Энтони Горовиц «Это слово - Убийство»
Читатели и критики единодушны: Горовиц способен создать мощный детектив в любых декорациях. Автор сверхпопулярной серии об Алексе Райдере, культовых сериалов «Война Фойла» и «Несправедливость», он получил сразу два почетных предложения: расширить вселенные Шерлока Холмса и Джеймса Бонда. Редчайшее признание заслуг в жанре!
Едва вынырнув из мира Холмса, писатель идет на новый смелый эксперимент: пробует на роль современного доктора Ватсона… самого себя. Ему предстоит работать с Шерлоком XXI века, блестящим и совершенно асоциальным сыщиком Готорном, — чтобы превратить расследование в книгу. Пожилая женщина, мать голливудской суперзвезды, составила план своих похорон — и через несколько часов была зверски задушена. Знала ли она, что умрет так скоро?
Это безумно запутанная история, где среди героев не только сам автор, но даже Стивен Спилберг и Питер Джексон!
Входит в:
— цикл «Готорн»
Награды и премии:
лауреат |
Премия в области японского классического детектива (хонкаку) / 本格ミステリ大賞 / Honkaku Misuteri Taishō, 2021 // Лучший переводной роман десятилетия (Великобритания) |
Номинации на премии:
номинант |
Премия «Переводной роман» (Translation Mystery Award) / 翻訳ミステリー大賞(ほんやくミステリーたいしょう), 2019 // Главный приз (перевод 山田蘭) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
lammik, 2 мая 2021 г.
Состоятельная пожилая дама Дайана Каупер приходит в похоронное агентство, чтобы обговорить детали своего погребения. И уже через шесть часов её жестоко убивают в собственном особняке. Для помощи в расследовании лондонская полиция обращается к консультанту Даниэлу Готорну, бывшему полицейскому, которого уволили со службы после скандала со скинутым с лестницы педофилом. Примерно так же как и к педофилам Готорн относится к остальным любителям альтернативных сексуальных практик, о чём не стесняется сообщать тем при встрече. Однако дело своё знает на отлично, потому и участвует в расследованиях как привлечённый эксперт. С Энтони Горовицем, сценаристом и писателем, Готорн познакомился на съёмках одного из телесериалов. А после убийства миссис Каупер решил предложить известному писателю сотрудничество по схеме «Готорн находит убийцу, Горовиц пишет об этом книгу, прибыль — пополам». Так Энтони Горовиц стал участником настоящего расследования убийства...
Во-первых, я бы не стал называть Готорна современным Холмсом. Да, он тоже наблюдателен и умеет делать правильные выводы из своих наблюдений, но в целом его бесцеремонная циничность заставляет вспоминать героев Хэммета или Чандлера. Одной из самых запоминающихся сцен книги является встреча Горовица в каком-то пафосном лондонском отеле с Питером Джексоном и Стивеном Спилбергом для обсуждения сценария второго «Тинтина». В номер неожиданно вторгся Готорн, не узнал Спилберга, Джексона узнал, но сказал, что большей глупости, чем говорящие деревья, придумать сложно, и утащил Горовица на похороны миссис Каупер. В итоге второй «Тинтин» так и не был снят, как вы знаете. Собственно трюк с помещением настоящего себя в центр сюжета собственной книги составляет немалую часть очарования последней.
Во-вторых, хоть события романа и происходят по классической схеме с выделением круга подозреваемых, поиском улик, отбрасыванием версий, опросами свидетелей, подано это всё динамично и очень современно. Скучать не приходится, а самостоятельно вычислить убийцу мне так и не удалось, хотя все необходимые ключи автор по тексту и раскидал. Но понятно это становится уже post factum.
Ну и отдельно хочу сказать, что наличие «нормального» убийцы с «нормальными» мотивами добавляет книге вистов. А то сейчас, зачастую, детективы сводятся к поиску маньяка, который убивает исключительно в силу того факта, что он маньяк.
Shab13, 21 ноября 2022 г.
Успешный сценарист и писатель Энтони Горовиц только-только дописал роман по мотивах Шерлока Холмса «Дом шелка». Идеи следующей книги пока нет, на горизонте маячит возможность поучаствовать в работе над вторым фильмом о Тинтине, причем поработать с мастодонтами – Стивеном Спилбергом и Питером Джексоном. В общем все у Горовица хорошо, тихо, спокойно. Пока в его жизнь не врывается Готорн.
Дайана Каупер приходит в похоронное бюро, организовывает свои похороны, а через шесть часов ее убивают. Совпадение? Или чей-то коварный план? За дело берется экс-полицейский, а ныне консультант, Готорн. Именно с этим делом он обращается к Горовицу, предлагая шанс написать о реальном расследовании. Выручка 50 на 50.
Энтони Горовиц написал автофикш. Если вы не знали, на всякий случай поясню – автофикш, это сплав реальной биографии с выдуманными событиями. Все события романа, будь то встреча со Спилбергом и Джексоном или обед с литературным агентом, а также все встреченные персонажи, могут быть в равной степени реальными и вымышленными. Помимо самого расследования, Горовиц приоткрывает дверцу в свою жизнь, в закулисье своих проектов. Читать весьма увлекательно, но еще более увлекательно – гадать где здесь вымысел.
Горовиц прекрасно отыгрывает роль Ватсона при Холмсе, или Гастингса при Пуаро. В какой-то момент он даже пытается выбраться за рамки своей роли. Не такой уж он и глупый, чтобы самому не раскрыть убийство!
Но детективный роман, как водиться, держится не только на загадке убийства, но и на личности того, кто это убийство расследует. Пришло время поговорить о Готорне. Готорн резкий, неприятный, иногда нагловатый, он раздражает Горовица своей фамильярностью и повадками. Он не распространяется о своих методах и догадках, не рассказывает о личной жизни и увлечениях. Горовиц, уже как автор романа о совместном расследовании, пытается вытянуть из Готорна побольше деталей о самом Готорне, чтобы придать сыщику объем. Но Готорн прекрасен в своем нежелании открываться, оставляя место для читательских, и писательских, догадок о своей личности. Ближайший аналог – Шерлок образца первого сезона одноименного сериала (2010 год), вернее его неприятная версия.
Само расследование увлекательное и отдает классикой. Все правила детектива соблюдены, по тексту раскиданы подсказки и улики, есть и ложная линия расследования, и старые скелеты в шкафу. Претензий к жанровой составляющей никаких.
«Это слово – Убийство» — замечательный детектив, который не просто детектив. Отличная попытка привнести нечто новое в классическую схему.
Nikquest, 18 ноября 2018 г.
Куча американских процедуралов приучили зрителя, что помогать раскрывать преступления может кто угодно: писатель, фокусник, дьявол, актеры, всяческие консультанты полиции, ясновидящие… Они сделали подобное явление обыденностью.
Энтони Горовиц, известный британский сценарист и писатель, на счету которого масса собственных сериалов и несколько книжных продолжений Шерлокианы, пошел еще дальше. В своем новом классическо-детективном романе он назначил на роль помощника гениального сыщика… себя самого. То есть, Энтони Горовица из реального мира, на счету которого куча написанных книг и сценариев, который запросто встречается со Стивеном Спилбергом и Питером Джексоном, обсуждает с ними сценарные вопросы будущих фильмов, а на досуге помогает Шерлоку Холмсу современности раскрыть очень странное дело. Одна престарелая мадам приходит в ритуальное агентство, обговаривает собственные похороны, а спустя всего несколько часов ее убивают.
Сюжет и детективная интрига построены превосходно, по сути – это именно что классический детектив с логической загадкой, кучей версий, кропотливым копанием в деталях и изучением прошлого, несостыковками и неожиданной развязкой. Но большую часть интереса представляет именно задумка с помещением реального человека с реальным бэкграундом в этот образ, отчего повествование от первого лица выглядит в разы сочнее. Горовиц то и дело описывает свои собственные наблюдения о писательско-сценарном мастерстве, выслушивает критику от сыщика, сам встречает известных в реальности людей, постоянно упоминает каких-то актеров, фильмы, сериалы, а для тех, кто «в теме» британского телевидения, дает немало любопытных отсылок, например, к «Джонатану Крику» и «Войне Фойла», а наделив своего товарища яро гомофобным характером (это в Британии-то!), он и вовсе лишний раз подчеркивает свое пренебрежение устоями. Отчего повествование искрится практически документальным флером, но с массой художественных допущений, что, кстати, поначалу служит предметом для насмешек сыщика.
Удачный формат, закрученный сюжет, классический детектив и маленький объем сделали свое дело. Хочу продолжения.