3)
-
  • IV. О бедности и богатстве
8.50 (4)
-
7.33 (3)
-
9.00 (5)
-
7.33 (3)
-
  • Халва // Автор: Фольклорное произведение  
8.67 (3)
-
8.00 (4)
-
8.00 (3)
-
7.33 (3)
-
7.40 (5)
-
8.00 (3)
-
7.67 (3)
-
  • Раб // Автор: Фольклорное произведение  
6.67 (3)
-
6.67 (3)
-
4.25 (4)
-
  • Арбуз // Автор: Фольклорное произведение  
7.33 (6)
-
1 отз.
7.25 (4)
-
6.33 (3)
-
7.33 (3)
-
  • Пожирнее // Автор: Фольклорное произведение  
6.67 (3)
-
  • Калым // Автор: Фольклорное произведение  
7.67 (3)
-
7.67 (3)
-
7.67 (3)
-
8.00 (3)
-
7.00 (3)
-
  • Жадность // Автор: Фольклорное произведение  
7.20 (5)
-
6.50 (4)
-
8.33 (3)
-
7.00 (3)
-
7.67 (3)
-
  • V. О голоде и обжорстве, жадности и гостеприимстве, скупости и щедрости, должниках и кредиторах
8.00 (3)
-
7.67 (3)
-
7.80 (5)
-
7.20 (5)
-
8.00 (3)
-
6.67 (3)
-
7.33 (3)
-
7.25 (4)
-
6.40 (5)
-
7.00 (3)
-
7.33 (3)
-
7.33 (3)
-
7.67 (3)
-
7.33 (3)
-
7.33 (3)
-
7.67 (3)
-
7.20 (5)
-
7.00 (3)
-
8.33 (3)
-
7.50 (4)
-
  • Виноград // Автор: Фольклорное произведение  
7.67 (3)
-
6.33 (3)
-
7.33 (3)
-
7.67 (3)
-
6.40 (5)
-
6.25 (4)
-
7.00 (3)
-
7.20 (5)
-
7.67 (3)
-
7.67 (3)
-
7.67 (3)
-
6.80 (5)
-
6.67 (3)
-
  • Скупость // Автор: Фольклорное произведение  
7.00 (3)
-
9.33 (6)
-
6.33 (3)
-
7.00 (3)
-
7.20 (5)
-
7.25 (4)
-
7.00 (5)
-
6.67 (3)
-
8.33 (3)
-
8.33 (3)
-
8.00 (3)
-
7.67 (3)
-
7.67 (3)
-
7.00 (3)
-
7.25 (4)
-
5.80 (5)
-
6.33 (3)
-
  • Залог // Автор: Фольклорное произведение  
7.20 (5)
-
7.00 (6)
-
6.67 (3)
-
5.67 (3)
-
7.33 (3)
-
7.40 (5)
-
7.25 (4)
-
6.33 (3)
-
8.00 (6)
-
8.67 (3)
-
8.00 (4)
-
7.33 (3)
-
7.75 (4)
-
6.67 (3)
-
7.33 (3)
-
7.33 (3)
-
  • Пойми // Автор: Фольклорное произведение  
7.33 (3)
-
7.33 (3)
-
7.67 (3)
-
7.00 (5)
-
7.67 (3)
-
7.67 (3)
-
7.33 (3)
-
7.67 (6)
-
8.00 (3)
-
9.20 (5)
-
7.33 (3)
-
7.33 (3)
-
8.67 (3)
-
7.20 (5)
-
7.40 (5)
-
8.00 (4)
-
7.33 (3)
-
8.00 (3)
-
7.00 (3)
-
7.00 (3)
-
8.20 (5)
-
  • Завтра // Автор: Фольклорное произведение  
6.40 (5)
-
7.67 (3)
-
8.80 (5)
-
7.67 (6)
-
  • VI. О торговле, расплате и хитроумных расчётах
7.50 (4)
-
6.33 (3)
-
8.80 (5)
-
7.00 (3)
-
8.80 (5)
-
7.33 (3)
-
7.20 (5)
-
7.33 (3)
-
7.33 (3)
-
6.67 (3)
-
7.75 (4)
-
8.00 (3)
-
8.33 (3)
-
7.67 (3)
-
7.25 (4)
-
9.00 (5)
-
7.83 (6)
-
6.67 (3)
-
6.00 (4)
-
9.33 (3)
-
7.33 (3)
-
7.67 (3)
-
7.25 (4)
-
6.67 (3)
-
7.50 (4)
-
  • «Ах» и «ох»  [= «Ах» и «Ох»] // Автор: Фольклорное произведение  
7.17 (6)
-
7.20 (5)
-
8.20 (5)
-
6.67 (6)
-
7.67 (3)
-
6.33 (6)
-
7.33 (3)
-
7.17 (6)
-
6.75 (4)
-
7.33 (3)
-
9.00 (5)
-
7.25 (4)
-
7.40 (5)
-
8.25 (4)
-
7.40 (5)
-
1 отз.
8.00 (3)
-
  • Саван // Автор: Фольклорное произведение  
7.00 (3)
-
7.00 (3)
-
6.67 (3)
-
7.25 (4)
-
  • VII. О ворах и обворованных, о разбойниках и их жертвах, о пропажах и поисках
6.00 (4)
-
7.33 (3)
-
8.75 (4)
-
8.00 (3)
-
7.67 (3)
-
6.00 (3)
-
8.00 (3)
-
7.67 (3)
-
6.67 (3)
-
6.67 (3)
-
9.00 (3)
-
9.00 (5)
-
7.33 (3)
-
6.67 (3)
-
7.00 (4)
-
8.20 (5)
-
8.00 (3)
-
6.50 (4)
-
  • Земляк // Автор: Фольклорное произведение  
6.40 (5)
-
7.00 (3)
-
6.67 (3)
-
7.33 (3)
-
7.40 (5)
-
7.67 (3)
-
7.67 (3)
-
7.67 (3)
-
6.60 (5)
-
8.00 (3)
-
7.00 (5)
-
  • Рецепт // Автор: Фольклорное произведение  
7.67 (3)
-
7.00 (5)
-
7.67 (3)
-
8.80 (5)
-
  • Ловушка // Автор: Фольклорное произведение  
5.67 (3)
-
8.00 (3)
-
7.00 (3)
-
7.67 (3)
-
7.67 (6)
-
7.00 (3)
-
7.00 (4)
-
7.50 (4)
-
6.20 (5)
-
7.33 (3)
-
  • Поиски осла  [= Сладость находки] // Автор: Фольклорное произведение  
6.60 (5)
-
7.33 (3)
-
8.33 (3)
-
7.00 (3)
-
7.33 (6)
-
7.33 (3)
-
7.00 (3)
-
6.00 (3)
-
7.75 (4)
-
7.33 (3)
-
7.67 (3)
-
  • VIII. О хитрости, которая наталкивается на хитрость, об обманщиках и обманутых, а также об умении найти выход из затруднительного положения
8.50 (6)
-
7.33 (3)
-
6.00 (3)
-
7.33 (3)
-
7.33 (3)
-
7.67 (3)
-
6.50 (4)
-
7.67 (3)
-
7.33 (3)
-
8.50 (4)
-
7.33 (3)
-
7.00 (6)
-
7.60 (5)
-
6.67 (3)
-
7.25 (4)
-
5.67 (3)
-
  • Насмешка // Автор: Фольклорное произведение  
6.33 (3)
-
6.67 (3)
-
8.00 (3)
-
7.67 (3)
-
7.67 (3)
-
7.33 (3)
-
6.75 (4)
-
7.00 (3)
-
5.67 (3)
-
7.00 (3)
-
6.80 (5)
-
  • Убедил // Автор: Фольклорное произведение  
7.33 (3)
-
6.00 (3)
-
7.67 (3)
-
8.67 (3)
-
5.50 (4)
-
5.67 (3)
-
7.33 (3)
-
8.00 (3)
-
7.67 (3)
-
8.25 (4)
-
7.67 (3)
-
7.33 (3)
-
6.80 (5)
-
7.67 (3)
-
7.67 (3)
-
8.33 (3)
-
7.33 (3)
-
  • Рёв осла // Автор: Фольклорное произведение  
7.33 (3)
-
5.67 (3)
-
8.00 (3)
-
7.33 (3)
-
  • Черешня // Автор: Фольклорное произведение  
7.33 (3)
-
8.33 (3)
-
8.33 (3)
-
7.50 (4)
-
8.25 (4)
-
7.33 (3)
-
7.40 (5)
-
7.33 (3)
-
6.67 (3)
-
7.00 (3)
-
6.67 (3)
-
6.33 (3)
-
4.67 (3)
-
7.00 (3)
-
8.00 (3)
-
7.67 (3)
-
5.00 (3)
-
6.00 (3)
-
1 отз.
6.67 (3)
-
7.00 (3)
-
1 отз.
7.67 (3)
-
6.67 (3)
-
6.67 (3)
-
6.33 (3)
-
6.33 (3)
-
5.67 (3)
-
7.00 (3)
-
7.00 (3)
-
6.75 (4)
-
7.17 (6)
-
6.50 (4)
-
  • IX. Об острословии, хвастовстве и умении дать сдачи
7.33 (3)
-
6.67 (3)
-
7.00 (3)
-
7.33 (3)
-
7.00 (3)
-
  • Шутники // Автор: Фольклорное произведение  
6.67 (3)
-
8.00 (3)
-
7.33 (3)
-
6.67 (3)
-
7.00 (3)
-
6.33 (3)
-
7.29 (7)
-
7.00 (3)
-
7.00 (3)
-
6.60 (5)
-
6.33 (3)
-
6.25 (4)
-
7.00 (3)
-
7.00 (5)
-
7.14 (7)
-
7.00 (3)
-
7.00 (3)
-
7.33 (3)
-
6.33 (3)
-
7.33 (3)
-
  • О, юность!  [= О юность!] // Автор: Фольклорное произведение  
6.50 (4)
-
6.67 (3)
-
7.33 (3)
-
7.00 (5)
-
6.67 (3)
-
8.00 (3)
-
7.33 (3)
-
8.33 (3)
-
7.67 (3)
-
  • Кто осёл? // Автор: Фольклорное произведение  
8.00 (3)
-
7.50 (4)
-
7.50 (4)
-
7.67 (3)
-
7.50 (4)
-
5.67 (3)
-
  • Волос города  [= Волосы города] // Автор: Фольклорное произведение  
7.40 (5)
-
7.33 (3)
-
7.33 (3)
-
  • Расчёт // Автор: Фольклорное произведение  
7.33 (3)
-
7.80 (5)
-
7.33 (3)
-
6.00 (3)
-
7.33 (3)
-
7.33 (3)
-
7.67 (3)
-
7.50 (4)
-
7.60 (5)
-
6.67 (3)
-
8.00 (3)
-
8.80 (5)
-
6.33 (3)
-
  • В грязи // Автор: Фольклорное произведение  
8.00 (3)
-
7.33 (3)
-
7.33 (3)
-
7.33 (3)
-
7.40 (5)
-
7.40 (5)
-
7.00 (3)
-
7.00 (3)
-
7.33 (3)
-
8.00 (3)
-
7.33 (3)
-
7.00 (3)
-
7.67 (3)
-
7.00 (5)
-
6.67 (3)
-
7.60 (5)
-
7.00 (3)
-
7.00 (3)
-
5.67 (3)
-
7.67 (3)
-
7.75 (4)
-
7.67 (3)
-
7.60 (5)
-
8.33 (3)
-
  • X. О шутовстве, принимаемом порой за глупость, и о глупости, вызывающей смех
6.75 (4)
-
7.67 (3)
-
7.25 (4)
-
7.00 (3)
-
9.00 (4)
-
7.67 (3)
-
6.00 (4)
-
9.00 (3)
-
8.80 (5)
-
8.25 (4)
-
7.67 (3)
-
8.00 (3)
-
7.67 (3)
-
7.00 (3)
-
6.40 (5)
-
5.25 (4)
-
6.25 (4)
-
7.75 (4)
-
6.50 (6)
-
6.67 (3)
-
6.67 (3)
-
7.67 (3)
-
7.33 (3)
-
7.00 (4)
-
  • Уши // Автор: Фольклорное произведение  
6.33 (3)
-
6.25 (4)
-
5.33 (3)
-
6.67 (3)
-
7.00 (3)
-
8.25 (4)
-
6.33 (3)
-
7.00 (3)
-
6.67 (3)
-
8.50 (4)
-
7.00 (4)
-
6.00 (3)
-
6.33 (3)
-
5.80 (5)
-
8.00 (3)
-
7.33 (3)
-
7.00 (3)
-
  • Кремень // Автор: Фольклорное произведение  
7.40 (5)
-
5.40 (5)
-
8.33 (3)
-
7.00 (3)
-
7.00 (4)
-
5.67 (3)
-
  • Прятки // Автор: Фольклорное произведение  
7.00 (3)
-
7.75 (4)
-
7.00 (3)
-
7.00 (4)
-
8.00 (3)
-
7.67 (3)
-
6.80 (5)
-
7.25 (4)
-
  • Солнце // Автор: Фольклорное произведение  
7.00 (4)
-
6.67 (3)
-
7.00 (3)
-
7.00 (3)
-
6.67 (3)
-
6.25 (4)
-
7.33 (3)
-
7.00 (3)
-
6.67 (3)
-
8.00 (3)
-
7.33 (3)
-
6.38 (8)
-
6.67 (3)
-
7.33 (3)
-
6.20 (5)
-
1 отз.
  • Ворон // Автор: Фольклорное произведение  
7.60 (5)
-
6.67 (3)
-
7.25 (4)
-
7.00 (4)
-
  • Привыкай // Автор: Фольклорное произведение  
7.00 (3)
-
7.00 (5)
-
7.00 (3)
-
7.20 (5)
-
5.67 (3)
-
7.33 (3)
-
7.33 (3)
-
6.67 (3)
-
6.00 (5)
-
6.67 (3)
-
7.33 (3)
-
5.67 (3)
-
5.00 (3)
-
7.00 (3)
-
6.67 (3)
-
6.80 (5)
-
7.33 (3)
-
6.80 (5)
-
6.33 (3)
-
8.33 (3)
-
7.00 (3)
-
6.80 (5)
-
7.00 (3)
-
7.00 (3)
-
7.00 (3)
-
6.50 (4)
-
7.67 (3)
-
  • Град // Автор: Фольклорное произведение  
6.67 (3)
-
7.00 (3)
-
5.67 (3)
-
6.67 (3)
-
7.00 (3)
-
7.00 (3)
-
7.00 (3)
-
6.67 (3)
-
7.67 (3)
-
6.33 (3)
-
7.17 (6)
-
7.67 (3)
-
7.00 (3)
-
8.00 (3)
-
6.67 (3)
-
7.67 (3)
-
  • Ничего // Автор: Фольклорное произведение  
7.67 (3)
-
7.00 (3)
-
7.67 (3)
-
7.00 (5)
-
  • Беглецы // Автор: Фольклорное произведение  
7.00 (3)
-
7.33 (3)
-
7.17 (6)
-
1 отз.
6.60 (5)
-
7.00 (3)
-
7.00 (3)
-
7.67 (3)
-
  • Цена абы // Автор: Фольклорное произведение  
7.00 (5)
-
7.00 (3)
-
5.67 (3)
-
1 отз.
7.00 (3)
-
8.25 (4)
-
7.00 (3)
-
6.00 (3)
-
5.25 (4)
-
6.67 (3)
-
7.00 (5)
-
1 отз.
7.00 (3)
-
6.67 (3)
-
7.00 (3)
-
  • Уходи // Автор: Фольклорное произведение  
6.40 (5)
-
  • Ищу сон // Автор: Фольклорное произведение  
7.67 (3)
-
  • Траур // Автор: Фольклорное произведение  
7.33 (3)
-
7.00 (3)
-
8.00 (3)
-
8.00 (3)
-
7.00 (3)
-
7.33 (3)
-
6.33 (3)
-
7.00 (3)
-
6.80 (5)
-
6.67 (3)
-
7.67 (3)
-
7.00 (3)
-
7.33 (3)
-
6.33 (3)
-
6.67 (3)
-
6.60 (5)
-
6.33 (3)
-
7.33 (3)
-
6.67 (3)
-
8.00 (3)
-
  • Адам // Автор: Фольклорное произведение  
7.00 (3)
-
7.33 (3)
-
6.00 (3)
-
6.67 (3)
-
8.60 (5)
-
6.33 (3)
-
6.67 (3)
-
8.00 (3)
-
9.00 (5)
-
7.00 (3)
-
  • Очки // Автор: Фольклорное произведение  
7.33 (3)
-
7.25 (4)
-
7.00 (3)
-
7.33 (3)
-
7.00 (5)
-
6.67 (3)
-
6.33 (3)
-
8.00 (5)
-
8.33 (3)
-
7.17 (6)
-
8.00 (4)
-
8.00 (3)
-
7.00 (3)
-
8.67 (3)
-
7.00 (3)
-
6.00 (3)
-
  • XI. О мудрости, учёности и невежестве, хитроумных вопросах, загадках и удивительных ответах
8.33 (3)
-
10.00 (3)
-
7.00 (5)
-
7.00 (5)
-
6.67 (3)
-
8.00 (3)
-
7.67 (3)
-
8.00 (3)
-
8.40 (5)
-
1 отз.
7.00 (3)
-
6.67 (3)
-
8.00 (3)
-
7.33 (3)
-
8.00 (3)
-
8.33 (3)
-
6.67 (3)
-
9.25 (4)
-
7.33 (3)
-
7.33 (3)
-
8.33 (3)
-
7.67 (3)
-
6.67 (3)
-
7.00 (5)
-
6.67 (3)
-
7.00 (6)
-
7.67 (3)
-
7.33 (3)
-
7.67 (3)
-
7.00 (5)
-
7.33 (3)
-
6.67 (3)
-
7.33 (3)
-
7.33 (3)
-
7.33 (3)
-
7.00 (3)
-
7.33 (3)
-
7.33 (3)
-
7.33 (3)
-
7.67 (3)
-
7.33 (3)
-
  • Не знаю // Автор: Фольклорное произведение  
7.67 (3)
-
8.67 (3)
-
7.33 (3)
-
8.00 (3)
-
8.00 (3)
-
8.33 (3)
-
7.60 (5)
-
7.33 (3)
-
7.00 (3)
-
8.00 (3)
-
7.00 (3)
-
7.67 (3)
-
7.83 (6)
-
7.67 (3)
-
  • Уши и рот // Автор: Фольклорное произведение  
8.67 (3)
-
8.67 (3)
-
8.00 (3)
-
7.00 (3)
-
7.67 (3)
-
8.00 (3)
-
8.00 (3)
-
7.67 (3)
-
7.20 (5)
-
8.00 (3)
-
7.67 (3)
-
7.33 (3)
-
  • Шкварка // Автор: Фольклорное произведение  
7.67 (3)
-
7.33 (3)
-
  • Безумцы // Автор: Фольклорное произведение  
6.67 (3)
-
7.67 (3)
-
8.00 (3)
-
7.33 (3)
-
7.33 (3)
-
7.00 (3)
-
6.67 (3)
-
7.33 (3)
-
6.80 (5)
-
8.00 (3)
-
7.67 (3)
-
7.33 (3)
-
6.67 (3)
-
7.00 (3)
-
7.33 (6)
-
8.67 (3)
-
7.40 (5)
-
8.00 (3)
-
7.50 (4)
-
7.33 (3)
-
7.00 (3)
-
6.75 (4)
-
6.80 (5)
-
7.67 (3)
-
  • XII. Насреддин и властители
7.67 (6)
-
7.17 (6)
-
5.00 (3)
-
7.00 (3)
-
7.00 (3)
-
7.67 (6)
-
  • Слепой // Автор: Фольклорное произведение  
7.67 (3)
-
  • Кто выше? // Автор: Фольклорное произведение  
8.00 (3)
-
7.67 (3)
-
7.00 (5)
-
8.00 (3)
-
8.60 (5)
-
7.00 (3)
-
8.67 (3)
-
  • Жадность // Автор: Фольклорное произведение  
8.33 (3)
-
7.67 (3)
-
8.33 (3)
-
8.33 (3)
-
6.67 (3)
-
8.33 (3)
-
8.00 (3)
-
7.80 (5)
-
8.20 (5)
-
7.20 (5)
-
  • Людоед // Автор: Фольклорное произведение  
7.33 (3)
-
  • Титул // Автор: Фольклорное произведение  
9.00 (3)
-
7.00 (3)
-
8.33 (3)
-
8.33 (3)
-
1 отз.
7.33 (3)
-
7.67 (3)
-
7.00 (3)
-
7.33 (6)
-
7.33 (3)
-
7.00 (5)
-
7.67 (6)
-
7.17 (6)
-
8.00 (3)
-
7.00 (3)
-
8.00 (3)
-
7.40 (5)
-
6.67 (3)
-
7.00 (3)
-
  • Чудо // Автор: Фольклорное произведение  
7.50 (6)
-
7.67 (3)
-
7.50 (6)
-
7.00 (3)
-
7.67 (3)
-
7.33 (3)
-
8.33 (3)
-
  • Заноза // Автор: Фольклорное произведение  
6.33 (3)
-
7.00 (3)
-
6.67 (3)
-
6.67 (3)
-
8.67 (3)
-
8.00 (3)
-
6.67 (3)
-
7.17 (6)
-
7.67 (6)
-
7.67 (3)
-
8.33 (3)
-
6.75 (4)
-
7.20 (5)
-
8.00 (3)
-
8.00 (3)
-
7.67 (3)
-
7.67 (3)
-
7.33 (3)
-
7.43 (7)
-
7.25 (4)
-
8.00 (3)
-
7.60 (5)
-
8.33 (3)
-
  • Персики // Автор: Фольклорное произведение  
7.67 (3)
-
7.00 (3)
-
7.00 (6)
-
8.00 (6)
-
7.33 (3)
-
7.00 (3)
-
7.00 (3)
-
7.33 (3)
-
7.33 (3)
-
7.67 (3)
-
7.33 (3)
-
7.00 (3)
-
5.00 (3)
-
  • На охоте // Автор: Фольклорное произведение  
6.33 (3)
-
7.67 (3)
-
7.33 (3)
-
  • Молодец! // Автор: Фольклорное произведение  
7.33 (3)
-
7.67 (3)
-
7.60 (5)
-
7.67 (3)
-
7.33 (3)
-
7.33 (6)
-
7.33 (3)
-
7.50 (4)
-
7.50 (6)
-
7.33 (3)
-
7.75 (4)
-
7.67 (3)
-
7.33 (3)
-
  • Сон // Автор: Фольклорное произведение  
8.33 (3)
-
7.67 (3)
-
8.00 (5)
-
7.67 (3)
-
7.67 (3)
-
8.00 (3)
-
8.00 (3)
-
7.20 (5)
-
7.20 (5)
-
7.67 (3)
-
7.33 (3)
-
  • Уголёк // Автор: Фольклорное произведение  
8.67 (3)
-
7.14 (7)
-
1 отз.
7.75 (4)
-
7.33 (3)
-
7.33 (3)
-
7.33 (3)
-
  • Насморк // Автор: Фольклорное произведение  
7.33 (3)
-
7.67 (3)
-
7.33 (3)
-
7.00 (3)
-
6.83 (6)
-
  • Не спеши! // Автор: Фольклорное произведение  
7.67 (3)
-
8.00 (3)
-
7.33 (6)
-
  • Небылица // Автор: Фольклорное произведение  
8.33 (3)
-
7.40 (5)
-
6.00 (3)
-
5.50 (4)
-
7.67 (3)
-
8.00 (5)
-
7.33 (3)
-
8.00 (3)
-
7.67 (3)
-
1 отз.
9.00 (6)
-
  • Изгнание // Автор: Фольклорное произведение  
6.67 (3)
-
8.33 (3)
-
  • XIII. О судах и судьях
7.67 (3)
-
7.57 (7)
-
7.67 (3)
-
7.20 (5)
-
7.67 (3)
-
8.33 (3)
-
  • Не беда // Автор: Фольклорное произведение  
7.33 (3)
-
7.33 (3)
-
7.33 (3)
-
  • Чудо // Автор: Фольклорное произведение  
7.00 (3)
-
7.60 (5)
-
1 отз.
7.00 (3)
-
7.33 (6)
-
7.00 (4)
-
8.00 (4)
-
  • Проверим // Автор: Фольклорное произведение  
5.40 (5)
-
7.20 (5)
-
1 отз.
7.67 (3)
-
  • Развод // Автор: Фольклорное произведение  
8.20 (5)
-
7.33 (3)
-
8.50 (4)
-
8.25 (4)
-
8.50 (4)
-
  • Что ухо! // Автор: Фольклорное произведение  
7.00 (5)
-
7.25 (4)
-
7.50 (4)
-
7.67 (3)
-
7.00 (4)
-
7.00 (3)
-
5.67 (3)
-
6.50 (4)
-
6.00 (3)
-
7.67 (3)
-
  • Мешки // Автор: Фольклорное произведение  
7.25 (8)
-
7.33 (3)
-
7.50 (4)
-
  • Дураки // Автор: Фольклорное произведение  
6.33 (3)
-
8.00 (3)
-
7.17 (6)
-
9.17 (6)
-
6.50 (6)
-
7.00 (3)
-
6.67 (3)
-
7.33 (3)
-
6.20 (5)
-
6.33 (3)
-
6.67 (3)
-
7.33 (3)
-
7.33 (3)
-
7.33 (3)
-
7.67 (3)
-
8.00 (4)
-
7.33 (3)
-
7.67 (3)
-
7.40 (5)
-
8.50 (6)
-
5.67 (3)
-
7.33 (3)
-
  • XIV. О делах божественных и божьих служителях
7.00 (3)
-
6.33 (3)
-
7.67 (3)
-
7.20 (5)
-
6.33 (3)
-
7.50 (6)
-
5.67 (3)
-
7.33 (3)
-
7.00 (3)
-
  • То-то же! // Автор: Фольклорное произведение  
7.00 (3)
-
8.00 (3)
-
7.67 (3)
-
7.33 (3)
-
5.67 (3)
-
7.33 (3)
-
7.00 (6)
-
7.33 (3)
-
7.33 (3)
-
8.00 (3)
-
9.00 (3)
-
7.00 (3)
-
5.67 (3)
-
8.00 (3)
-
7.67 (3)
-
8.00 (3)
-
7.00 (3)
-
  • Иблис // Автор: Фольклорное произведение  
7.00 (3)
-
7.67 (3)
-
7.33 (3)
-
7.33 (3)
-
7.83 (6)
-
8.67 (3)
-
7.60 (5)
-
6.67 (3)
-
8.67 (3)
-
7.67 (3)
-
9.00 (3)
-
7.67 (3)
-
7.33 (3)
-
7.33 (3)
-
8.00 (3)
-
6.80 (5)
-
8.00 (3)
-
7.50 (4)
-
7.86 (7)
-
7.60 (5)
-
7.67 (3)
-
7.20 (5)
-
7.67 (3)
-
7.67 (3)
-
7.33 (3)
-
8.33 (3)
-
9.20 (5)
-
7.67 (3)
-
7.33 (3)
-
7.67 (3)
-
7.33 (3)
-
6.67 (3)
-
7.33 (3)
-
7.33 (3)
-
7.33 (3)
-
7.33 (3)
-
8.00 (3)
-
8.50 (4)
-
7.67 (3)
-
7.38 (8)
-
7.60 (5)
-
7.67 (3)
-
9.00 (3)
-
7.00 (3)
-
7.33 (3)
-
7.00 (5)
-
8.33 (3)
-
8.00 (3)
-
8.33 (3)
-
8.33 (3)
-
8.00 (3)
-
8.00 (3)
-
7.67 (3)
-
7.00 (3)
-
7.33 (3)
-
8.00 (3)
-
8.33 (3)
-
8.33 (3)
-
8.33 (3)
-
7.40 (5)
-
7.00 (3)
-
6.67 (3)
-
  • Что выше? // Автор: Фольклорное произведение  
6.67 (3)
-
8.00 (3)
-
7.33 (3)
-
8.67 (3)
-
7.67 (3)
-
7.67 (3)
-
  • Ну и бог! // Автор: Фольклорное произведение  
8.00 (3)
-
9.20 (5)
-
7.33 (3)
-
8.00 (3)
-
7.33 (3)
-
6.80 (5)
-
8.00 (3)
-
  • Поспешил // Автор: Фольклорное произведение  
7.00 (3)
-
7.67 (3)
-
7.33 (3)
-
7.67 (3)
-
7.00 (5)
-
7.33 (3)
-
7.33 (3)
-
7.67 (3)
-
7.33 (3)
-
7.67 (3)
-
7.33 (3)
-
7.67 (3)
-
7.67 (3)
-
8.50 (4)
-
7.33 (3)
-
7.33 (3)
-
8.33 (3)
-
7.67 (3)
-
7.00 (5)
-
7.67 (3)
-
7.33 (3)
-
7.67 (3)
-
7.33 (3)
-
7.33 (3)
-
7.33 (3)
-
7.33 (3)
-
7.33 (3)
-
8.00 (3)
-
7.40 (5)
-
7.00 (5)
-
7.20 (5)
-
6.67 (3)
-
7.33 (3)
-
8.33 (3)
-
7.80 (5)
-
8.33 (3)
-
8.00 (6)
-
7.33 (3)
-
6.33 (3)
-
7.67 (3)
-
7.00 (3)
-
8.25 (4)
-
7.33 (3)
-
7.00 (3)
-
8.00 (3)
-
7.33 (3)
-
7.20 (5)
-
  • XV. О лекарях и больных
7.25 (4)
-
7.20 (5)
-
7.33 (3)
-
7.00 (3)
-
7.00 (3)
-
7.40 (5)
-
7.00 (3)
-
7.33 (3)
-
7.00 (3)
-
7.00 (3)
-
7.00 (5)
-
7.33 (3)
-
8.00 (3)
-
6.67 (3)
-
7.67 (3)
-
7.25 (4)
-
8.00 (4)
-
5.67 (3)
-
7.00 (3)
-
5.67 (3)
-
5.00 (3)
-
6.33 (3)
-
7.00 (3)
-
7.33 (3)
-
7.00 (3)
-
7.60 (5)
-
  • Лекарь // Автор: Фольклорное произведение  
7.67 (3)
-
  • Разница // Автор: Фольклорное произведение  
7.67 (3)
-
7.67 (3)
-
7.33 (3)
-
6.67 (3)
-
8.00 (3)
-
7.00 (5)
-
7.00 (3)
-
6.80 (5)
-
6.67 (3)
-
7.67 (3)
-
  • Сова // Автор: Фольклорное произведение  
7.20 (5)
-
7.67 (3)
-
7.20 (5)
-
7.00 (3)
-
7.00 (3)
-
7.40 (5)
-
  • XVI. Смерть и бессмертие Насреддина
7.00 (5)
-
7.00 (3)
-
9.00 (3)
-
7.33 (3)
-
6.67 (3)
-
  • Рай и ад // Автор: Фольклорное произведение  
7.33 (3)
-
6.83 (6)
-
7.40 (5)
-
7.33 (3)
-
8.00 (3)
-
7.33 (3)
-
8.50 (4)
-
6.33 (6)
-
8.33 (3)
-
7.00 (4)
-
7.25 (4)
-
8.00 (3)
-
8.33 (3)
-
8.75 (4)
-
6.67 (3)
-
8.00 (3)
-
6.67 (3)
-
8.00 (5)
-
8.33 (3)
-
  • Словарь непереведенных слов
7.00 (3)
-
  • Указатель текстов по народностям
  • Тематический указатель
  • Литература
  • Приложение
7.00 (2)
-


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Двадцать четыре Насреддина
1986 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прежде всего – спасибо коллеге StasKr, благодаря чьим отзывам как на сам сборник, так и на отдельные истории из него я и узнал о существовании этой книги. Отыскал ее и поразился объему – в несколько раз больше тех сборников анекдотов о Ходже (Молле) Насреддине, чем те, что я читал в детстве, – 1238 различных историй! Вдобавок – основательное предисловие, глоссарий, подробные примечания, тематический и национальный указатели… Нет, это уже не просто книга для веселого чтения, а обстоятельное и серьезное исследование. Тут, кстати, возникает странное ощущение диссонанса этой серьезности с предметом исследования – комическим персонажем, фольклорным мудрецом, простаком и шутом одновременно. С одной стороны, сами анекдоты, даже будучи помещенными в такую вот толстую и научную книгу, нисколько не меняются, с другой – начинаешь волей-неволей смотреть на них глазами составителя сборника, для которого Ходжа Насреддин – не источник юмора или сатиры, а нечто вроде насекомого под лупой энтомолога. Вот и меня тоже потянуло на аналитический подход, результатом которого и явилось все, что написано ниже.

О названии книги. Насколько я понял, продираясь сквозь длинное, усеянное числами, фактами и сносками предисловие, смысл названия «Двадцать четыре Насреддина» в нем нигде не прояснен. Что ж, возьму этот труд на себя: имеются в виду двадцать четыре народа, в фольклоре которых имеются истории о Ходже Насреддине, пусть даже он и носит в них другие имена: Насреддин Афанди, Эпенди, Молла Насыр, Анастратин и т. д. Указатель, приведенный в конце, показывает, что Насреддин в том или ином облике оставил свой след от юга Европы (Сербии, Греции, Болгарии) до Памира и Тянь-Шаня. Впрочем, похоже, что все-таки у подавляющего большинства анекдотов о Ходже Насреддине корни растут из Средней Азии, пусть даже принято считать, что родился их герой в Турции. Например, в истории, помеченной как сербская, фигурирует Тамерлан, а в другой, с пометкой «греч.», – телеги с хлопком. Так что при чтении я классифицировал все истории по месту действия как «Центральная Азия», если только не было указано явно иное – а такое случалось нечасто. А время действия, в соответствии с датами жизни возможных реальных прототипов Ходжи Насреддина, указывал как «средние века», за исключением крайне редких случаев, когда в тексте встречались явные анахронизмы: ружья, очки и прочие более или менее современные вещи.

У сборника, на мой взгляд, есть один крупный недостаток – сам принцип его составления. Истории о Ходже Насреддине в книге скомпонованы по тематике: «О бедности и богатстве», «О судах и судьях», «Насреддин и властители», «О ворах и обворованных» и т. п. – всего шестнадцать таких тематических разделов. Но, по-моему, было бы лучше, если бы сборник, в соответствии со своим названием, был составлен по национальному или географическому признаку: тогда стало бы намного понятнее, каков Ходжа Насреддин в представлении разных народов. Может быть, где-нибудь он больше юродивый, чем мудрец, а где-нибудь наоборот; может быть, где-нибудь он больше склонен прислуживаться властителям, а где-нибудь – резать им правду в лицо? Указатель по национальностям тут нисколько не помогает: попробуй-ка отбери и прочти вразбивку из тысячи с лишним историй по указанным номерам только, к примеру, турецкие. А так из всей этой многонациональной пестроты сколько-нибудь запоминается только болгарский персонаж по имени Настрадин, и тот только тем, что в большинстве историй он уступает Хитрому Петру – своему местному конкуренту, тоже насмешнику и пройдохе.

О юморе. Полностью согласен, что когда-то, возможно, эти анекдоты и были по-настоящему смешны, но в наше время даже улыбнуться-то получается не всегда. Ну не смешно – и все тут! Все-таки за прошедшие века людское чувство юмора явно стало более изощренным, да и изменения жизненных реалий часто дают о себе знать. Чтобы понять суть иной истории, надо посмотреть в примечания или заглянуть в энциклопедию, и пока поймешь с их помощью, в чем соль, уже и смеяться-то расхочется. Во всей книге нашлось, наверное, десяток или два анекдотов, которые и по нынешним понятиям действительно смешны или блестяще остроумны и притом могут быть рассказаны в любой компании – ведь Ходжа Насреддин не брезговал порой и черным юмором, и физиологически-туалетным (а вместе с ним и составитель сборника – из песни-то слова не выкинешь), такое уже кому попало не расскажешь.

Впрочем, многие из историй о Ходже Насреддине никогда не принадлежали к числу веселых анекдотов. В книге встречается немало известных «интернациональных» сатирических сюжетов (в основном в разделах о властителях и судьях) с Насреддином в качестве главного действующего лица. Они, как совершенно верно отметил StasKr, и поныне остаются актуальными. Самый яркий пример, сейчас злободневный как никогда, – история под номером 941. В ее конце Тимур отменил свое распоряжение; мы же видим сейчас лишь обратное, и чем дальше, тем хуже. Может быть, у Тимура, хоть он прославился как жестокий завоеватель, было просто больше мудрости и ума?..

В целом книга, конечно же, оставляет ощущение огромного труда. Видно, что составитель сборника посвятил исследованиям фольклора о Ходже Насреддине много лет. Обсуждаемая книга вышла в 1986 году, а за восемь лет до того под названием «Двадцать три Насреддина» появилось ее первое издание, на составление которого тоже явно ушел не один год. Составитель в послесловии анонсировал работу и над следующим, в очередной раз дополненным изданием под названием «Двадцать семь Насреддинов» (насколько я понимаю, оно так и не появилось). В общем, похоже, что ничего более обстоятельного и всеобъемлющего в этой области просто не найти.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читая этот огромный сборник анекдотов о Ходже Насреддине лишний раз убеждаешься в двух вещах:

а) Людские характеры изменяются очень медленно. Идут века, жизненный уклад людей меняется самым радикальным образом, а человеческие пороки и добродетели остаются практически неизменными. Это и радует, и печалит одновременно.

б) Ничто не устаревает столь быстро как юмор. Пятьсот, триста или даже сто пятьдесят лет назад большая часть этих историй была очень смешной. Сейчас же современный человек в лучшем случае поймёт в чём соль этих историй, но не сможет выдавить из себя даже улыбки. В худшем же случае вовсе не понятно, где в той или иной шутке следует искать слово «Лопата», над которым надо смеяться.

Тем не менее из тысячи двухсот тридцати восьми (!) анекдотов и баек сто или сто пятьдесят историй действительно неплохи, так что совсем уж зря я время не потратил. Из их числа отдельно следует выделить следующие анекдоты:

«Расписка» и «Смысл жизни» – абсолютно вневременные истории, которые не утратили своего заряда за те сотни лет, которые прошли с того момента, как их придумали. Лирический настрой «Расписки» настолько силён, что так и просится на экран. Заключительную фразу из «Смысл жизни» можно использовать в качестве эпитафии на могилах десятков миллионов людей. 10/10.

«Как Насреддин был дибиром» – пожалуй самая весёлая история из тех, в которых Ходжа выступает в роли священника. Неизвестно как он исполнял иные обязанности муллы, но на его проповедях людям скучать явно не приходилось. 10/10.

«Безысходное горе» – тонкий азербайджанский троллинг в отношении армян по религиозному вопросу. Впрочем, в аналогичной ситуации христианин также может поиронизировать над мусульманином. 10/10.

«Несправедливый приятель» – тот случай, когда средневековый юмор не слишком устарел за те несколько сотен лет, которые прошли с момента сочинения этого анекдота. По нынешним меркам грубовато, но всё равно смешно. 9/10.

«Пробьются сквозь землю» – анекдот о мужчине, похоронившего двух своих жён и прекрасно понимающего, что лучше бы ему и дальше оставаться вдовцом. 9/10.

«Шутка всерьёз» – крохотная история о том, что женщина никогда не бывает слишком стара для нового брака. 9/10.

«Три выстрела Эпенди» – в цикле о Ходже Тамерлан выполняет роль Тёмного Властелина, при дворе которого и обретается Насреддин. Ну, а «Три выстрела…» является прекрасной историей о том, как во время своей придворной карьеры Насреддин мог выкрутиться даже из самой безнадёжной ситуации. 9/10.

«Последствие голодовки» – вариант анекдота о том, как Ходжа подрядился обучить осла чтению. Разве что в данном случае срок учёбы составил два месяца, а не двадцать лет. 9/10.

«Как стать умным?» – Ходжа Насреддин рассказывает о том, как стать умным человеком. Метод, на мой взгляд, вполне рабочий. 9/10.

«Жадность» – отличная история о том, как определить среди группы незнакомых тебе людей великого правителя. К сожалению, название анекдота полностью спойлерит весь сюжет. 9/10.

«Царь развалин» – одна из тех сатирических историй о Насреддине, в которой он сообщает тому или иному монарху об «эффективности» его правления. Идут века, сменяют друг друга страны, языки и религии, а все достижения или провалы правителей вынуждены вывозить на своем горбу простые люди. Так что анекдот, сложенный средневековыми узбеками, понятен и очевиден любому современному человеку. 9/10.

«Уголёк» – вневременная история о том, как опасна бывает для сильных мира сего гордыня и чувство собственной важности. Один из тот примеров сатиры, который никогда не устареет. 9/10.

«Или осёл или Тимур» – азербайджанский вариант самого знаменитого анекдота о Ходже Насреддине («… или я, или эмир, или этот ишак. А тогда поди разберись, кто из нас троих лучше знал богословие!»). Слегка затянут и имеет некоторые отличия от канонической версии. В связи с этим оценка снижена на балл. 9/10.

«Развод» – рассказ о типичной для всех народов ситуации, когда супруги могут жить годами друг с другом, делить кров и постель, но оставаться при этом абсолютно чужими людьми. Анекдот смешной, а вот причина его породившая очень печальная. 9/10.

«Эпенди тоже двуличный кази» – мудрость о том, что «Закон – что дышло, куда повернул – туда и вышло» на своём горьком опыте постиг не только русский народ. И даже то, что в роли двуличного судьи здесь выступает Ходжа Насреддин не портит историю, уж больно хорошо она изложена. Ни одной лишней детали или фразы. 9/10.

«Извинения перед собакой» – собака в исламе является нечистым животным. Поэтому уравнивание их со священниками выглядит особо жирным троллингом со стороны правоверных, которые сначала сочинили этот анекдот, а потом рассказывали его друг другу. 9/10.

«Пример осла» – отличная шутка о том, что и среди мусульман есть люди, понимающие всю прелесть алкоголя. 9/10.

«Путь в рай» – небольшая история, из которой мы узнаём кое-что о родителях Ходжи Насреддина, а также причину сыновьего беспокойства о загробной участи своей матери. 9/10.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх