Артур Кларк «Дорога к морю»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Утопия )
- Общие характеристики: Социальное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
В далеком будущем на Земле города уступили место мелким поселениям, где человечество живет в мире и не знает хлопот, благодаря достижениям науки. Молодой Брент отправляется в заброшенный город, для того чтобы произвести впечатление на возлюбленную. Какие тайны хранит последний город на Земле?
Входит в:
— сборник «Рассказы Десяти Миров», 1962 г.
— антологию «The Arbor House Treasury of Great Science Fiction Short Novels», 1980 г.
— сборник «Tales from Planet Earth», 1989 г.
— сборник «Колыбель на орбите», 2000 г.
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 18 мая 2023 г.
Достаточно многоплановый рассказ — сразу и про любовь, и про взросление, и про угасающее человечество, и про его возможные дальнейшие варианты развития и про очень непростое будущее... Мне понравилась атмосфера упадка — великих городов больше нет, цивилизация в нашем понимании безнадёжно рухнула, но люди и не особо-то горюют по этому поводу, потому что просто пошли другим путём. Готов спорить, что если этот рассказ читала Урсула Ле Гуин, то он ей очень понравился — прям в её духе написано.
Pride1983, 29 января 2020 г.
«Дорога к морю» всё-таки скорее повесть, чем рассказ.
Начну со сравнения (от этого никуда не деться) со знаменитым шедевром Кларка. Деревня Чалдис — некий сплав Диаспара и Лиза из романа «Город и звёзды». Жители обитают в сельской местности, в небольших домиках, ведут большей частью патриархальный образ жизни, но при этом используют многие технические блага прошлых поколений, к примеру, интегратор, хранилище знаний, «умный дом» и другие. Общее у всех этих трёх населённых пунктов — застой, против которого так упорно бьётся Олвин в романе «Город и звёзды» и который так настойчиво защищает Брент в рассматриваемом произведении. Сравнение этих двух главных героев также неизбежно, они олицетворяют собой две разные человеческие натуры. Не все люди хотят перемен, многим, таким как Брент, вполне уютно и комфортно жить в своём знакомом и милом сердцу маленьком мирке, и весьма глупо их за это осуждать. Других, как Олвин, во все века тянуло прочь от своей «тихой гавани», они готовы бросить всё привычное и понятное, покинуть зону комфорта и уйти в неизвестность, надеясь обрести там новую и более интересную жизнь. Естественно, без таких людей не случалось бы крупного прогресса в развитии человечества, но мир не может существовать без первых, как не может он существовать и без вторых. Таким образом, Кларк показывает нам через Олвина и Брента два разных взгляда на жизнь.
Автор изобразил весьма уютный и незамысловатый мир с простыми радостями. Жизнь в Чалдисе схожа с уже упоминаемым Лизом, а также Талассой из романа «Песни далёкой Земли».
В концовке произведения вполне хватило бы простой встречи Брента со звёздными гостями, которые могли бы предложить главному герою полететь с ними в космос и увидеть своими глазами красоту и величие Вселенной и похвастаться своими достижениями. «Страшилка» про сигма-поле выглядит здесь несколько чужеродной, можно сказать, что она «не зашла» в канву повествования, но Кларк всё-таки решил «ввернуть» в концовке что-нибудь этакое.
yfnfkmz12041978, 23 декабря 2016 г.
Рассказ начинается со встречи двух братьев. Ханнар и Дарвен не виделись около двадцати лет. Ханнар живет в городе, под названием Шастар, и не видит надобности в освоении новых миров и покорении жестоких планет; что может быть лучше родного дома. Дарвен — покоритель космических просторов; он вложил все свое умение, все таланты в строительство новых миров и испытывал такое торжество духа, которое и не снилось Ханнару. Тот день, когда первая экспедиция вернулась в Солнечную систему, для Дарвена стоит целой жизни, проведенной в Шастаре.
С развитием науки и техники вся сила и энергия человеческой расы отхлынула от Земли. Города опустели, культурное наследие прошедших эпох было забыто, все кануло в небытие.
Дальше события развиваются уже по прошествии пяти тысяч лет. И в них, что -то не все понятно. Рассмотрим их.
Жизненное устройство народностей , количеством где-то по тысячи человек, находится в ведомстве «Верховного совета». Который, почему- то, каждые триста лет переселяет эти народы , и не просто, а через два континента и океан, меняя климатические пояса — зачем?. После такого переселения нам показывают деревню, оборудованную по последнему слову техники и имеющую на своей окраине «неряшливого вида кузницу»??. В домах поселенцев имелись чудо-устройства по «воспроизведению» продуктов питания, поэтому такое помещение как кухня вовсе не к чему. Постельное белье себя изжило, потому что температура в спальном помещении «равнялось температуре тела» — это как Вам?. Вы хорошо спите, если вокруг почти сорок градусов???. Знания людей хранили записывающие устройства, если что-то нужно, нажми кнопку. И не видно, что бы кто- то стремился к знаниям. И так далее.....
Брент получился закрытым таким, мыслей мало, эмоций еще меньше. Его заботила только Ирадна, как объект осязаемый. А любви и непременно ее последствий таких как душевных томлений, смятений и терзаний я не заметила.
Сухой такой рассказ.
god54, 25 ноября 2013 г.
Достаточно хороший рассказ, в котором нет твердой фантастики, а есть любимая тема автора, которую можно назвать так как называется его главное произведение «Город и звезды». Я бы еще добавил и человек. Эти три составляющие стали главными в нескольких, на мой взгляд, лучших произведениях А. Кларка. Далекое будущее, а человек всегда останется человеком и человеческие страсти будут кипеть всегда: любовь, творчество, мечта, цель в жизни, стремление к недостижимому... Написано красиво, талантливо, реалистично, увлекательно, эмоционально. Главное, что в центре человек, его эмоции, поступки, ошибки, достижения и решения. Не следует пересказывать сюжет, главное, что это литература, которая увлекает и заставляет сопереживать. Это произведение, которое читали, читают и будут читать.
ii00429935, 5 июня 2011 г.
Немногие фантасты заглядывали так далеко в будущее, как это сделал Артур Кларк в «Дороге к морю». Что вспоминается в параллель к этой книге? Наверное, прежде всего Герберт Уэллс и его «Машина времени». Любопытно, что оба автора использовали как ключевой образ и символ вечности огромного сфинкса. В целом взгляд Кларка в грядущее куда более оптимистичный, хотя грустно, что в этом мире при невиданном развитии технологий забыли «Илиаду» Гомера (есть подозрение, что не только Гомера)... В «Дороге к морю» есть интересные идеи о будущем человечества, обаятельный главный герой, великолепно проработанная атмосфера. Это и фантастика, и история взросления, и отчасти роман-катастрофа. Идей у Артура Кларка, всегда склонного к глобальности, хватило бы на несколько томов. Отчасти поэтому «Дорогу к морю» мне было трудно воспринимать, как цельное, законченное произведение. Кроме того финал здесь уж очень сумбурный и скомканный, а намеченные сюжетные линии обрываются, толком не начавшись. Понятно, что любовный треугольник (Брент — Ирадна — Джон) автору нужен был, чтобы показать, что человек и через века останется прежним. Но всех ли читателей устроит такая недосказанность?
morbo, 27 февраля 2011 г.
Рассказ по духу весьма похож на роман «Город и звёзды».
И там и там люди стали обеспечены всем необходимым после изобретения прибора, который может скопировать любой предмет по-молекулярно или воспроизвести его по-молекулярно по информации из запоминающего устройства. Все библиотеки мира помещаются в небольшом устройстве, которое может воспроизводить любые записанные в него образы прямо в сознание читателя. Человечество устремилось к другим звёздам и планетам, продолжая развивать науку и технику. Человечество, оставшееся на Земле, переживает затяжную стагнацию. Главный герой, житель одной из деревень, отправляется в дорогу, чтобы принести своей возлюбленной что-нибудь необычное из давно заброшенного города. Но как только он находит подходящую вещь, оказывается что его жизнь и жизнь всех людей Земли никогда более не будет прежней.
Рассказ написан в 1950 году, между годом написания повести «Да не настанет ночь» (1948) и годом написания романа «Город и звёзды» (1956), в который и была переделана повесть. Видимо, определённые мысли и настроения долгое время не покидали автора, иногда выливаясь в нечто вроде этого рассказа. Нельзя сказать, что этот рассказ может сравниться по качеству с указанными произведениями, концовка получилась весьма сумбурной, но по настроению — это нечто очень похожее.